Начало
Ph.: Как для Вас происходит процесс «охоты» за сюжетом при горной фотосъемке? Приходилось ли превизуализировать сцену, чтобы когда-нибудь потом (может, спустя многие годы) увидеть его и сказать: «Это именно то, чего я ожидал!»
В.К.: Конечно же, в горной, как и в любой другой фотографии, имеет место Его Величество Случай!!! Но я все больше и больше иду по пути Голливуда. То есть я заранее знаю, что, где, как, когда, в каком ракурсе хочу снять. Целенаправленно иду, жду погоду и снимаю. Иногда трачу на это часы, дни, недели. В глобальном же масштабе - это годы, десятилетия, вся жизнь... Мне 20 лет хотелось найти хорошее фото Ушбы - я пошел туда - к этой Горе и снял ее портрет. Сначала 14 часов по Шхельдинскому ущелью до Немецких ночевок, где Высоцкий пел свои песни в фильме «Вертикаль». Потом 12 часов по огромному Ушбинскому ледопаду - посреди хаоса льда, трещин, лавин и обвалов - 1000 метров вверх на Ушбинское плато. Вот и все - вы у цели, можете снимать! Я потратил 20 лет жизни, чтобы научиться ходить в горы и снимать здесь фото, потратил 10 дней на экспедицию - туда и обратно, в итоге сделал 5-6 кадров (по кадру в день, плюс два дня пути туда, день обратно, плюс несколько дней непогоды), спустился живым и был счастлив от того, что Гора меня Отпустила...
Но, потрясенный мощью Чатына, каждый раз сбиваюсь со счета… Для тех, кто знает, что Чатын находится рядом с Ушбой и много лет хотел увидеть их вместе, не вставая с кресла, не тратя годы жизни, не теряя здоровья, не подвергая риску себя и своих друзей... Сшивка из 8-ми кадров 6х9. 6 вертикальных сверху, 2 горизонтальных внизу. На ближайшем гребне стоит человек в красном Гортексе - это и есть масштаб. Если увеличить кадр во все его разрешение, будет видно его лицо. На самой Ушбе видны еще трое, на Ноже класического маршрута. Они так же могут быть идентифицированны по цвету одежды. Это мое первое фото, распечатанное на заказ в масштабе метр на полтора... И глядя на это масштабное полотно, у меня была полная иллюзия, что в данный момент я стою на вершине пика Щуровского и смотрю на Ушбу. Слушать здесь |
Рецепт подобной съемки очень прост - как правило, все совершается не благодаря, а вопреки - пришел, увидел, снял, «отвалил»... Не получилось в этом году - возвращайся в следующем, если найдешь время, силы, мужество, попутчиков... Но знай: эти кадры могут стоить тебе жизни, а остальному миру на них, в общем-то, наплевать...
Ph.: У Вас много работ, экспозиция которых составляла много минут и даже часов, особенно работы со «звездной каруселью». Как Вы рассчитываете точное время экспозиции, как крепите камеру, когда возвращаетесь к ней, чтобы закрыть затвор?
Если просидеть пол ночи на Эльбрусе и встретить рассвет, то за мгновение до того, как Солнце осветит гору своим золотым светом, камера зарегистрирует вот такую картинку... И целую ночь Челентано шептал мне в наушники свое знаменитое Танго - Lufardia... Слушать здесь Son diventanto sai il tramondo di sera… e tante cose son rimaste da dire… Я превратился в закат вечера… и смотрел, как падают звезды… Из серии Celentano & Da Vinci… Слайд 6х9 |
В.К.: Я учился этому два года, много экспериментировал, пытался понять всю теорию на практике, хотя до сих пор многое мне не до конца ясно. Ночные фотографии я снимаю при помощи среднеформатной пленочной механической камеры, и в этом - огромное преимущество... Скажем, если в кромешной тьме безлунной ночи вы едва различаете очертания гор, то камеру можно смело ставить на несколько часов с полностью открытым затвором – пленка чувствительностью 400 единиц не пересветится... Если же есть сомнения, то самый простой путь - это эксповилка... То есть всю ночь надо снимать серию, комбинируя разные значения диафрагмы и выдержки, и уж хотя бы один кадр получится.
