Традиционно в осенний период сюда съезжаются гиды-курсанты, что бы продемонстрировать свои знания в самых различных областях альпинизма. Экзамен проходит в режиме нон-стоп в течении недели. Ни погодные условия, ни состояние маршрутов не влияют на ход экзамена, а лишь подчеркивают всю сложность работы гида в горах. От курсантов ожидается не только высокая физическая и техническая подготовка, но и профессиональный подход в принятии решений. Нужно уметь найти верный баланс между надежностью и скоростью, работать эффективно и безопасно. Таковы ожидания канадских преподавателей, курирующих учебный процесс.
Нынешний экзамен собрал примечательную команду альпинистов из России. На ряду с представителем старшего поколения Адреем Селивановым на экзамен приехали обладатели почетной альпинистской награды "Золотой Ледоруб" Александр Ланге и Александр Гуков, участник многих неординарных восхождений на высочайшие вершины мира Виктор Афанасьев, сильные спортсмены Роман Городищенский и Максим Фойгель.
Своими впечатления об экзамене делится курсанты
Перед экзаменом, конечно, же есть и переживания, и тревога, и немного стресса. Так всегда. Но все понимают экзамен - это своего рода учеба, получение новых навыков и апгрейд знаний. Задача преподавателей не "завалить", а помочь тебе улучшить то, что уже знаешь. Программа экзамена началась с 4х дневной подготовки. За это время были продемонстрированы усовершенствованные технические системы на скалах, повторили техники передвижения и спасательных работ на ледовом рельефе. Очень понравилось то, что зарубежные коллеги не стоят на месте, все время что-то изменяют, дополняют, изучают.
В первый день экзамена «как по заказу» испортилась погода, с этого момента снег и ветер только начали набирать свою силу. В горы пришёл мощный циклон. Двойные ботинки пришлись очень кстати:-). В самый пик непогоды работали на маршруте Плотникова 4А на 1ю башню Короны. Преподаватели оценивают практически все. И то как ты передвигаешься, волнуешься ты или нет, грамотно ли ты работаешь со снаряжением, своевременность применения того или иного технического приема, не в последнюю очередь как ты относишься к своему клиенту, подвергаешь ли ты его и себя ненужному риску. Особое внимание уделяется составлению протоколов наблюдений за погодой, описанию возможных рисков, план движения по маршруту, запасные варианты и ряд других существенных моментов. В центре внимания находится клиент, его подготовка к всевозможным ситуациям и условиям маршрута.
Канадцы задают очень высокую планку и те, кто соответствуют их требованиям являются настоящими профессионалами, которых сейчас единицы. Я долго выбирал какой школе гидов отдать предпочтение. Консультировался с курсантами, изучал методики преподавания и оценки. И, несмотря на высокую цену российской школы, ни секунды не жалею о потраченных финансах и времени.
Роман Городищенский
Конечно, экзамен это всегда трудно, всегда стресс и всегда напряжение. Многие подумают - чего там, ты же профи? Тебе это будет не сложно сдать какой-то там экзамен по альпинизму! Но не так все просто как звучит. В экзамен для Горного Гида IFMGA входит много элементов, качеств и навыков альпиниста, сходу сдать такой экзамен практически не возможно. Горный Гид - это спортсмен высокого уровня, инструктор, метеоролог, лавинщик, психолог и еще много много других качеств. Что для меня было самым сложным? Конечно, кочегарить генератор каждый день, это просто шайтан-машина. Ну а если серьезно - это, конечно, техническая, физическая и психологическая работа нон-стоп, в очень суровых погодных условиях, у нас бы это, наверно, назвали проверкой на вшивость.
В первые дни мы немного освежили свои знания, полученные ранее, но все время приходилось находиться в напряжении, так как в любой момент мог начаться экзамен и ты должен быть готов. Экзаменатор смотрит на все и оценивает по всем критериям: Как ты заботишься о клиенте. Насколько хорошо ты оцениваешь опасности и контролируешь их. Как хорошо и качественно ты применяешь технические элементы. Как ты одет и насколько качественное твое снаряжение, потертые веревки, тупые кошки, заклеенные скотчем куртки, конечно не могут быть хорошо оценены, так как это профессионализм гида. Особое внимание экзаменаторов было к нашим спортивным навыкам, как мы лезем на скалах и льду, как мы двигаемся. Плохая техника лазания сводит на нет весь экзамен, поэтому очень важно иметь высокий технический уровень. Так же оценивалось, как мы выбирали и читали рельеф, по которому предстояло двигаться. Какие технические системы мы применяли на том или ином рельефе, очень важно было принимать правильное решение, которое обеспечивало безопасность и комфорт клиента. И это всего лишь малая часть того, что мы сдавали на экзамене.
Школа Горных Гидов заставляет тебя думать шире, заставляет тебя думать, какой технический прием применить, какие нагрузки приходятся на ту или иную систему. В России альпинисты привыкли думать узконаправленно, использовать минимум технических приемов, а здесь у тебя их десятки, если не больше и ты должен держать их наготове все, находить самый простой, быстрый и удобный способ. Твои действия должны быть, безопасными, простыми и быстрыми. Очень сложно переключить голову на то, что бы поломать многие стереотипы и думать широко.
На экзамене у нас присутствовало два преподавателя, но это был, в своем роде, уникальный состав. Уникальность его в том, что его представители были из разных школ Горных Гидов: канадской и австрийской, и у нас была уникальная возможность сравнивать. Да, действительно, в каждой стране есть что-то свое, но, в целом, технические системы одинаковые, что в Канаде, что в Австрии, что в России, поэтому не существует каких-то особых канадских техник, о которых так много говорят, это все полная чушь. В российском альпинизме просто давно не было новых знаний, не было обмена опытом, мы крутились сами в себе, считая себя самыми лучшими, а это не очень хорошо - если ты самый лучший, тебе не нужно учится.
Александр Ланге
За не продолжительную историю российской школы это был второй экзамен по направлению альпинизм. Напомним, что первый состоялся в 2015 году.
На сегодняшний момент статус гида аспиранта по альпинизму имеют 6 курсантов: Роман Брык, Максим Фойгель, Роман Городищенский, Александр Ланге, Виктор Афанасьев и Александр Гуков. Полный цbкл обучения прошел Сергей Фурсов.