В ЕВРОПЕ ХОРОШО,
А ДОМА ЛУЧШЕ !
ИЛИ КАК Я СТАЛ ГОРНОЛЫЖНЫМ ИНСТРУКТОРОМ,
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Все началось в новогоднюю ночь 2002 года в Волене. Хотя нет, наверное началось все неделей раньше в горнолыжном комиссионном магазине на Люсиновской улице, был там тогда такой магазин. В 2001 году телевизионная программа «Жди меня» завоевала премию «Тефи» и мне, как впрочем и всем сотрудникам этой программы перепала премия к новому году в размере ста американских рублей. Решено было потратить эти деньги на себя любимого. И вот в уходящем 2001 году с премией в кармане я заявился в упомянутый выше комок. Объявил продавцу боевую задачу, что мол имею давнюю мечту встать на горные лыжи и мне необходимо подобрать снаряжение. Надо сказать, что мечта была действительно давняя, еще в детстве я как завороженный сидел перед экраном телевизора, если там транслировались соревнования по горным лыжам. Я смотрел на этих летящих на лыжах метеоров как на людей с другой планеты.
Для приобретения хоть какого то маломальски пригодного снаряжения я располагал суммой 100 УЕ. Как ни старался продавец перебирать лыжи и ботинки, имеющиеся на тот момент в продаже, меньше 140 УЕ не выходило. Такую роскошь на тот момент я себе позволить не мог. Видя мое раздосадованное лицо продавец сжалился надо мной и решил уступить мне, но взял с меня клятвенное обещание, что я буду кататься на горных лыжах, а не заброшу их на балкон, в кладовку или еще куда после первых пробных спусков. Жалко не запомнил имя этого парня, с огромной радостью хотелось бы отблагодарить его за проявленное тогда ко мне великодушие. Надеюсь, что свое обещание я выполнил. А на том комплекте после меня на лыжи встали еще пару моих друзей, которые так же полюбили горы и стали настоящими горнолыжниками.
Итак новогодняя ночь 2002 года. Парк Волен. Мой первый в жизни спуск на горных лыжах с детской горки и радости полные штаны от недавно купленного горнолыжного комбинезона. Хотелось попробовать еще, но жена жутко замерзнув, а было за бортом на тот момент -20 по Цельсию, потребовала срочного возвращения домой за теплый стол, неизвестно для кого ей приготовленный.
В течении сезона 2002 года были обкатаны все пупыри Московской области.
2003 год я встречал на Домбае. Ну и как говориться понеслось… Следующий год автопробег Москва-Домбай-Чегет-Эльбрус-Москва. Потом опять неоднократное посещение Домбая, первые выезды за бугор в Банско и так далее…
Постепенно сменилась работа, которая требовала достаточно плотной работы летом, осенью и в начале зимы, но зато январь и февраль «гуляй не хочу». Это упростило выезды в горы. Позже работа трансформировалась в небольшой личный бизнес в этой же сфере, что позволило выезжать в горы по 2-3 раза в год, не запариваясь о разрешении начальства, ибо такового на тот момент у меня уже не было. Образ жизни перестроился под ритм горнолыжного уклада.
Но все равно этого оказалось мало. Каждый раз, возвращаясь из гор домой, душа тосковала, ее частичка оставалась там в горах. Горы постепенно изменяли меня, мое мировоззрение, образ мыслей, пирамиду ценностей и в результате всю мою жизнь. Многое то, что считалось важным, ушло на второй план, а что то и вовсе отвалилось за ненужностью. Но все равно этого было мало, 2-3поездки за сезон перестали так сказать удовлетворять, а только распаляли и оставляли неудовлетворенным.
Все решила поездка 2013 года в Шамони. К концу этой поездки несколько человек из нашей компании сказали мне, что мое место здесь в горах : «Бросай ты, Темыч свою торговлю и перебирайся сюда в горы, работай здесь инструктором». По началу эта мысль показалась мне забавной, не более того. Но когда в очередной раз пришло время сказать горам « До свиданья» в душе поселилась жуткая тоска. Получилось так, что обратно домой мы летели разными рейсами и в Москву я возвращался один. Во время всего пути в голове крутилась мысль об инструкторстве. От Франкфурта до Москвы три часа лету, время подумать достаточно. И вот уже выходя из самолета в Шереметьево я твердо решил что хочу быть горнолыжным инструктором. Причем обязательно в Австрии.