Иногда ночью, скажем, снимая Эльбрус, я ставлю камеру на штатив, открываю затвор, успеваю заснуть, поспать и проснуться... И за это время туристы на Эльбрусе выезжают на ратраках из «Приюта 11» (4050 м), доезжают до скал Пастухова (4750 м), выходят и идут пешком к вершине, то и дело оборачиваясь, чтобы посмотреть назад. И моя камера все это регистрирует, и пленка передает каждого отдельного человека, его фонарик, световой трек во тьме, путь проезда ратрака, треки от звезд...
В последнее время беру с собой цифру, даже 2 цифры – Canon 40D и Сапоп D60. На одну из них делаю дубли, на другую снимаю цейтраферное кино повышенной четкости в формате HDTV по собственной оригинальной методике.
Пример цейтраферного кино можно посмотреть здесь, это ролик из знаменитого полномасштабного фильма Рона Фрике - Chronos (Время). Особенно меня лично поразило и натолкнуло на размышления, что подобное можно снять самому – ход 3-х лучей солнца по залу величественного творения Буонарроти – собора Святого Петра в Ватикане – см. на 4-й минуте ролика по ссылке.
Цейтраферное - от немецких Zeit – значит время, raffen – собирать. Я это так буквально и воспринял и стал своими полуночными съемками на самом деле в ручную собирать Время…
В итоге за несколько секунд я смог увидеть, как над Кавказом садится и встает солнце, горы окрашиваются в багрянец или наступает ночь, как двигаются вечерние тени и тьма уходит прямо в небо отчетливо выраженной линией... А еще мне посчастливилось снять пролет Ангела ночью в лунном свете над вершиной Донгуз-Оруна... Его Величество Случай!
Именно цейтраферная съемка дала мне некий новый импульс моего творческого развития!!! Она надоумила меня снимать на широкую пленку ночную мультиэкспозицию. Я понял – Что, Когда и Как происходит в горах ночью и на границе света и тьмы. Как ложится свет, как его "видит" камера, как линия тьмы поднимается в небо. Я подумал: "Что если все это собрать по крупицам и объединить в одном кадре?". Я стал просиживать ночами возле штатива, всматриваясь в едва различимые в ночи горы. Установив на камере мульти экспозиционный режим, я многократно нажимаю спуск затвора в определенный нужный мне момент времени – свет справа, звезды, огни ночных городов, свет слева… Как в огромной фотостудии, где есть различные софт-боксы, рисующий и заполняющий свет, соты, стрипы, контровый свет и т.д.. В итоге я получаю абсолютно нереальные картинки… Нереальные для тех, кто не сидел со мной часами и ночами напролет. Но я то их видел, камера их зарегистрировала, значит они есть! Это и есть – моя Мечта! My Dream!
Кавказ. Адыр-Су. Массив Уллутау в свете зашедшего солнца... Слушать здесь Слайд 6х9 |
Ph.: Получается, что вы готовы ждать и просиживать ночи на пролет в одиночестве всего лишь ради одного единственного кадра? Не холодно? Не скучно? Не страшно одному в горах?
В.К.: Холодно, но не скучно. Во-первых, отправляясь на такие ночные съемки, я знаю заранее, что хочу снять – и это интересно – совпадет ли предел моей фантазии с конечным результатом на бумаге? Я знаю, что будет холодно и готов к этому. Я знаю место и время… Я знаю, куда солнце садится и откуда оно встает. И все это я учитываю. Когда глаз привыкает к темноте, ночью в горах можно увидеть очень много удивительного, такого, что днем, порой скрыто даже от нашего сознания! И потом, я же в ночи не один… Ph.: Не один?
