С того момента, как в Сочи прошла зимняя Олимпиада, приезжая в Альпы, мне, без преувеличения, каждый раз приходилось объяснять местным, почему я уже в …дцатый раз в Альпах, а оценить горнолыжные возможности олимпийского Сочи так и не собралась.
Мои аргументы становились сразу понятны любому лыжебордеру: я рассказывала про толком не объединённые скипассами, скибасами и подъёмниками 3 разрозненных курорта в Красной Поляне, и говорила, что мы ждём, когда это недоразумение будет устранено.
Но так и не дождались, потому что вмешалась эпидемия коронавируса, и нашей, избалованной альпийским сервисом, компании пришлось испытать на себе всю прелесть отечественного «альпозамещения» уже в этом году, в первой половине февраля.
Что из этого получилось – рассказываю в подробностях. Сразу оговорюсь, что это путешествие стало нашим первым опытом горнолыжной поездки в России (в прошлом сезоне у нас был Ишгль, в позапрошлом – Церматт, и т.д…).
Во избежание географической путаницы у тех, кто в этих краях ещё не был (если остались ещё такие люди), стоит уточнить: когда-то, до Олимпиады, Красной Поляной (по крайней мере, у туристов) было принято называть всю долину, где сегодня располагаются 3 горнолыжных комплекса. Сегодня же название «Красная Поляна» зачем-то присвоил себе курорт, до прошлого сезона носивший название «Горки Город».
Из-за этого периодически путаются даже таксисты и водители автобусов. Если попросите довезти вас «до Красной Поляны», – с вероятностью 99% попадёте в посёлок Красная Поляна, что на въезде в долину (если ехать со стороны Сочи, – ещё до посёлка Эсто-Садок, слева от шоссе). Так что «старое» название курорта «Красная Поляна» – «Горки Город» – здесь в ходу до сих пор, – так всем яснее.
Катание на курорте «Красная Поляна»
Схема трасс
Объехав в первый же день практически все 30 км трасс курорта (кроме совсем уж «лягушатников»), мы изумились: что, и это всё? Конечно, интересные трассы здесь имеются. Но трасс в целом так мало! При этом, здесь прекрасные возможности для того, чтобы встать на лыжи: трассы для начинающих, нам показалось, очень удобны.
Особенно хороша для тех, кто только делает первые шаги на горных лыжах, трасса 12А («Старт чемпиона»), со своим кресельным подъёмником – расположена уединённо, в отдалении от основных трасс и их пересечений. Здесь можно отрабатывать технику хоть целый день – никто не будет мешать и очередей нет.
А нашей любимой трассой на Красной Поляне стала красная «Аибга» в «Цирке-2» – широкая, с равномерным уклоном, песня! Вид на неё с из Цирка-1:
Была бы она ещё чуть подлиннее, да очередь на подъёмник покороче, был бы просто идеал! А так… когда ветер «Цирк» закрывают, а когда ветра нет на подъёмник «Чёрная пирамида» постоянно стояла очередь минут на 30.
И долгое время стояния – ещё не самое неприятное в этой очереди: она изгибается на 90 градусов, и в местах поворотов на земле были неприятные ледяные надолбы, так, что устоять на ногах (т.е. на лыжах) в этой очереди становится проблематично. Мало того, что народ в месте поворота очереди топчется друг у друга по лыжам, некоторые ещё и падают – реально некомфортно, мы и сами еле удержались на ногах! И это ещё больше замедляет очередь. Сотрудник канатки взирает на эту картину абсолютно равнодушно. Видимо, ему никто не объяснил, что разравнивать снег на подходе к месту посадки на подъёмник обычно, на приличных курортах, входит в обязанности его коллег.
Красная трасса «Восточный экспресс» (с переходом на «Восточный траверс» или «Дамбу») могла бы впечатлить, но, когда мы здесь катались (I половина февраля 2021 г.), была оттепель, и из-под снега местами проглядывали земля и камни. Один раз проехав, решили поберечь свои лыжи и больше в Восточный сектор не заглядывали.
С самой вершины, с высоты 2200 м к «Поляне 960» ведёт трасса «Панорама» – некомфортно узкая для такого количества катающихся в самой верхней своей части и ещё на нескольких участках.
