0

Универсальные лыжи – ночью все кошки серы или все-таки нет?

Reports Лента автора 22 Ноября 2005 (01:16) Просмотров: 806 16
  • «…Я по поводу своего катания не заморачиваюсь,
  • мне все равно – карлинг там, или не карлинг…»
    - из одного интервью.

Развитие рынка снаряжения постоянно подталкивает конструкторов и дизайнеров к созданию «того, чего еще не было». И в результате мы имеем то, что имеем: колоссальное разнообразие моделей лыж всевозможных форм и расцветок, разобраться в этом «зоопарке» получается не у всех, да и у тех, кому повезет - далеко не сразу. В чем отличие, например, карвинговых универсальных или «просто универсальных», а также чем именно те и другие отличаются, к примеру, от универсальных лыж со слаломной геометрией? Или за счет чего одни лыжи всплывают в снегу намного легче других, хотя носок, вроде, по ширине одинаковый…

Отношение подавляющего большинства "заморачивающихся" лыжников к лыжам, которые производители назвали универсальными – то есть таким, на которых, по утверждению этих самых производителей, можно и на подготовленном склоне чистую дугу прорезать, и по жесткому крутому склону спуститься, и на буграх достойно выглядеть, и в целине не завязнуть, было, мягко говоря, недоверчивым. Оно и понятно: как могут лыжи на все случаи жизни выступать удачно в каждой из дисциплин?

Однако, все меняется. Даже у наших горнолыжников, отличающихся, мягко говоря, консерватизмом, от своих западных коллег, постепенно происходят сдвиги в сознании, направленные в сторону более или менее универсальных лыж. Кстати термин этот, похоже, мало-помалу может начать покрываться мхом.

В одном из материалов уже говорилось о том, что сейчас речь нужно вести не об универсальных, а скорее о многоцелевых лыжах, которые практически во всех случаях могут составить очень серьезную конкуренцию лыжам специализированным. «Практически во всех случаях» - это значит, что гигантские модели останутся недосягаемыми по точности входа в поворот и чистоте дуги, слаломные намного более живые в коротких дугах, а широкие целинные и мощные фрирайдовые модели будут безусловно лучше многоцелевых лыж в условиях внетрассовых просторов. Но если речь идет о единственной паре лыж на все случаи жизни, то есть о лыжах для 99% любителей, катающихся то по подготовленным склонам, то по разбитым остаткам снегопада, то по буграм – выбирать имеет смысл именно из универсальных моделей.

А как же карвинговые модели? А все просто: если вы катаетесь только по ухоженным склонам – безусловно, нужно брать именно их. Но тоже, кстати, потребуется две пары – одна для малых склонов, где лучше почаще поворачивать, чтобы хоть таким способом «растянуть» склон, и вторая для гор – ведь здоровья на то, чтобы трассы по десятку километров проходить в слаломном стиле, может просто не хватить… Так что и в случае катания только по хорошо заглаженным склонам можно выбирать лыжи многоцелевые.

Но, как уже было упомянуто, выбирать непросто. Начать «разборки» с многоцелевыми лыжами нужно, пожалуй, с выделения этих самых лыж из общей массы по хоть какому-то признаку. Например, по ширине талии - от 70 до 80 мм. Конечно, эти цифры – лишь для определения условной границы, и могут немного отличаться от приведенных значений. Но в общей массе именно лыжи с шириной талии «семьдесят пять плюс-минус пять» и называются производителями универсальными или многоцелевыми. Поуже талия, меньше 70 мм – и получаем лыжи для подготовленных склонов – слалом, гигант, карвинг, ски-кросс, могул.

Rossignol B1. Увеличить
Rossignol B1

Чем ближе к нижней границе в 70 мм, тем лыжи ориентированы больше на катание по укатанным склонам. И разве что изредка, как ухитряется вычислить Rossignol для своей модели B1 – в 20% случаев (причем почему-то не в 21%) – можно выходить на таких лыжах на не укатанные склоны. И это действительно так. Еще раз скажу: эти цифры – не догма. И худенький легкий лыжник прекрасно сможет себя чувствовать вне трасс на лыжах с талией в 70 миллиметров, а здоровенный кабан под 120 кг и на лыжах с талией в 80 мм легко утонет даже не в самой пушистой целине. Но для среднестатистических особей именно 70 мм – нижняя граница ширины талии: как показывает опыт, на жестких гладких трассах действительно комфортнее кататься на узких лыжах. Особенно, если катаешься там карвингом.

