+8

Управление катером и гидроциклом. Легко ли самоучкам сдать экзамен и получить права?

nadia_frontflip Лента автора 2 Июня 2015 (16:55) Просмотров: 14870 18
Решили выложить все самые полезные ссылки, чтобы таким же, как мы, самоучкам было проще сдать экзамен и получить права :))) Может, кому-то эта статья будет полезной.
 
 
Скоро-скоро открываем вейк и вейксерф сезон! Леня, капитан нашего любимого катера «Принцесса Кенни» сказал, что не сможет с нами кататься так часто, как прошлым летом.

Леня Гордиенко :)

Поэтому мы решили сами получить права и стать капитанами. 
Обучение в школе стоит (в Твери) 8 тыс. руб. В школе помогают выучить билеты и, самое главное, учат управлять маломерным судном (и ещё гидроциклом за доп. плату).
Мы с Тохой решили пойти по другому пути сдать экзамены без прохождения школы. 

Итак, что мы имеем? Тоха прошлым летом несколько раз управлял катерами Бореем и Амуром, парковался носом. Я один или два раза управляла Амуром, тоже парковалась, тоже носом. Всё это происходило :) во имя вейкбординга, соответственно  целями нашими были быстрый разгон без рывка, слежение за райдером, повороты, развороты. Так как мы опытные автолюбители, управлять катером оказалось просто. Это правда. Если сравнивать с машиной, то катер это как машина с автоматической коробкой передач. У тебя есть: ключ зажигания, руль и рычаг, который ты наклоняешь вперёд или назад. И уровень наклона рычага будет означать твою скорость. Чуть-чуть наклонил – медленно ИДЁШЬ (и ни в коем случае НЕ «плывёшь», а то минус балл на экзамене! Шутка). Наклоняешь сильнее  ускоряешься. И идёшь ты, если сравнивать с автомобильной дорогой, по совершенно пустой шестиполоске, никто тебе не мешает, не надо переживать по поводу встречек, своих габаритов, соблюдении дистанции и т.д. Оооочччееенннььь просто!!!!! :)))))

Теория.
Самое главное – выучить билеты.
20 билетов по 10 вопросов в каждом. На сайте motorka.org есть все билеты с возможностью самотестирования. Для управления катером, Вам нужно выбрать «Билеты ГИМС ВВП». Это просто идеальный вариант для успешной подготовки к экзамену. Однако, чтобы не зубрить, а понимать, мы прочитали «Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации». Уже при написании этой статьи нашла то же самое, но с картинками, а это гораздо нагляднее. И ещё, Тоха прочитал всё, а я пролистала, выбрав самое интересное, из этого курса. В нём есть про элементы набора судна (где в катере находится бимс, шпангоут, стрингерс и т.д.), а также про спасение утопающих и ещё много чего интересного и полезного. 
Чтобы всё легко и быстро выучить, удобно всегда иметь под рукой напоминалки про навигационные знаки, и про огни и сигналы.

Есть маленький нюанс. Винт. На практической части экзамена, возможно, потребуется информация о нем. Итак, чаще бывает винт правого вращения. Это значит, что когда вы стартуете вперед, из-за вращения винта, карму катера будет чуточку заносить вправо, а нос, соответственно влево.
Вот полезная таблица, взятая из учебника судоводителя любителя:
 
Положение судна относительно воды Положение руля Режим работы винта Направление работы винта правого вращения Результат
1. Неподвижно Прямо Только включен Вперед Нос покатится влево (корма отбрасывается вправо)
2. Движется вперед Право Установившийся Вперед Нос отклоняется вправо (корма отбрасывается влево)
3. Движется вперед Прямо или лево Установившийся Вперед Нос судна покатится в сторону отклонения руля
4. Неподвижно Прямо Только включен Назад Корма отбрасывается влево. Нос покатится вправо
5. Движется назад Лево
или право
Установившийся Назад Для каждого судна индивидуально. Обычно корма идет в сторону переложенного руля
6. Движется вперед Прямо Только включен Назад Нос судна покатится вправо, корма влево