Пока ехали до верха на подъёмнике, слышали по радио рекламу этой трассы как самой живописной трассы курорта. Может, оно и так, только вот тем, кто на неё заехал, совершенно некогда любоваться открывающимися живописными видами, если хочется избежать столкновений… Можно, конечно, остановиться пофотографировать у края трассы, где-нибудь в более-менее широком месте, но таких мест здесь, прямо скажем, немного.
В период нашего пребывания на курорте стояла стабильно плюсовая температура. Соответственно, снег на трассах «Красной Поляны» ниже 1460 м был мягким, мгновенно сбивался в сугробы, и образовывались проталины. В общем, катание в субтропиках – ТА ещё лотерея: снега, даже в «высокий сезон», в феврале, может и не хватить.
Катание на курорте «Газпром»
Больше нас порадовало катание на курорте «Газпром».
Сайт курорта: https://polyanaski.ru/ (и снова – «поляна»!)
Схема трасс
«Газпромом» называется зона катания, образованная путём объединения зон катания «Лаура» и «Альпика» (кстати, единственная здешняя старая-престарая креселка, которая в 1990-2000 гг. доставляла туристов на высоту около 2300 м, располагалась именно на Альпике, если кому интересно), – всего около 28 км трасс (интересно, что эти данные на сайте курорта не публиковались, пришлось мне вооружиться калькулятором и сложить длины всех трасс курортов «Лаура» и «Альпика», опубликованных на сайте курорта), 12 км из которых – с искусственным освещением.
На «Альпику» в этот раз не доехали. Пожалели времени на то, чтобы добираться туда с «Лауры» на 6 (!) очередях подъёмника, ради того, чтобы спуститься, по сути, по одному-единственному склону (ну хорошо, по двум: красному и черному, расположенным параллельно друг другу).
Уверена, что в результате мы много потеряли, ведь именно здесь, на «Альпике», располагаются самые длинные и широкие трассы курорта, с максимальным перепадом высот. Ничего, в другой раз обязательно доедем и до них!
Снизу, от парковки и автобусной остановки наверх на «Лауру» ведут 2 параллельных линии подъёмника – А1 и А3. Ни разу не видели, чтобы они работали одновременно, – при нас их включали попеременно. И это несмотря на то, что утром, в пиковые часы, внизу образуется немаленькая очередь на подъём. Вот это, я понимаю, по-нашему, по-бразильски! Построить подъёмник и принципиально не включать его даже в пиковые пару часов – «и так сойдёт»!
Так и хочется спросить руководство курорта: «Ребята, вы понимаете, что, как только откроют границы, при таком вашем отношении мы к вам больше не приедем? Приедут невыездные, а остальные, с учётом, что уровень цен в Сочи нынче вполне сопоставим с альпийским, очень крепко подумают…»
Ладно, не будем о грустном. Любимыми на «Газпроме» для нас стали красные трассы секторов G и F (F – так называемые «президентские». Говорят, господа Путин с Медведевым катались именно здесь, хотя с Лукашенко в этом году, по свидетельствам очевидцев, наш Президент катался по синей трассе D).
Жаль только, что логистика перемещения по курорту на «Лауре» такова, что, чтобы добраться до красных трасс F, в обязательном порядке придётся отстоять очередь на бугельный подъёмник С1, и чтобы вернуться назад после катания в секторе F – очередь на бугель E1. Ситуацию могла бы исправить какая-то связка между зонами катания F и G – подъёмник или трасса, – но такая связка здесь, увы, отсутствует. По крайней мере, нам её обнаружить не удалось.
На «Газпроме», как и на двух других курортах, поднявшись наверх на подъёмнике, можно приятно провести время и без лыж.
Вот только все нормальные точки питания в этом секторе катания сосредоточены на пятачке у горного приюта Псехако. Когда мы, вдоволь накатавшиеся по трассам F, проголодались, к нашим услугам оказалась только пара не особенно уютных кафешек-стекляшек с растворимыми супами в стаканах, по ценам ресторанной еды.
А, чтобы доехать до нормального ресторана, нужно отстоять очередь на бугель E1, и ещё на бугель С1 – если захочется вернуться в зону катания F. Ну как тут не заностальгировать по Австрии?