А вот если ширина талии приближается к 80 мм, то… на таких «досках» постоянно кататься на подготовленной трассе, конечно можно, но спрашивается, зачем тогда их покупать? Такая ширина уже вполне достаточна для того, чтобы в день после снегопада уйти за пределы трассы, а позже, когда целина уже будет раскатана, попить кофейку и продолжить свои развлечения уже на разбитом склоне.

Fischer AMC 76

Fischer AMC 76

Другими словами, именно в зоне 70 – 80 мм и располагается все многообразие моделей, предназначенных для тех, кто катается, как считают производители, везде в горах. Так, новая линия лыж Fischer – AMC (All Mountain Cruise), насчитывает четыре модели с шириной талии от 70 до 79 мм. Head в сезоне 05 – 06 выпускает три модели «Монстров» - с талией от 69 до 77 мм, Rossignol – B1 и B2 (соответственно, 70 и 78 мм), K2 радует широким выбором «Апачей», и даже среди немногочисленных моделей элитных Bogner и Indigo найдутся две – с шириной талии… как раз 70 и 80 мм.

K2 Apache Recon. Увеличить
K2 Apache Recon

Надо признать, что почти все из вышеперечисленных моделей можно условно назвать «классическими универсальными лыжами». Первое из значения слова «классические» вы угадали правильно. Имеется в иду, что лыжи этой группы наверняка придутся по вкусу тем, кто только переходит от своих двухметровых верных друзей на современные модели. Проскальзывание эти модели выполняют легко и с охотой. Правда, по подготовленному склону они умеют резать, как и более специализированные модели. Не верите? Попробуйте сами при случае. Честно: режут, и совершенно классно. Но вернемся к термину «классические».

Не подумайте, что я по неведению спутал эти лыжи, которые на прилавках магазинов появятся лишь осенью 2005 года, с теми, которые выпускались в прошлом тысячелетии. В данном контексте слово «классические» означает тот факт, что производители уже лет пять, похоже, не меняли удачную форму бокового выреза лыжи, которая обеспечивает комфорт и при карвинге, и при катании с проскальзыванием. Однако и здесь придется оговориться. Дело ведь не только в форме, но и в глубине бокового выреза или, точнее, в связанным с этой глубиной радиусом бокового выреза. Нужно сказать, что на протяжении по крайней мере пяти последних лет ширина моделей, чья талия превышает 68 мм, неуклонно возрастала с примерной скоростью 1 - 2 мм в год, а вот радиус выреза универсальных лыж постепенно снижался со скоростью 1 м в год. В коллекциях сезона 2005 - 2006 практически все производители пришли, не сговариваясь, к единому мнению: радиус выреза многоцелевых лыж должен находиться в районе 16 метров. Меньше 16 м радиус – и лыжи становятся более склонными к коротким поворотам, особенно на подготовленном склоне. Поэтому, собственно, мало кто из производителей эту границу перешагивал сверху вниз (об исключении – чуть позже). Да и в другую сторону тоже, кстати, никто особо не смещается. Привычный 21 м уходит в забытье. Ведь такой большой радиус приводит к тому, что во многих ситуациях на подготовленных склонах владелец будет вынужден перейти от карвинга к проскальзыванию. То есть, это, конечно, не страшно, но видимо, покарвить при случае многим нравится…

Лыжи подобного типа, пожалуй, можно посоветовать тем, кто в подавляющем большинстве случаев катается на плохо подготовленных склонах, – такие модели действительно на редкость универсальны, неразборчивы к состоянию снега и крутизне склона, да и «порезать» при случае позволяют, если владелец умеет это делать. Конечно, и в этом классе есть разные модели, но различаются они, как правило, своей мощью или пробивной силой, весом, то есть теми параметрами, от которых зависит поведение лыжи на неровном жестком снегу или на реально высокой скорости. Так, серия AMC у Fischer – достаточно мощные модели, IZOR у Atomic существенно более «элегантные» лыжи, а новинка – X-Free у Kneissl – легкие и мягкие внетрассовые, с приятными карвинговыми качествами, так что и «среди тут» выбрать можно именно то, что тебе позарез необходимо.

