При информационной поддержке Свиссмейкера
Краткое предисловие
Собрались мы три года назад с друзьями, и решили: а не покататься ли нам в Альпах? Почему бы и нет? Поскольку у всех дети школьного возраста, время для общих покатушек остается одно – новогодние каникулы. А чтобы было интересно – решили за четыре Новых года последовательно объехать четыре альпийские страны. Начали с Австрии, продолжили Италией. На этот раз выпал черед Швейцарии.
Подготовка
Вооруженные опытом прошлых лет, еще в марте начали поиски билетов (в Цюрих или Женеву) и вариантов размещения. В результате попали на необъявленную акцию Люфтганзы, продававшей билеты в Цюрих на нужные нам даты (1 января вечером туда, 9го обратно) по смешной для этих дат цене – 11 тыс рублей. С пересадками, естественно. Туда – в Мюнхене, обратно – в Дюссельдорфе. Далее встал вопрос выбора курорта. После долгих размышлений (не без влияния известного в широких кругах Свиссмейкера) остановили свой выбор на Гриндельвальде – вроде как для первого знакомства со Швейцарией – самое то.
Существенно сэкономив на билетах, решили, что на размещение можем потратить чуть больше запланированного, поэтому вместо апартаментов забронировали через букинг.ком сравнительно бюджетный (по швейцарским меркам) отель Bel Air Eden в самом центре Гриндельвальда. Списавшись потом с отелем, отказались от брони на букинге, и забронировали нужные нам номера прямо у хозяев. Цена в принципе та же, но в отеле выбор номеров был больше, да и общаться с живыми людьми гораздо приятнее, чем с обезличенным сайтом. Цена двухместного номера с завтраком – 130 франков в сутки (сейчас франк примерно равен доллару).
Поскольку прилетать в Цюрих мы должны были поздно вечером, а вылетать обратно – рано утром, то на первую и последнюю ночь мы забронировали через тот же букинг.ком отель Welcome Inn в Клотене, рядом с аэропортом Цюриха (цена двухместного номера – 110 франков за ночь).
Впоследствии Люфтганза дважды меняла нам рейсы (видимо, из-за изменения расписания полетов), в итоге перенеся вылет в Мюнхен из Москвы на несколько часов назад: с одной стороны, это заставляло нас немного сократить празднование Нового Года, с другой - позволяло по времени в этот же вечер добраться до Гриндельвальда. Тут-то и пригодился прямой контакт с хозяевами отеля на курорте, благодаря которому я без проблем добронировал одну ночь. Соответственно, бронь отеля в Клотене (рядом с аэропортом) на эту ночь была отменена.
Далее встал вопрос трансферов. И тут я понял, что в швейцарских перемещениях столько нюансов, что без советов специалиста обойтись… ну, скажем так, трудно. То есть теоретически, конечно, можно, но надо перелопатить очень много информации, и то не факт, что найдешь оптимальный вариант. Как правило, трансферы на швейцарские курорты осуществляются поездами (с пересадками). При этом есть много опций: к примеру, сдать багаж прямо в Москве с получением в Гриндельвальде; или сдать багаж в аэропорту прибытия (Цюрих иил Женева) с получением в Гриндельвальде; можно ехать на поезде разными маршрутами, выходя на станциях и осматривая по пути города. Есть разные виды проездных билетов – в зависимости от планируемых перемещений по стране, их можно купить в России. Есть множество других нюансов (например, на станции-развилке могут часть вагонов отцепить и направить в другой город, поэтому нужно оказаться при посадке в правильном секторе платформы). В общем, желая минимизировать риски подобных нежелательных приключений, мы решили обратиться к уважаемому Свиссмейкеру за информационной поддержкой и не только. В результате получили очень много полезных практических советов по организации нашего отдыха, да и просто общение с этим человеком было чрезвычайно позитивно. Ну и сами ж/д билеты мы купили с его помощью. Безусловно, справились бы и сами, но когда организуешь поездку группы, всегда чувствуешь дополнительную ответственность, вот и хотелось с кем-то ее разделить.
Остальные технические вопросы (виза, страховка) были решены самостоятельно в рабочем порядке. Половина из нас уже имела шенгенские мультики, оставшаяся часть без проблем получили визы. Страховку (горнолыжную) все оформили здесь. Как работает, слава богу, проверять не пришлось.
