Сразу скажу, что на истину в первой инстанции не претендую. Вы можете соглашаться или нет. Все наши мнения субъективны, но чем их больше, тем точнее будет общая картина. Возможно, часть информации (и даже большая часть) кому-то известна. Тем не менее, всё вместе и именно в таком изложении - публикуется впервые ;-).
Договоримся, что под названием Красная Поляна (КП) обозначено всё верховье долины, включающее, помимо самой Красной Поляны, также поселок Эстосадок и курорты: Горную Карусель, Розу Хутор, Альпику и Лауру. Мы (я с другом) изучали КП с 29 января по 10 февраля - период, который считается более или менее оптимальным для зимнего отдыха, и достаточно продолжительный, чтобы посетить все курорты.
Нас интересовало в первую очередь катание, а не тусовки или рестораны (мы жили в апартаментах и готовили сами). Я знаю, что многие туристы уважают апре-ски, и различные рейтинги всегда включают подобные развлечения в виде отдельной строки и дают за это баллы. И в этом контексте КП, похоже, не отстает от лучших образцов. Однако для горнолыжного курорта, по моему мнению, важнее склоны, трассы, подъемники и прочая околоспортивная инфраструктура. Об этом и пойдет речь.
Итак, начнем с хорошего. Горнолыжных центров, равных по масштабам и разнообразию склонов КП, в нашей стране нет и, судя по всему, очень долго не будет. Даже если кто-то где-то решит строить или расширять горнолыжную инфраструктуру ударными темпами, КП тоже будет расти, и догнать её в обозримом будущем нереально.
У этой медали есть и оборотная сторона. Отсутствие конкуренции внутри страны позволяет собственникам объектов КП концентрироваться на сборе денег с клиентов, а не на доведении своих сервисов до ума. Вы можете сказать, что есть конкуренция с иностранными курортами, и это действительно так, но страна у нас большая, и если каждый россиянин захочет хотя бы раз в жизни - ради интереса - попробовать зимний отдых в КП, спрос на неё будет обеспечен на годы вперед.
Кроме того, у КП есть масса мелких, но неоспоримых плюсов, которые учитывают многие путешественники:
- близкий и удобный перелет из европрейской части России;
- трансфер из аэропорта меньше часа;
- родные просторы (не нужна виза);
- родной язык (конечно, почти все мы знаем английский и может быть еще один-два языка на разном уровне, но бывают ситуации, когда этого за бугром не хватает; например, некоторые французы или итальянцы не знают английский достаточно хорошо или не хотят знать вовсе из-за менталитета, чтобы Вы могли попросить у них на чистом "инглише" крышку от сковордки, а слово "couvercle" как-то не приходит Вам на ум; можно, конечно, воспользоваться переводчиком в смартфоне, но это иногда приводит к смешным ситуациям - за примером подобной автоматической "трансляции" даже не надо ходить далеко - в Роза Хутор на одной из нижних станций подъемника стоит солидный по исполнению указатель: "на посадку" с вольным переводом на английский "to landing" ;-));
- родной рубль (да-да, обмен валют никто не отменял, но в недавней истории известны случаи, когда нехорошие люди роняли курс рубля до такой степени, что отпадает всякая охота отдыхать за валюту);
- мягкий климат (русские хоть мороза и не боятся, как немцы, но все же - легкий морозец гораздо комфортнее, чем минус 20; однако этот плюс часто выходит боком, и мы плавно перемещаемся к минусам КП).
Основной недостаток КП в том, что данный регион относится к зоне рискованного зимнего отдыха. По аналогии с зоной рискованного земледелия, где можно по разным причинам потерять урожай, в КП легко попасть на погоду, несовместимую со снегом: это прежде всего плюсовая температура и осадки в виде дождя. В такие дни область катания ограничивается только "верхами". Но и "верхи" здесь условные: в регионе отсутствуют вершины выше 3000 и, тем более, ледники.
Для газпромовской Лауры потепление вообще критично, поскольку её максимальные 1600 метров - слишком низко. Конечно, снег не тает моментально, но превращается в кашу, по крайней мере на нижней половине трасс.
Для Горной Карусели данный фактор также ощутим, поскольку нижние станции и идущие к ним трассы расположены на уровне 900 метров, и потому быстро теряют снег. За время нашего прибывания Восточный Сектор работал очень мало, судя по онлайн карте. А в ходе однодневной "экскурсии" на курорт мы наблюдали голую землю на выкатах закрытых трасс.