Кавказ. Безенги. Последняя звезда над Северной стеной Дых-Тау. Una Musica brutal… Слушать здесь Из серии Celentano & Da Vinci… Слайд 6х9 |
В.К.: Ну про Ангела над Донгузом я уже рассказывал. А еще этими длинными ночами, когда, сидя на каремате возле камеры, приходится вжиматься в спальник или в пуховку, чтобы не замерзнуть, появляется он… седой старик с бородой и длинными волосами… Я не знаю, кто это… Я не могу рассмотреть его лица – оно всегда в тени… Возможно, это я сам, в каком-то параллельном времени, но я не уверен… Я зову его Да Винчи. Обычно он появляется неожиданно из тьмы, из моего потаенного воображения… Подходит ко мне, садится рядом и не говорит ни слова… Мы вместе с ним смотрим на эти горы… Смотрим и молчим. Целую ночь… Я врубаю в уши плеер, и нам двоим звучит Реквием Моцарта, Лунная соната Бетховена, а потом 70-летний Челентано поет нам свои последние песни…
Son diventanto sai il tramondo di sera… e tante cose son rimaste da dire…
Я превратился в закат вечера… и смотрел, как падают звезды…
Время от времени я так же молча нажимаю затвор камеры. И ночь пролетает за считанные мгновения…
Под утро старик встает и уходит, исчезая в рассвете. Я делаю заключительный кадр, поднимаюсь, собираю вещи, иду пешком или уезжаю вниз на сноуборде… Вот и все…
Но каждый раз, приходя на новую точку своих ночных фотосъемок и провожая закатное солнце, я волнуюсь… А вдруг Да Винчи не придет посмотреть, как над Кавказом в абсолютной тьме сверкают звезды?... И у меня ничего не получится!!!
Эльбрус. Классический вид с Чегета. Слушать здесь Questo Grand silenzio quasi fa rumore, Sono ancora sveglio e sto ascoltando il cuore… Fuori nell’immenso domina la Notte. Эта мертвая тишина режет ухо. Я все еще не сплю и слушаю свое сердце. Вокруг меня в бесконечности властвует Ночь… Из серии Celentano & Da Vinci… Слайд 6х9 см. |
Ph.: ???
В.К.: Это шутка такая… Тем не менее так и возникла целая серия моих фото под названием Celentano & Da Vinci… [page]
Ph.: Что входит в комплект Вашего фотоснаряжения? Каков его приблизительный вес? Известно, что масса горной поклажи всегда такова, что брать с собой приходится лишь самое минимально необходимое. Какие дополнительные компоненты фотооборудования Вам бы не помешали, но от которых из-за перебора по весу приходится отказываться?
В.К.: Мой фотонабор включает в себя следующие камеры: формата 6х7 - Asahi Pentax 67 и к ней комплект из 3-х объективов. Далее средний формат 6х9 - Fuji 690Рго с несменной штатной оптикой. Еще есть камера узкого формата - Canon и к ней 3 L-ки - широкоугольник, штатник и зум. Кстати, именно камера Fuji приучила меня думать «сегментарно». Это означает, что недостаточно длиннофокусное расстояние встроенного объектива надо исправлять «ногами» - подходить к объекту съемки, а недостаточно широкий угол нужно подправить сегментарной съемкой последующей сшивкой, будь то панорамный или мозаичный, скажем, 4 кадра в 3 ряда.
Ко всему этому многообразию я добавил бы еще пару камер (более современную цифру и панорамную пленку) и пару объективов (в основном с Tilt & Shift), но, к сожалению, на все не хватает денег...
Понимая, что любая фотосъемка в горах уникальна, я никогда не экономлю на оборудовании и уж тем более на пленке. Вес полного комплекта - килограммов 20-25, без Asahi Pentax - килограммов 15.