Atomic Izor 7.5

Atomic Izor 7.5

Ну, а сейчас мы должны от первой условной группы многоцелевых лыж – с шириной в талии от 70 до 80 мм и радиусом бокового выреза в районе 16 метров, перейти к лыжам, которые появились в прошлом сезоне и пока еще распространения не получили. Речь пойдет о многоцелевых лыжах со слаломным боковым вырезом.

ATOMIC M:9 PULS. Увеличить
Atomic M:9 PULS

Многоцелевые лыжи нового поколения представила компания Atomic, громко выпустив в прошлом сезоне на рынок свою новую линию Metron. До появления этой линии радиус бокового выреза сочетался во-первых, с талией в 65 мм, а во-вторых, был присущ совсем не универсалам, а скорее, фан-карвам или слаломным моделям. При этом нужно вспомнить, что при равной ширине талии лыжи с более широким носком будут легче «заныривать» в поворот, да и на мягком и более или менее глубоком снегу всплывать будут на меньшей скорости, чем их остроносые коллеги. Ширина носка лыжи до 133 мм в сочетании с весьма радикальным вырезом дала ожидаемые результаты: во-первых, на жестком склоне модели лыж Metron ведут себя как экспертные карвинговые лыжи с сильным демпфированием. То есть их поведение можно охарактеризовать как мощный скоростной карвинг с поворотами довольно малого радиуса. Эти лыжи нельзя назвать столь же живыми, как смягченные слаломные модели, да и вес у них существенно больше. Однако, несмотря на тяжесть, подобные модели не ощущаются тяжелыми при катании, даже на буграх почему-то все вполне комфортно. Эти лыжи хороши на целине, особенно в лесу – абсолютно управляемые, они позволяют вертеться, подобно известному змею под вилами, даже в глубоком снегу на довольно малой скорости. Соответственно, удается с небольшими усилиями выходить из затруднительных ситуаций. При этом они в таких условиях не отличаются какой-либо нестабильностью: охотно и без неожиданностей идут в целине по прямой. Конечно, на почти прямых лыжах «под два метра» прямые спуски или гигантские дуги в целине стабильнее, но ведь мы говорим о многоцелевых лыжах.

Elan A06

Elan A06

Видимо, идея показалась заманчивой и другим производителям – Elan к сезону 2005 – 2006 выпустил две линии универсальных лыж: A – с более или менее «общепринятыми» радиусами выреза до 18 м и шириной в талии 70 мм и принципиально новую линию Magfire – 75 мм в талии и с радиусами от 10 до 15 м. А Atomic продолжает выпускать свои Metron, изменив только дизайн.

Elan Magfire 10

Elan Magfire 10

Подобные модели можно назвать прекрасными многоцелевыми лыжами для тех, кто катается на современных курортах – за рубежом или у нас, чередуя хорошо подготовленные трассы, на которых можно всласть покарвить, с катанием по свежезаснеженному лесу или со спусками между трасс. Да и на малых горах на таких лыжах будет нескучно – благодаря малому радиусу, можно будет хорошо покрутиться.

Однако не только ширина талии и ширина носка определяет поведение лыж в глубоком снегу. На жестком склоне закантованная лыжа любой жесткости прогибается в дугу, даже если лыжник стоит на месте и силы, обусловленные скоростью движения, на лыжу не действуют. Механизм резаного поворота на жестком склоне следующий: кант лыжи врезается в поверхность и лыжа скользит по дуге прилегания канта к склону, подобно лезвию конька. А вот поворот в мягком глубоком снегу (боковое проскальзывание здесь не учитываем) происходит за счет прогиба лыж и скольжения всей площадью по уплотненному лыжами снегу, из которого лыжи сами для себя формируют своеобразный мини-склон. Механизм поворота лыжи любой жесткости одинаков, однако жесткая лыжа в мягком снегу гнуться начинает на гораздо более высокой скорости. Значит, лыжа с мягкой передней частью будет более послушна в глубоком снегу на низкой скорости. Конечно, дело не только в мягкости, но и в высоте носка, играет роль и то, насколько далеко от места носкового загиба к креплениям лыжа продолжает оставаться широкой. Ведь, как известно, сила сопротивления движению зависит от площади поверхности. Понятно, что у лыжи, у которой носок выше и шире, шансов прогнуться на низкой скорости (при прочих равных условиях) больше, чем у той, у которой носочек маленький. Ну а если лыжа еще и мягкая – то «прогнутость» еще сильнее возрастает, радиус поворота уменьшается.