Винт левого вращения при равных условиях даст противоположные результаты. 
Если не понятно, потом в комментариях смогу объяснить так, что станет абсолютно понятно. Сейчас не буду писать, вдруг и так всё ясно.
Про гидроцикл. Мне хватило просмотра видео. И ещё, не целиком, вот это видео. Тоха не смотрел и не читал ничего, кроме билетов. Кстати, вот билеты по гидроциклу. Их всего 10, по 8 вопросов в каждом.
Можно же одновременно сдать ещё и МП – морские пути. Тогда ещё немного билетов добавится.
 
А теперь – про практику :)))
Наши друзья, которые сдавали в прошлые года, говорили, что практики не будет. А если будет, чисто символическая. Максимум, за руль дадут подержаться. Мы им, конечно, верили, но сомнения оставались.
Хе-хе. Когда мы приехали на экзамен, увидели на Волге буи. 5 штук в форме прямоугольника. Теорию сдавали по трое. На компах. Если выучили билеты, всё проще некуда, но надо быть внимательным (я случайно 1 ошибку сделала, нечаянно выбрала не тот пункт). Так как мы были не первые, успели посмотреть, как сдают практику другие студенты. Кстати, кроме нас, кажется, самоучек не было. 
Итак, чтобы сдать практическую часть, надо отчалить от причала, подойти задним ходом к бую, затем разогнаться вперёд, пройти змейкой, спасти «утопающий буй», пришвартоваться обратно к причалу.
Из нас с Тохой я была первая. Захожу на борт. Вот это да! Здесь всё не так, как на Амуре. Я сразу инструктора предупредила, что кроме Амура ни на чём не ходила. Ладно, делаю всё интуитивно.
 

Завела – это легко. Вам вот смешно будет услышать, но я даже не сразу поняла, когда инструктор сказал: «зажимай красную кнопку и включай заднюю скорость», о какой красной кнопке он говорит? Только после десятисекундного замешательства я всё-таки нашла её. Она в ручке рычага, ты её зажимаешь пальцами при переключении скорости. Как всё просто, главное не суетиться и не паниковать :) Всё было сносно, пока не пришло время спасать утопающего. Я не учла инерцию катера. И после торможения он продолжал идти на беднягу. Мне бы заднюю включить, и всё было бы хорошо. Но я решила увернуться от буя, но опять же инерция не позволила… Бедный «утопленник»! Вместо спасения получил по лбу. Я попросила второй шанс. Заданием было подойти к бую задним ходом и остановиться в пяти метрах от него. Сделано. Осталась швартовка (парковка). Не очень чётко, но припарковалась. Но слишком уж много недочётов, так что, на пересдачу. Я перед днём экзамена почти не спала, повторяла теорию, так что очень сильно расстроилась из-за усталости.
Тоха сдал практику с первого раза. Стоя на причале, я слышала, как они там спорят. К утопающему они подходили два раза, сначала он был без сознания, а потом в сознании. К причалу тоже два раза подходили с разных сторон. Из катера Тоха-капитан вылез довольный и счастливый! :)
Гидроциклы. Ни я, ни Тоха ни разу не управляли ими НИКОГДА. Инструктор нам быстро объяснил, что где. Для сдачи надо было объехать змейкой буи, потом развернуться и остановиться, а потом приехать обратно к берегу.
Мы сдали, конечно. Это был восторг. Меня ввели в замешательство волны. По теории надо на скорости прям на них заезжать, но это было так страшно, что я притормаживала.
Тоха был озадачен управлением. Но сдать экзамен, впервые сев за руль – это, конечно, кайфово. Нам очень понравилось :)))
Через неделю я сдала практику на катере уже без проблем. Инерцию уже знала. Всё было чётко (это по моим меркам, а по инструкторским сносно :)))). Мне невероятно понравился этот опыт.
Всем попутного ветра :))) Поднять паруса!!! :)))) Попка дурррак :)))

Фотки с капитанским настроением!
 
