Начнем с того, что настраиваемся не на событие (поездка) а на процесс. Длительный и приятный. По принципу: «Все равно лучше, чем на работе!» Это, пожалуй, основное. И тогда все отступления от плана, случайные задержки на границе или необходимость изменить планы из-за непредвиденных обстоятельств воспринимаются просто как мелочи, встреченные в большом и интересном путешествии.
Водителей в компании желательно иметь не меньше n+1, где n – число экипажей. На случай простуды, пищевого отравления, да мало ли что может приключиться с человеческим организмом за неделю-другую. Можно ли ехать одним экипажем? Конечно. Мы это делали неоднократно – и в Австрию - Швейцарию, и в Финляндию ездим регулярно.
Дети гарантированно нейтрализуются на длительный срок посредством включения видеоплеера с соответствующими мультиками и скармливания всяческих мелких приятных подачек (ассортимент подбирается в зависимости от личных склонностей подопечного).
Еда в машине? Возили с собой всякие котлеты-бутерброды-чипсы-орешки-фрукты, пришли к выводу, что брать с собой нужно минимум: соки в одноразовых упаковках, воду, шипучки типа колы и какой-нибудь мусор «пожевать» — чипсы, орешки, плюшки. Очень удобно все это иметь в одноразовых упаковках, и действовать по принципу: выпил или сгрыз – выбросил упаковку на ближайшей заправке или при пис-стопе. Брали и домашние заготовки, и термосы с кофе и чаем, но в последнее время все реже это делаем. На российской территории останавливаемся на заправках типа Лукойл, где можно и кофе попить, и чистую плюшку съесть, и туалет не противно посетить. Ну а в Финляндии или на крупных АЗС в кафе перекусываем, или в супермаркетах – очень там у них вкусные рыбные блюда, почему-то намного вкуснее, чем в наших фастфудах. Да и гамбургеры тоже вполне съедобные.
Дорога… Условно дорогу от Москвы до Руки можно разделить на две части: до границы и после. До границы, за исключением экстремальных ситуаций типа ледяного дождя, рассказывать особенно нечего – наши дороги известны любому водителю: фуры, нечищеные обочины, нарушения правил... Время в пути зависит от массы факторов, но, как показал наш опыт, абсолютно реально доехать до границы, пересечь ее и отъехать вглубь страны еще немного, а потом завалиться спать. Во всяком случае, мы это делаем каждый раз, независимо от погоды. Конечно, если ваш водительский опыт не ограничивается экзаменом на получение водительского удостоверения, а хотя бы тысяч 20-30 километров вы уже накатали. Пожалуй, нужно упомянуть о Вышнем Волочке, где постоянная пробка. Но с этим ничего не поделаешь – варианты объезда длиннее и, судя по отзывам на auto.ru в конференции «Отдых и Путешествия», еще менее комфортны.
Если машин больше одной, то очень пригодятся радиостанции для связи между машинами во время движения и между экипажами во время пеших прогулок. Это удобнее, чем по всякому поводу звонить по телефону. Наиболее опытные путешественники устанавливают в машины CB-радиостанции и настраивают их на канал, которым пользуются водители грузовиков – тогда можно узнать и об объездах участков ремонта дороги и о полицейских «засадах» на трассе Москва – граница с Финляндией. Но в нагрузку придется прослушивать непечатную лексику.
Граница на замке!
При пересечении границы нужно иметь в виду следующее.
На каждом пропускном пункте правила немного отличаются. Просто подъезжайте к очереди (если она есть) и спросите у соседей – какие тут порядки. Если очереди нет — подъезжайте к первой стоп-линии со знаком, и останавливайтесь. Ждите, пока вам или не зажгут зеленый сигнал на светофоре, или махнут рукой, или (если сигнал уже горит) после остановки двигайтесь дальше, по указателям соответствующего типа транспортного средства. Имейте в виду, что где-то вам нужно просто подождать в салоне, пока к вам не подойдет официальное лицо, где-то – выгрузиться всему экипажу и идти к окошку пограничника с паспортами (водитель – первый!), где-то водитель со всеми паспортами отправляется в пешую прогулку к окошку. Как правило, на границе с Финляндией сначала таможня, здесь же и недетальный досмотр машины, потом машина (может быть) должна будет проехать метров десять — до пограничников, где весь экипаж отправляется с паспортами к окошку, потом проезд по нейтральной территории с заходом в дьюти-фри (опция, этот пункт можно пропустить) и финны. Здесь тоже весь экипаж выходит и идет в помещение с паспортами, вещи ВЕЗДЕ остаются лежать в машине.