Дорога
Вынырнув из салата «Оливье», в 11 утра 1-го января мы были уже в Домодедово. Наш борт из Германии опаздывал, и мы уже начали переживать, успеют ли в Мюнхене перегрузить наш багаж, да и вообще, успеем ли мы пересесть сами. В итоге вылетели с получасовой задержкой, стыковка составила менее часа. В аэропорту Мюнхена мы прошли паспортный контроль и успели как раз к началу посадки на рейс в Цюрих (на дьютик, правда, времени уже не оставалось). Еще через час мы стояли в зале прибытия цюрихского аэропорта, завороженно глядя на чудо техники - табло, отсчитывающее минуты до начала выдачи нашего багажа. Как только на нем появился «ноль», лента транспортера поехала, и через 5 минут мы, не веря своему счастью, вновь встретились со своими лыжами, ботинками, куртками и прочим багажом.
Сверившись с распечаткой расписания поездов, поняли, что до отправления нашего поезда 40 минут – как раз забежать в универмаг КООП в аэропорту (еще один полезный совет Свиссмейкера) и дойти до перрона. Далее – 3х часовой переезд комфортабельными швейцарскими поездами с 2мя пересадками (в Берне и Интерлакене) до Гриндельвальда. Без багажа было б, конечно, веселее, но если б мы его отправили отдельно, то получили бы только к вечеру следующего дня, а в наши планы входило катание на следующий день. Вообще, швейцарское расписание поездов удивительно продуманно, на пересадки отводится, как правило, по 5-10 минут – в самый раз, чтобы успеть даже с багажом перебежать с платформы на платформу. Тратить время на покупку билета тоже не нужно – в купленных нами в Москве проездных (точнее – в свисс флекси сейвер пассах) нужно просто вписать дату, и весь этот день можно путешествовать на любых поездах по Швейцарии (за редчайшим исключением). Таких пассов существует несколько разновидностей, на разное количество дней. Дети до 16 лет путешествуют бесплатно (хотя бы с одним родителем). Мы планировали сделать 1 день перерыва в катании – поэтому купили билет на 3 дня (день приезда, день отъезда и день перерыва), на взрослого он стоит 212 франков. Плюс 50% скидки на поездки в другие дни (если, к примеру, некатальная погода на курорте). Плюс бесплатное (или со скидкой) посещение многих музеев. Плюс, например, катание по некоторым озерам. В общем, нюансов очень много.
Но вернемся к нашей поездке. К 9 часам вечера все того же первого дня нового года мы, наконец, ввалились в отель.
Отель
Отель «Бель Эйр Эден» - семейный двухзвездный отель прямо рядом с вокзалом Гриндельвальда (спуститься с перрона по лестнице, перейти дорогу – и вы в отеле). Хозяин отеля – Петер, с удовольствием и оперативно общается по Емейлу, в результате чего мы встретились чуть ли не как лучшие друзья, обменялись презентами. Помогают ему (преимущественно за завтраком) жена и дочка, все очень семейно, по-домашнему. Завтрак – типичный континентальный завтрак (шведский стол с нарезкой, йогуртами, хлопьями, швейцарским сыром, булочками – круассанами, яйцами 2х видов, сок, чай-кофе). Без изысков, за неделю надоедает, но до обеда на горе дотягивали без проблем.
В отеле есть отапливаемая ски-рум с выходом прямо на улицу, правда даже в ней ботинки за ночь не всегда высыхали. Есть бесплатный вай-фай, пароль дает хозяин. Он же вам может выписать карту гостя, по которой хоть каждый день можно посещать бассейн и каток в спортцентре (метров 150 от отеля). И кроме того, пользоваться со скидкой другими услугами спортцентра. Мы, правда, бассейном попользовались только один раз. Бассейн скорее для релакса, чем для плавания, с небольшим трамплинчиком и водной горкой – первый раз видел светофор наверху горки, регулирующий интервал между спусками.