На фото - Санек Кузьмин :)


Тимон осваивает сёрф :)


человек-брызги


а это «Фал, вернись!»


+8
0  
petrakov    2 Июня 2015 (20:51)   #

Насколько я помню категория "катер" имела ограничение по мощности до 75 лс. Тоесть нормальными катерами, которые таскают лыжника управлять нельзя. Либо получать дополнительно особую отметку, что разрешено без ограничения мощности.

Это как дополнительная категория рассматривалась. 

При буксировке лыжника или вейкбордиста в судне обязательно должен находиться чел помимо капитана, который смотрит назад. За этим иногда смотрит гимс в подмосковье и штрафы выписывает. 

Я сдавал пару лет назад в москве, учился в школе, сдавал сам. Придирок не было, сдал без проблем.

  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    2 Июня 2015 (21:26)   #

petrakov   вт. 2 Июня 2015 (20:51)   #

категория "катер" имела ограничение по мощности до 75 лс.

Это может в другой стране, а в РФ есть категория "катер" и "мотолодка", нет там ограничения по мощности двигателя, если он подвесной. Катер от мотолодки отличается органами управления и мощность подвесного двигателя не ограничена.  Есть катера с подвесными моторными парами, четверками и даже шестерками в районе 1000 кобыл мощностью. Есть катера, которые не маломерные суда, но двигатель там опять же ни при чём.
Приложение к приказу МЧС России от 11.04.2012 № 203 
"Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

2.6. В зависимости от сведений, указанных заявителем, и в соответствии с результатами, показанными им при предоставлении государственной услуги по аттестации, в удостоверении указываются разрешённые категории по типам судов и районам плавания, в пределах которых владельцу удостоверения предоставляется право управления маломерным судном.
Для целей Административного регламента, если специально не предусмотрено иное, используются следующие категории, которые означают:
а) по типам маломерных судов:
гидроцикл – высокоскоростное плавсредство с механическим двигателем, перемещающееся на водной поверхности способом глиссирования при помощи водомётного движителя;
мотолодка – судно, использующее в качестве основного средства движения только механический двигатель без дистанционного привода его управлением и дистанционного привода управления рулевым устройством;
катер – судно, использующее в качестве основного средства движения только механический двигатель, оборудованное дистанционным приводом его управлением и дистанционным приводом управления рулевым устройством;
парусное судно – судно, использующее в качестве основного средства движения только силу ветра;...

0  
petrakov    2 Июня 2015 (21:49)   #

Кэп, может быть сейчас опять всё поменяли, но было: - катер - стационар, мотолодка - подвесник. Безотносительно мощности и дисанционного управления / либо румпель. 

Так вот - мотолодкой я могу управлять с подвесным мотором любой мощности, а вот Байлайнером к примеру со стационаром 120лс - не могу. 

Сейчас как-  не знаю, на форумах они сами путаются в показаниях. Сейчас тема с моторами 9,9 - нужны права, не нужны? - толком никто не знает. Новые регламенты, новые приказы. Ничего не понятно. 

  • 1
  • 1
  • 1
+1  
medoparic    2 Июня 2015 (22:28)   #

Кэп, может быть сейчас опять всё поменяли, но было: - катер - стационар, мотолодка - подвесник. Безотносительно мощности и дисанционного управления / либо румпель. 

Так вот - мотолодкой я могу управлять с подвесным мотором любой мощности, а вот Байлайнером к примеру со стационаром 120лс - не могу. 

Сейчас как-  не знаю, на форумах они сами путаются в показаниях. Сейчас тема с моторами 9,9 - нужны права, не нужны? - толком никто не знает. Новые регламенты, новые приказы. Ничего не понятно. 

