Больше, чем Море… Piu Grande del Mare…
Интервью Владимира Копылова журналу Photograper.
Номер, посвященный экстриму - январь 2008.
Photographer (www.dphotographer.com.ua) - ежемесячный русскоязычный печатный журнал об отечественном и международном фотоискусстве. На 150 страницах издание охватывает самые разнообразные тематики и творческие направления и в каждом номере публикует обширные материалы о творчестве легендарных мастеров как прошлого и современности. Подписной индекс в каталоге Роспечати 18436.
Текст интервью был дополнен и несколько переработан Автором и перепечатывается с разрешения редакции журнала.
Пользуясь преимуществами современной сети Интернет, для более ясного и художественного восприятия интервью и фотоиллюстраций, по ходу текста приведены ссылки на музыкальные клипы, которые, по мнению Автора, наилучшим образом сочетаются с раскрываемой темой и дополняют ее.
Ссылка открывается в дополнительном окне броузера - различная музыка и видеоклипы
(ru.youtube.com) и требует высокоскоростного доступа в Интернет.
Кабардино-Балкария, Нальчик на восходе солнца. Специально приехал. Три дня ожидания хорошей погоды. Взял такси, отснял пару пленок, сшил 10 кадров, распечатал на 3 метра, устал... Слайд 35 мм. Панорама SWF (Flash) |
Диалог высшего разумного существа (человека) с высшими изваяниями природы, коими являются горы, заслуживает отдельного внимания. Доказано, что одна из высочайших форм философского просветления проходит именно через такой безмолвный контакт.
Обо всем об этом мы побеседовали с известным русским фотохудожником Владимиром Копыловым, единственной страстью которого уже четверть столетия остаются только горы.
Photographer: Как бы вы охарактеризовали различные стили горной фотографии и в каком из них предпочитаете сами работать?
В.К.: Градаций стилей и жанров придумать можно много. С некоторой долей иронии я бы предложил следующие, расположив их в порядке возрастания значимости и важности для меня: Tufta, Documentary, Action, Dreams... И отдельно еще можно добавить - by Chance... – его Величество Случай.
Спуск на лыжах и сноуборде по "Семерке" Северной стены Донгуз-Оруна. Июнь. 1998 год. Слушать здесь Из серии "Documentary"... Пленка, Негатив 35 мм |
Ph.: Для вас это искусство, страсть, бизнес или образ жизни?
В.К.: Мой любимый жанр горной фотографии – это категория Dreams – Мечта! Это некий образ, своеобразный Портрет, только не человека, а Горы, ее настроения, ореола, величия и одновременно моего к ней уважения, почитания и даже преклонения. Возможно даже это своего рода "оправдание" перед Матерями тех, кто не вернулся с вершин – показать им ради Чего…
Эльбрус с Чегета. Ночь, перетекающая в утро. Слушать здесь Из серии Celentano & Da Vinci… - Самое первое фото в серии… Слайд 6х9 |
До тех пор, пока кадр не снят – это для меня, пожалуй, искусство… Когда я иду печатать со своих файлов фотографии большого формата - 50 х 70 см, 60 х 90см, 100 х 150 см или панорамы метр на три метра – это серьезная техническая задача – не потерять качество и воплотить ту самую Мечту в реальном материально-бумажном виде. Ну а дальше уже начинается бизнес – умение и возможность продать эту самую бумажную фото, получить деньги и использовать их на съемку новых фото. Помните, как написано у Пушкина: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!"
И, естественно, для меня это некая страсть. Страсть вновь и вновь видеть эти горы, некоторые из которых я знаю уже более 25 лет. Возвращаться к ним, видеть их величие! Это также ощущение времени и вечности... Я помню, на леднике Безенги лежал огромный камень - высотой с трехэтажный дом. Так вот, этот камень за 20 лет, пока меня там не было, проплыл путь по леднику в несколько километров (40 минут ходьбы)... А потом и вовсе раскололся на две половины… Это и есть Время!!! И именно в горах чувствуется его ход.
Ph.: Расскажите о своей страсти к горам. Откуда она проистекает? Она сильнее Вас или Вы все-таки способны ее контролировать?