Прошел год, я приехал в австрийскую деревушку Альпбах для обучения на горнолыжного инструктора. Девять дней учебы и на десятый день экзамен. В случае успешной сдачи экзаменов, получаю австрийский диплом горнолыжного инструктора и шанс на работу горнолыжным инструктором в Австрии.
С первого раза сдать экзамен полностью не удалось. Мне назначили пересдачу через 2,5 месяца в апреле. Зато на обучении познакомился со своим будущим другом и коллегой Дмитрием Кобзаренко из Киева. Мы оба не смогли с первого раза сдать экзамен и сообща строили планы подготовки к пересдаче экзамена. Через 2,5 месяца мы снова в Австрии. Приехали за несколько дней до экзамена для окончательной отработки техники на склонах Зельдена. В назначенный день рано утром выдвигаемся в сторону Инсбрука, экзамен будет проходить в олимпийском местечке Акзамер-Лицум. Чувствую, что начинается волнение. Спрашиваю Димку как он. Отвечает, что его нервяк трусит не по детски. Короче «весело» обоим. Приезжаем на место назначения. Там уже толпа народу. Окунувшись в подготовительную суету как то немного успокаиваемся. Мне сдавать сразу три экзамена. Иду писать теорию, точнее только ту тему, которую не сдал в январе. Написал все за 10 минут, потому как учил эту теорию в течении 2,5 месяцев каждый день, мне уже снилось как я ее на экзамене на немецком рассказываю. Дальше поднимаемся наверх для демонстрации техники. Сдавали ее на женской олимпийской трассе. Половину трассы дали на раскатку, а на второй половине начались зачетные проезды. Сдающих больше двухсот человек, трасса убита в хлам. К тому времени как очередь дошла до нас трасса представляла из себя бугры с месивом таявшего снега. Но никаких скидок нет. Проходим положенные техники. Все уходят после сдачи в учебный центр. Мне предстоит сдать еще методику. Принимали у меня ее двое инструкторов. Тащу билет, вытаскиваю Карвен Грюнштуф ( Карвинг для начинающих). Мне в принципе было все равно какую технику рассказывать и показывать, так как все шесть техник были заучены как «Отче наш». Рассказал все как положено, показал упражнения. Стали задавать дополнительные вопросы. Часть вопросов не понял. Решил рубануть правду матку, сказал что не очень хорошо понимаю их. Принимающие у меня экзамен инструктора переглянулись и пошли в сторону о чем то советоваться. Советовались минут пять. Подходят обратно. Спрашивают где я собираюсь работать – в России или в Австрии. Отвечаю что конечно же в Австрии. « Тогда парень обещай, что к следующему сезону немецкий подтянешь до нормального уровня. Работать то ты будешь в основном с русскими гостями, но тебе еще придется общаться с администрацией школы и с коллегами. А с таким немецким как у тебя сейчас это полное неуважение.. Зачет мы тебе ставим по методике.» Я клятвенно пообещал, что на предстоящие семь месяцев изучение немецкого языка станет для меня смыслом жизни. С тем они меня и отпустили.
И вот он, кульминационный момент – вручение дипломов. За теорию я спокоен, про методику мне уже сказали, что я ее сдал. Остается техника.
Первым вручают дипломы инструкторам бордерам, потом дуальщикам (одновременно инструктор по горным лыжам и сноуборду), потом инструкторам по горным лыжам и в самом конце вручают дипломы пересдающим. Называют фамилию, имя и общий результат (POSITIV если сдал). Вот назвали Димкину фамилию и вручили ему диплом. Мы оба очень рады, что у одного есть уже победа. Продолжают вызывать сдавших, но мою фамилию не называют. У вручающего дипломы в руках остается один диплом и две синих бумажки (направления на пересдачу). Нас сидит трое, еще не получивших дипломы. Мы переглядываемся друг на друга в полной тишине. И вдруг я слышу свою фамилию и ….. POSITIV ! Мы поздравляем с Димкой друг друга, обнимаемся, пляшем от радости как дети. Еще целый час мы не могли прийти в себя и переварить произошедшее.