Катание на курорте «Роза Хутор»
Самая большая зона катания не только в Сочи, но и во всей России – 102 км трасс.
Схема трасс
Трассы разнообразные, подъёмников много, выбор имеется для катающихся любого уровня. Правда, большая часть северных трасс – не намного шире, чем на «Красной Поляне», но, к счастью, выбор велик, и есть ещё и очень приятные южные трассы.
Что было очень ценно в нашем случае – снег был в нормальном состоянии даже при плюсовой температуре (скорее всего, из-за расположения курорта на большей, по сравнению с «Красной Поляной» и «Лаурой», высоте).
Пресловутые огромные очереди видели только при подъёме на «Розу пик» в районе 11 часов (но они были реально огромными). Дольше, пожалуй, я ещё никогда и нигде в очередях не стояла, разве что – за хлебом в начале 1990-х.
Но всё равно, мы попали на «Розу Хутор» только в последний день перед отъездом и пожалели, что не покатались здесь хотя бы дня три… Ладно, будет, за чем вернуться…
Резюме. Особенности региона
Проживание
Спасибо Олимпиаде, вариантов проживания на всех трёх местных горнолыжных курортах – масса, на любой вкус и кошелёк. От почти альпийских шале на «Газпроме» и 5-звёздочных отелей ведущих мировых сетей на «Красной поляне» и «Розе Хутор» до вполне цивильных апартаментов и даже совсем эконом-вариантов в виде гостевых домов и хостелов.
Поразил 5-звёздочный “Rixos” на высоте 960 м курорта «Красная Поляна»: поднимаясь к нему на подъёмнике, мы решили, что здание находится на ремонте: именно на такие мысли наводил облезлый желтоватый забор вокруг отеля.
Но оказалось – внешность обманчива, и это – вполне себе функционирующий, один из самых дорогих отелей курорта. Чудеса!
Мы для себя выбирали этот вариант апартаментов, с одной стороны, не запредельный по цене, а с другой стороны, в пешей доступности (в пределах 200 м) от подъёмника и автобусной остановки.
Если рассказывать конкретно об этих апартаментах, – они нас в принципе устроили, не считая нескольких нюансов:
В наших апартаментах – 80 м2, два санузла, просторная спальня, гостиная, кухня, балкон и огромная терраса, пожалуй, слишком огромных для двоих, всё было прекрасно.
Но была пара моментов, которые заставили напрячься:
- Плохо убранная пыль. Пришлось самим при заезде пройтись тряпкой по прикроватным тумбочкам, ТВ-тумбе и некоторым другим поверхностям.
- Недостаточное для комфортного отдыха оснащение апартаментов. На кухне нам недоставало кухонного полотенца, нормального ножа и заварочного чайника (обычно в апартаментах для этой цели приспосабливаем колбу от кофеварки, но здесь кофеварка капсульная (капсулы Lavazza продаются на ресепшн, 70 руб./шт.) В номере отсутствует нормальная сковорода, пожарить что-либо практически невозможно. (Ту, что есть, можно использовать в основном для тушения чего-либо). В общем-то, проблемы не такие существенные, но от отдыха отвлекли – пришлось купить в расположенном по соседству «Перекрёстке» заварочный чайник. А полотенца мы привезли с собой, потому что об отсутствии полотенец и средств для мытья посуды гости пишут в каждом отзыве (как и о не достаточно хорошем качестве уборки). Так что – ерунда, на мой взгляд.
Правда, за время отдыха нам пришлось столкнуться в наших апартаментах с проблемами посерьёзнее:
В один из дней утром сломался лифт, что не позволило нам покататься на лыжах (так как топать в горнолыжных ботинках вниз с 8-ого этажа (а главное, после катания – наверх) не хотелось совершенно. Лифт починили через несколько часов, но катальный день пропал. Да, можно было заморочиться, взять с собой горнолыжные ботинки, выйти в обычной обуви и сдать её в ячейку у подъёмника, но для нас это были не столько допзатраты (всего 100 рублей за ячейку), сколько не комфортно.