Этот комплект является «базовым» во всех экспедициях последних лет. Еще у меня дома профессиональный пленочный сканер Minolta Multi Pro, который сканирует пленку 6х9 см с разрешением 3000 dpi. В итоге получается кадр порядка 6000х9000, то есть 54 Мп... Ну а сколько из них значимых, а сколько мнимых- вопрос отдельного исследования и веры...
Снимаю обычно на слайдовую пленку Kodak 100 VS, не потому что она самая лучшая... Просто я знаю, как она ведет себя в горах, я знаю, как ее сканировать, чего от нее ожидать, и меня это устраивает.
Цифра. Canon 40D. |
Ph.: Вернемся к теме фотографии. Как в горах с экспозицией? Достаточно ли поляризационного фильтра, чтобы более-менее усреднить дневные перепады по яркости?
В.К.: Днем действительно все просто – берете поляризационный фильтр и все в ажуре. Хотите снимать воду на длинных выдержках в солнечную погоду – имейте 4-х кратный нейтральный ослабляющий фильтр и тогда при чувствительности ISO 100 и диафрагме 22-27 – выдержка будет составлять где-нибудь пол секунды и вода действительно “потечет”. Утром и вечером перепады по яркости от неба до земли доходят до 4-х порядков, что, впрочем, легко компенсируется градиентными фильтрами для пленки или HDR технологией для цифры с переменным шагом +/-1-2- 4.
Ph.: Как Вы рассчитываете экспозицию для экспонирования на широкий слайд? Каким зонам отдается приоритет, когда есть перепад по яркости?
В.К.: Для широкого слайда в горах я использую замер по своему пленочному Canon 50 с приоритетом по центру кадра. Это чисто экспериментальные данные, хотя современная широкая пленка имеет огромные скрытые возможности и динамический запас. Я выделяю основное сюжетно-важное место и направляю на него экспозамер, как правило, телевиком. Потом, естественно, проверяю самые яркие места кадра и самые темные. Обычно делаю эксповилку в 1-2 стопа. Попробовал широкопленочный HDR - результат потрясающий, но очень много мороки по точному совмещению кадров друг с другом.
Ph.: В случае с горами более рационально применение открытой диафрагмы для сокращении времени выдержки или же прикрытой для максимальной глубины резкости? Если делаете дубли, то какими параметрами варьируете?
В.К.: Как правило, средним форматом я снимаю на средней диафрагме - типа 8-11 (при пленке ISO 100 – днем выдержка где-то 1/250), если нет задачи специально размыть задний план. Дубли варьирую по выдержке, так как при варьировании по диафрагме несколько изменяется рисунок картинки, что в последствии неудобно при сшивании частей разных кадров в один, если я снимаю мозаичную панораму.
Ph.: Насколько глубоко Вы допускаете проникновение Photoshop'а в Ваши снимки? Где, на Ваш взгляд, та граница, которую нельзя переходить фотографу?
Ночной вид на Центральный Кавказ со склона Эльбруса. Зеленый цвет в центре - засветка от огней Чегета. Красный цвет на скалах справа - засветка от огней Азау. Слушать здесь Панорама из 2-х слайдов 6х9 Панорама SWF (Flash) |
В.К.: Все зависит от того – занимаетесь ли вы аэрофотосъемкой, снимаете ли документальное фото или создаете художественное Произведение. И еще – умеете ли вы им - этим самым Фотошопом пользоваться во благо или во вред.
Панорама из 6-ти вертикальных кадров. Цифра. Canon 40D. |
Скажем, эта фотография не смотрелось бы так красиво, а было бы абсолютно блеклой и не интересной.
А когда я из трех чужих, в общем-то разных по структуре, кадров из под вершины Эвереста смог сшить панораму на 360 градусов солнца на восходе солнца с высоты где-то 8500 метров – это был абсолютный успех и торжество Фотошопа.