В целом, сложилось впечатление, что курорты не дорабатывают в плане эксплуатации систем искусственного оснежения, которые они усиленно рекламируют, но не включают при минусовых температурах для создания необходимого запаса на периоды потепления.
Год на год не приходится, и после сказочного 2017-го - в этом году трудности со снегом в КП случились и в январе (снега было еще недостаточно на многих нижних трассах), и в феврале (снега было уже недостаточно). Некоторые могут себе позволить приезжать в Поляну "наскоком" - по факту наличия снега и желаемой погоды, но тут вступает в дело другой нюанс.
Второй недостаток КП связан с человеческим фактором. Администрации курортов под разными предлогами дополнительно выключают отдельные подъемниики и трассы. В частности, и Роза Хутор, и Горная Карусель были замечены в закрытии "верхов" из-за яко-бы лавинной опасности. Другая популярная причина закрытия подъемников - яко-бы ветер. Я, конечно, не специалист по обслуживанию высокогорных курортов, но зато - специалист по потреблению их услуг. Изъездив практически все Альпы, я сталкивался с самыми разными погодными условиями, и подобные отговорки в наших конкретных условиях наталкивали лишь на 2 варианта положения дел. Либо курорты не в полной мере укомплектованы необходимым оборудованием (например, чтобы проводить противолавинные мероприятия во всех очагах опасности), либо они просто не хотят (точнее, им не надо) работать - это особенно относится к "ветру" как причине, поскольку ветер дует не только в КП, и выключение креселки, например, в Червинии происходит совсем при других значениях, нежели в КП. Может быть они перестраховываются? Или может быть КП настолько уникальна, что стандартные альпийские мерки тут не подходят? Как бы там ни было, с точки зрения потребителя ситуация выглядит одинаково ущербной - заявленные качества, а точнее количество, продукта/услуг не совсем соответствуют действительности.
Основную часть отпуска - 8 дней - мы провели на склонах Роза Хутор (как самого большого и развитого курорта), и в среднем за это время была закрыта как минимум треть инфраструктуры, а в некоторые дни - даже наоборот, лишь треть была открыта. Ни на одном другом курорте я не встречал подобного на столь регулярной основе.
Некоторые необрабатываемые, но все же официальные спуски, такие как Крейзи Хутор, вообще не открывались ни разу. Сложно поверить в столь постоянную и сложную лавинную обстановку - я склоняюсь к гипотезе, что администрация банально придерживает такие участки склонов для платных программ фрирайда и всяких соревнований. С их стороны - понятное поведение, но с точки зрения простого обладателя скипасса (не столь уж и дешевого, кстати говоря) - нечестная игра.
Всё в том же контексте недостатка трасс настораживает еще одна фишка Розы Хутор - открывать подъемники и трассы постепенно. Например, вторая очередь Кавказского Экспресса, Сказка, Кабан, Тундра, южный склон - с самого утра были доступны отнюдь не каждый день. Складывалось впечатление, что у курорта есть внутренний циркуляр, какую минимальную "плотность населения" нужно всегда поддерживать.
Отдельная песня - южный склон Роза Хутор. Откроют его или нет - лотерея. Даже в отсутствии стандартных "лавин" и "ветра", Роза Хутор как-то раз продинамила людей целый день с формулировкой "трассы готовятся". На самом деле, трассы, как обычно, были приготовлены с ночи, но под утро выпало 5 сантиментров свежего снега, а для "розовцев" это, видимо, бедствие. Опять же, в Европе подобные ситуация случались не раз, и никогда не приводили к закрытию регионов.
Там же, на южном склоне расположена креселка Эдельвейс - настоящее "бутылочное горлышко". Очередь на него занимает, как правило, 20 минут, но однажды пришлось простоять и 40. Не уверен, в своем ли уме был тот, кто проектировал южный склон в нынешнем виде. Допускаю, что это всего лишь промежуточный вариант, и будет построена еще пара подъемников. Но зачем нужно было прокладывать кучу зелёных трасс, привлекающих толпы разношёрстной публики, до момента, когда пропускная способность подъемников сможет справляться с этим трафиком на трассах? - Большая загадка. Вероятно, основная цель - рекламная - поднять общий километраж трасс до броской "цифры" 100+.