А ещё в один из дней, вернувшись с катания на горных лыжах, мы обнаружили на входе в подъезд объявление о том, что в связи с аварийными работами у нас в подъезде с 14 до 17:30 часов будет отключена холодная и горячая вода.
Вероятно, это был форс-мажор, но, вернувшись после катания, мечтаешь о горячем душе, а тут – такое… Воду включили до 17:30, как и обещали. Но всё равно, приятного мало. Объявление, кстати, провисело на дверях после этого ещё 4 дня, что, на мой взгляд, свидетельствует, скорее всего, о наплевательском отношении местного персонала к своим обязанностям.
Если задуматься – тоже, в общем-то мелочи, хоть и не особо приятные. Но вот что интересно: никогда раньше, за все наши 15 лет катания на горных лыжах в Финляндии, Андорре и в Альпах (в Австрии, Франции, Италии, Швейцарии) мы не сталкивались ни с отключениями воды, ни с поломками лифтов.
Цены на проживание – вполне сопоставимые с Альпами: за апартаменты на 10 ночей в Красной Поляне мы заплатили 82290 рублей (что по курсу на день заезда – 02.02.2021 – составляет около 900 евро.
Если есть желание сэкономить на проживании – вы найдёте массу вариантов, как в самой Красной Поляне, так и в Адлере, с трансфером до Красной Поляны. С некоторым ущербом для своего времени и комфорта сэкономить на проживании – вполне реально.
Архитектурный облик курорта «Красная Поляна» описывать не берусь, – самое мягкое, что приходит мне на ум, глядя на это, – «архитектурный китч».
Вот правда, название «Горки город» подходило ему гораздо лучше. Радует, что к такой архитектуре быстро привыкаешь и перестаёшь обращать внимание на эти «каменные джунгли». Но всё же, с ностальгией вспоминала уютные альпийские шале с дымком из труб…
Понятно, что на время Олимпиады здесь требовалось расселить тысячи гостей и сотрудников, но всё же… интересно, тот, кто ЭТО спроектировал, когда-нибудь бывал в Альпах?
Чуть поуютнее смотрится «Роза Хутор», за счёт того, что там по центру протекает река и, соответственно, пролегают широкие набережные.
На горном курорте «Роза Хутор»:
«Гранд отель Поляна 5*» и «Поляна 1389 отель и СПА 4*» на «Газпроме» как раз стилизованы под альпийские шале, но там и цены – практически, как на шале в Церматте…
Проживание «наверху»
На всех трёх курортах жильё имеется не только внизу, но и у верхней станции главного подъёмника (на «Красной Поляне» это высота – 960 м, на «Розе» – 1100 м, на «Газпроме» – 1440 м).
Роза Хутор, высота 1100 м:
Берусь сравнить только для курорта «Красная Поляна». Мы с мужем выбрали апартаменты внизу, на высоте 540 м, а друзья – наверху, на 960 м. В итоге, когда несколько дней внизу лил дождь, наверху… нет, не снег… там вообще не было осадков! Дождевые облака висели на высоте где-то между 540 м и 960 м, и наверху погода была лучше! И, конечно, живописные горные виды и чистый горный воздух наверху – это большие плюсы.
Красная Поляна, высота 960 м:
Хотя, в части магазинов, развлечений и транспортной доступности других курортов, нам показалось, проживание внизу предпочтительнее.
Подъёмники и скипассы
Все подъёмники относительно новые, имеются даже несколько креселок с колпаками и подогревом. В наличии и пресловутые очереди (пару раз пришлось менять маршрут катания из-за того, что очередь перед подъёмником «Чёрная пирамида», ведущим на полюбившуюся мне трассу «Аибга», была как минимум на полчаса).
Впрочем, если честно, очереди мы ожидали увидеть и более внушительные, в целом были к ним морально готовы (всё-таки, приехали в самый пик сезона, да ещё и в такой коронавирусный год, когда почти все земляки-лыжебордеры вместо Альп рванули сюда).
На подходах ко многим подъёмникам, у нас закрадывалось подозрение, что люди, проектировавшие «Горки Город» (ныне – «Красная Поляна») точно были далеки от горных лыж. Возможно, они катаются на сноуборде, – кто знает? Но уж точно не горнолыжники! Иначе как объяснить эти ужасные лестницы, которые в «Красной Поляне» просто повсюду?
