Леня Гордиенко :)
Поэтому мы решили сами получить права и стать капитанами.
Обучение в школе стоит (в Твери) 8 тыс. руб. В школе помогают выучить билеты и, самое главное, учат управлять маломерным судном (и ещё гидроциклом за доп. плату).
Мы с Тохой решили пойти по другому пути – сдать экзамены без прохождения школы.
Итак, что мы имеем? Тоха прошлым летом несколько раз управлял катерами Бореем и Амуром, парковался носом. Я один или два раза управляла Амуром, тоже парковалась, тоже носом. Всё это происходило :) во имя вейкбординга, соответственно – целями нашими были быстрый разгон без рывка, слежение за райдером, повороты, развороты. Так как мы опытные автолюбители, управлять катером оказалось просто. Это правда. Если сравнивать с машиной, то катер – это как машина с автоматической коробкой передач. У тебя есть: ключ зажигания, руль и рычаг, который ты наклоняешь вперёд или назад. И уровень наклона рычага будет означать твою скорость. Чуть-чуть наклонил – медленно ИДЁШЬ (и ни в коем случае НЕ «плывёшь», а то минус балл на экзамене! Шутка). Наклоняешь сильнее – ускоряешься. И идёшь ты, если сравнивать с автомобильной дорогой, по совершенно пустой шестиполоске, никто тебе не мешает, не надо переживать по поводу встречек, своих габаритов, соблюдении дистанции и т.д. Оооочччееенннььь просто!!!!! :)))))
Теория.
Самое главное – выучить билеты.
20 билетов по 10 вопросов в каждом. На сайте motorka.org есть все билеты с возможностью самотестирования. Для управления катером, Вам нужно выбрать «Билеты ГИМС ВВП». Это просто идеальный вариант для успешной подготовки к экзамену. Однако, чтобы не зубрить, а понимать, мы прочитали «Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации». Уже при написании этой статьи нашла то же самое, но с картинками, а это гораздо нагляднее. И ещё, Тоха прочитал всё, а я пролистала, выбрав самое интересное, из этого курса. В нём есть про элементы набора судна (где в катере находится бимс, шпангоут, стрингерс и т.д.), а также про спасение утопающих и ещё много чего интересного и полезного.
Чтобы всё легко и быстро выучить, удобно всегда иметь под рукой напоминалки про навигационные знаки, и про огни и сигналы.
Есть маленький нюанс. Винт. На практической части экзамена, возможно, потребуется информация о нем. Итак, чаще бывает винт правого вращения. Это значит, что когда вы стартуете вперед, из-за вращения винта, карму катера будет чуточку заносить вправо, а нос, соответственно влево.
Вот полезная таблица, взятая из учебника судоводителя любителя:
Положение судна относительно воды | Положение руля | Режим работы винта | Направление работы винта правого вращения | Результат |
1. Неподвижно | Прямо | Только включен | Вперед | Нос покатится влево (корма отбрасывается вправо) |
2. Движется вперед | Право | Установившийся | Вперед | Нос отклоняется вправо (корма отбрасывается влево) |
3. Движется вперед | Прямо или лево | Установившийся | Вперед | Нос судна покатится в сторону отклонения руля |
4. Неподвижно | Прямо | Только включен | Назад | Корма отбрасывается влево. Нос покатится вправо |
5. Движется назад | Лево или право |
Установившийся | Назад | Для каждого судна индивидуально. Обычно корма идет в сторону переложенного руля |
6. Движется вперед | Прямо | Только включен | Назад | Нос судна покатится вправо, корма влево |
Винт левого вращения при равных условиях даст противоположные результаты.
Если не понятно, потом в комментариях смогу объяснить так, что станет абсолютно понятно. Сейчас не буду писать, вдруг и так всё ясно.
Про гидроцикл. Мне хватило просмотра видео. И ещё, не целиком, вот это видео. Тоха не смотрел и не читал ничего, кроме билетов. Кстати, вот билеты по гидроциклу. Их всего 10, по 8 вопросов в каждом.
Можно же одновременно сдать ещё и МП – морские пути. Тогда ещё немного билетов добавится.