Я Вам дал ссылку на официальный нормативный документ МЧС, по которому работает ГИМС, на основании его пунктов оказываются госуслуги, если владеть русским языком хотя бы на уровне "читаю со словарём", то там все понятно. Вы его хотя бы открыть пытались? Наверняка- нет. Это же скира, тут не читают, а пишут.

 

И про двигателя 9,9 тоже понятно, если читать последние версии документов, а не форумы Врунгелей.

 

Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания."...

От 3,68 КВт нужны права, а от 8 КВт нужно регистрировать.

0  
gungan    3 Июня 2015 (10:45)   #

medoparic   вт. 2 Июня 2015 (22:28)   #

Это же скира, тут не читают, а пишут.

Тонко!   Но дюже справедливо!
cheeky
0  
petrakov    3 Июня 2015 (13:25)   #

Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания."...

Так как же быть тем, у кого больше 55квт (это около 75лс). ?

Катер, стационар?

И зачем люди получают особую отметку "свыше 55 квт?"

1270566_3l.jpg

 

Мне вобщем всё равно, можете ходить где угодно, если бы вы почитали форумы врунгелей, по теме, а не лыжный,  то узнали бы что за хождение на катере со стационаром без особой отметки штрафуют очень даже лихо. Вообще - как не имеющего соответствующей категории для управления.

Кэп, у вас права есть?

У меня - есть, без МП, без особой отметки, Байлайнером 120лс в тверской области я управлять не имею права.

Что не так?

  • 10
0  
Nadezhda Kruglova    3 Июня 2015 (14:54)   #
Хм, мы когда только узнавали, какие права получать, нам в ГИМС сказали: "ВВП", про отметку даже ничего не говорили. Завтра, когда документы буду забирать, узнаю точно, по крайней мере будем знать, как в Тверской области :))) 
  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    3 Июня 2015 (21:05)   #

Так как же быть тем, у кого больше 55квт (это около 75лс). ?

Катер, стационар?

И зачем люди получают особую отметку "свыше 55 квт?"

1270566_3l.jpg

 

Мне вобщем всё равно, можете ходить где угодно, если бы вы почитали форумы врунгелей, по теме, а не лыжный,  то узнали бы что за хождение на катере со стационаром без особой отметки штрафуют очень даже лихо. Вообще - как не имеющего соответствующей категории для управления.

Кэп, у вас права есть?

У меня - есть, без МП, без особой отметки, Байлайнером 120лс в тверской области я управлять не имею права.

Что не так?

У меня права есть.

Читайте ещё раз внимательно по ссылке:

 

Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания."...

Чего тут непонятного?

Всё, что не попадает под эти определения- не юрисдикция ГИМС, они на это не аттестуют.

Я с самого начала писал, что катер- это давно уже не только стационар, а к подвесному ограничения не применяют. Чего Вы так зацепились за этот стационар? Нафига он Вам  в Тверской области?

Купите хоть двухсотку подвесную и не грейте моск.

0  
petrakov    3 Июня 2015 (21:35)   #

У меня стационара нет и скорее всего не будет. Есть лодка у знакомых, (Байлайнер со стационаром 120), которым они таскают лыжника, вейк, ватрушки и прочее. Поскольку лодка тяжелая - буксировать удобно. Так вот мои права ВВП ВП катер-мотолодка-гидроцикл не годятся для управления этим судном, а нужна категория МП с отметкой как на фото. Про это мне говорили при сдаче экзаменов сотрудники гимс, про это также мне говорили хозяева этой лодки. Лодка стоит на учёте в гимс тверской области. Может быть я отстал от жизни и что-то изменилось в правилах. Я ведь на истину не претендую. Поскольку ТС также получали права для буксировки лыжников - вот я и обратил внимание на этот момент. 

  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    3 Июня 2015 (21:53)   #

Ну так это частный случай. Это такой специальный морской катер, которым нельзя управлять малограмотным судоводителям без особых навыков.