Круговая панорама Гималаев из под вершины Эвереста на восходе солнца Пример, как из 3-х красивых кадров, снятых случайным образом с одного места, можно получить шикарную уникальную панораму... Фото Кураока-сан. Слушать здесь Цифра. Панорама SWF (Flash) |
Или когда друзья принесли мне десяток разрозненных кадров из-под Ушбы, а я из них получаю одну уникальную панораму градусов на 270 – это тоже успех современных цифровых технологий.
Слева скалы Восточной Шхельды. Далее видны пик Кавказа, Бжедух, Вуллея, Уллукара и Безенги, на переднем плане Щуровский, Чатын, на переднем плане - скальный жандарм "Петух", за ним Ушбинское плато и далее Малая Ушба, Ушба, Мазери, Сванский хребет, Донгуз-Орун, Эльбрус, скалы Центральной шхельды. Панорама 250 гр. Цифра. Панорама SWF (Flash) |
А пост закатные панорамы Нальчика, где одинаково хорошо виден сияющий огнями город на переднем плане и Кавказский хребет на горизонте, причем и то, и другое сохраняет не только свет, но и цвет – без Фотошопа просто невозможны.
Панорама SWF (Flash) |
Панорама SWF (Flash) |
Мои фото – это плод моего воображения. Как говорится, все Герои вымышленные, любые совпадения – случайны. В зависимости от задачи я допускаю проникновение Photoshop'а в свои снимки без каких-либо ограничений. Важно не перейти какую-то лишь мне известную черту и не потерять чувство меры. Ведь, скажем, HDR - сплошная «цифрохимия», а результат потрясающий, если все использовать с умом и, опять-таки, в меру. Люди, бурчащие что-то там про Фотошоп и про некорректность его использования, мне представляются ленивыми страусами. Ленивыми, так как им лень потратить время и узнать побольше про современные цифровые технологии. А страусами – так как они делают вид, что и так без этого проживут. Мол тяп –ляп – и так сойдет!
Приведу один поучительный случай. Пару лет назад на выставке журнала «Вертикальный мир» в Москве был объявлен фотоконкурс, куда принимались работы только абсолютно без вмешательства постобработки. Жюри было составлено из грандов спортивной и экстремальной фотографии - в основном Америки и Европы. Казалось, что все великолепно. Потом экспозиция была развернута на выставочных площадях. Народ ходил по залам … плевался и недоумевал: почему «буржуи» умеют снимать, а наши нет?!
А ответ был очень прост и лишь подтверждал мои собственные правила. Буржуи в своих безусловно блестящих (!!!) фотоработах использовали всю мощь инструмента под названием Photoshop, а поправить отечественные конкурсные кадры никто не удосужился.
Цифра. Canon 40D. |
Когда вы хотите напечатать фото размером 10х15 см, то и в этом случае Photoshop не помешает. Я же, иногда, на заказ печатаю фотографические постеры размером метр на полтора или панорамы метр на три метра. Вот тут то и требуется вся мощь этого уникального инструмента. Приходится долго обрабатывать исходное многогигабайтное (!) фото изображение, чтобы ничего не потерять, никакие цвета, оттенки или блики. Потом при печати делается несколько фотопроб и только после этого получается эта прекрасная гигантомания. В кадрах такого формата взгляд Зрителя совпадает с тем, что было в природе на самом деле. А когда вы рассматриваете большие панорамы, поворачивая голову, то на специальной фотобумаге получаются особые блики. Metallic дает специфический отблеск металла, Duraflex – переливание особенного жемчужного перламутра. Вы проходите мимо многометровой картинки, и у вас на переднем плане от движения переливается снег… [page]
Ph.: Какова роль отводится человеку на Ваших снимках?
Панорама из 8-ми кадров. Слушать здесь Слайд 35 мм Панорама SWF (Flash) |
В.К.: Человек в кадре - это всегда масштаб и мысль о том, что эти самые горы для него доступны!!! Зрителю «легче» смотреть на все это горное безумие, если в кадре есть человек. Человек, наконец, - надежда, на то, что все кончится хорошо!!! Особо можно остановиться на «контрастных параллелях». Городские фотографы работают в фотостудиях. Это удобно и комфортно... Иногда я воображаю, что горы – это моя огромная студия, где есть все - подиум, свет, высокие потолки до неба, разноцветный фон - от голубого до красного и даже черного, декорации, гримерка... И я просто обхожу с камерой свои владения.