Неважно. Помните: ничего страшного, если вы ошибетесь. Эти люди не наши враги, у них просто другая работа. Все. Можете шутить, можете общаться строго – на ваше усмотрение. Ну, шутить на тему наркотиков, денег и оружия мы не пробовали… Переспрашивайте, если что-то непонятно – вы же не каждый день здесь ездите. Корректное поведение, спокойные ответы на вопросы о цели путешествия и наличии незадекларированных или запрещенных к ввозу вещей – и никаких проблем не будет. Декларация не нужна, даже если вы вывозите и затем будете ввозить по две пары лыж на каждого – никого это не интересует, поверьте.
Обязательно проверьте нормы ввоза в страну табака и алкоголя и не превышайте их. Это неполезно для кошелька, соблюдения предполагаемого графика движения и настроения.
Никого не заинтересуют валяющиеся по салону куртки, разумное количество детского питания или йогуртов, вода и пара пачек сигарет. А вот ящик тушенки и сигареты блоками лучше оставить дома. Во-первых, низзя. А во-вторых, цены на продукты за границей практически не отличаются от цен в наших супермаркетах.
Как показывает наш опыт, к выбору погранперехода и времени пересечения границы можно относиться несерьезно. Если вы никуда не торопитесь или подъезжаете к нему поздней ночью или очень ранним утром в середине рабочей недели, подальше от праздников... дело в том, что можно застрять на несколько часов. Не смертельно – ведь не на самолет опаздываете, но нудно и никакого удовольствия. Так что лучше заранее выбрать, куда повернуть руль. Во время поездок в Финляндию мы перепробовали 4 перехода (первые на этой странице).
Торфяновка — на трассе Питер - Хельсинки. Самый загруженный переход, особенно в выходные и предпраздничные дни. Уточняйте перед поездкой, мониторьте ситуацию (на сайте есть ссылки на камеры с финской стороны). Однако есть время, когда можно ехать и здесь – это утро пятницы или субботы. В среднем переход границы занимает от 45-90 минут.
Брусничное. Благодаря наличию магазина дьюти-фри это оптимальный вариант, даже если вы направляетесь не на север страны, в Хельсинки. Поздно вечером в субботу по пути «туда» мы пересекали обе границы примерно за 30 минут. Относительно небольшой крюк может окупиться минимальными потерями времени на границе. Но утром в субботу тут может быть достаточно машин: жители Питера имеют возможность ездить то ли в Иматру, то ли в Лаппеэнранту за хозтоварами и качественными продуктами...
Светогорск. Поскольку едем в северную часть Финляндии, то лучше сюда, хотя дорога по российской стороне — не супер, да и дьюти-фри здесь, насколько помню, нет (или он крошечный). Но зато минимум машин и минимум потерь времени. Наш «рекорд» — порядка 30 минут на обе границы.
Вяртсиля. Хотя здесь практически нет «неместных» машин, дорога перед Сортавалой — это НЕ дорога, а аттракцион «американские горки» с ямами и разбитым асфальтом. Если у вас седан, а не хотя бы кроссовер — крайне не советую. Ну, а на полноприводном, да с пневмоподвеской — почему нет, хотя тоже абсолютно без удовольствия и на очень низкой скорости. Общее время на обе границы с учетом посещения дьюти-фри = 50 минут на две машины. Если вы все же решитесь ехать сюда (от Питера по Приозерскому шоссе), то рядом с границей рекомендуем ночевать в очень симпатичной гостинице Гардарика.
Собственно, как только вы пересекли границу, можно забыть обо всех проблемах. Чистая прямая дорога с отличным покрытием, невысокая разрешенная скорость, минимум машин и, соответственно, напрягов. Возле крупных (по финским меркам) населенным пунктам есть большие супермаркеты – мы именно в них и закупаем долгоиграющие продукты.
