0

Учитель

Reports Лента автора 20 Мая 2007 (11:55) Просмотров: 559 1

В далеком 1856 произошли два события: в норвежском Моргедале 30-летний столяр Сондре Оверсон сменил фамилию и стал именоваться Норхейм… А в чешском Кошиховице в семье хлеботорговца Здарского родился десятый ребенок, и его назвали Матиас... Мальчика ждала удивительная судьба альпиниста, лыжника, художника, философа и изобретателя. Но тогда, в 1856, никто не думал, что его жизни и работе будут посвящены целые книги.

Лилиенфельд
Отец Матиаса был богат, вполне образован и желал, чтобы сын стал ученым профессором. Поначалу его мечта, вроде бы, начала сбываться: парнишка отлично учился и увлекался естествознанием, но однажды неудачно упал и ослеп на один глаз. Руководство высшей школы Иглау не жаловало чехов и сочло травму отличным поводом для исключения. Матиас понял, что профессором ему не бывать, плюнул на науку и стал школьным учителем. Через 10 лет он бросил педагогику и стал учиться живописи. Окончив две художественные академии, бывший учитель отправился в Африку, потом в Италию и на Балканы, но в 1889 приехал в Австрию, поселился в Лилиенфельде и всерьез занялся искусством. Здесь Матиас Здарский увлекся лыжами.

Считается, что к этому его подтолкнула только что изданная книга Ф.Нансена "На лыжах по Гренландии", но это маловероятно: в Австрии был свой полярный герой - Ю.Пайер, первооткрыватель Земли Франца-Иосифа, воспевавший снег и лыжи за 10 лет до Нансена. По-моему, Здарский просто собирался бродить с этюдником по зимним горам и именно для этого приобрел крутейшие норвежские лыжи длиной 294 см с креплениями системы Эриксона.

Он оказался не единственным лилиенфельдским лыжником. Местная молодежь наугад и по книжкам изучала норвежскую технику, но 33-летнему чеху эта наука покорилась неожиданно легко. Освоив телемарк, он сразу же в нем разочаровался: ну не дал ему этот прием желанной свободы на крутых склонах и жестком альпийском насте. Здарский взялся было за поворот прыжком, но прокрутить в воздухе тяжеленные 3-метровые лыжи на хилых ремешках оказалось почти невозможно. Тогда он начал понемногу отпиливать от лыж лишнее, пока не укоротил их на метр, но это было не то.

Крепления тоже были необычными:  вместо пяточного ремня в них имелся стальной трос, затягиваемый рычагом
Забросив на время живопись, художник стал изобретать себе лыжи и открыл новый сезон на совершенно необычной 2-метровой паре с весьма современной геометрией (примерно 95-75-85). Крепления тоже были необычными: вместо пяточного ремня в них имелся стальной трос, затягиваемый рычагом.

Теперь можно было легко поворачивать - хоть бы и прыжком, но возможности новых лыж оказались куда богаче. Часто утверждают, что Здарский изобрел поворот "плугом", но это не так: плуг известен с незапамятных времен, и все лыжники той эпохи безусловно им владели. На самом деле, Здарский пришел к очень интересному приему, названному им "лилиенфельдским поворотом" - вот как он выполнялся (с шестом, конечно):

  • в траверсе лыжи параллельны и загружены поровну, шест - с верхней стороны;
  • вес переносится на верхнюю лыжу, а разгруженная нижняя выдвигается в узкий плуг;
  • лыжник, сохраняя прямую стойку, наклоняется внутрь поворота, перенося вес на нижнюю лыжу, и продолжает наклоняться, пока она не ляжет плоско;
  • разгруженная верхняя лыжа при этом становится на внутренний кант и начинает двигаться наперерез нижней, которая плоско поворачивается, соскальзывая задником;
  • на линии ската шест переносится внутрь поворота, а лыжник продолжает двигаться по дуге на плоской загруженной внутренней лыже и закантованной внешней;
  • для выхода из поворота лыжи снова ставятся параллельно и загружаются поровну, а инерция вращения корпуса гасится закантовкой обеих лыж и коротким уколом шестом.

Попробуйте сделать такой поворот и увидите, что он гораздо более походит на современный карвинг, чем старый добрый плуг походил на классику.

