Старожилы к такому дебюту и девизу, под которым он проходил, отнеслись кто с иронией, кто с сочувствием. Были, впрочем, и те, кто принял правила игры и решил конкурировать с "выскочкой" по ценам. Так или иначе, но сегодня, по окончании сезона, все на австрийском рынке до сих пор под впечатлением от турецких технологий.
Платить такую цену за выход на рынок (возможные потери по программе "Санрайз Тур" некоторыми экспертами по направлению оцениваются в $100 тысяч) при себестоимости только наземного обслуживания с самым скромным размещением 200 евро - не самый разумный подход к решению этой задачи.
Так считает, например, Борис Бурыкин, директор Ascent Travel. Отмечая, что демпинговые программы, безусловно, притягивают к стране и компании внимание определенной части туристов, г-н Бурыкин уверен тем не менее, что с точки зрения бизнеса подобные продажи теряют всякий смысл.
Впрочем, новых туристов выгодное ценовое предложение действительно привлекло. Другой вопрос, что некоторые операторы самоустранились из этой битвы титанов за дешевого клиента, а вклад такого клиента в выросший в два раза объем на австрийском направлении отнюдь не так велик.
В Jet Travel, например, посчитали, что туриста, накопившего 300 евро, найдется кому отправить и без них. При этом, по словам коммерческого директора компании Максима Приставко, объемы резко выросли и без этих туристов.
В высокий сезон поток увеличился по сравнению с прошлым годом в полтора, а по оценке Бориса Бурыкина - в два раза. Один только Jet Travel поднимал на пиковые даты больше 10 рейсов на тех направлениях, откуда можно "загружать" Австрию - Мюнхен, Зальцбург, Фридрихсхафен, Инсбрук. Общий объем вырос, но и конкуренция среди операторов возросла. В этом году в отличие от прошлого количество рейсов (длинные цепочки) на Австрию увеличилось примерно вдвое, и не в пиковые даты все число туристов пришлось на довольно большое число компаний.
Что касается наиболее популярных курортов, то на горнолыжном рынке, и, особенно, это касается Австрии, предложение определяет спрос. Операторы открывают новые курорты, начинают их раскручивать и постепенно делают популярными. Так было несколько лет назад с Майерхофеном, затем с Ишглем, Зельденом.
Новинки этого сезона - Обергургль (сосед Зельдена), Серфаус, Обертауэрн (рядом с Зальцбургом). Лидером дешевой Австрии остается Майерхофен, который благодаря открытию новых подъемников практически слился с другими поселками долины Циллерталь - Рамзау, Хиппах.
Именно там "Асент Трэвел" наравне с "Санрайзом" предлагал пакеты с размещением в пансионах по 300 евро. Собственно, у разных операторов рейтинг популярности курортов выглядит по-разному, в зависимости от того, где садится самолет. "Асент" традиционно летает в Инсбрук и делает упор на Тироль. UTE, Jet Travel летали в Зальцбург и Фридрихсхафен, откуда также удобно добираться до курортов Тироля.
В целом в первой шестерке, помимо Майерхофена, - Зельден, Ишгль, Целль-ам-зее, Санкт-Антон, Китцбюэль.
Всего в сезон в Зальцбург летало 4 самолета, в Инсбрук - 2 и один - во Фридрихсхафен. На Новый год и каникулы каждый оператор делал свои рейсы. Кстати, только в Зальцбурге 3 января приземлилось больше десятка самолетов из России.
Причин такой популярности Австрии несколько. Во-первых, прирост произошел за счет новых лыжников, которых действительно с каждым годом становится больше. Не последнюю роль здесь сыграли дешевые предложения "Санрайза". К тому же, видимо, клиенты за год привыкли к соотношению доллара и евро в пользу последнего и в отличие от прошлого года перестали бояться цен в евро. В лучшем положении оказались и операторы, которые в прошлом сезоне теряли деньги, так как цены по-прежнему выставлялись в долларах.
Тот же скачок евро, как ни странно, сыграл на руку Австрии, так как благодаря ему она перестала быть очень дешевым направлением, и Андорра практически сравнялась с ней по ценам. С учетом разницы в качестве катания многие из тех, кто раньше поехал бы в Андорру, теперь предпочел ей Альпы. Вообще, цены выросли во всех европейских странах, но особенно значительно в Италии, Германии, Франции, Испании. А в Австрии, где и было не очень дешево, подорожание оказалось не таким существенным.
Играет свою роль и специфика австрийского клиента. По оценке операторов, сейчас основная масса горнолыжников - это вчерашние новички. Дорогие французские курорты, предлагающие лучшее в Европе катание, которое могут оценить прежде всего мастера, им не нужны. Трассы в Андорре или Германии уже скучноваты. А Австрия с ее достаточно разнообразными курортами, хорошим выбором отелей по самым разным ценам и интересной экскурсионной программой как раз подходит.
Прогнозы на будущий сезон операторы делают осторожно: такого большого прироста, как в этом году, вряд ли можно ожидать, хотя горнолыжников действительно год от года становится больше. К тому же, по мере расширения ассортимента, новых курортов, которые можно предлагать туристам, остается все меньше. Правда, это не мешает операторам улучшать сервис, готовить русскоязычных инструкторов, которых в Австрии не хватает, и работать над оптимизацией цен. Как показал опыт "Санрайза", в этой области совершенствоваться можно бесконечно.