Скоростной режим, конечно, непривычный. Бывало, мы садились на хвост какому-нибудь авто с местным номером, шедшим с небольшим превышением скорости, и гнали какое-то время, слегка нарушая правила. Могу сказать, что выигрыша по времени не ощущали – в принципе, 24 часа вы едете или 25 – на наш вкус, разница невелика. Тем более что потери времени в уже упомянутом Вышнем Волочке могут быть намного больше.
Заправки. Лучше не рассчитывать, что заправки будут работать круглосуточно, да и встречаются они гораздо реже, чем на трассе М-10. На крупных трассах – да, и перекусить тоже можно, а вот на небольших дорогах – не всегда и не везде. Проще заправиться заранее и забыть об этом. Вдобавок на некоторых заправках система оплаты может оказаться несколько мудреной, во всяком случае нам пару раз не удалось заправиться ночью – то ли специальная карточка нужна, то ли просто не поняли – сначала нажимать, а потом деньги в купюроприемник загружать или наоборот, и когда нужно пистолет в бак вставлять…
И на обратном пути можно переночевать в одном из мотелей на территории Финляндии (хотя их немного, и лучше этим озаботиться заранее) или сразу после пересечения границы – в Ленинградской области тоже есть мотели, да и гостиниц в Питере вполне достаточно. И домой, продумывать следующее путешествие. А оно будет – раз попробовав, оторваться крайне сложно..
Собственно, все.
А если будут вопросы – постараюсь ответить.
В Финляндию своим ходом: дорога, граница, заправки, еда…
Добавлю пару мелочей.
Про бензин. Те, кто едет в Финку первый раз имейте ввиду - там бензин почти в 2 раза дороже (литр 95-го стоит около 1,5 евро). Так что заправьтесь под завязку поближе к границе. В канистре разрешается ввозить только 10 литров на машину. Но пренебрегать этим тоже не надо, меня лично это один раз сильно выручало (когда я просвистел по трассе мимо заправки, а следующая оказалась через 150 км примерно), и пару раз я выручал других людей. Про автоматические заправки ABC - они вроде принимают только свои топливные карты, но нам удавалось заплатить через кассу кафе раньше. Ну и вообще, понимайте, что вам все равно заправляться, ибо путь граница-Рука-граница - это около 1500 км, так что по пути туда можно смело заливаться до полного бака уже на середине дороги. На севере заправки встречаются реже, чем на юге.
И да, не расслабляйтесь на финских дорогах. Во-первых, всегда должен кто-то бодрствовать в машине, кроме водителя. Заснуть за рулем на хороших дорогах - как нефиг делать. Во-вторых, дороги сами по себе хорошие, но природу никто не отменял. Местами могут быть обледенения, особенно на боковых парковках (мы один раз съехали на парковку отдохнуть и размяться, так оказалось, что она под уклоном небольшим и вся во льду, так двумя машинами по соседству и уткнулись в сугробы, завалившие отбойник). Ну и на их дорогах, особенно на севере, встречается довольно часто живность - лоси, олени, зайцы. И имейте ввиду, что если вам моргают фарами встречные машины, то это не значит, что впереди засада полиции, а там скорее всего как раз животное на дороге или поблизости, или дтп. Так что лучше снизить скорость, даже если вы едете в пределах допустимого.
Про бензин. Те, кто едет в Финку первый раз имейте ввиду - там бензин почти в 2 раза дороже (литр 95-го стоит около 1,5 евро). Так что заправьтесь под завязку поближе к границе. В канистре разрешается ввозить только 10 литров на машину. Но пренебрегать этим тоже не надо, меня лично это один раз сильно выручало (когда я просвистел по трассе мимо заправки, а следующая оказалась через 150 км примерно), и пару раз я выручал других людей. Про автоматические заправки ABC - они вроде принимают только свои топливные карты, но нам удавалось заплатить через кассу кафе раньше. Ну и вообще, понимайте, что вам все равно заправляться, ибо путь граница-Рука-граница - это около 1500 км, так что по пути туда можно смело заливаться до полного бака уже на середине дороги. На севере заправки встречаются реже, чем на юге.