Схожие форму, мягкость и конструкцию имеют носки множества широких лыж, ориентированных на катание по целине, которые выпускают небольшие молодые компании типа ZAG или Ridea, «основанные райдерами для того, чтобы делать лыжи для райдеров». Да и некоторые из известных фирм радиус выреза ряда своих моделей начинают не от носкового загиба – в популярной модели Pocket Rocket компании Salomon от мягкого носка сначала идет прямая линия, и только потом она переходит в радиус. Мягкий и почти прямой носок большой площади – отличительная особенность и моделей Santiago фирмы Scott.

Кстати, Scott применил такую конструкцию и форму носка не только у внетрассовой Santiago, но и у универсальной (многоцелевой) лыжи Aztec с шириной талии 78 мм. Носок идет прямой, не сужаясь, довольно далеко, сантиметров десять от загиба в сторону креплений. И только потом начинается вырез. Загиб плавный, длинный, за счет этого лыжа легко не только всплывает, но и всходит на неровный мягкий снег: такой «заход» только чуть-чуть ощущаешь ногами, все остальное лыжа берет на себя. В сочетании с уже рассмотренным выше почти слаломным вырезом (14 м у лыж в ростовке 175 см) такая конструкция носка приводит к очень приятным результатам. Как выяснилось, на таких лыжах можно очень мягко и нечувствительно переходить от резаного ведения к поворотам с проскальзыванием на рыхлом снегу. Aztec - легкая, маневренная, интересная универсальная лыжа, одинаково комфортная как в резаных дугах, причем на удивление коротких, почти слаломных, так и в приличных по размерам поворотах с проскальзыванием. Видимо, у таких лыж большое будущее – в мире из всех лыж Scott эта удачная модель отхватила себе 21% от общего числа проданных пар.

Создается впечатление, что такие модели придутся по вкусу очень и очень многим. Ведь в последние годы постоянно растет число сторонников «мягкого» катания – иногда порезать на подготовленном склоне, а может быть – поплавать при случае вне трасс, попутно заехать в парк, а при случае - просто пошустрить на буграх, но везде – без цели быть быстрее, выше или круче всех, не на максимально возможной скорости и без супер-прыжков, а просто в кайф. Вот для всего такого – без догм и фанатизма, именно чуть суженные младшие сестры больших мальчиков будут очень хороши.

Конечно, описанными тремя «подгруппами» многоцелевых лыж не исчерпывается все многообразие лыж, на которых одинаково успешно можно кататься почти везде. Эти три подгруппы – только один из вариантов классификации, да и не совсем полной, к тому же. К примеру, ни слова не сказано о парковых лыжах с аналогичной талией. Но ведь они в принципе не должны быть универсальными, требования к ним, все же, другие: никаких рывков в сторону при приземлении, одинаково хорошее поведение при обычном спуске и при катании в свитче. А вот идеального резаного ведения никто не обещал. Хотя всяко бывает в этой жизни…

Автор: Георгий Дубенецкий
Источник: SKIS.RU
0
  • 1
0  
Telemark    23 Ноября 2005 (10:53)   #
...лыжи не лыжи - кататься надо уметь!
ей богу крылова вспоминаю с басней "мартышку и очки"...
0  
Charmel'ка    23 Ноября 2005 (15:15)   #
Telemark, Согласна с тобой! :wink:
0  
Doors    23 Ноября 2005 (15:40)   #
Telemark, ничего подобного!! При одном уровне катания от разных лыж получаешь разное удовольствие... на какой-то ты пыжиЩЪся изо всех сил, чтобы ее усмерить (допустим, среднестатистическому лыжнику со стороны это не будет видно, т.е. ты с ней справляешься), а на какойто ты будешь кричать от восторга и легкости управления...
конечно, для каждого это своя лыжа...

