Добрых полчаса ты, сняв лыжи, аккуратно ходил вдоль края карниза.
Выбирал точку отрыва, направление вылета, разглядывал приземление, кидал
комки снега по предполагаемой траектории. Потом уплотнял вылет. Теперь
ты уверен в том, что тема готова. В отличие от тебя.
Проваливаясь в
снег, ты поднимаешься для разгона. Палки свободно болтаются на темляках,
сцепленные вместе лыжи - в руках, лежат перед тобой на снегу. Вес на
ноги, перекладываешь лыжи, вес на руки, три шага ногами. "Раз" - лыжи,
"два - три - четыре" - ноги. Раз - два - три - четыре. Раз - два - три -
четыре. Лёгкие раздуваются, как кузнечные меха, сердце бешено стучит - к
разреженной атмосфере добавляется нервное напряжение.
Желудок сводит
спазмами, в горле - комок. Тебе страшно.
Отдышавшись, вщёлкиваешься в
крепления, затягиваешь ботинки. Встаёшь и смотришь вниз, на друзей - они
внимательно смотрят на тебя в немом вопросе: "Ну, ты скоро?"
Собравшись
с духом, ты делаешь первый шаг - поднимаешь руку, сигнализируя о своей
готовности. На самом деле ты не готов, не готов до дрожи в руках.
Но
сигнал подан, и отступать практически некуда - операторы приникли к
видоискателям, сделали префокус, нужно стартовать прямо сейчас.
Несколько глубоких вдохов и выдохов. Теперь последний шаг - делаешь
резкий выдох, одновременно поворачиваешь лыжи вниз по склону и
сбрасываешь себя вниз. Вот теперь отступать совсем некуда - свернуть с
разгонки означает потерять лицо. И ты думаешь: "А хрен с ним, будь что
будет... пацан сказал - пацан сделал!".
Вылет приближается, оцепенение
отступает, ты выталкиваешься и группируешься. Склон стремительно
проваливается куда-то вниз. Сначала ты уверенно летишь в плотной
группировке. Но полёт непривычно затягивается. Под ногами пустота, тебе
кажется, что ты теряешь равновесие, и руки сами начинают совершать
инстинктивные круговые махи. Это нормально - даже крутые пацаны машут
руками... даже Хьюго Харрисон.
И вот приземление - от удара тебя
складывает коленями в грудь, колбасит, и ты, немного поборовшись за
равновесие, падаешь. В первый раз все падают. Но ты сделал это.
Как прийти к этому? Практика, практика, и ещё раз практика. Прыжки небольшой поначалу амплитуды, с вылетами под разными углами, желательно - на хорошо подготовленных кикерах с удобным заездом и приземлением.
В любом прыжке - будь то прыжок с кикера или корнера, хак со скалы или карниза - определяющим моментом является вылет. Именно от вылета зависят такие фундаментальные вещи, как траектория и стабильность в воздухе. Чтобы всё было хорошо, нужно помнить о двух основных вещах - стойка и выталкивание, stance and pop.
Подъезжая к кикеру, постарайся принять преувеличенно спортивную стойку,
почувствуй, как голень давит на язык ботинка, как увеличивается нагрузка
на пальцы ног. Руки с палками чуть вытянуты вперёд, чтобы кисти были
заметны периферическим зрением.
Дело в том, что когда ты начнёшь
заезжать на кикер, его радиус (или просто уклон) попытается опрокинуть
тебя в заднюю стойку. А это - совсем не то, что тебе нужно, если только
ты не собираешься крутить бэкфлип. В идеале, в момент отрыва, твой корпус
должен быть чуть под углом к вертикали, как будто ты находишься в
нормальной агрессивной стойке.
При этом против анатомии не попрёшь -
лыжи твои будут параллельны поверхности кикера, а ноги, гнущиеся в
коленях только в одну сторону, а в голеностопе вообще зафиксированные -
перпендикулярно ей. Соответственно, твоё тело будет прилично согнуто в
талии. Но ты этого не заметишь, первая твоя задача - сосредоточиться на
положении корпуса.
По поводу твоей второй задачи. Выталкивание. Нормальная
горнолыжная стойка подразумевает согнутые в коленях ноги. Теперь
представь себе, что будет с твоими ногами при заезде в радиус или на
контруклон. Естественно, силы тяготения начнут вжимать тебя в ботинки,
опрокидывая твой корпус назад и сгибая твои ноги в коленях.
Как я уже
говорил, этого допускать нельзя. Более того, перед тобой стоит обратная
задача - вытолкнуться ногами. Выталкивание может быть разным по
амплитуде и агрессивности, от резкого атлетичного толчка, до простого
распрямления ног.
Главное - общая идея. Во время прохода по кикеру твои
ноги должны не сгибаться, а наоборот - распрямляться! Во-первых, выталкивание придаст тебе дополнительную вертикальную скорость, сделав прыжок более амплитудным. Но самое главное - оно придаст тебе
стабильность в воздухе - тебя не будет заваливать на бок, а если
повезёт, то и передне-заднего завала тоже не возникнет.