Заявление-то было, что

 

Насколько я помню категория "катер" имела ограничение по мощности до 75 лс.

Я больше скажу, есть ещё и кроме маломерных, другие суда. Вам ими тоже управлять нельзя, даже если там будет стоять маломощный мотор.

И даже обычной мотолодкой с двигателем 9,8 Вы не можете управлять на море без разрешенных в правах МП.

  • 23
  • 7
  • 1
0  
nadia_frontflip    4 Июня 2015 (17:17)   #
Тверская ГИМС говорит, что с нашими правами катер может быть с любым движком. Главное, в море не выходить. Так что и байлайнером и мастер крафтом можно управлять без всяких отметок. :)))
  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    5 Июня 2015 (02:48)   #

Тверская ГИМС говорит, что с нашими правами катер может быть с любым движком. Главное, в море не выходить. Так что и байлайнером и мастер крафтом можно управлять без всяких отметок. icon_smile.gif))

Скан выложите, если не трудно. Подробности можно замазать.

  • 23
  • 7
  • 1
0  
nadia_frontflip    7 Июня 2015 (02:14)   #
Извините, что так долго отвечала :)
0  
Mishka_ski    5 Июня 2015 (19:19)   #

Так вот мои права ВВП ВП катер-мотолодка-гидроцикл не годятся для управления этим судном, а нужна категория МП с отметкой как на фото. Про это мне говорили при сдаче экзаменов сотрудники гимс, про это также мне говорили хозяева этой лодки. Лодка стоит на учёте в гимс тверской области. Может быть я отстал от жизни и что-то изменилось в правилах. Я ведь на истину не претендую. Поскольку ТС также получали права для буксировки лыжников - вот я и обратил внимание на этот момент. 

МП , ВВП и ВП это районы плавания , к мощности двигателя отношения не имеют.

Район МП это море где действуют МППСС, ВВП - внутренние водные пути из Перечня водных путей РФ ( реки озера и т.п)

ВП - любая вода кроме вышеперечисленных. 

0  
Землячок    6 Июня 2015 (22:32)   #
Сходил сейчас специально посмотрел. Тоже нет специальной отметки в правах. У меня ВВП, получал в 2010 году. гоняю по Волге на Байлайнере 185 л.с. Никогда у ГИМС не возникало вопросов по поводу отсутствия " особой отметки". 3-4 раза за сезон проверяют документы.
Может быть прописано в законе, но не применяют эту норму.
 
  • 23
  • 7
  • 1
0  
nadia_frontflip    7 Июня 2015 (02:21)   #
Мне кажется, что байлайнеры и мастеркрафты подходят под категорию "прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости"
 
  • 1
  • 1
  • 1
0  
medoparic    7 Июня 2015 (09:47)   #

Ну вот, наконец-то увидел, как новые права выглядят. Мои менять через год.

 

 

Кстати, с этого лета уже работает новый административный регламент, а не тот, что я давал в ссылке. Он вступил в действие с 1 января 2015 г.

И в соответствие с новыми Правилами аттестации на право управления маломерными судами, изменены вообще категории. Теперь:

 

1.4. По результатам аттестации может быть предоставлено право управления:

а) маломерными судами типа:

маломерное моторное судно;

маломерное парусное судно;

маломерное парусно-моторное судно;

гидроцикл;

маломерное судно особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения);

 



Как-то так. Моторное судно.  И никаких мощностей.
0  
Yuao1980    11 Декабря 2015 (01:15)   #

Сейчас катеры очень сложны в обслуживании и использование, да и стоит все это удовольствие недешево. Но ценителей это не отпугивает.
Сам я только недавно купил катер, сейчас читаю статью эпоксидная смола применение http://bbc-lkm.ru/epoksidnaya_smola/ , оказывается против соленой воды это единственный вариант