В.К.: В 1981 году, когда мне было 15 лет, мой старший брат совершил поездку в альпинистский лагерь Узункол на Кавказе и получил там 3-й разряд по альпинизму. На следующий год мы уже поехали туда вместе. Помню, из 20-ти дней смены 17 - шел снег или дождь. После этого я сказал себе: «Никогда в жизни я больше в эти горы не поеду!!!». Но прошел месяц, все плохое забылось, а внутри меня поселилось какое-то особенное ощущение. Ощущение гор! Тогда же все тот же брат показал мне плохонькую черно-белую фотографию какой-то двурогой скально-ледовой вершины и рассказал легенду об Ушбе - горе шабаша ведьм. Удивительно, но этот образ «засел» у меня внутри так прочно, что следующие семь лет своей жизни я гонялся за любыми изображениями этой горы, одержимый своей мечтой - увидеть ее и подняться на вершину. Но такие фотоснимки тогда (впрочем, как и сейчас) - были огромной редкостью. Каждый день говорил и себе, и горе: «Я обязательно к тебе приду!». И вот в 1989 году мы поднялись на ее вершину по 2-х километровой очень крутой ледовой стене - маршрут высшей категории сложности (6А) - в «едином мальчишеском порыве», без веревок и какой-либо страховки, свободным стилем. На спуске я улетел в ледовую трещину - метров 15, но чудом остался жив...
Удивительно, но уже через несколько дней после нашего «триумфа», меня посетило первое серьезное разочарование - Мечты не стало... Как жить дальше - неизвестно.
Ночной лунный пейзаж Ушбы с плато. Хорошо видно гало от полной луны на верху кадра, палатка и пара фонариков, ходящих вокруг нее... Per questa Vita non pretenderemo il Sole... В этой жизни мы не претендуем на Солнце... Слушать здесь Из серии Celentano & Da Vinci… Слайд 6х9 |
На следующий год мы с братом тоже чуть дважды не погибли. Сначала на Эльбрусе, когда в непогоду мы потерялись и трое суток выживали без каких-либо средств существования, в снежных пещерах посреди Бесконечности... Один спасатель из нашей группы провалился в трещину метров на 20, но остался жив. Мы тащили его на тонкой 5-мм веревке зубами, потом волоком... В том урагане тогда погибло 7 человек, а мы выжили и никого не предали - ни себя, ни друзей...
Восхождение на Эльбрус. Высота 4900 м Панорама из 3-х кадров. Слушать здесь Цифра. Canon 40D. Панорама SWF (Flash) |
И через пару месяцев уже на Памире в двойке с тем же братом мы совершали сложное скальное восхождение на вершину Замин-Карор – нам хотелось стать мастерами спорта. Произошел срыв, мой брат пролетел 30 метров по вертикали, а я его удержал. Помню безумной силы рывок, боль от разрыва сухожилия на левой руке, как я смотрел на единственную точку страховки между нами, связанными одной веревкой, понимая, что если она не выдержит и мы сейчас улетим - нас больше не будет. Я вспомнил тогда слова старшего Волка - Владимира Басова - из фильма «Приключения Красной Шапочки»: «Не суетись, Толстый!!! Последнюю минуту надо прожить Красиво!!!». До сих пор я помню свой внутренний голос (мое Альтер Эго), шептавший мне, чтобы я отстегнул веревку от себя. В итоге мы выжили, а веревку я так и не отстегнул. 15 лет спустя одна женщина сказала мне, что для матери один выживший сын лучше двух погибших и идти на такой риск ты иногда не имеешь морального права перед матерью!!! Я не знаю, как бы поступил сейчас. Чтобы знать это, нужно вновь попасть в такую историю... Но хочу заметить, что геройство состоит вовсе не в том, чтобы отстегнуть или не отстегнуть веревку, а в том, чтобы больше НИКОГДА в такие ситуации не попадать!!!
Панорама из 4-х кадров - Чатына, Ушбы, Щуровского, Шхельды на закате... Холодно и через пару мгновений наступит Тьма... Слушать здесь Цифра. Canon 40D Панорама SWF (Flash) |
Спустя 17 лет после этих событий, я написал роман (200 страниц художественного текста) на эту тему. Надеюсь, что он когда-нибудь увидит свет.
Ph.: Вы работаете, чтобы иметь возможность находиться в постоянном контакте с горами? Как Вы попали в «горную профессию» - это логическое завершение, реализация в практической форме Вашего самого глубокого увлечения?