Вот, например, в Австрии везде – лифты, эскалаторы и траволаторы, а здесь – лестницы. Нет, тот, кто это спроектировал, точно не пробовал ходить по бетонным лестницам в горнолыжных ботинках! А может, он просто ненавидит всех горнолыжников за что-то и отомстил всем нам таким садистским способом?..
Ни на «Розе Хутор», ни на «Газпроме» подобных лестниц мы не заметили.
Однажды, накатавшись почти вусмерть, я решила: всё, не могу больше подниматься по этим ступеням, поеду на лифте (который здесь, вообще-то, имеется, построен к Олимпиаде но, видимо, строго «для людей с ограниченными возможностями». «А кто тебе сказал, что мои возможности через 5 часов катания не ограничены? Ещё как ограничены!», – парировала я мужу, двинувшись в сторону лифта. Но лифт оказался в нерабочем состоянии: завален кусками фанеры, какими-то палками, балками и т.п.
Так и пришлось брести с подъёмника вверх по лестнице, в горнолыжных ботинках…
Покупка скипассов на курорте «Красная Поляна»:
https://shop.krasnayapolyanaresort.ru/sport-pass
Проживающим в апартаментах «Горки Город» (и нам в том числе) полагалась скидка 10% на скипассы (в этом сезоне, правда, за исключением дат 26.12.2020 – 10.01.2021). Но скидку эту можно получить только при покупке скипассов на респешн апартаментов. А идти до него нам было дальше, чем до подъёмника, причём в другом направлении.
Это оказалось для нас настолько неудобно (либо топать лишние 200 м х 2 (туда-обратно) в горнолыжных ботинках, либо идти туда сначала в обычной обуви, а потом тратить время на возвращение в номер для переобувания), что мы решили подарить эти 10% курорту. Почему не сделать эту скидку для проживающих на курорте гостей доступной во всех кассах курорта (как, например, это делают в Ишгле – писала об этом здесь) – для нас так и осталось загадкой.
Приятный «бонус» для катающихся старше 65 лет: для них скипассы бесплатны. Но положенный бесплатный скипасс им выдадут только на один день! А если человек в возрасте 65+ приехал сюда покататься на неделю, то очередь в кассу будет ждать его каждое утро! В общем, всё для людей…))
Покупка скипассов на курорте «Газпром»:
http://ski-pass.polyanaski.ru/skipass/daily
Единственный из всех трёх здешних курортов, где отсутствует льготный тариф. Зато при пополнении карт онлайн мы получали вполне ощутимые скидки. На сайте красуется загадочная надпись: «Стоимость ски-пассов в онлайн-магазине зависит от количества открытых трасс, погодных условий, времени суток и размера очередей на склонах и в кассах». В итоге, сколько будет стоить ваш скипасс, вы узнаете лишь в приложении в момент покупки. Но у нас получалась ощутимая экономия, по сравнению с «offline-ценой».
Покупка скипассов на курорте «Роза Хутор»:
https://shop.rosaski.com/skiing/
Ожидаемо, самый дорогой скипасс из здешних трёх курортов, но в пересчёте на км трасс – он получается самым дешёвым. Скидка 10% при оплате онлайн полагается только при покупке на завтра и последующие дни. А хочешь покататься сегодня – покупай без скидки.
Некоторым льготным категориям (в т.ч. для людей 65+) скипассы продают за 1 рубль, правда, так же, как и на «Красной Поляне» – только на 1 день. Всё-таки, странноватый подход, если руководство курортов стремится уменьшить очереди у касс…
Единый скипасс
С этого сезона введён в действие единый скипасс, действительный на всех трёх курортах + для его обладателей курсируют бесплатные скибасы – 1 раз в 20-40 минут.
Удивила стоимость этого чудо-скипасса: почему-то он оказался серьёзно дороже, чем скипасс самого дорогого из трёх курортов – «Розы Хутор».
Да ещё и вечернее катание в эту стоимость не включено! Не говоря уже об отсутствии скидок для льготных категорий граждан. В чём логика такого ценообразования, мы, честно говоря, так и не поняли. И, главное, кого из купивших этот единый скипасс устроят бесплатные автобусы раз в 40 минут, когда автобусы по 27 рублей ходят каждые 2-3 минуты?