Наша мечта начинала сбываться, дверь для нас как для инструкторов в австрийские Альпы приоткрылась.
ВСЕ ЧТО НЕ ДЕЛАЕТСЯ, ВСЕ К ЛУЧШЕМУ
На дворе начало декабря, на пороге старт горнолыжного сезона, а документов из Австрии для оформления рабочей визы все нет и нет. Просматривая новостную ленту фейсбука, наткнулся на объявление, в котором говорилось о дополнительном наборе инструкторов в горнолыжную школу на Розе Хутор. Немного поразмышляв, решил отправить свое резюме по указанному адресу. Хотя в душе еще теплились надежды на то, что предстоящий сезон проведу в австрийских Альпах. Ведь не зря же я угрохал кучу денег, сил и полтора года на получение австрийского диплома горнолыжного инструктора. Поэтому вариант работы в Красной Поляне был воспринят мной как запасной парашют на случай безвыходной ситуации. Уж лучше провести зиму в КП, чем в хмурой и унылой Москве. Да и получение опыта работы горнолыжным инструктором было для меня весьма актуально, потому как такового на тот момент у меня еще не было.
Середина декабря. Из Австрии никаких вестей нет. Про отправленное резюме на Розу Хутор было благополучно забыто. И вдруг раздается телефонный звонок:
- Здравствуйте, меня зовут Таня. Я инструктор методист горнолыжной школы RIDERS SCHOOL. Вы нам присылали резюме на вакансию горнолыжного инструктора?, - прозвучал в трубке приятный женский голос.
- Ну да, было такое , что то припоминаю, - ответил я.
- Мы Вам отправили на почту условия работы. Если они Вас устраивают, то свяжитесь с нами.
- Хорошо, обязательно.
Уладив все свои дела в Москве, погрузив вещи в свой Форд, я выдвигаюсь в сторону Сочи.
Вечером 28 декабря приезжаю к месту назначения. За 12 лет катания на горных лыжах мне довелось побывать на многих именитых курортах Европы, но знаменитый уже на весь мир Роза Хутор поразил мое воображение.
Утро следующего дня, к 9-00 прихожу в офис горнолыжной школы RIDERS SCHOOL для знакомства с руководством и начала трудовой деятельности. Меня встретила Татьяна, инструктор методист, та самая Татьяна, которая звонила мне неделю назад. После сдачи тестов по методике преподавания меня допускают к работе.
Вот и началось то, о чем я так долго мечтал. Первые ученики это наверное как первая любовь, запомнятся надолго. Ими оказались пятилетний Гриша и восьмилетняя Кира из Тюмени. Ребята первый раз в горах и на лыжах до этого не стояли ни разу. Начинаем первое занятие на склоне Солнышко, показываю им как ездить в плуге, но для них это езда домиком. Домик для мышки (малый плуг) лыжи едут, домик для мишки (большой плуг) лыжи тормозят. Ребята молодцы, стараются и к моему удивлению достаточно быстро осваивают это упражнение. Заканчивается наше первое занятие и родители просят продолжить с ними заниматься на следующий день. Ну какие вопросы?
С удовольствием !
После своего первого инструкторского опыта решил переварить впечатления. Поначалу пытался выстраивать занятие по методичке, но потом понял, что на одной методичке далеко не уедешь, каждый человек, а тем более дети это индивидуальность и подходить к процессу обучения каждый раз нужно индивидуально. Благо к тому времени я это уже хорошо понимал. Хоть опыта горнолыжного инструктора еще не было, но за плечами был 21 год тренерской работы в другом виде спорта. Общие принципы организации занятий мне хорошо знакомы и во многом они схожи в различных видах спорта.