В.К.: Я с детства мечтал о море - начитался Жюля Верна и Рафаэля Сабатини – истории про капитана Блада... После школы поступил в физико-технический институт (МФТИ) на Факультет Аэрофизики и Космических Исследований (название, словно загадочная музыка...), группа Физики Моря. В итоге год жизни я провел в открытом океане, обошел половину мира, загадочные страны, закаты, восходы, знаменитый «зеленый луч»... Но море в реальной жизни оказалось более однообразно и жестоко - постоянная качка и выворачивание желудка «наизнанку», непростые условия жизни, цинга, дефицит воды и голод. А еще зарплата $60 в месяц при 12-часовом рабочем дне без выходных, выпавшие за борт люди, акулы, ураганы, шторма, самолеты NАТО береговой охраны, «предатели Родины», бегущие из СССР на Запад, и эта самая Родина – нищая и несчастная...
Загадочная Сванетия. Слева - Тетнульд и массив Безенги, в центре внизу - Местия, где я не был уже более 20-ти лет, справа - Чатын, Ушба, пик Щуровского, Шхельда. Панорама из 9-ти вертикальных кадров. Снято с предвершинного гребня пика Вольная Испания за полчаса до заката. Слушать здесь Цифра. Canon 40D Панорама SWF (Flash) |
После всех описанных выше событий на Замин-Кароре я бросил Море и уехал в Горы, где некоторое время работал в спасательной службе на Центральном Кавказе. Но таскать трупы оказалось не вполне естественно, по крайней мере для меня. Волею судьбы я вернулся домой и стал... административным главой итальянской нефтяной компании в Москве... Я помню Рому Абрамовича, бывавшего по делам в нашем офисе и всю эту кутерьму тех лет, как горькую конфету в красивой упаковке. Я проработал «у буржуев» 3 года. За это время в Италии тремя независимыми тиражами - русским, английским и итальянским - вышла моя книга «Найди свою вершину» или «Запрещенные Горы» (Forbiden Mountains - в иностранной редакции). Часть фотографий в ней были мои, другую часть я купил, объехав в охоте за ними весь Советский Союз. Я помню, тогда обо мне слагали легенды, как о парне, покупающем за живые деньги изображения гор. Мне было тогда 26 лет. Среди множества фото, которые мне удалось тогда достать, я так и не нашел изображения Ушбы, о котором мечтал все эти годы.
И я понял: если его не существует, его надо снять... самому!!! Оказавшись слишком честным для грязного нефтяного бизнеса, я, помытарствовав еще некоторое время в Москве, сбежал на Кавказ, но уже в качестве Художника, где и пребываю уже более десяти лет...
Голубая бездна… Кавказ, восхождение на Эльбрус Слушать здесь Панорама из 6-ти слайдов 6х9 Панорама SWF (Flash) |
Ph.: Что значит сегодня быть гидом? Вы переселились на Кавказ и постоянно там обитаете или курсируете между средней полосой и горами?
В.К.: Сначала быть гидом для меня означало быть Дон Кихотом. Романтика, слава, громкие слова, первые по тем временам большие деньги... Со временем все это ушло и сегодня это вполне прагматическая, очень тяжелая, чрезвычайно опасная работа, которая позволяет заработать деньги и быть среди гор. Я - коренной москвич и постоянно курсирую между Москвой и Терсколом.
[page] Ph.: Из каких сезонов состоит Ваш профессиональный год?
В.К.: Начало сезона - середина зимы (январь) и весна - это лыжные программы - (ски-тур, фрирайд, хели-ски) и ледолазание в Приэльбрусье. А также зимние экстремальные и видовые фотосъемки. Потом майские праздники - на Кавказе цветут сады - предгорья сбрасывают снег и одеваются в зелень. Лето и осень до октября - восхождения на Эльбрус, треккинг, скалолазание, альпинизм, район Безенги и так далее. Можно снять огромное разнообразие кадров. Финал - золотая осень. Далее - затишье, обработка отснятого за год…
Жизнь вертится, как огромное колесо, и, заметьте, очень важно, чтобы оно тебя не перемололо...
Ph.: Сколько человек в Вашей команде?
В.К.: По натуре я одиночка... Когда работаю гидом, в моей команде ровно столько людей, сколько необходимо для данного восхождения - 3-5 вспомогательных гидов, проверенных, надежных друзей, многих из которых я знаю уже более 10-ти лет. Гидов заказывают клиенты, и они им платят деньги.