В итоге, мы пользовались 1-дневными скипассами, тем более, что несколько дней у нас оказались не-катальными из-за погоды, а в остальные дни мы выбирали курорт для катания по настроению.
На досуге сравнили стоимость этого единого скипасса со стоимостью в австрийском Ишгле, где мы катались за год до этого, (считающемся, к слову, самым дорогим из австрийских курортов) – стоимость единого скипасса курортов Красной Поляны под 50 евро в день действительно впечатляет! Если кататься не один день, а хотя бы неделю, в Ишгле для гостей курорта получается не дороже!
Погода и подготовка трасс
С погодой нам не слишком повезло: из 9 полных дней на курорте 3 дня выдались с отвратительной погодой: проливной дождь, кататься не возникло никакого желания, гулять можно было только под зонтом. Ещё один день – погода была условно-плохая: дождь был, но не такой сильный, так что кататься на лыжах мы всё-таки поехали. Правда, довольно быстро промокли до нитки и вернулись, уже часа через два.
Сначала я подумала, что это только нас постигла такая суровая неудача (за все годы катания в Альпах мы, из 2 недель, пропускали из-за погоды максимум 2 дня), но потом почитала горнолыжные форумы и осознала: это нам, оказывается, ещё повезло!
Тем более, что в остальные дни светило солнышко, и в воздухе уже пахло весной (и это – в первой половине февраля!)
Зато вечером того дня, когда мы улетели домой, на Сочи и, в частности, на Красную поляну, обрушился настолько мощный снегопад, что самолёты не летали почти 2 суток, а на курорте туристы-горнолыжники были вынуждены несколько дней не кататься, томясь в ожидании безопасной для катания погоды.
Оценить как следует здешнюю подготовку трасс возможность нам так и не представилась: погода была настолько плохой (оттепели + дождь), что снег постоянно был тяжёлым и влажным (и это – в I половине февраля!). Всё-таки, субтропики есть субтропики… В этот период хуже всего обстояло дело на «Красной Поляне», – снега катастрофически не хватало, местами виднелись чёрные проталины и камни.
На «Газпроме» снег был также напитан водой, но проталин не было. Такой снег, естественно, моментально сбивается в сугробы, и езда по нему – не самое большое горнолыжное удовольствие… Хотя там очень красиво: катание в ёлочках – моя слабость!
При этом на «Розе Хутор» снежное покрытие, даже в самом низу, на высоте 1100 м, держалось в на удивление приличном состоянии, даже к обеду. Как им это удаётся – загадка… Были приятно удивлены!
Досуг
С досугом здесь всё прекрасно. По крайней мере, нам, горнолыжникам, после катания на лыжах в первой половине дня, вечером всегда находилось, чем заняться.
Можно пойти в аквапарк или спа-центр (о них – чуть ниже).
Можно удариться в шопинг в многочисленных магазинах местного торгового центра (упор в котором, вполне ожидаемо, сделан на горнолыжно-сноубордический ассортимент), или пойти на ярмарку - исследовать местные специалитеты (мы оценили местные сыры, вяленую хурму, мёд и, конечно же, местную чурчхелу). Для любителей восточных сладостей здесь и вовсе, нам показалось, настоящий рай!
Можно просто гулять, а нагулявшись, забрести в какой-нибудь ресторанчик или бар на ужин.
Ну и, конечно, для тех, кто не катается, можно подняться в горы (по специальному билету, подразумевающему 1 подъём на самый верх и 1 спуск), полюбоваться на горы и долины со смотровых площадок и погулять там.
Кстати, на курорте «Газпром» находится чудесный вольерный комплекс «Лаура» – мини-зоопарк, но, скорее, его стоит рассматривать на реабилитационный центр для животных и просветительский центр для посетителей. Здесь обитают животные и птицы Северо-Западного Кавказа, которые по тем или иным причинам не могут жить в дикой природе. Если будет стоять вопрос, чем заняться в Красной Поляне, то посетить это место стоит, особенно с детьми: животные там содержатся в хороших условиях.