Ph.: Как максимально художественно передать динамику вроде бы статичных на первый взгляд гор? Вам удавалось снимать лавину?
Кавказ, Баксанское ущелье, Приэльбрусье, ночь над поселком Эльбрус с видом на горы ущелья Адыл-Су, Ушбу и Шхельду. Слушать здесь Слайд 6х9 |
В.К.: Последнее время под динамикой гор я лично подразумеваю ход времени, выраженный визуально в движении звезд. Но все-таки горы наверное - это статика, динамику передает человек. Если в кадр попадает дующий ветер, несущий поземку, да еще в контровом свете, это самая лучшая динамика. С лавиной у меня есть несколько кадров, но для меня это не динамика, а в первую очередь опасность, мощь, угроза жизни.
Эльбрус и скальная башня Восточной Шхельды на закате солнца. Вид от бивуака на Ушбинском плато. Из серии - "в поисках призрачного Рая..." Слайд 35 мм. |
Ph.: В чем заключается самая большая трудность при фотосъемке в горах?
В.К.: Самое сложное для меня - не потерять веру в то, что это кому-нибудь нужно!!! Хотя жизнь постоянно меня убеждает в обратном. И тогда я вывел для себя формулу пушкинского «Скупого рыцаря». Я снимаю горы, потому что мне это нравится, никому ничего не доказывая, ни на кого не оглядываясь... Ни на министров и прочих VIP-персон одной маленькой, но, безусловно, прекрасной Республики, которым абсолютно наплевать - увидят ли эти фото свет, или останутся в моих архивах или мечтах... Ни на чиновников, бизнесменов и прочий среднеформатный сброд, которые порой так нагло воруют мои изображения и размещают их в самых неожиданных местах - от этикеток брынзы до билбордов уличной рекламы. Ни на «художников», порой бесцеремонно перерисовывающие мои фото на свои холсты. Есть 2-3 человека, чьим мнением я дорожу и, возможно, они - это те, ради кого я все это и снимаю. А остальным зрителям просто «случайно» повезло. Но я им ничем не обязан, я не хочу им ничего доказывать и уж тем более не собираюсь подстраиваться под их вкусы и мнение! Замечания по-существу, обычно, принимаю с молчаливой благодарностью. На оголтелую критику не реагирую – жалко времени и сил – "Стороны обменялись мнениями, но к консенсусу так и не пришли". На просьбу – "Покажи!" – отсылаю к многочисленным интернет-сайтам или приглашаю на свои мультимедийные концерты… На слова типа – "Подари!" - обычно улыбаюсь и тихо называю суммы денежных знаков, за которые можно приобрести мои крупно форматные фото. Вся остальная горная съемка - это дело опыта, силы и техники... После 25-ти лет - это уже совсем просто...
Ph.: А русские производители вас разве не поддерживают?
В.К.: Нет. Пока нет. Некоторые просто нагло тырят мои фото и бессовестно используют их, на что я порой реагирую не вполне адекватно. Другие финансируют просто чьи-то частные восхождения. Что ж, это их деньги – а значит их дело. Жаль, что финансируют восхождения, а не их фотосъемки. Наверно, мы вращаемся в различных плоскостях. Если и финансируют, то фото типа Documentary, а надо – Dreams! Конечно, Народ желает Знать… Но еще больше он желает Видеть! Видеть своих русских Кумиров, а не пришлых Рюриковичей. Скажем, я сам только после фото и видео Русского Пути на стене Жанну понял – как это Круто! А под любое видео от Валерия Розова я встаю и аплодирую! Они не только рассказали, но и показали нам Все! Надпись Panasonic на билбордах Москвы лет 10 назад с Валерой Розовым на фоне стартующего в небо американского Шаттла для меня значит больше, чем Такеша Кетано, чьи фильмы я тоже люблю.
