В далеком 1856 произошли два события: в норвежском Моргедале 30-летний столяр Сондре Оверсон сменил фамилию и стал именоваться Норхейм… А в чешском Кошиховице в семье хлеботорговца Здарского родился десятый ребенок, и его назвали Матиас... Мальчика ждала удивительная судьба альпиниста, лыжника, художника, философа и изобретателя. Но тогда, в 1856, никто не думал, что его жизни и работе будут посвящены целые книги.
Считается, что к этому его подтолкнула только что изданная книга Ф.Нансена "На лыжах по Гренландии", но это маловероятно: в Австрии был свой полярный герой - Ю.Пайер, первооткрыватель Земли Франца-Иосифа, воспевавший снег и лыжи за 10 лет до Нансена. По-моему, Здарский просто собирался бродить с этюдником по зимним горам и именно для этого приобрел крутейшие норвежские лыжи длиной 294 см с креплениями системы Эриксона.
Он оказался не единственным лилиенфельдским лыжником. Местная молодежь наугад и по книжкам изучала норвежскую технику, но 33-летнему чеху эта наука покорилась неожиданно легко. Освоив телемарк, он сразу же в нем разочаровался: ну не дал ему этот прием желанной свободы на крутых склонах и жестком альпийском насте. Здарский взялся было за поворот прыжком, но прокрутить в воздухе тяжеленные 3-метровые лыжи на хилых ремешках оказалось почти невозможно. Тогда он начал понемногу отпиливать от лыж лишнее, пока не укоротил их на метр, но это было не то.
Теперь можно было легко поворачивать - хоть бы и прыжком, но возможности новых лыж оказались куда богаче. Часто утверждают, что Здарский изобрел поворот "плугом", но это не так: плуг известен с незапамятных времен, и все лыжники той эпохи безусловно им владели. На самом деле, Здарский пришел к очень интересному приему, названному им "лилиенфельдским поворотом" - вот как он выполнялся (с шестом, конечно):
- в траверсе лыжи параллельны и загружены поровну, шест - с верхней стороны;
- вес переносится на верхнюю лыжу, а разгруженная нижняя выдвигается в узкий плуг;
- лыжник, сохраняя прямую стойку, наклоняется внутрь поворота, перенося вес на нижнюю лыжу, и продолжает наклоняться, пока она не ляжет плоско;
- разгруженная верхняя лыжа при этом становится на внутренний кант и начинает двигаться наперерез нижней, которая плоско поворачивается, соскальзывая задником;
- на линии ската шест переносится внутрь поворота, а лыжник продолжает двигаться по дуге на плоской загруженной внутренней лыже и закантованной внешней;
- для выхода из поворота лыжи снова ставятся параллельно и загружаются поровну, а инерция вращения корпуса гасится закантовкой обеих лыж и коротким уколом шестом.
Попробуйте сделать такой поворот и увидите, что он гораздо более походит на современный карвинг, чем старый добрый плуг походил на классику.
В 1900 Здарского избрали президентом Альпийского Лыжного Общества, объединявшего уже 15 тыс. членов. В своей речи он назвал горные лыжи главным средством для достижения физического и духовного совершенства в грядущем 20 веке.
Лилиенфельдский поворот мгновенно получил общее признание и следующие 20 лет был основой альпийской лыжной техники. Более того, в 1911 австрийский дипломат завез этот прием в Японию, где он также отлично прижился.
Использованы материалы с сайтов www.traisen.com, www.seilbahnen.at, www.zdarsky-ski-museum.at, www.bergnews.com, www.bewegen.org
Другие статьи автора на сайте:
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Адреналин
Между нами, стукнутыми
Спиною чую
Кляйнарльская Тигрица
Записки натуралиста
Время строек и ремонтов
Автор: Skipper |