Близился новый год и гостей на Розу Хутор прибывало все больше и больше, а значит работы у инструкторов с каждым днем прибавлялось…
К концу новогодних каникул я уже сбился в подсчете количества проведенных занятий и количества гостей, с кем довелось позаниматься. Вроде все одно и тоже, работа по одной и той же схеме – знакомство с плугом, повороты в плуге, карвинг начального уровня, параллельные повороты. Казалось бы что прокручивание одной и той же пластинки каждый день по несколько раз быстро надоест, и если честно, у меня были опасения в том, что такое может произойти. Но мои опасения оказались напрасными. Ни одно занятие не было похоже на другое. В каждом занятии было что то свое и неповторимое. Каждый раз приходилось выискивать особенности ученика, что бы подобрать оптимальный набор упражнений для отработки того или иного технического элемента. Ну и конечно в процессе обучения каждый раз складывалось свое особенное общение с подопечными. В этом наверно и есть творческая составляющая работы горнолыжного инструктора.
Случались весьма забавные и не очень случаи, которые приходилось наблюдать, работая на склоне.
Папа учит сына на лыжах, приобщает наследника к прекрасному. Здорово !!! Вижу что парнишка на лыжах если не первый раз, то максимум второй. Еле стоит. Я как то особо к этой паре не присматривался, видел только, что парнишка кое как от оного края склона к другому на параллельных лыжах проезжает из одного сугроба в другой. И вдруг слышу грозный голос папы «И что бы никакого плуга я не видел!!!»
Подъезжаю к мужчине и говорю « Если он у вас в плуге ездить не научится, то он вообще дальше технику освоить не сможет»
Ответ меня просто прибил: « Ага, и будет он потом как лох все время в плуге ездить. Я его к фрирайду готовлю». Я малость удивился, но когда увидел что этот «мега» учитель фрирайда катит сам по склону в плуге, причем весьма корявенько, мое удивление усилилось. Советовать ему нанять инструктора для сына, да и для него самого не стал, бесполезно…
Спустя несколько дней наблюдаю такую картину:
Занимаюсь с семилетней девочкой, точнее занятие уже почти закончено и мы по трассе «Шале» спускаемся на Розу Плато. Впереди нас едет пара молодых девушек и одна из них истошно кричит «ААА!!! Что мне с ними делать ??? Как их остановить ??? Я сейчас упаду !!!» Догоняю ее и на ходу показываю как затормозить плугом. Видать от страха девушка в прямом смысле схватывает все на лету и очень быстро останавливается.
- Вы бы взяли пару уроков с инструктором, он бы Вам объяснил как и что, - говорю я ей.
- Ага, а Вы мне занятия оплатите? У меня на инструктора денег нет.
- При такой каталке как у Вас, вероятность травмы 99%, на врачей потом больше потратите и деньги найдете.
Подобных случаев за сезон встречал не мало и всегда задавался одним и тем же вопросом « Ну почему люди так легкомысленно относятся к своей жизни и своему здоровью?» Ведь катание на горных лыжах сопряжено с риском для здоровья. Нет, если поставлена правильная техника, если есть голова на плечах и понимаешь где заканчивается экстрим и начинается трындец, то горные лыжи принесут только море позитива и удовольствия. За исключением редких случаев непредвиденных травм, которых к сожалению не всегда можно избежать. Но если со второй составляющей можно и нужно разбираться самому, то с первой без помощи инструктора не обойтись никак.. Как то мы с коллегами шутили, что нужно ввести права на управление горными лыжами или сноубордом как на машину. И для получения этих прав ввести обязательную подготовку в горнолыжных школах с последующим экзаменом. Шутка конечно, но в каждой шутке есть доля шутки. За этот сезон я пришел к неутешительному выводу, что горнолыжную культуру и культуру поведения на склонах на наших отечественных курортах нужно еще развивать и развивать. На склонах присутствует еще не малая доля тех, для кого 10 правил FIS это филькина грамота, а кто то о них вообще никогда не слышал. Потому и прибавляется работы нашим спасателям.
Шло время, я уже полностью втянулся в инструкторский уклад жизни и просто кайфовал от того, что счет времени моего пребывания в горах идет не на дни или недели как раньше, а на месяцы.