Я думаю, что стометровые рекламные панорамные щиты от Rolex‘a с яхтами на разобранной гостинице Москва у Кремля на Манежной площади вполне могло бы заменить, скажем, мое панорамное фото от Ушбы до Эльбруса с Ушбинского плато, ну хоть с тем же Rolex'ом.
Панорама Эльбруса, Донгуз-Оруна, Шхельды, Подушки Ушбы и Зеркала восточной вершины из-под Малой Ушбы на плато. И мой друг, поднявший руки к небу... Мало кто видел Луну и Землю (пардон - Ушбу и Эльбрус) в одном кадре... Но это не значит, что это невозможно - просто постараться надо. Панорама сшита из 8-ми вертикальных кадров 6х9. Первый мой Мега Гигабайтный кадр. То есть при обработке данной панорамы, промежуточные файлы имели размеры более 2-х Gb. Слушать здесь Панорама SWF (Flash) |
И это, возможно, для альпинистской общественности и для дела развития и популяризации идей Альпинизма России было бы не менее важно, чем десятки заседаний Федерации Альпинизма, темы которых порой для простых людей означает не более, чем пресловутый вопрос – Есть ли жизнь на Марсе?
Ph.: Каким Вы представляете снимок своей мечты? Где он должен быть сделан - на Кавказе или же где-то в другом месте?
В.К.: У меня нет, пожалуй, абсолютного «снимка мечты». Как правило, в повседневной жизни - это тот кадр, над которым я работаю в данный момент, который придумываю, и отсниму в последствии. Когда снимок превращается в готовый продукт – файл или отпечаток, то он, как ребенок, начинает жить своей собственной жизнью, а в мое поле зрения попадает новый рабочий процесс, и так бесконечно.
Панорама из 3-х кадров. Слушать здесь Слайд 35 мм Панорама SWF (Flash) |
Ph.: Насколько Вы заботитесь о своей безопасности, когда снимаете на вершинах?
В.К.: Конечно, понятие безопасности для меня является ключевым, неважно альпинизм это, спуск на лыжах или что-то другое. Горы не прощают пренебрежительного к себе отношения.
Помогает знание района, многолетний опыт, понимание того, что у меня нет права на ошибку. Один из моих принципов гласит, что я спокойно могу повернуть и без сожаления вернуться из абсолютно любой точки, вне зависимости от проделанного пути, потраченных усилий, времени и стоимости всего этого... Слова «осознанный риск» для меня синоним глупости... В прошедшем году, потратив трое суток на подход к Ушбе, находясь в верхней части огромного Ушбинского ледопада с рюкзаками весом более 30 кг, я не стал преодолевать верхние 2 метра нависающей 20-метровой стены ледового серака... Можно было попытаться это сделать, но ведь это была бы «русская рулетка»... Там был такой рыхлый снег, который мог обвалиться и тогда... Я просто сказал себе и окружающим: «Стоп!» и мы повернули вниз. И эти 2 метра и ледовый хаос вокруг нас я еще долго видел потом во сне – не сбывшимся потрясающим кадром.
Ph.: Вообще, какова Ваша моральная политика в плане организации экстремальных мероприятий, например лыжных вертолетных туров, которые сейчас по-модному называют хели-ски? Ведь подобные мероприятия влекут колоссальную ответственность. И никто не застрахован от самого страшного - даже великий Даг Кумс (Doug Combs), который, как Вы наверняка слышали, трагически погиб, катаясь у себя на второй родине во французских Альпах. Смерть от лавины постигла и грандиозного сноубордиста Крейга Келли.