Давно мечтали компанией поиграть в керлинг – и вот наша мечта осуществилась! В спортцентре есть 4 дорожки для керлинга, их лучше бронировать заранее. Мы забронировали дорожку на 2 часа, первый из которых с англоязычным инструктором. Все это стоило 136 франков на всех (со скидкой по карте) – по-моему, гораздо дешевле, чем в Москве. Лучше, если хотя бы один из компании более-менее знает правила. Получили большое удовольствие, всем рекомендую!
В общем, заканчивая разговор об отеле, скажу, что с размещением мы угадали – очень удачный по соотношению цена-качество (хотя и не самый дешевый) вариант размещения в Гриндельвальде.
Погода
С погодой нам сказочно повезло. Первые 4 дня почти постоянно светило солнце, на горе был небольшой минус, кое-где работали пушки, благодаря чему кататься (особенно в первой половине дня) было суперкомфортно. 5й день мы не катались (узнав с помощью вайфая в отеле о грядущей смене погоды) – поехали в Люцерн и Берн. Как раз в этот день прошел дождь и заметно потеплело. В результате последние 2 дня на горе светило солнце и был нехилый плюс, пушки молчали, и многие трассы (особенно на южных склонах) уже утром были заезжены до земле. Но большинство трасс было на удивление в пристойном состоянии, притом что нового снега не выпадало вообще.
Катание
Выбрав Гриндельвальд, мы были готовы к тому, что покататься так, как в Майрхофене или в Доломитах, не получится. В общем, можно сказать, что так оно и вышло. То есть благодаря замечательной погоде мы все дни катались с утра и практически до упора, но зачастую – по одним и тем же трассам. Но обо всем по порядку.
В Гриндельвальде и окрестностях есть три зоны катания. Есть единый ски-пасс на весь регион Юнгфрау, есть отдельные ски-пассы по зонам катания. Вариантов ски-пассов немного, любимых нами «6 из 7 дней» нет. Поэтому взяли просто ски-пассы на весь регион на 7 дней (планируя кататься 6 из них), это дешевле, чем брать, например 3+3. Цена такого взрослого ски-пасса 348 франков. Ски-пассы продаются на подъемниках, а также на железнодорожных станциях курортов, поскольку функцию подъемников во многом выполняет железная дорога. Ей мы преимущественно и пользовались, поскольку жили рядом с вокзалом. В железнодорожной же кассе без единого человека очереди купили ски-пассы.
Зоны катания. Одна (дальняя) – район Мюррена и Шильтхорна, добраться до нее можно разными способами, мы доехали на поезде до Лаутербрюннена (с одной пересадкой) и потом несколькими подъемниками через Винтерэгг поднялись в зону катания. Все это заняло у нас немногим более часа. В этой зоне всего около 50 км трасс, многие из которых дублируют друг друга. Но знаменито это место не этим. На горе Шильтхорн находится крутящийся ресторан «Пиц Глория», где снимался один из фильмов про Джеймса Бонда. В общем, обкатав за полдня практически все трассы, поднялись мы в знаменитый ресторан, где и пообедали. Спуститься думали по знаменитой трассе «Инферно», идущей с верха до самого Лаутербрюннена, и на которой ежегодно проводятся международные гонки (говорят, победители спускаются за 15 минут).
Но в какой-то момент мы, видимо, сбились с пути, и доехали до Мюррена, о чем ни капли не пожалели – с удовольствием прошлись по этому милому городку до железнодорожной станции. Вернулись в Гриндельвальд уже затемно.
В общем, эта зона безусловно заслуживает однократного посещения, и только в хорошую погоду – виды с Шильтхорна изумительные.
Еще одна небольшая зона катания – Фирст, по размерам сравнима с Мюрреном-Шильтхорном. – тоже около 50 км трасс. Но крутящегося ресторана там нет, и добираться от гриндельвальдского вокзала – всего пару минут на скибусе или 10 минут пешком. Мне она, если честно, понравилась меньше всего. Во-первых, наверх забрасывают «яйца», в очереди на которые мы провели более получаса, Во-вторых, и наверху поначалу пришлось стоять в очередях на подъемники – такого больше не встречалось нигде. Лишь уехав чуть в сторону, смогли покататься туда-сюда в свое удовольствие, проехав несколько раз по одним и тем же трассам и закончив все традиционным спуском в долину, к другой остановке скибуса.
