подготовлена специалистами Национальной Лигой инструкторов
Для горнолыжных школ дети являются очень перспективными клиентами. По статистике примерно 60% клиентов службы инструкторов — дети.
Выбирая место для зимнего отдыха, родители обязательно будут учитывать наличие и качество детских развлечений, в частности, отдавая предпочтение какому-либо горнолыжному курорту, они в первую очередь, оценят службу инструкторов. Как правило, выигрывает та служба, которая имеет широкий арсенал для работы с детьми: детские игровые площадки, специально оборудованные склоны, рассчитанные на разный уровень катания, наличие в штате службы инструкторов по обучению детей, регулярное проведение анимационных занятий и праздников.
Наличие инвентаря, склонов и площадок, широкая реклама данной услуги с позитивными отзывами, а также оперативность и профессионализм административной работы — это те условия, которые необходимо создать руководству инструкторской службы, чтобы родители выбрали именно её. Но на непосредственном рубеже общения между ГЛЦ и родителями детей, а также оправдывать ожидания родителей и детей предстоит инструктору по обучению детей, а не кассиру или администратору. Если ему удастся внушить доверие к службе и к себе лично, то в следующий раз родители вновь обратятся в эту службу и к этому инструктору, а также будут рекомендовать его своим друзьям и знакомым. Следовательно, от качества работы инструктора зависит не только его репутация, но и общее впечатление от службы и курорта.
К сожалению, многие инструкторы избегают работы с детьми. Причины для этого могут быть разными:
- нежелание или лень, так как эти занятия требуют неординарного подхода и физических сил в прямом смысле этого слова;
- неуверенность в своих творческих силах и способностях;
- незнание особенностей методики обучения детей;
- незнание детской психологии (незнание, как реагировать на поведение ребёнка в разных ситуациях);
- отсутствие опыта общения с детьми;
- отсутствие мотивации в работе инструктора (например, если оплата труда не дифференцирована и бывает ещё и ниже чем при работе со взрослым клиентом);
Избавиться от нежелания или лени вряд ли возможно, но остальные причины можно устранить, если получить определённые знания. При этом не играет особой роли любовь или нелюбовь к детям, потому что трудно остаться равнодушным, когда виден результат работы, глаза ребёнка горят от радости, родители улыбаются от умиления, записываются на следующие занятия.
Нужно помнить, что занятия с детьми существенно отличаются от занятий со взрослыми. При работе с ребёнком, особенно младшего возраста, от инструктора требуется умение превращать любое действие в увлекательную игру, быть спонтанным, импровизировать. Если инструктор развил эти две способности, ему будет гораздо легче найти выход из разных ситуаций, которые будут возникать во время занятий с детьми. Более того, это поможет компенсировать неглубокие профессиональные познания в области детской психологии. Что касается опыта общения с детьми, то он будет накапливаться постепенно и придавать инструктору уверенность.
Совет: во время занятий с детьми инструктору необходимо активно включаться в процесс, так как именно его энтузиазм будет определять успех и результат обучения. Действует простая формула: интересно инструктору = интересно ребёнку.
Необходимо понимать разницу между занятиями в спортивной школе и индивидуальными занятиями с инструктором.
Основные отличия детских занятий в спортивной школе от занятий с инструктором
Характеристика | Спортивные занятия | Занятия с инструктором |
Учебные организации | Детско-юношеские спортивные школы, спортивные клубы и др. | Инструкторские службы в ГЛЦ |
Цель занятия | Сознательное обучение определённому виду спорта с целью достижения спортивного результата | Приобщение к данному виду отдыха, то есть обучение детей кататься ради удовольствия и общего развития |
Систематичность занятий | Регулярные занятия | Как правило, нерегулярные занятия |
Мы рассматриваем четыре основные функции детского инструктора:
- обучать катанию, развивая физические и психические способности ребёнка, при необходимости воспитывать;
- обеспечивать безопасность ребёнка;
- следить за физиологическими потребностями ребёнка (еда, питьё, туалет, защита от неблагоприятных погодных условий);
- опекать ребёнка, заменять ему родителей на время занятий.
Необходимо рассмотреть реализацию каждой функции отдельно.
- Обучать катанию, развивая физические и психические способности ребёнка, при необходимости воспитывать.
Что касается воспитания, то инструктору нужно воспитывать ребёнка не замечаниями, а на своём примере: вести себя с ребёнком так, как необходимо в той или иной ситуации и в отношении к окружающим. («Золотое» правило здесь как нельзя кстати: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.) Реализация воспитательной функции особенно важна при организации поведения детей внутри группы, а также для соблюдения общественного порядка.
- Обеспечивать безопасность ребёнка.
- Следить за физиологическими потребностями ребёнка (еда, питьё, туалет, защита от неблагоприятных погодных условий).
- Опекать ребёнка
Работа с родителями
Немаловажная часть в деятельности инструктора — работа с родителями, так как профессионализм его действий будет напрямую влиять на мнение родителей о нём и об инструкторской школе. Поэтому инструктор должен:
- быть вежливым и внимательным;
- вызывать доверие;
- уметь дать обоснованную оценку уровня катания ребёнка и возможности его дальнейшего повышения;
- быть конкретным при обсуждении организационных моментов.
Читайте в следующих статьях: «Особенности занятий с детьми (подготовка, занятие, его завершение)», «Возрастные особенности развития детей», «Варианты детской анимации», «Правила подъёма с детьми на разных типах подъёмников», «Правила обеспечения безопасности детей на занятии»…