Эльбрус с 23 по 29 декабря! 23 Декабря 2024 - 29 Декабря 2024 Россия, Приэльбрусье
Ищу компанию Домбай-Эльбрус 24 Февраля 2025 - 7 Марта 2025 Россия, Домбай, Приэльбрусье
Эльбрус в конце декабря Декабрь 2024 - Декабрь 2024 Россия, Приэльбрусье
0

Управляющий ветром

Reports Лента автора 13 Декабря 2006 (01:15) Просмотров: 253 4

Разговор о поездке на Эльбрус впервые возник у меня с моим другом около двух лет назад. Мой друг и коллега – Михаил – парень кавказского воспитания: честный, приветливый и гостеприимный. Ну, вот и приглашал частенько по телефону как бы невзначай: «Приезжай в гости, съездим на Эльбрус». Поездка на Эльбрус была по счастливой случайности записана в программу одного из моих «сугубо рабочих» совещаний в Кисловодске, путешествие выпало на середину августа. Разгар лета, блин!


По обе стороны дороги возвышаются горные вершины, причем дорога постоянно как бы идет вниз. Такое впечатление складывается из-за того, что горы по обе ее стороны медленно, но верно становятся все выше и выше.

Ну, вот и настал долгожданный день выезда. Ехать от Кисловодска до Приэльбрусья около 200 км, а если по карте по прямой, то километров 60. Дорога лежит мимо горы Машук, что около Пятигорска, по направлению на Минводы, далее через район Нальчика и местечко с экзотическим названием Высококоаже, и до Терскола по Баксанскому ущелью. Баксанское ущелье представляет собой красивейшее зрелище, одновременно пугающее и поражающе своей красотой. По обе стороны дороги возвышаются горные вершины, причем дорога постоянно как бы идет вниз. Такое впечатление складывается из-за того, что горы по обе ее стороны медленно, но верно становятся все выше и выше. Такое чувство, как будто дорога ведет в Плутонию, как в одноименном романе.

Терскол, считай, приехали. Ехать уже всем порядком надоело, плюс сказывалась слегка передаваемая нервозность спешащего водителя и отсутствие кондиционера в автобусе. Ситуацию спасло одно – на горизонте открывался исключительно красивейший вид: своими снежными вершинами сверкал Чегет. Это клёвое чувство! Воздух на солнце раскален до плюс 40 по Цельсию, а горизонте – снежные вершины!


Ситуацию спасло одно – на горизонте открывался исключительно красивейший вид: своими снежными вершинами сверкал Чегет. Это клёвое чувство! Воздух на солнце раскален до плюс 40 по Цельсию, а горизонте – снежные вершины!

Станция канатной дороги представляет собой облезлое старое здание, вагоноприемник обит досками, уже давно обтертыми об вагончики. Когда наша группа поднялась на площадку ожидания вагончика, то экскурсоводша судорожно стала пояснять, что надо как можно кучнее держаться, чтобы не дать пролезть без очереди другим приезжим. В общем, налицо был весь комплекс российско-кавказского сервиса.

Вот и наш вагончик. Надо шевелить локтями, а то следующий не скоро… Едем! Слов нет, одни эмоции. Экскурсоводша что-то вещает про «слонов, уходящих в горы» но я вижу, что большинство из нас ее не слушает. Окружающий пейзаж все больше и больше дает понять, что этот день запомнится мне на всю оставшуюся жизнь. В заднее стекло вагончика видна наикрасивейшая панорама Чегета – он намного ниже Эльбруса и уже хорошо виден даже с небольшой высоты станции «Кругозор».


В заднее стекло вагончика видна наикрасивейшая панорама Чегета – он намного ниже Эльбруса и уже хорошо виден даже с небольшой высоты станции Кругозор

Добрались до «Кругозора». Эта станция канатной дороги полностью оправдывает свое наименование, действительно все кругом видно – и долину Приэльбрусья, и Чегет, и обсерваторию, и, немного ледники. Сам Эльбрус целиком не видно, его закрывает плато станции «Мир», которая находится на высоте 3500 м. Для любования вышеописанными красотами на «Кругозоре» оборудована специальная смотровая площадка.

Подъем до станции «Мир» занимает еще минут 7. По мере подъема виды открываются еще красивее, облака уже проплывают прямо над головой, ледник открывается взору все больше. Вот и приехали. Как только выходишь на «Мире» из вагончика, понимаешь, что ты в горах. Во-первых, все, как по команде начинают надевать на себя свитера или ветровки, которые были небрежно наброшены на плечи. Теплые вещи здесь очень кстати, солнце хоть и светит, но на температурный режим почти никак не влияет. Прохладно, одним словом. Во-вторых, воздух какой-то другой. Ясно, что чистый и свежий, но он другой. Первое ощущение, что воздуха как бы больше что ли, дыхание вроде как глубже становится.

Дальше комфорт заканчивается, выше только на одиночной креселке. Скрипучая, железная, облезлая и сто раз покрашенная креселка внушала уважение – сколько человеческих поп она подняла на станцию «Гарабаши»… Руки малость задубели. Ветер уже становится неприятным, поневоле вжимаешься в холодное кресло, похожее на прибор для инфицирования простатитом. Под ногами первый снег… Нифига не верится! Путешествие в зиму!


Под ногами первый снег… Нифига не верится! Путешествие в зиму!

