У лыжников существует тенденция к появлению своеобразного "туннельного эффекта" (не путать с эффектом, возникающем в полупроводниках). Как правило, мы спускаемся по понравившейся (а в России иногда - единственно доступной) трассе снова и снова. И рано или поздно деревья по краям трассы начинают восприниматься как стены своеобразного туннеля. Визуально и подсознательно мы находимся внутри некоторого фиксированного объема, в пределах которого и перемещаемся во время спуска.
В больших горах состояние трассы и температура изменяются даже на протяжении одного и того же спуска. Трасса выходит на солнце и скрывается в тени деревьев, сужается и расширяется, становится круче и положе, и мы иногда вынуждены кататься по снегу в таком состоянии, которое совсем не является нашим любимым. На трассе могут появиться камни или земляные проплешины, толпы катающихся нарывают весьма ощутимые бугры, а трасса после этого может плохо обрабатываться ратраками или не готовиться вообще.
Постарайтесь расширить границы своего восприятия. Снег может быть гораздо в лучшем состоянии буквально в паре метров от обочины трассы, среди редких деревьев или сразу же за ними. Остановитесь и оглядитесь вокруг: вполне вероятно, что склон буквально в паре шагов не так разбит, снег лучше сохранился в тени деревьев на весеннем солнышке, не покрыт обледеневшей коркой, а камни и земля находятся очень глубоко.
Но сначала просмотрите путь спуска среди деревьев и постарайтесь придерживаться следующих правил:
- не уходите от трассы за пределы видимости, чтобы в случае падения или нападения на вас дерева вас было видно, а ваши крики были слышны с трассы
- внимательно следите за другими лыжниками и постарайтесь не идти перекрестными курсами
- убедитесь, что выбранный путь не слишком крут для вас: вы же не хотите набрать неконтролируемую скорость, когда впереди и вокруг вас - прочные деревья
- убедитесь, что сможете выбраться после спуска на раскатанную трассу или к подъемнику - продираться сквозь подлесок по снегу с лыжами и палками, поднимаясь по склону - занятие не слишком увлекательное
- выбирайте траверс или косой спуск пошире и достаточно прямой, чтобы не пришлось ворочать лыжи в тяжелом снегу, пытаясь повернуть
- убедитесь, что под деревьями достаточно снега для того, чтобы закрыть все камни, землю, корни, кусты и мелкий подлесок
- на цивилизованных курортах не уходите с патрулируемой территории, за знаки "лавинная опасность" или "линию не пересекать" - это может вызвать непонимание у патрульных
- никогда не уходите с трассы в одиночку!
По материалам SKI Magazine
Статья опубликована в журнале "Горные лыжи" в сезоне 03-04
Автор: Георгий Дубенецкий Источник: SKIS/RU |