но всетаки... значит все эти "поиски" не напрасны??
0  
Piter OTour    23 Ноября 2005 (18:26)   #
Doors, Согласен с Вами, как можно сравнивать, например Моррисоновские Сеты и линейку Оверсайз у Росси? Разные лыжи, для разного катания, не говоря уже о геометрии...
Но кто-то носит белое, а кому-то нравиться черный цвет... Как разные вещи можно валить в одну "кучу"??!
Короче, каждому овощу - свой фрукт :wink: :!:
0  
khostik    23 Ноября 2005 (18:43)   #
а мне вот ацтеки перепали.. теперь читаю и думаю - вот повезло.. скорее бы на склон.
0  
FISHERRRR    24 Ноября 2005 (10:26)   #
Я считаю, что действительно наблюдается движение в сторону универсализма. Я раньше тоже думал, вот куплю пару для внетрасски, пару для слалома, пару для скоростного катания. Купил. Salomon PR, Salomon 3V, Atomic GS:11. Последние две пары благополучно после 2-3 выездов в горы стоят в гараже и ждут покупателя. Теперь я только на Поектах Рокетах. И на них делать можно все.
Конечно я согласен, что специализированная лыжа даст фору любой универсальной. Но я катаюсь не за результататми, а для фэна, получения удовольствия. Спектр моих интересов от внетрассового катания до прыжков и джиббинга в сноупарках. Может конечно если бы катался исключительно в трассе, я бы еще подумал бы что выбрать. Но сейчас сомнений нет - Покет Рокет форева!
  • 1
0  
Telemark    24 Ноября 2005 (10:50)   #
ха, ну вы блин даете! уважаемые! я же не говорил, что есть одна гора, один склон, одна погода, один уровень алкоопьянение, одна подготовка, одни цели и т.д.!? все разное! у самого 5 пар дров! катаюсь реально на 2. "карвинг-слалом" и "фрирад". лыжи вибирались и приобретались для этого. спецом. с четким разделениме для чего. но мы то с вами специалисты, понимающие толк и разницы. а в основном люди катаются 3-5 раз за сезон. поэтому универсальные лыжи я бы не гнобил. у самого были лет 5 назад. сломал пополам. wink.gif
0  
ГореЛыжник    24 Ноября 2005 (10:59)   #
Интересно, а готовы ли люди которые не понимают толк и разницу заплатить 1куе за мегауниверсальный Метрон?
  • 1
0  
Telemark    24 Ноября 2005 (11:55)   #
ГореЛыжник, таких навалом. часто мониторю ситуацию когда чел втаривает оборудование и манаток на 2-3-ку за раз. все что ему советуют. все что нравится. у самого етсь пара друзей которые не заморачиваются и тарят все новое каждый сезон. каждый божий сезон. всео! метрон кстати те еще универсалы... tongue.gif
  • 2
0  
Oldscooler    24 Ноября 2005 (12:03)   #
Почему обязательно Метрон? Щас почти все фирмы подхватили эту идею - можно и в 2 раза дешевле взять, а через пару лет и в 4 раза. время работает против метрона - появилось много конкурентов и с каждым годом будут еще и дешеветь.
  • 211
  • 92
  • 82
0  
kuba    26 Ноября 2005 (09:45)   #
грамотная статья. искал с весны нечто подобное. в результате купил модель для скикросса. прочитать бы ранее... но вторая пара для ф/райда все равно актуальна
0  
ГореЛыжник    28 Ноября 2005 (12:08)   #
Вчера в яхроме первый раз катался на B3, получил хороший карвинг средними дугами. Сам не ожидал, райд модель всетаки... теперь наверно согласен с Телемарком - кататься надо уметь, и меньше морочиться о геометриях фсяких.
0  
Димон    29 Ноября 2005 (20:46)   #
Ну В3 серьезно для Яхромы =D> . А дуга сверху до низу одна наверное :mrgreen:
0  
estranjero    6 Декабря 2005 (19:42)   #
QUOTE(Oldscooler)
Почему обязательно Метрон? Щас почти все фирмы подхватили эту идею - можно и в 2 раза дешевле взять, а через пару лет и в 4 раза. время работает против метрона - появилось много конкурентов и с каждым годом будут еще и дешеветь.


dumau potomu chto on odin iz pervich i samoe glavnoe chto interfeis putevii da ezda ogo-go!!! nadolgo ego zapomnyat oh nadolgo! :wink:
0  
AnToX    7 Декабря 2005 (14:24)   #
ГореЛыжникИнтересно, а готовы ли люди которые не понимают толк и разницу заплатить 1куе за мегауниверсальный Метрон?

Самое интересное, что в Штатах эти метроны стоят не более $400 за самую крутую модель.
0  
AnToX    7 Декабря 2005 (14:27)   #
QUOTE(ГореЛыжник)
Интересно, а готовы ли люди которые не понимают толк и разницу заплатить 1куе за мегауниверсальный Метрон?


Самое интересное, что в Штатах эти метроны стоят менее 400куе за самую крутую модель