А теперь – про практику :)))
Наши друзья, которые сдавали в прошлые года, говорили, что практики не будет. А если будет, чисто символическая. Максимум, за руль дадут подержаться. Мы им, конечно, верили, но сомнения оставались.
Хе-хе. Когда мы приехали на экзамен, увидели на Волге буи. 5 штук в форме прямоугольника. Теорию сдавали по трое. На компах. Если выучили билеты, всё проще некуда, но надо быть внимательным (я случайно 1 ошибку сделала, нечаянно выбрала не тот пункт). Так как мы были не первые, успели посмотреть, как сдают практику другие студенты. Кстати, кроме нас, кажется, самоучек не было.
Итак, чтобы сдать практическую часть, надо отчалить от причала, подойти задним ходом к бую, затем разогнаться вперёд, пройти змейкой, спасти «утопающий буй», пришвартоваться обратно к причалу.
Из нас с Тохой я была первая. Захожу на борт. Вот это да! Здесь всё не так, как на Амуре. Я сразу инструктора предупредила, что кроме Амура ни на чём не ходила. Ладно, делаю всё интуитивно.
Завела – это легко. Вам вот смешно будет услышать, но я даже не сразу поняла, когда инструктор сказал: «зажимай красную кнопку и включай заднюю скорость», о какой красной кнопке он говорит? Только после десятисекундного замешательства я всё-таки нашла её. Она в ручке рычага, ты её зажимаешь пальцами при переключении скорости. Как всё просто, главное – не суетиться и не паниковать :) Всё было сносно, пока не пришло время спасать утопающего. Я не учла инерцию катера. И после торможения он продолжал идти на беднягу. Мне бы заднюю включить, и всё было бы хорошо. Но я решила увернуться от буя, но опять же инерция не позволила… Бедный «утопленник»! Вместо спасения получил по лбу. Я попросила второй шанс. Заданием было подойти к бую задним ходом и остановиться в пяти метрах от него. Сделано. Осталась швартовка (парковка). Не очень чётко, но припарковалась. Но слишком уж много недочётов, так что, на пересдачу. Я перед днём экзамена почти не спала, повторяла теорию, так что очень сильно расстроилась из-за усталости.
Тоха сдал практику с первого раза. Стоя на причале, я слышала, как они там спорят. К утопающему они подходили два раза, сначала он был без сознания, а потом в сознании. К причалу тоже два раза подходили с разных сторон. Из катера Тоха-капитан вылез довольный и счастливый! :)
Гидроциклы. Ни я, ни Тоха ни разу не управляли ими НИКОГДА. Инструктор нам быстро объяснил, что где. Для сдачи надо было объехать змейкой буи, потом развернуться и остановиться, а потом приехать обратно к берегу.
Мы сдали, конечно. Это был восторг. Меня ввели в замешательство волны. По теории надо на скорости прям на них заезжать, но это было так страшно, что я притормаживала.
Тоха был озадачен управлением. Но сдать экзамен, впервые сев за руль – это, конечно, кайфово. Нам очень понравилось :)))
Через неделю я сдала практику на катере уже без проблем. Инерцию уже знала. Всё было чётко (это по моим меркам, а по инструкторским – сносно :)))). Мне невероятно понравился этот опыт.
Всем попутного ветра :))) Поднять паруса!!! :)))) Попка дурррак :)))
Фотки с капитанским настроением!
Тимон осваивает сёрф :)
человек-брызги
а это «Фал, вернись!»
Насколько я помню категория "катер" имела ограничение по мощности до 75 лс. Тоесть нормальными катерами, которые таскают лыжника управлять нельзя. Либо получать дополнительно особую отметку, что разрешено без ограничения мощности.
Это как дополнительная категория рассматривалась.
При буксировке лыжника или вейкбордиста в судне обязательно должен находиться чел помимо капитана, который смотрит назад. За этим иногда смотрит гимс в подмосковье и штрафы выписывает.
Я сдавал пару лет назад в москве, учился в школе, сдавал сам. Придирок не было, сдал без проблем.