Перезнакомился с коллегами, с кем то установились очень дружеские отношения и моя жизнь горнолыжного инструктора с каждым днем раскрывалась во всей своей красе. Периодически приезжали мои знакомые и друзья, которым конечно старался по мере возможности уделить время, показать курорт (ведь большинство из них на Розе Хутор впервые), да и просто провести вечер в кругу старых друзей. Со многими из них не виделся больше года, а с некоторыми и того больше. Но работа на известном российском горнолыжном курорте давала возможность это исправить.
Общение, совместное катание с коллегами обогащало мой опыт и знания. Как то раз на утренней тренировке перед работой обратил внимание на технику катания Леши Тарасова. Его уровень был выше моего и это было очевидно. Поднимаясь после очередного спуска на подъемнике спрашиваю его о том как давно он катается на лыжах. Оказалось всего третий сезон и инструктором он работает как и я первый сезон. Мне стало даже немного обидно, я уже 13 лет на лыжах, прошел обучение в Австрийской школе инструкторов, но мой уровень катания явно ниже. Позже, общаясь еще с одним коллегой и другом Петром Егориным заметил, что его уровень теоритической и методической подготовки в разы выше моего. Хотя он на лыжах 4 года, инструктором работает второй сезон, а в больших горах вообще первый раз. И я в очередной раз задумался о «крутости» моего австрийского диплома. Мои размышления натолкнули меня на такую мысль – с моим владением немецкого языка усвоить качественно и полноценно теорию и методику нереально. Нет, в общих чертах конечно я все знал и понимал. Но есть много тонкостей и нюансов в этой работе, которые оказались для меня просто недоступными из за языкового барьера. Почитав программу обучения на следующую ступень я понял, качественно и полноценно выучить, понять и усвоить ее на немецком языке я не смогу. Одна только мысль об изучении биомеханики на немецком вызывала усмешку над самим собой. Если мне и удастся хоть как то выучить эту теорию и сдать, то это будет на самом минимуме и опять множество тонкостей и нюансов останутся для меня за кадром. Тогда о каком профессиональном росте можно говорить? Да, австрийский диплом это может и круто, но знания, которые потом трансформируются в опыт не в дипломе, а в голове.
Февраль пролетел как один день. Уже в первых его числах мой рабочий график был расписан до конца месяца. Работать с каждым днем становилось все интересней. В феврале мне довелось провести пятидневный курс для двоих ребят, девочка Александра из Питера и мальчик Всеслав из Москвы. Сказать что я был доволен результатом работы этих пяти дней, это не сказать ничего. Начинали практически с нуля, точнее с поворотов в плуге на учебном склоне. Но очень порадовало желание ребят работать и совершенствоваться. На пятый день ребята проехали по красной трассе параллельными поворотами на глазах у изумленных родителей. Наши результаты превзошли все наши ожидания. Перед отъездом домой Александре и Всеславу торжественно вручили почетные грамоты за успешное освоение горнолыжной техники. После этого я в серьез задумался о том, что бы предлагать гостям пятидневные групповые программы. Опыт показал, что такая форма обучения эффективна, интересна и увлекательна. Занятия в группе создают некий азарт и соревновательный элемент, что способствует более качественному настрою на обучение.
На дворе стоял уже месяц март. Стало абсолютно привычным каждый день начинать в 8-00 спуском по Обер Хутору. Но эти проезды все равно оставались чем то особенным, когда ты поднимаешься с первым подъемником и катишь вниз по еще не тронутому склону, оставляя на свежем вельвете первый след. Иногда в полном одиночестве, иногда в компании своих коллег. Трудно передать словами те ощущения, когда ты остаешься с горой один на один. Ты как будто становишься частью горы, сливаешься с горной стихией и чувствуешь себя одним единым целым с природой. Не передаваемые ощущения. Горы все больше и больше поглощали меня и не было никакого желания этому сопротивляться.
Мартовские каникулы порадовали меня еще одним приятным сюрпризом. Мне дали в ученики мальчика Егора 9-ти лет. Егор уже катался на лыжах несколько сезонов, но родители попросили поправить ему технику. В первый день мы отзанимались на «Шале» по стандартной программе. После занятий родители Егора попросили позаниматься с ним еще и завтра. Егор как то без энтузиазма воспринял перспективу еще одного занятия с инструктором, но уступил родителям.