И да, не расслабляйтесь на финских дорогах. Во-первых, всегда должен кто-то бодрствовать в машине, кроме водителя. Заснуть за рулем на хороших дорогах - как нефиг делать. Во-вторых, дороги сами по себе хорошие, но природу никто не отменял. Местами могут быть обледенения, особенно на боковых парковках (мы один раз съехали на парковку отдохнуть и размяться, так оказалось, что она под уклоном небольшим и вся во льду, так двумя машинами по соседству и уткнулись в сугробы, завалившие отбойник). Ну и на их дорогах, особенно на севере, встречается довольно часто живность - лоси, олени, зайцы. И имейте ввиду, что если вам моргают фарами встречные машины, то это не значит, что впереди засада полиции, а там скорее всего как раз животное на дороге или поблизости, или дтп. Так что лучше снизить скорость, даже если вы едете в пределах допустимого.
- 1
- 1
- 1
Георгий, очень рад был бы поехать вместе. Но мы на неделю раньше ( И изменить уже не получится - нас уже группа детей и взрослых.
Сразу после этого в Хибины. Туда не собираетесь?
Сразу после этого в Хибины. Туда не собираетесь?
- 1
- 1
- 1
Видел. У них школа для своих инструкторов, у нас школа для детей и врослая группа от нуля до продолжающих http://proski.pro/ski/skischool/finlandia-2013-04. Каждый занят своей программой, к тому же в рамках конкуренции )
Я б с интересом потестил узкие лыжи на финских склонах.
Я б с интересом потестил узкие лыжи на финских склонах.
- 1
- 1
- 1
Отмечу, что на ABC можно не только заправиться, но и посетить магазин и перекусить. Кроме блюд по меню там есть еще шведский стол с салатами стоимостью около 10евро. Фраза для заказа: "Buffet for one person, please".
С оплатой наличными на финских автоматических заправках проблем не возникало, а вот картой не удалось оплатить ни разу - то ли они выпущенные в России не везде принимают, то ли мы что-то не так делали. В магазинах картой оплатить можно почти везде, причем имеет смысл уточнить тарифы своего банка: во многих случаях оплата по рублевой карте получается выгоднее, чем покупка наличных евро за счет невысокой комиссии за конвертацию.
Еще хотел бы упомянуть хорошую дорожную информацию: если знаете маршрут с номерами дорог, то доехать можно и без навигатора. Ну а если использовать навигатор, то рекомендую Nokia maps (сейчас называется here maps): очень хорошо знает ограничения скорости и предупреждает о стационарных камерах. Ну это объяснимо: производитель - финны. =)
Тем, кто едет в Юлляс имеет смысл рассмотреть вариант с автопоездом: от Петербурга до Хельсинки 400км, а там вечером садитесь в поезд, автомобиль ставите на платформу, а утром вы с автомобилем уже на севере Финляндии в 30 км от Юлляса.
С оплатой наличными на финских автоматических заправках проблем не возникало, а вот картой не удалось оплатить ни разу - то ли они выпущенные в России не везде принимают, то ли мы что-то не так делали. В магазинах картой оплатить можно почти везде, причем имеет смысл уточнить тарифы своего банка: во многих случаях оплата по рублевой карте получается выгоднее, чем покупка наличных евро за счет невысокой комиссии за конвертацию.
Еще хотел бы упомянуть хорошую дорожную информацию: если знаете маршрут с номерами дорог, то доехать можно и без навигатора. Ну а если использовать навигатор, то рекомендую Nokia maps (сейчас называется here maps): очень хорошо знает ограничения скорости и предупреждает о стационарных камерах. Ну это объяснимо: производитель - финны. =)
Тем, кто едет в Юлляс имеет смысл рассмотреть вариант с автопоездом: от Петербурга до Хельсинки 400км, а там вечером садитесь в поезд, автомобиль ставите на платформу, а утром вы с автомобилем уже на севере Финляндии в 30 км от Юлляса.
Действительно, интересный вариант для второго за зиму выезда покататься на лыжах. Тем более что визы у нас имеются.
Меня, кстати, больше всего в этом деле пугает дорога Москва - Питер.
Вопрос по шипованные шины. Правда, что они разрешены в Финляндии только до 31 марта?
Если не ошибаюсь, Nazareth в дороге слушаете?