Вытолкнувшись и оказавшись в воздухе, постарайся подтянуть к себе ноги. Не делай этого слишком резко - можешь нарушить баланс. В воздухе держи ноги поближе друг к другу, и плавно подтягивай колени к груди. При этом не бойся того, что носки лыж будут опускаться чуть вниз. Перед приземлением ты вернёшь их на место, много времени для этого не потребуется. Если тебя начинает заваливать вперёд или назад - доверься своим инстинктам. Руки сами собой начнут совершать резкие круговые махи, и, что самое интересное - это помогает. Только пока не начнёшь заваливаться, постарайся руками не махать - опять же, баланс нарушишь. Просто вытяни руки вперёд и вниз, к коленям. Ещё лучше одной рукой схватиться за лыжу под ботинком со стороны внешнего канта... но это уже будет грэб, так называемый сэйфти (safety). Всё время смотри на предполагаемое приземление.
Перед приземлением распрямляй ноги, и готовься отработать удар сгибанием коленей. Можешь махать руками. Если склон ровный и жёсткий, то лыжи лучше всего держать параллельно его поверхности и приземляться на всю поверхность лыжи - так ты сохранишь центральную стойку и избежишь лишней нагрузки на голень (которая, поверь, со временем приводит к весьма болезненным результатам, так называемый shin bang). Если снег на склоне разбитый или покрыт плотной коркой, то для первого прыжка я посоветовал бы выбрать другое место или время. До двадцати сантиметров лёгкого свежего снега - идеальное приземление для начинающего. В более глубокой целине техника приземления меняется - ноги нужно вытягивать как бы чуть вперёд, чтобы приземляться на хвосты лыж и отрабатывать удар приседанием в задней стойке. В противном случае ты рискуешь зарыться носками лыж в снег и улететь через голову.
В результате правильных действий с твоей стороны, прыжок должен будет выглядеть следующим образом. Во-первых, он будет состоять как бы из трёх приседаний, чередующихся с двумя разгибаниями:
- На разгоне перед толчком ноги согнуты в коленях.
- При заходе на кикер ноги начинают распрямляться.
- После вылета ноги опять сгибаются в коленях (самолёт убирает шасси).
- Перед приземлением ноги разгибаются (самолёт выпускает шасси).
- После приземления ноги сгибаются и амортизируют удар.
Что же касается хака (huck) - прыжков с дропов, препятствий с горизонтальным вылетом, не бросающим вверх, вроде скальных полок и карнизов - здесь есть своя специфика. В основном всё то же самое - выталкивание играет решающую роль в задании траектории и баланса в воздухе. Изменяется только методика заезда на вылет. Стойка не должна быть слишком агрессивной, иначе может завалить вперёд. Необходима чёткая равновесная стойка. По поводу рук - то же самое правило, кисти рук чуть впереди, в пределах периферического зрения. Выталкивание ногами опять, естественно, идёт по нормали к поверхности вылета, в случае дропа - в вертикальном направлении, чаще даже чуть вперёд, так как заезд на удобные карнизы и скальные сбросы имеет некоторый уклон.
Какой бы уклон ни был, толкаться нужно по нормали и не бояться этого. Если вы прыгаете на перегибе, и ваши лыжи в момент отрыва находятся под углом в 30 градусов относительно вертикали - толкайтесь вперёд, перпендикулярно склону, ни в коем случае не откидывайтесь назад. Конечно, улетать вот так вот лицом вниз психологически непросто - но ведь никто и не обещал, что будет легко. Если снег в месте отрыва жёсткий, полезно бывает дополнительно толкнуться обеими палками. Дело в том, что, как правило, отрываться от поверхности вылета нужно чуть раньше, чем она закончится - край препятствия, как правило, мягкий, и оттолкнуться от него лыжами уже не получится, не говоря уже о том, что в случае скального сброса под ним могут быть камни.
И в заключении о снаряге. Для начала можно использовать совершенно любые лыжи. Если же ты начнёшь задумываться о полётах более серьёзного уровня, придётся внести коррективы в свой арсенал. Вариантов здесь нет. Если хочешь сосредоточиться на фристайле, придётся покупать твинтипы. И не важно, что загнутый хвост тебе пока не нужен. Дело даже не в нём. Лыжи для фристайла отличаются характерным распределением жёсткости, а также расположением талии. У твинтипов более мягкая пятка, делающая приземления более комфортными. Талия, а вместе с ней центр ботинка, смещена вперёд, делая хвост лыжи более длинным и стабильным на приземлении. Ну и, в конце концов, загнутая пятка тебе рано или поздно понадобится - свитч (обратная стойка) является весьма эффектным элементом техники, к тому же, он не так страшен, как может показаться на первый взгляд.
Для прыжков в парках или на подготовленных склонах с неглубоким снегом подойдут не слишком широкие и тяжёлые лыжи. Сейчас парковые твинтипы имеют талию в 80 мм, модели двухлетней давности - около 75 мм. Парковые твинтипы я бы рекомендовал брать в рост - более короткие лыжи хотя и несколько облегчают вращения, но не сильно, а выглядят при этом гораздо хуже. Для бэккантри-фристайла нужно оружие помощнее - широкие твинтипы с талией 90-95 миллиметров, длиной в рост и более. Широкие длинные лыжи заметно облегчают приземление в целину и в тяжёлый разбитый снег.
Вот, в общем-то, и всё, что необходимо знать начинающему космонавту. Теоретическая подготовка окончена, пора переходить к практике. Удачи!
Автор: Duboix |