Кавказ. Приэльбрусье. Нестандартный Эльбрус. Цифра. Canon 40D. |
В.К.: Да, люди гибнут в горах - это факт. Иногда по глупости и неосмотрительности, иногда по воле судьбы. Один из моих кошмаров последних лет - случай, когда человек, с кем я много поднимался на вершины и катался, с кем снял огромное количество своих лучших горных сюжетов, кого попросил мне помочь на съемке фри-райда, попал в беду. Он провалился, обрушив хлипкий снежный мост. Причем упал вниз головой в направлении бурлящей воды, повиснув на своих горных лыжах, которые остались на поверхности. И в таком положении он прождал меня минут 20, надеясь на помощь... Самое страшное было, когда я, поднявшись вверх по склону, увидел эти самые лыжи, заглянул внутрь и несколько мгновений еще не понимал – жив он или нет? И улыбка этого человека была для меня улыбкой Ребенка, как знак того, что жизнь продолжается!!!
Кадр, где я в момент высадки из вертолета стою и играю на саксофоне, является абсолютной глупостью и верхом легкомыслия с моей стороны, хотя картинка мне очень нравится. Дело в том, что я тогда никого не предупредил и начал играть экспромтом, не уследив, что один из клиентов, от неожиданности момента потеряв разум и страх, побежал вверх по склону, чтобы сделать свой «лучший» кадр, и ему винтом чуть было не снесло голову. К счастью, пилот это увидел и вовремя поднял машину в небо...
Ph.: Ваша жизнь висела на волоске не один раз. Но был ли уже в зрелом возрасте какой-то переломный момент, когда не только физическое, но и духовное «Я» подверглось суровым испытаниям? Если да, имела ли фотография к этому причастность?
В.К.: Ну, два эпизода я уже рассказал вначале - про Эльбрус и Замин-Карор. Яркое событие - попадание на хели-ски дважды в один день в лавину и ожидание того, что вот-вот она тебя накроет, слизнет, похоронит и даже не заметит этого...
Наверное, было десятка два моментов, когда меня могло бы не быть, и я об этом знаю, может, есть еще десятка два, о чем я не знаю, но суть последствий это не меняет... Как правило, каждый новый смертельно опасный случай эмоционально затмевает предыдущий, поселяясь в душе многократно повторяющимся кошмаром... После падения моего брата на 30 метров на Замин-Кароре 17 лет назад, я еще год падал с кровати в своей московской квартире: мне снилось одно и то же - восхождение, падение, рывок... и вопрос о том, отцепить ли веревку? Кошмар прошлого года - огромный камень, летящий прямо в меня. Я увидел его метров за 500. «Не суетись, Толстый!!!» - опять мелькнуло у меня в голове. Я стоял привязанным на короткой самостраховке в кулуаре, и мне некуда было деться. И с каждым мгновением я понимал, что камень летит прямо в меня, и это конец... Я также понимал, что если я сейчас отщелкну самостраховку и отпрыгну на противоположную стенку ледового кулуара и повисну там на двух ледовых инструментах, то есть найду способ увернуться, то камень уж точно попадет в моего напарника, стоящего за моей широкой спиной, которого я сюда привел, который верит мне, и которого я не имею права Предать... Вот и ответ на мой вопрос: отвязал бы я веревку от своего брата, если бы это случилось не 17 лет назад, а сейчас... С жутким гулом, обдавая меня смертельным холодом, камень промчался мимо моей головы в 10-ти см, а ведь мог снести башку и не «заметить» этого...
Кстати, это было восхождение с целью фотосъемки с обзорной точки...
Вид со склонов Эльбруса от приюта Кара-Баши. Слушать здесь Слайд 6х9. Панорама SWF (Flash) |
Продолжение следует
Типа ссылки гипертекстовые видимо на скиру еще не открыли? Или pagerank настолько жалко отдавать, что готовы юзерам трудности нести?
Надо писать так: "Фото Автора можно увидеть на сайтах www.Elbrus1.com и mountains.photosight.ru", вас этому не учили?