На следующий день, поднимаясь на подъемнике, заметил, что Егор с интересом смотрит на «Ванкувер» (синяя трасса). Предлагаю ему позаниматься на ней, но он отказывается, говорит что еще не готов к синим трассам. Едем на «Б-52» . На следующем подъеме Егор признается мне, что он боится катать по синим трассам, потому что мама говорит что это опасно. Но я то вижу интерес Егора к этому пока еще запретному плоду. Говорю ему, что если он будет делать все четко и выполнять мои команды, то никакой опасности не будет. Егор соглашается. Выезжаем на «Ванкувер», начинаем отрабатывать упражнения для карвинга начального уровня. Мой подопечный как губка впитывает все то, что я ему говорю и показываю. Надо отметить, что у Егора очень хорошая координация и упражнения ему даются легко. К 12-ти часам снег на высоте 1350 под лучами весеннего солнца стал рыхлым и я предлагаю подняться на уровень 1600 метров и поработать на «Большой сковороде», но умалчиваю, что начало этой трассы реально тянет на красный уровень. Проходим «Большую сковороду», все замечательно. Егор уверенно идет начальным карвингом. На следующем спуске сворачиваю на нижний выкат Женского Олимпийского спуска. Подъезжаем к выкату, смотрим вниз. Предлагаю проехаться по этому участку трассы. Егор смотрит вниз, что то прикидывает в голове и соглашается. Спуск проходит более чем спокойно и уверенно под мои четкие команды. Уже внизу говорю Егору:
- Поздравляю Вас, молодой человек. Вы только что спустились по черной трассе.
- Да ладно! Она же не черная?
- Посмотри вон туда, - показываю наверх, - что ты там видишь ?
- Черный кружок.
- Правильно! Он показывает что трасса черная.
На лыжах в вираже пухляк взрывая
Мальчишки превращаются в мужчин.
Вот и закончился мой первый инструкторский сезон. Этот сезон очень сильно изменил мое понимание горных лыж, мое отношение к ним и к работе инструктора. Конечно многое в этой работе оказалось совсем не таким, как мне это представлялось по началу. Не хуже или лучше, просто по другому. Это действительно настоящая профессия, требующая высокой квалификации и постоянной работы над собой. С другим подходом в этой профессии делать нечего. Здесь, как в прочем наверно и в любой другой сфере, работает закон прогресса или регресса – ты либо развиваешься в выбранном направлении, либо откатываешься назад. Достичь определенного уровня и продолжать оставаться на нем не получится.
Горные лыжи стали для меня еще одной гранью познания себя и своих возможностей, еще один способ развития. Горнолыжная техника складывается не только из технических элементов и физической подготовки, это еще и психическая составляющая. Банальный страх перед крутым или неподготовленным склоном может полностью свести на нет прекрасную техническую и физическую подготовку. Здесь хорошо прослеживается параллель между горными лыжами и боевыми искусствами. Боец это единый синтез тела, психики и духа. В горных лыжах тоже самое. А значит о горных лыжах можно говорить как о пути. О пути к самому себе.
Уже дома в Москве, прокручивая в голове эти потрясающие четыре месяца в горах, я сделал для себя такой вывод – все то что мне довелось пережить, испытать и понять за эти месяцы, было возможно только там, где я это испытал и пережил. Можно сколько угодно предполагать и рассуждать о том, что в Австрии могло быть круче и гораздо интересней. Возможно и так. Но народная мудрость учит нас тому, что от добра добра не ищут. А лучшее враг хорошего. В моей жизни появилось много близких по духу мне людей, с которыми взаимопонимание возникает на уровне взгляда. Я оказался в потрясающем коллективе, о котором мечтал и которого мне не хватало очень долгое время. И еще, я абсолютно уверен в том, что жизнь дала нам с Димкой гораздо больше чем то, о чем мы мечтали. Было бы глупо не оценить по достоинству этот подарок судьбы.
Прощаясь с нами руководитель нашей службы инструкторов сказала нам с Димкой такую фразу « Ребят, ну ее это Австрию. Возвращайтесь на следующий сезон сюда, на Розу Хутор».
А ведь и правда, в Европе конечно хорошо, но дома лучше !
Успехов тебе!