Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.
Все имена, пароли и явки изменены, совпадения – случайны, события – вымышлены.
У-у-ух.
Серое небо, видимость метров 50 не больше. В паре метров слева, беспомощно барахтаясь, едет Юля. Я ее бодро обгоняю, заметно наращивая скорость. В руках ледоруб, очки вроде бы все еще на носу. Каска иногда неприятно бьется о твердые комья фирнового снега.
Почему же я взял этот короткий технический ледоруб? Ведь можно было как все, тогда и забил бы рукоять как положено, и гарда не мешала бы.
Скорость уже достаточно высока, появилось понимание, что остановиться будет непросто. Снег забивается за шиворот. Что там дальше? Одиноко лежащие на склоне камни? Вроде трещин не видел, и склон заканчивается мульдой, но это не точно. Поднимались ведь при ураганном ветре, да и видимость оставляла желать лучшего.
С палками идти, конечно, удобнее, короткий ледоруб для ледовых восхождений пристегнут и не мешает, кошки бодро вгрызаются в утренний перемороженный фирн там, где выпавшую крупу уже сдуло штормовым ветром.
Перед нами, метрах в трехстах, группа фонариков. Их следы заметает спустя пять минут, поэтому наш хитрый план (идти по пробитой тропе) не сработал. Бьем свою.
Веревка вот-вот должна дернуть. Жду… – не дергает! Значит, едем все вместе. Чертов ледоруб! Его агрессивный клюв совсем не предназначен для удержания группы людей на склоне. Даже себя сложно им поймать. Ну, предположим, что себя я удержу. Затем есть несколько секунд поймать Юлю. А дальше Витя – это еще сто с лишним килограмм и приличное ускорение, затем Артем – еще столько же. Ну, зачем же здесь эта гарда, которая мешает забить рукоять в снег по самое небалуй.
Погода ухудшилась. Витя просит передохнуть. Долго стоять не могу, все накопленное тепло выдувает ветром - мерзну. Темп выше среднего – чтобы согреться.
А вдруг внизу трещина, которую я не заметил. Есть все шансы поломаться. Надо бы перевернуться на живот и умудриться развернуться ногами вниз, ибо ногу сломать хоть и неприятно, но шею сломать гораздо обиднее. А еще, умудриться не огрести кошками от товарищей. Надо будет спрятаться под рюкзаком и постараться прижаться к верхней стенке.
Догоняем группу, впереди еще одна. Это коммерческие украинские группы, мы с ними ночевали на 4200 – приятные общительные ребята, угощали салом. Бодрым темпом траверснули относительно крутой склон и догнали вторую группу.
Сдернет ведь зараза, как пить дать сдернет! Не удержит нас этот агрессивный ледолазный клюв на таком мягком летнем фирне. Но, по любому, надо забивать и пытаться задержаться самому, затем забить кошки и ждать рывка. Да дернет, да перекинет опять головою вниз на спину, зато сбросим скорость и, возможно, к следующему разу, остановимся. Ведь там выше Артем, а ему хватило ума взять нормальный ледоруб. Переворачиваюсь набок, забиваю клюв и пытаюсь сбросить скорость, а заодно развернуться головой вверх – ногами вниз по склону, чтобы поубавить скорость и забить кошки без опасения словить молотка.
Ребята в нерешительности стоят и с надеждой смотрят на своего гида. Над нами возвышается пятиметровая стена берга. Стоим у ее основания, здесь не дует.
- Привет! Сколько до вершины?
- Метров 200.
- С какой стороны берг обходить лучше?
- Сейчас не знаю, мы ходили и так и так.
- Дальше пойдете?
- Дождусь Серегу (второй Украинскй гид), сбегаем на разведку и решим.
Некоторое время спустя, подходит Серега со своей ватагой. Отстегивается от подопечных и парни убегают наверх, обходя берг справа. Вдалеке над бергом видно два силуэта - это не гиды. Они нас тоже заметили и движутся прямо на нас - мы для них ориентир. Плоский свет - рельефа не видно. СТОЙ! Орем и машем руками. Стараемся показать, что надо обходить трещину. Метрах в трех от обрыва двойка понимает, что что-то не так, останавливается и обходит трещину. Это были французы, они успели побывать на вершине и уже спускаются.
Склон дальше более крутой. Смотрю на Витю и Юлю. Юля рвется в бой. Витя в растерянности, готов спускаться. Видно, что его постепенно накрывает горняк. Принимаем решение разворачиваться. Опять идем траверсом по крутому склону. Витя плохо ставит кошки и периодически сползает. Я уже перестал на это реагировать и страховаться. Навстречу движется группа, нам надо разойтись на узкой тропе. Витя в очередной раз соскользнул, обходя встречных. Юля тоже не обратила внимания. Он быстро выбрал слабину и Юля поехала за ним.
Ну зачем здесь эта гарда!? Ведь она так мешает забить рукоять ледоруба и лечь на него всем корпусом, передав часть нагрузки на кошки. Смотрю на агрессивный клювик с недоверием. Втыкаю его аж по самую ручку, ложусь сверху, упираюсь кошками. И…
Серое небо, видимость метров 50 не больше. Качусь на спине головою вниз, набирая скорость. Левая рука держит ледоруб за древко, правая обхватывает головку сверху.
У-у-ух!
Я целый.
Повис. Не понимаю на веревке или на своем ледорубе. Ледоруб режет склон как масло, а веревка натянулась, значит больше на веревке. Вскакиваю, разгружаю веревку и смотрю наверх. В пяти метрах, как сосиска, болтается Юля, растянутая между двумя веревками.
- Ты в порядке?
- Нормально!
- Целая? Подхожу ближе и забиваю ледоруб.
- Вроде да.
- Встать можешь?
- Не могу, меня веревка держит, и руки примотала к телу.
- Через минуту Юля выпутывается и разгружает свою часть веревки.
- Это Артем нас задержал?
- Наверное он.
- Артем, сука, силен!
Сверху слышится: «Разгрузи веревку м..дак! Разгрузи веревку б..ть!» Витя все еще висит. Задние зубья кошек зацепились за болтающиеся стропы рюкзака, мешая встать на ноги и сделать пару шагов вверх.
Артем нас не удержал. Он забил ледоруб, накинул на него кольца веревки и начал вытравливать, гася нашу скорость. Когда веревка кончилась, он вылетел с ледорубом точно так же как и я – на спину головой вниз. Но он пролетел за спиной лидера поднимающейся группы в то время как мы втроем – перед его носом.
Как же виртуозно грузины владеют великим и могучим – заслушаешься. Интересно, что бы сказал я, если бы поперек меня повисла связка. Вертикальный предел, не иначе ;). Молодец этот местный гид – удержал. Так бы катиться нам до самого низа сдергивая друг друга поочередно.
Спускаясь вниз и проходя Хмауры наткнулись на двух теток - англичанок.
- Хеллоу!
- Хай! А ю фром зе саммит?
- Ес, ви вё зере. Бат дид нот рич эбаут твэнти митэс.
- Дид ю си вот хеппенс зере?
- Вот?
- Фо рашнс фол даун фром зе гласиэ. А зей ок?
- Е-е-е! Ит воз ас. Ви а ок! Си ю лэйтэ.
В этом году буду гулять по альпийским лугам с детьми. И никаких восхождений! Хотя…
Нечто подобное для рыхлого фирна а-ля крупа в снежкоме? Сомнительно.