Вид с вертолета на перевал, где пропал Владимир Ульянов
Инструктор, которая вела группу, признает свою ошибку: нельзя было разделяться. Ей казалось, что они быстро вернутся за товарищем, но испортилась погода.
Сотрудники МЧС Абхазии прекратили поиски 64-летнего туриста из Екатеринбурга Владимира Ульянова, которого спутники во время похода бросили в горах, в верховье реки Гумисты.
Инструктор Анна Гилева из Нижнего Тагила, возглавлявшая ту группу, вместе со спасателями поднялась на перевал Химса, где Ульянов должен был ждать помощи в палатке, но мужчины не оказалось ни там, ни на пути с высокогорья к побережью, до СухумГЭС.
«Поиски не дали никаких результатов», – констатировали в республиканском МЧС. Гилева, которая не без оснований считает пропажу туриста собственной ошибкой, заявила в интервью, что намерена вернуться в горы и продолжить искать Ульянова своими силами.
Группа туристов, приехавших из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Челябинска, вышла в поход 3 мая и должна была сойти с маршрута 10 мая. Уложиться в сроки им не удалось, и 12 мая инструктор сообщила в МЧС, что один из ее подопечных оказался не в состоянии продолжать путь, и его оставили в горах с палаткой и запасом еды.
На следующий день, 13 мая, члены группы – за исключением Владимира Ульянова – вернулись в Сухум, откуда перебрались в поселок Ачадара, где снимали жилье, а утром 14 мая уехали из Абхазии.
Гилева заверила абхазских спасателей, что мужчина ждет помощи в базовом лагере на перевале Химса, и найти его будет легко. Туристы и сами хотели за ним вернуться после прохождения маршрута, но из-за резкого ухудшения погоды путь к лагерю для них оказался отрезан. Были организованы облеты района поисков на вертолетах, но результата они не дали.
Анна Гилева объясняет, что вынуждена была принимать решения в экстренных условиях, будучи поставленной перед неприятным фактом: Ульянов, который вроде бы раньше много ходил в походы, оказался «не готов физически» к этому конкретному маршруту – спортивному, второй категории сложности.
По словам инструктора, екатеринбуржца заранее предупреждали обо всех предполагаемых нагрузках, но он был стопроцентно уверен в собственных силах – настолько, что отказался посещать тренировки, которые проводились на месте, в Абхазии, перед походом. «В общем, впервые мы его здесь (в походе) увидели», – оправдывается Гилева.
Она приняла решение взять заведомо проблемного туриста в путь, успокаивая себя тем, что погода стоит хорошая и маршрут знакомый: до этого она уже два раза водила по нему группы от клуба «Азимут» из Нижнего Тагила, в котором сама работает.
В базовом лагере на Химсе стало ясно, что дальше Ульянов идти не может. Остальная группа хотела продолжить путь, поэтому Гилева оказалась перед крайне сложным выбором.
Сейчас она признает, что ни в коем случае нельзя было разделяться и тем более оставлять ослабевшего физически человека одного. Но тогда ей казалось, что не случится ничего страшного, если она сводит остальных в радиальный поход с одной ночевкой, а потом они все вместе вернутся в лагерь и заберут Ульянова.
Так бы, возможно, все и случилось – если бы не испортилась погода. Пройти тем же путем, которым они шли с перевала, где оставили попутчика, туристы уже не смогли. Им пришлось спускаться другим маршрутом. И как только наладилась связь, они позвонили в МЧС.
Даже после этого Гилева была практически уверена, что с Ульяновым все в порядке: у него была штормовая палатка, бензиновая горелка с запасом топлива, продукты и необходимая экипировка.
«Запас бензина достаточный, чтобы на 1 человека готовить еду, топить воду, если там снег, или кипятить, если он спускается вниз, где есть ручьи, реки. Запас еды у него есть», – успокаивали журналистов в турклубе «Азимут».
Когда вертолетный облет не выявил никаких признаков присутствия Ульянова в том месте, где его оставили, и поблизости, стало ясно, что мужчина покинул лагерь и куда-то отправился – скорее всего, не захотел больше ждать своих спутников и начал спуск в одиночку.
Район поисков Владимира Ульянова на карте
Знакомые екатеринбуржца очень удивлены версией его исчезновения, изложенной «Азимутом» и Анной Гилевой.
Напарница Ульянова по нескольким походам, которая общалась с ним с 2014 года, утверждает, что физически мужчина был отлично подготовлен для абхазского маршрута: он каждые выходные проходил большие расстояния по пересеченной местности пешком или на лыжах, а в 2019 году поднялся на 3,5-4,1 тысячи метров под пик Ленина и дошел до пика Юхина на высоту 5,15 тысячи метров. Поход по абхазским горам, по словам женщины, не должен был вызвать у Владимира серьезных трудностей.
Судя по аккаунтам туриста в социальных сетях, он действительно сильно увлекался походами – с разными клубами бывал на Алтае, Таганае, Северном Урале, публиковал много фотографий и делился своими размышлениями о любви к горам. «Я не покоряю горы. Это горы покорили меня», – признавался он под одним из снимков.
И этот "руководитель" дальше будет так "руководить"?
Или это нравы и обычаи "походной" коммерции, уплочено и шевели "гид" булками, а кто отстал, так это дело частное, а нам что до этого?