Чтобы закончить тему южного склона, упомяну и другой его подъемник - Крокус. У нас был скипасс Роза Хутор на 8 дней из 11 (остальные 3 были посвящены выездам на Альпику, Лауру и Горную Карусель). Из этих 8 дней Крокус работал только 2, причем в 1 из них - остановился в первой половине дня, да так капитально, что люди зависли в креслах, и их вызволяли в течение часа. В результате, на Крокусе мы не поднялись ни разу. Кто-то скажет, мол, не повезло. Но наша маленькая статистика простая и не изменится: доступность Крокуса - 25%. А ведь люди ездят на курорты не для того, чтобы проверять, повезет ли им.
Кстати, не забудьте, что на Лауре иногда, в самые неожиданные дни, решает покататься руководство страны, и тогда перекрывают и новую краснополянскую дорогу, и часть горнолыжных угодий.
Ну, пожалуй, хватит об этом нюансе КП. Перейдем к вопросу, который часто в последние годы поднимается, вроде бы положительно решен на самом верхнем уровне, но воз и ныне там. Речь о едином скипассе.
Спор о том, нужен ли такой скипасс в КП, до сих пор тлеет в среде "райдеров". Для меня его необходимость очевидна. Он удобен, полезен и выгоден (причем выгоден обоюдно - и посетителям, и операторам). Это давно поняли и практикуют за границей. Наше решение поехать "на разведку" в КП было отчасти связано и с публичными обещаниями запустить скипасс в этом сезоне. К сожалению, его пока нет, и мы лишились преимуществ мобильности, которую могли бы иметь с таким скипассом.
Несмотря на то, что каждый курорт в КП - достаточно большой по меркам страны, ни один не дотягивает до размеров, при которых туристу было бы не скучно кататься 2 недели подряд. Здесь я предвижу возражения со стороны тех, кто занимается преимущественно внетрассовым катанием. Но есть же и любители подготвленных трасс. И кроме того, возможности фрирайда значительно возрастут за счет объединения. В общем, соединив все курорты КП, мы получим регион, достаточно крупный по европейским меркам, в котором можно интересно и разнообразно провести полноценный активный отпуск, и именно на склонах.
Перемещение между курортами - это дополнительная свобода или гибкость, если угодно. Это особенно полезно в условиях, когда те или иные трассы закрываются по разным причинам в течение дня.
Основные возражения противников единого скипасса заключаются, во-первых, в том, что им достаточно любого одного курорта, во-вторых, что такой скипасс будет дороже, ну и, наконец, в-третьих, что между курортами нет прямого сообщения (переезда на лыжах/бордах).
Прежде всего стоит отметить, что никто ведь не заставляет покупать единый скипасс. Если Вы не находите в нем смысла, просто продолжайте пользоваться скипассом любимого курорта и не вылезайте за его пределы. Что касается цены, то она, разумеется, будет выше, чем у любого отдельно взятого курорта. Насколько выше - другой вопрос, заключающийся в поиске правильного баланса интересов продавцов и покупателей. При взвешенной ценовой политике покупателям будет выгоднее приобретать единый скипасс, чем несколько на разных курортах, а владельцы получат больше посетителей и дополнительный доход с предоставляемых услуг. Но обсуждать эту (пока гипотетическую) цену можно только после того, как появится сам единый скипасс.
Возражение относительно несвязанности курортов - абсолютно надуманное. В мире много примеров регионов катания, состоящих из нескольких склонов, на которые можно добраться только на скибасах. В КП единый бесплатный скибас уже запустили. Два маршрута - шаттл A и B - циркулируют между всеми четырьмя курортами (A заезжает на Лауру по пути из Роза Хутор в Горки Город, а B наоборот - по пути из Горки Город в Роза Хутор; в обратных направлениях идут напрямую, заезжая только на Альпику). Также уже спроектировано соедининие куротов на хребте Аибга между собой, то есть с Роза Хутор можно будет по трассе попасть на Альпику и далее на Горную Карусель, или переместиться в обратную сторону. Альпика и Лаура соединены между собой подъемниками. Для подъема на Альпику со стороны Роза Хутор уже давно имеется (но сейчас не используется) гондола Тироль. В общем, для единого скипасса многое готово (в том числе и техническая поддержка в турникетах), и официальные источники даже анонсировали его появление в этом году. К нашему приезду его так и не запустили, и его отсутствие затруднило нам принятие решений по посещению курортов в наиболее оптимальные дни - оптимальные как по погодным условиям, так и по открытости трасс.
Обратимся к другой, мягко говоря, странности КП.