Мне кажется, что и в этой зоне больше одного дня делать нечего. При этом в теплую солнечную погоду, благодаря южной экспозиции склонов снег легко может превратиться в кашу, и катание может стать… не очень приятным.
Наконец, третья (и самая большая) зона катания – Кляйне Шайдегг – Маннлихен. Она состоит по сути из двух этих полузон, в первую из Гриндельвальда везет поезд (33 минуты), вышел из вагона – одел лыжи и поехал. На Маннлихен поднимают «яйца» (несколько остановок в противоположную от Фирста сторону). Из одной полузоны в другую можно добраться на лыжах за 3-4 спуска-подъема. Всего здесь более 100 километров трасс, многие из которых северной экспозиции, скрыты от солнца Айгером и другими горами, поэтому даже в плюсовую солнечную погоду катание было вполне пристойным. На лыжах можно спуститься в долину – точнее до станции Грунд, откуда на поезде 1 остановка до вокзала Гриндельвальда.
В этой же зоне расположены несколько местных удовольствий. Первое и самое разрекламированное – подъем на поезде на Юнгфрауйох, на высоту 3,5 км. Стоимость подъема в ски-пасс не входит, для счастливых обладателей ски-пассов на весь регион на 3 дня и более – скидка 50% (со скидкой – 55 франков). Мы где-то до часу дня покатались, потом поехали наверх, где успели пофоткаться, сходить в ледяную пещеру (особо прикольную в лыжных ботах) и пообедать (виды действительно обалденные). Последней электричкой уже в сумерках спустились в Гриндельвальд. Если поехать чуть раньше, то можно обратно доехать до Айгерглетчера и спуститься на лыжах. Понятно, что ехать на Юнгфрау имеет смысл только в хорошую погоду, поэтому приведу еще один совет Свиссмейкера – принимать решение об этом по погоде, по ходу дня. В целом катание в этой зоне мне показалось самым универсальным, интересным и разнообразным, в ней мы провели 4 из 6 наших катальных дней.
Еще один местный «фан» – катание на санках. То есть днем на санках катаются повсюду, но вечернее катание есть только в этой зоне, называется Айгер ран. Мы до него так и не добрались – банально не хватило дней, к вечеру так укатывались, что подниматься опять на гору сил уже не было.
В целом же собственно катание в Гриндельвальде однозначно оценить сложно. С одной стороны – великолепные альпийские пейзажи, практически отсутствие очередей на подъемники даже в высокий новогодний сезон, в целом неплохая подготовка трасс даже при ограниченном количестве снега. С другой – количество трасс небольшое, многие из них дублируют друг друга, поэтому для любителей кататься много и по разным трассам там, наверное, скучновато. Кроме того, информационное обеспечение на самих трассах мне показалось недостаточным. Если в Италии подробные указатели стояли на каждой развилке, то здесь часто приходилось ломать голову, куда ехать. Понятно, что регион небольшой, и все дороги сходились, как правило, в одном месте, но когда катаешься большой компанией, это немного раздражает.
Еще немного поразило (особенно после Австрии), что многие пропасти не огорожены, то есть если на скоростных участках еще могут встретиться сетки, то на пологих траверсах вдоль горы зачастую смотреть по сторонам просто страшно.
Кстати, для владельцев ски-пассов на 6 дней и более есть возможность покататься 1 день в Церматте, получив там бесплатно ски-пасс. Но одна дорога занимает 3 часа с несколькими пересадками, поэтому, как мне кажется, для недельного отдыха это необязательное приключение. К тому же лично у меня следующей горнолыжной целью в Швейцарии является именно Церматт, поэтому в эту поездку от этой идеи отказались.
Путешествия
Еще дома разработали несколько вариантов путешествий в свободный от катания день. В итоге решили так – утром едем в Люцерн, оттуда – в Берн, и вечером обратно в Гриндельвальд. Дорога в Люцерн проходила мимо несколько озер, потрясающие пейзажи открывались с обеих сторон, в итоге все 2 часа езды я бегал с фотоаппаратом и камерой от одного окна к другому. И сам Люцерн дико красив. Больше ничего не буду писать, просто очень рекомендую.