А для любителей биатлона можно потренироваться с инструктором на лыжно-биатлонном стадионе «Лаура» (это на курорте «Газпром»).
Чуть не забыла - в Сочи располагается одна из немногих легальных игровых зон России. А казино, построенное на курорте «Красная Поляна», если и уступает уровнем роскоши знаменитому казино в Монте-Карло, то, подозреваю, лишь незначительно.
А для всей семьи на «Розе Хутор» имеется культурно-этнографический центр «Моя Россия», приглашающий совершить прямо здесь путешествие по всей стране:
Культурная программа
Для не катающихся - можно поехать на экскурсии. Вот только экскурсию в Сочи, когда выдалась плохая для катания на горных лыжах погода, нам пришлось организовывать себе самим. Сначала мы хотели заказать организованную экскурсию, чтобы гид забрал нас от дверей наших апартаментов и туда же вечером привёз. И мы даже нашли стойку турфирмы, расположенную рядом с ресепшн апартаментов «Горки Город».
На красивой, в фирменной символике курорта, стойке красовались надписи «Экскурсии», «Трансферы» …Но общение с дамой, работающей за этой стойкой, привело нас в уныние. Оказалось, что никаких готовых 1-дневных экскурсий, ни групповых автобусных, ни индивидуальных, не предлагается. А всё, что она может нам предложить, – это самостоятельно придумать, куда именно мы хотим поехать, и потом она нам найдёт водителя, который нас отвезёт туда. И второго водителя, который нас оттуда через какое-то время заберёт.
Наши попытки разузнать у неё самые популярные маршруты экскурсий ни к чему не привели. Ответ был: «Куда захотите!» На наш робкий вопрос «Огласите весь список, или, может, у вас буклет с описанием экскурсий имеется?» только энергично захлопала глазами и замотала головой.
Нас так и подмывало задать этой даме вопрос «Чем же Вы тогда отличаетесь от Яндекс.Такси или Uber-а?», но стало понятно, что никакого положительного результата это не принесёт.
С трансферами здесь, кстати, всё оказалось так же «запущено»…
Такой вот «туристический сервис»… Ну ничего, курорт молодой, может, подтянут качество сервиса, когда-нибудь…
В итоге, в один из дней, когда погода не позволила нам получить удовольствие от катания на горных лыжах, мы доехали до центрального Сочи на рейсовом автобусе, и уже там наняли гида.
Успели на его машине прокатиться по центру Сочи, увидели здание Морского вокзала (увы, превращённое ныне в филиал московского ГУМа), на глазах разваливающийся санаторий им. Орджоникидзе – остатки былой роскоши, производящий гнетущее впечатление, а также посетили дачу Сталина в Мацесте.
Посетить экскурсию на даче Сталина было интересно – узнали много нового. Хотя с огорчением обнаружили сам музей не в лучшем состоянии: вместо того, чтобы бережно сохранять историю, в 1990-е годы в его стенах пытались организовать гостиницу. И сегодня интерьеры удивляют не подготовленного гостя номерами гостиничных комнат на дверях помещений и отделанным ныне убогим кафелем бассейном, где когда-то совершал заплывы Отец народов.
Но флёр эпохи и дух самого Сталина здесь живы, поэтому, если будет время и настроение, и Вы интересуетесь историей – зайдите, не пожалеете!
Посещение санатория им. Орджоникидзе (где, кстати, проходила часть съёмок советского фильма «Старик Хоттабыч») особенно рекомендую с целью фотосессий, или просто неспешной прогулки для всех, кто способен насладиться эстетикой заброшенного места. Нам же, признаться, глядя на эту поросшую терновником роскошь, стало «за державу обидно».
Одно дело – увидеть такую, вполне фотогеничную, картинку в глянцевом журнале, и совсем другое дело – осознавать, что эти, ныне обрушающиеся, монументальные здания были построены когда-то для отдыха и лечения трудящихся великой страны…
Но, поскольку всё это былое великолепие принадлежит ныне Управлению делами Президента РФ, шансы на то, что когда-нибудь найдётся инвестор, и этот роскошный санаторно-курортный комплекс будет восстановлен, есть. Ступит ли на эту территорию после восстановления нога «простого трудящегося» – это уже другой вопрос…
Если бы нам захотелось съездить ещё и на другие экскурсии, воспользовались бы уже неоднократно опробованным сервисом Tripster, где, традиционно, имеется огромный выбор экскурсий от местных жителей (и не только в Сочи, а в более чем 600 городах по всему миру).
