Обсуждение крутизны и маркировки трасс - благодатная тема. Она как чернозём, на котором из каждой семечки вырастают ветвистые обсуждения и полемики. Однако существует некоторая путаница в терминологии, поэтому давайте разбираться вместе.
Знаки на картах трасс
Показатели крутизны трассы: уклон и наклон. В чём различие?
Уклон (или угол наклона) — это показатель крутизны склона, который равен отношению превышения (перепада высот) к заложению (горизонтальному проложению). Т.е. уклон — это показатель крутизны склона, а наклон — это угол между данной прямой горизонталью. В общих чертах одно и то же, но, говоря про крутизну склона, правильно говорить либо "уклон равен..." либо "угол наклона равен...".
Уклон (или угол наклона) вычисляется либо в процентах, промилле или десятичной дроби через отношение перепада высот к горизонтальному проложению (не путать с длиной трассы) либо в градусах через arctg. Проценты (уклон) и градусы (угол наклона)! % и ° ! Не путайте, пожалуйста!
Для вычисления процента уклона для начала необходимо вычислить горизонтальное проложение через теорему прямоугольного треугольника Пифагора, зная перепад высот и длину трассы (или участка трассы). А после этого разделить перепад высот на горизонтальное проложение (получится десятичная дробь) и умножить на 100 (получится процент) или 1000 (получится промилле).
Уклон i = h/S*100 (в процентах). При уклоне в 100% горизонтальное расстояние местности увеличивается на 1 метр при подъёме по вертикали на 1 м. В таком случае угол наклона будет равен 45 градусам. Уклон может быть больше 1000% и до бесконечности (при 90-градусном обрыве), но не на общедоступных горнолыжных трассах.
Чтобы получить угол наклона в градусах, необходимо найти тангенс угла наклона через аналогичное отношение превышения к заложению h/S и взять от него arctg. В итоге i = arctg h/S (в градусах). В градусах угол наклона может быть по модулю от 0 до 90 °.
Уклон может быть и отрицательный
Но можно и не заморачиваться такими вычислениями! Тем более, если у вас нет данных по длине и перепаду высот на трассы.
Но как в таком случае померить уклон трассы?
Вариант 1. Взять уровень (чтобы не завалить горизонт) и транспортир (либо купить 2в1 - механический угломер) и просто померить. Представьте: вы посреди крутого участка трассы останавливаетесь, достаёте инструменты и начинаете скрупулёзно вычислять угол под проклинающие крики пролетающих райдеров. Романтика...
Вариант 1а. Можно модернизировать этот вариант, взяв круговой транспортир, и, привязав к нему вертикальный отвес. После этого поймать вертикальное положение на -90 градусах транспортира и навести его на верхнюю часть склона, вычисляя желанный угол.
Вариант 2. Научиться пользоваться теодолитом (или аналогичными геодезическими приборами), найти такого же сумасшедшего человека, как и вы, спуститься с ним и с громоздким оборудованием на нужный участок трассы, всё установить, настроить и замерить до того момента, как за вами вышлют вертолёт с Омоном.
Вариант 3. По фото. Этот вариант самый неточный, потому что нужно постараться не завалить горизонт при съёмке и надеяться, что ваш объектив вас не подвел и не исказил действительность. Если искажение обнаружено, то можно включить селфи-камеру, она-то вас точно не подведёт:)
Вариант 4. Если вы хотите определить приблизительный угол наклона крутого склона, но не имеете при себе никаких инструментов, то можно обратиться к старому дедовскому способу. Для этого вам нужно закантоваться, остановившись и направив лыжи поперёк склона (соседи по трассе снова вам скажут спасибо!)), и попытаться достать рукой снега выше по склону, нагнувшись либо вправо, либо влево.
Если вы райдер со средней гибкостью, то ваше "достижение" снега будет свидетельствовать о том, что угол наклона больше или равен 30 градусам. Ну, а если вы не достали, то не расстраивайтесь, значит, у вас есть все шансы спуститься донизу целым! Будут и вашей жизни 30-градусники.
Похожая штука используется и в альпинизме:
Проецируя на горнолыжный спорт, можно ледоруб заменить на горнолыжную палку, которая будет почти вдвое длиннее вашей руки (у вашего покорного слуги, например, длина руки от центра ладони до ключицы 55 см, а длина палки 115 см). И если вы станете прямо, смотря вверх по склону, и достанете палкой до снега в районе вашего плеча, то крутизна трассы будет приблизительно 30 или больше градусов.
Но этот способ зависит от анатомических параметров конкретного человека. А какие ещё способы определения уклона склона Вы знаете?
Теперь, когда вы успешно вычислили крутизну трассы, вы можете определить её уровень в классификациях разных регионов мира.
Общепринятым является разделение трасс по 3 градациям: простые трассы (для тех, кто вскипает при 100 градусах), трассы среднего уровня сложности и сложные трассы для экспертов (или если у вас 40 градусов внутри, то 40 градусов снаружи не страшно).
Простые трассы обычно широкие, ухоженные, с уклоном в самых крутых участках от 6 до 25 % , и на них уделяется повышенное внимание безопасности. В Европе такие трассы маркируются синим или зелёным (если трасса предельно простая) цветом, в Северной Америке - зелёным кругом (большой брат позаботился о людях с дальтонизмом).
Если вы ищете себе немножко трудностей, то вам подойдут трассы среднего уровня сложности, которые общепризнанно имеют уклон от 25 до 40 %, и обозначаются в колыбели горнолыжного спорта - Европе - красным цветом, а в Северной Америке - синим квадратом.
И, наконец, самые сложные (у многих райдеров сейчас загорелись глаза) трассы обычно имеют уклон в самых крутых участках свыше 40 % (22 градуса). Их везде отмечают, как чёрные, и так и называют "чёрные трассы". В Северной Америке для них также придумали символ - ромбик.
Но бывают и предельно сложные трассы, которые маркируются либо двумя чёрными ромбиками, либо красным ромбиком. Эти трассы имеют запредельный уклон до 80-100 % или являются зонами фрирайда / могула. Поэтому их выделение весьма условно. Но если вы лом, псих, профессионал или имеете счёты с жизнью, то вам непременно нужно сюда заглянуть. Как и новичкам, чтобы постоять в самом крутом участке, желательно за перегибом, наслаждаясь настоящим, и, смотря в суровое будущее.
Данная "общепризнанная" классификация не признаётся многими горнолыжными курортами: какие-то игнорируют существование чёрных трасс, отмечая очень крутые трассы красным цветом, какие-то, наоборот, маркируют лёгкие трассы чёрным цветом, а у третьих - своя, уникальная классификация. Но большинство глк стараются придерживаться общепринятых классификаций.
Вот, например, Япония, Австралия и Новая Зеландия пошли по уникальному пути развития и создали Франкенштейна
зеленые склоны в Европе существуют во Франции, Польше, Испании, Юк. В Тироле и Германии есть стандарты ÖNORM S 4610 и DIN 32912 в которых нет ни зеленого цвета ни формы знаков. Синий, Красный и Черный, кое где, впрочем очень редко, есть еще оранжевый для супер-сложных трасс.
То есть у вас норм описана Америка, плохо Европа. Так как у Скандинавии, Испании, Франции, Австрии, Италии разные системы обозначения сложности склонов.