Теперь о главном. О НЕМ. Вот он – «Управляющий ветром». Почти как название из греческой мифологии, олицетворяющее какого-то Бога. Да, здесь действительно до Творца не далеко, во всех смыслах этого слова. «Управляющий ветром», «управляющий погодой», «кухня погоды» – у него несколько названий. Это Эльбрус. С древнетюркского: «эль» - «управлять», «брус» - «ветер», отсюда и варианты названий. А если серьезно, то «кухня погоды» – это очень подходящий термин для этого местечка, ведь от того, как испаряется вода с ледника, какие осадки выпали на горы, или откуда ветер дует на Эльбрус – от всего этого зависит погода на всем Кавказе, Ставропольском крае, Ростовской и даже Воронежской области.

Очень много слов роится в голове, как можно описать две вершины Эльбруса. Потом подумал: пусть каждый сам подберет себе эти слова, когда увидит собственными глазами, почувствует, что внутри него что-то новое родилось, сформировалось и отложилось в душу. Сообщу только сухие цифры: Восточная вершина Эльбруса – 5 621 м; Западная вершина – 5 642 м.


Мы с Сергеичем держались вместе и, уже изрядно нафотографировавшись, решили разведать обстановку по поводу проката лыж, прицениться, узнать наличие размеров. Посреди ледника стоит маленький вагончик, в нем – дружелюбная девушка Алена – сообщила нам о наличии наших размеров и о приемлемых расценках. Когда узнала, что я без перчаток, дружелюбно отдала мне свои. Сервис, однако! Пока одеваюсь, чувствую, что начинает ощутимо кружиться голова, понимаю, что кислорода организму явно не хватает.

- На чем подниматься будете, - интересуется Алена, подразумевая, наверное, что мы с одной из групп поедем на отметку 4200 м на ратраке.
- Да так, пешочком прогуляемся, - выдаю я, пытаясь сохранить невозмутимость и скрыть одышку. Алена с тревожной веселостью переглянулась со своим другом.
- Ребят, давайте только без энтузиазма, ладно? В обморок упадете, не дай Бог, - спокойным голосом предупредил нас друг Алены.
«Только не надо нас пугать, мы и так боимся», - подумал я про себя в тот момент. Я вежливо поблагодарил его за беспокойство и заверил парня, что мы аккуратненько и тихонько покатаемся сугубо невдалеке, фактически вокруг его вагончика.

Выпрыгиваем из вагончика. Снег рыхлый, как будто в зимнюю оттепель. Ботинки втыкаются в снег и как бы залипают. Нормально. Идем. Позади нас раздается голос, кажется, Валеры: «Да вы маньяки!» Через плечо, не оглядываясь, выражаю вслух свое полное согласие. Антоха сразу берет довольно энергичный темп, я честно высказываюсь: «Давай помедленнее». Идем. Одышка наступает очень быстро, даже не узнаю себя. Дышу по-собачьи: часто и неглубоко. Голова уже не кружится, даже подозрительно. Секунд на тридцать останавливаемся, осматриваем окрестности. Красиво, ё-моё, блин! Наша группа вся внизу. Вообще на горе людей не много, максимум, человек 30-40. Идем. Палки уже не несу, а упираюсь ими в снег, становится реально легче. Вроде как второе дыхание открылось. Жить можно.

Останавливаемся еще на минутку. Окрестности уже не разглядываю, в основном, стараюсь выровнять дыхание. Снег ослепляет. Солнце везде – и над головой, и под ногами. Все вокруг светится, как будто в рай заходишь, как в фильмах показывают. Идем. Впереди начинается небольшая горка с поворотом трассы. Скажу честно, в горку лезть не хотелось по двум основаниям: первое – устал, второе – разумный страх. Все-таки пол года не катался. Это как в той шутке: толком не умел, да еще и забыл. Вообщем, там, где закончился подъем по ровному плато и пошла горка, я и остановился. Антоха же изъявил желание подняться еще метров 30. Я смотрю по сторонам – красиво, слов нет! Встегиваюсь, поехали…

Сейчас вспоминаю, вроде, ничего особенного – склон пологий, снег мокрый, скорости почти никакой – технически ничего такого не было, чему стоило бы восхищаться и радоваться. Но на какую-то секунду я все-таки понял, что ТАМ было особенного. Это чувство свободы. Причем свободы в комплексе с ощущением абсолютно индивидуальной ответственности за эту свободу. Наверное, такое чувство навязывают горы.

Дорога обратно вниз: Гарабаши – Мир – Кругозор – Азау. Когда спускался, все смотрел вниз из вагончика и думал: «Интересно, а как здесь зимой? Стоит приехать или нет?» Неподалеку от основной трассы канатной дороги вкопаны еще три столба. Как объяснили, это губернатор Ленинградской области Матвиенко когда-то выделила несколько миллиардов рублей на строительство новой канатки. Деньги-то выделила, а канатки нет. Казалось бы, сейчас лето, самый разгар для строительных работ должен быть. Ладно, не будем о грустном…

До свиданья, Эльбрус!

Даты поездки: август 2006

Автор: Игорь
0
  • 1
  • 1
0  
Карина Ремезова    13 Декабря 2006 (17:13)   #
Стоит ли приезжать зимой? СТОИТ!!!
0  
Grex    13 Декабря 2006 (22:45)   #
Конечно стоит! Зимой здесь просто отлично! Вопрос только в том чтоб застать хороший снег. А канатку новую построили и вот-вот должны запустить. Пробные пуски уже были. Сами скоро едем! :-D
0  
koka    13 Декабря 2006 (22:47)   #
вы ничего не путаете?
0  
Grex    13 Декабря 2006 (23:18)   #
QUOTE(koka)
вы ничего не путаете?

Это Вы к чему?