Крепления тоже были необычными:  вместо пяточного ремня в них имелся стальной трос, затягиваемый рычагом
Для изучения своего поворота Здарский придумал целую систему упражнений, потом, припомнив учительский опыт, разработал методику группового обучения, открыл бесплатную школу и лично научил кататься более 1200 человек. Оказалось, что его поворот прост в освоении и доступен людям с весьма скромными физическими данными, ранее и не помышлявшим о лыжах. В 1896 Здарский написал книгу "Лилиенфельдская лыжная техника" (переиздавалась 16 раз), в которой не только описал свой поворот и методику, но и впервые сформулировал фундаментальный принцип любительского катания - "спуск змейкой" (нем. "schlangenschwung"), т.е. регулирование скорости поворотами, а не торможением. Тогда же он получил патенты на "лилиенфельдские крепления" и "альпийские лыжи".

...А их автор смог, наконец, снова приняться за картины
В следующем году Здарский достиг скорости 100 км/ч, затем научился делать на лыжах сальто и "вальс", т.е. непрерывное вращение. Еще через год началось серийное производство "лилиенфельдских креплений", а их автор смог, наконец, снова приняться за картины.

В 1900 Здарского избрали президентом Альпийского Лыжного Общества, объединявшего уже 15 тыс. членов. В своей речи он назвал горные лыжи главным средством для достижения физического и духовного совершенства в грядущем 20 веке.

В 1905 Здарский одолел новый рубеж: без единой остановки проехал своим шлангеншвунгом 1950 м (488 м перепада), сделав подряд 85 поворотов.
В 1905 Здарский одолел новый рубеж: без единой остановки проехал своим "шлангеншвунгом" 1950 м (488 м перепада), сделав подряд 85 поворотов. Такой подвиг был тогда по силам лишь молодым атлетам, но 50-летний лыжник совсем не устал! Он пригласил нескольких норвежцев приехать в Лилиенфельд и оценить новую технику, но приехал только один - Х.Хорн. Покатавшись со Здарским, он освоил лилиенфельдский поворот, а вернувшись в Норвегию, демонстрировал в качестве дополнения к телемарку. Здарский же объявил, что его прием имеет перед телемарком "9 очевидных преимуществ".

Лилиенфельдский поворот мгновенно получил общее признание и следующие 20 лет был основой альпийской лыжной техники. Более того, в 1911 австрийский дипломат завез этот прием в Японию, где он также отлично прижился.

Он участвовал в I Мировой войне и учил солдат не только лыжам и альпинизму, но, как говорят, и искусству спускать на врага лавины.
В жизни Здарского было еще многое. Он участвовал в I Мировой войне и учил солдат не только лыжам и альпинизму, но, как говорят, и искусству спускать на врага лавины. Чуть позже он вызвал на дуэль полковника Г.Билгери - за то, что в своем армейском наставлении тот предписал солдатам пользоваться не шестом, а двумя палками. А в 1916 Здарского и самого накрыла лавина, но железная воля вернула с того света и снова поставила на лыжи…

Чуть позже он вызвал на дуэль полковника Г.Билгери - за то, что в своем армейском наставлении тот предписал солдатам пользоваться не шестом, а двумя палками
Матиас Здарский скончался летом 1940, прожив 84 года - по году за каждый из 84 своих переломов. Лыжники-любители уже заполонили Альпы, и давно забыли лилиенфельдский поворот. А ведь именно это странное, но всем доступное движение, придуманное одноглазым чехом, открыло мир горных лыж тысячам, а потом и миллионам катальщиков.

Использованы материалы с сайтов www.traisen.com, www.seilbahnen.at, www.zdarsky-ski-museum.at, www.bergnews.com, www.bewegen.org



Другие статьи автора на сайте:

Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Адреналин
Между нами, стукнутыми
Спиною чую
Кляйнарльская Тигрица
Записки натуралиста
Время строек и ремонтов
Автор: Skipper
0
  • 1
0  
Telemark    22 Мая 2007 (07:38)   #
скипперу спасибо. прочитал. получил удовольствие. мысли: таких людей как сбарский действительно немного. достойные люди были. великие. сейчас таких нет. или не делают или не воспитывают, не знаю. вроде бы спортсмен отличный, тренер хороший, менеджер не плохой, человек интересный, а мелкий что-ли... еще раз - за материал 5!