Чего не могу сказать про Берн. Возможно, сыграло роль то, что мы добрались до него, когда начало смеркаться, да еще вдобавок пошел нехилый дождь. Но сам город произвел впечатление огромной галереи бутиков, в которых совершенно ломовые цены даже на распродажах. Широко разрекламированное кукольное представление на Часовой башне ограничилось 15-секундным хаотичным подергиванием нескольких персонажей. В довершение всего знаменитые медведи впали в зимнюю спячку, так что и этот живой символ Берна нам посмотреть не получилось. В общем, Берн нам не удался.
Обратно в Москву мы летели с пересадкой в Дюссельдорфе, стыковка 5 часов. В результате выбрались на пару часиков в город, походили по набережной готового разлиться Рейна, попили темного пива, поели сарделек, увидели еще одно часовое представление (не скажу, что оно сильно разнообразнее бернского, но зато раз в 10 дольше). Город очень понравился, если у кого будет возможность провести в нем несколько часов – грех не воспользоваться.
Люфтганза
Не могу сказать, что у меня богатый опыт перелетов разными авиакомпаниями, но Люфтганза превзошла всех за явным преимуществом. Из недочетов – идиотская система регистрации на рейсы в Москве, и задержка вылета из Москвы в Мюнхен на полчаса, из-за чего нам пришлось немного поволноваться. Но видимо, в нашем самолете были люди, у которых оснований волноваться по поводу пересадки было гораздо больше – их уже у трапа самолета встречал человек с табличкой, чтобы провести на следующую посадку в Милан по ускоренному варианту. А мы и сами успели. И что самое приятное – багаж тоже. Обслуживание на борту – супер. Если говорят, что Дюссельдорф – самая длинная барная стойка в мире, то Люфтганза – наверное, самая высокая. На протяжении всего полета взад-вперед снуют тележки с самыми разными напитками, включая вино и пиво.
Но самое потрясающее произошло при вылете из Цюриха. У нас был ранний вылет, и на последнюю ночь мы забронировали отель рядом с аэропортом. Приехав вечером с лыжами и прочим багажом из Гриндельвальда в аэропорт, мы все-таки решили зарегистрироваться на рейс в одном из автоматов. В итоге мы не только получили посадочные талоны на оба рейса, но и сдали на стойке багаж! Это было пределом наших мечтаний – не тащиться навьюченными в отель, а как белые люди, с рюкзачком… Этот сервис работает в Цюрихе до 22 часов, и мы успели как раз за 5 минут до закрытия. В общем, прощание со Швейцарией вышло в высшей степени позитивным.
Резюме
Однозначного резюме нет. С одной стороны – поражает продуманность всего сервиса, начиная от аэропорта, продолжая железнодорожным сообщением и кончая продажей ски-пассов. В Гриндельвальде порадовало практически отсутствие русской речи, даже в обещанную Свиссмейкером «русскую неделю» (по личным наблюдениям, примерно 50% немецкая, 20% - французская, по 10% - английская и русская, 5% - итальянская, еще 5% - остальной мир). С другой стороны – осталась некая неудовлетворенность катанием, о чем я уже написал. Наверное, Гриндельвальд – слишком старперский курорт даже для нас, не говоря уж о наших детях.
С третьей – это цены в Швейцарии. То есть если первоначальный бюджет (перелет + проживание + страховка + трансферы) был вполне на среднеальпийском уровне (чуть менее 1000 евро на человека за первую неделю января), то траты на месте превзошли все наши ожидания. Цены на ски-пассы, еду в заведениях и прочие услуги раза в полтора, а то и в два превышают, к примеру, австро-итальянские. Простая заточка пары лыж стоит 50 франков (почти 40 евро). На еду у нас уходило в среднем 150 франков (около 120 евро) в день на троих в режиме сильной экономии. Наверное, живя в апартаментах и питаясь в них же, можно существенно сэкономить. Но в этом вопросе мы Свиссмейкера не послушали. Зато послушали в других - благодаря его советам-рекомендациям нам удалось где-то сэкономить деньги, где-то время, где-то наоборот, приобрели полезные знания, за что ему, а также АлексСт и всем другим, помогавшим нам в организации этой поездки, огромное человеческое спасибо.
Автор: Кirilll77
Даты поездки: январь 2011
Другие статьи автора на сайте:
Андорра vs Болгария
Готовь лыжи летом. А еще лучше – весной
Спасибо!