Все нижние станции подъемников в КП оборудованы пунктами пропуска с металлодетекторами и штатом службы безопасности. Всё это слегка напоминает какую-то "зону", доставляет неудобства при входе, стоит лишних денег, и совершенно бессмысленно. А где газоанализаторы, где собаки, где колючая проволка по периметру?
"Звенят" на входе практически все - достаточно, например, фольгированного пакета с бутербродом или шоколадкой в кармане. Если у секьюрити появляется настроение всех "звенящих" пошманать, то образуется очередь, а если настроение благодушное, то проверки как таковой нет.
В общем, безопасность подобным образом не обеспечить. Кого и от кого защищают - не ясно. Какая-то показуха и очковтирательство. "Совок" в чистом виде.
Наконец, последний, но может быть основополагающий недостаток КП с точки зрения активного "катальщика" - ориентация на всякого рода увеселительные мероприятия, очень слабо или вовсе не связанные с горными лыжами. Складывается впечатление, что различные фестивали, концерты, промо-акции, корпоративы, экскурсии для vip и не очень vip "пешеходов" из Сочи - главная забота хозяев курорта. Это отчасти и понятно, поскольку для всех трех собственников (Роза Хутор - Потанин, Горная Карусель - Сбербанк, Альпика и Лаура - Газпром) курортный бизнес является второстепенным и рассматривается не столько как источник доходов, сколько как машина для пиара. Ведь КП сейчас - это раскрученный внутренний бренд. И как полагается для бренда, важно лишь его имя, обладание, приобщение, а суть продукта отступает на второй план. До тех пор, пока в КП процветают конкурсы по раздеванию на скорость, селфи на фоне BMW и всякие "сбербанкиады" (читай - "team building"), непосредственно горнолыжная и бордическая темы останутся без внимания руководства.
Этот обзор был бы неполным без темы цен. Что касается скипассов, я бы назвал цены приемлемыми для региона, если брать всю заявленную протяженность трасс. Однако с учетом систематической недоступности части трасс, цена оказывается завышенной.
Цена проживания зависит от многих факторов (сезон, комфорт, близость к подъемникам, наличие питания, кухни и прочего). Поэтому корректное сравнение с европейскими ценами - основными конкурентами КП - возможно только при сопоставимых условиях. Мы обычно ездим в горы примерно в одни и те же даты, в апартаменты одного и того же класса, в шаговой доступности от склона. При этом цены КП оказываются примерно равны европейским. Однако поскольку горнолыжная инфраструтура пока, на мой взгляд, не дотягивает до европейской, вариант отдыха в КП получается не столь конкурентным.
Сейчас дикая популярность КП позволяет ей не совершенствовать горнолыжный бизнес и не подтягивать свой уровень до мировых стандартов. По-хорошему, как можно понять из сказанного выше, основные пути для роста КП видятся в следующем:
- улучшение работы и расширение объектов инфраструктуры (подъемников, трасс, снежных пушек, противолавинного оборудования);
- введение единого скипасса и организация связок между курортами;
- пересмотр текущего режима безопасности на входах;
Я знаю, есть товарищи, которые обычно парируют на критику КП в духе - "ну и не ездите в Поляну, нам больше достанется". С одной стороны, это взгляд человека, который привык довольствоваться малым и не желает расширять свой кругозор. С другой стороны, это наивность, потому что толпы народа все равно приедут в КП (с нами или без нас) и испортят вам всю "малину" (пухляк). А чтобы возможности КП соответствовали времени, курорт должен развиваться. Да - мы, скорее всего, не поедем в КП именно для катания (может быть, если только для тусовки ;-)), пока не произойдут какие-нибудь заметные улучшения из перечисленных. Мне от такого решения не лучше, я люблю горы и был бы рад видеть в КП мекку горнолыжного спорта, но она до этого звания пока не дотягивает.
Сегодня КП - это Нью-Васюки, Куршевель и Вербье в одном флаконе. Какое из этих начал станет в будущем, возможно, преобладающим - зависит в некоторой степени и от нас - лыжников и бордеров, читателей и писателей. Я надеюсь, что наши мнения, публикации, голосование рублем - рано или поздно будут услышаны. КП с каждым годом меняется, и я с нетерпением жду повода вернуться.
Главный бичь КП- НЕОБОСНОВАННОЕ ЗАКРЫТИЕ ТРАСС!!!
При этом всё идеально ратрачено, подъёмники новые, трассы интересные имеются!!!
И у природы нет плохой погоды, если ты не паркетный райдер!