Когда же я занимаюсь фотографией, снимаю я либо в одиночку, либо в очень тесном кругу - один, максимум 2 человека, на которых я могу положиться на все 100!!! Для них это искусство и возможность увидеть горы моими глазами.
Панорама SWF (Flash) |
Ph.: Расскажите, в какие моменты съемки Вы ощущаете наибольшее счастье? Какие состояния гор, фотографируемые Вами, вызывают эйфорию?
В.К.: Счастье здесь имеет двойной или даже тройной резонанс. Первая волна - когда после множества усилий, невзгод, огромных напряжений ты вдруг видишь перед собой готовый кадр! Вид еще более величественен и прекрасен, чем ты себе представлял. Как правило, первая фаза длится мгновения. Ее сменяет работа – надо успеть! Не упустить, снять все, в несколько дублей, на несколько камер, потому что это мгновение больше никогда не повторится... Потом наступает длительная фаза волнения и она длится до момента проявки пленки. И когда я прихожу в самую дорогую, но и самую надежную фотолабораторию Москвы, смотрю свои широкие слайды и вижу, что визуальный результат совпадает с тем самым, мимолетным, который я ощутил и помнил все это время, тут приходит вторая волна счастья! Она накатывает и сохраняется до тех пор, пока лучший снимок не будет напечатан в большом формате - скажем, метр на полтора, или панорамой (из серии работ) - метр на три. Знаете, размер имеет значение! На больших отпечатках появляется эффект присутствия - визуальная память от вида гор совпадает с тем, что мы видим на фото...
Панорама SWF (Flash) |
А самыми незабываемыми и эмоциональными моментами для меня есть и будут полеты на вертолете, когда удается подлететь к Горе, увидеть с неба все по-другому, чуть ли не прикоснуться к величию рукой и, опять-таки, сделать удачный кадр или, если повезет, целую серию... А еще огромное чувство счастья я испытываю, когда Гора отпускает и позволяет вернуться, когда все заканчивается, и можно думать о красоте гор без страха за чужую или собственную жизнь..
Панорама SWF (Flash) |
* * *
Фотограф, альпинист, спасатель, горный гид, писатель, музыкант. Его пра-пра-пра-прадед участвовал в покорении Сибири в отряде Ермака, за что Екатерина пожаловала ему герб и дворянский чин.
Кредо: "Спросят - как перейти жизнь? Отвечайте - как по струне бездну - красиво, бережно, стремительно".
Организует, проводит и фотографирует различные экстремальные экспедиции в горах Центрального Кавказа. Провел в общей сложности год жизни в открытом океане, более 20 лет среди гор, несколько сезонов в горной спасательной службе в Приэльбрусье, несколько дней с аквалангом под водой, несколько часов в свободном падении с парашютом.
Фотоархив - тысячи слайдов, негативов и цифровых снимков. Совершил более 100 восхождений на Эльбрус. Встречал и отснял восход солнца Нового Тысячелетия на вершине Эльбруса.
В 1994 году в Италии вышла его книга "Найди свою вершину" (на Западе больше известная, как "Запрещенные Горы" - "Forbidden Mountains"). В 1999 году выпустил мультимедийный диск - "Найди свою вершину" - Все Горы Мира на CD. В 2001 году в Москве в ЦДХ на площади 1800 кв. метров прошла первая фотовыставка его проекта "Кавказ со знаком плюс!" - более 500 фото и панорам. В 2002 году - там же в ЦДХ - вторая персональная фотовыставка - "Кавказ со знаком плюс!" С 2006 года проводит серию мультимедийных музыкальных концертов "Кавказ со знаком плюс!" - полтора часа слайд-шоу на большом экране (более 600 фото и панорам) в сопровождении его же соло на саксофоне.
Занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как музыкант, выше всех в мире - на вершине Эльбруса - сыгравший соло на саксофоне+
Фото Автора можно увидеть на сайтах www.Elbrus1.com и mountains.photosight.ru
Хотел бы выразить особую благодарность своему Другу и Учителю - Владимиру Родионову, которому я обязан реальными знаниями в фотографии, как классической, так и цифровой.
Типа ссылки гипертекстовые видимо на скиру еще не открыли? Или pagerank настолько жалко отдавать, что готовы юзерам трудности нести?
Надо писать так: "Фото Автора можно увидеть на сайтах www.Elbrus1.com и mountains.photosight.ru", вас этому не учили?