Аквапарки и СПА
В «Красной Поляне» аквапарк “Mountain Village” расположен на последнем этаже торгово-развлекательного комплекса «Горки Молл», на «Газпроме» – в торгово-развлекательном центре «Галактика». Вид на купол первого из них с балкона наших апартаментов:
А можно, правда, по предварительной записи, посетить спа-центр одного из здешних 5-звёздочных отелей (в «Красной Поляне», например, – Mariott или Rixos).
Пешеходные маршруты
Специально не выискивали, но нам нравилось регулярно после катания повторять один и тот же маршрут – уж очень нам полюбилась дорога от «Розы Хутор» до «Красной Поляны» (и обратно) по живописной пешеходной набережной. Около 5 км, с симпатичными скамейками и небольшими лавочками с кофе.
Рестораны, бары и клубы
Выбор заведений общепита на курортах широк: от кавказской или узбекской до европейской кухни, включая ирландские пабы и т.д. Правда, уровень цен в ресторанах слегка озадачил. Нет, всё понятно, курорт есть курорт. И, конечно, еда в ресторане в Сочи не должна стоить, как в российской глубинке. Но вот почему в ресторане на Красной Поляне (не самом дорогом, кстати!) люди должны платить за блюда больше, чем в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, или в центре Москвы?
При этом, могу с уверенностью сказать, что уровень сервиса, даже при этих, завышенных, ценах, оставляет желать лучшего. Однажды столкнулись с официантом, который просто изливал на посетителей поток своего негатива. А в другом заведении, уже после заказа, нас огорошили тем, что карты к оплате «в этом зале» не принимают. Принимают, но только в их же соседнем зале, но там нужно заранее бронировать стол. А в этом зале, где столики не бронируются, – только за наличку. Экономят ребята на налогах, всё понятно)) И это – в заведении, где за бокал пива просят 400-450 рублей…
А на «Розе Хутор», в кафе-клубе «Аляска» мы попробовали самую дорогую в своей жизни и при этом самую отвратительно-невкусную шаурму…
С уютными демократичными кафе здесь, как на курорте «Красная Поляна», так и на остальных двух курортах, честно говоря, напряжёнка. Имеются, правда, столовые, но обстановка там – совсем уж «спартанская». В общем, тот, кто догадается открыть симпатичное кафе с салатиками, чебуреками и пиццей, просто уютное, с хорошим обслуживанием, но без лишнего пафоса, уверена, озолотится!
Возможно, просто «места знать надо», но мы не нашли, хотя и очень стремились.
Публика
Семьи, пары, компании друзей – в целом всё нормально, публика адекватная.
Не считая неприятного инцидента, который произошёл с моей подругой на одном из красных склонов «Лауры»: на неё из-за поворота на бешеной скорости налетел со спины сноубордист и сбил. Парень лет 20, совершенно безбашенный, катался с девушкой. Правда, остановился, испугался, спросил, всё ли в порядке. Подруга ответила, что всё ок, но к вечеру почувствовала лёгкое головокружение и боль в колене. Голова прошла быстро, а колено поднывает до сих пор. Подруга, правда, теперь страшно радуется, что впервые в жизни, за все наши годы совместного катания (!), после моих долгих уговоров и лекций о пользе горнолыжного шлема, в этот раз она была в шлеме.
Транспортное сообщение
Очень комфортно. Из аэропорта нашу компанию из 4 человек, вместе с багажом и лыжами, минут за 40 домчал трансфер-микроавтобус. Кстати, здесь мы, пожалуй, впервые в жизни столкнулись с тем, что цена за поездку на микроавтобусе у аэропортовых водителей-бомбил в 2 раза ниже, чем цена заблаговременно заказанной машины (бомбилы предлагали довезти нас до Красной Поляны на минивэне за 1500 и даже 1300 рублей).
Между курортами Красной Поляны удобно перемещаться на рейсовых автобусах (27 рублей) или такси (300 р., можно договориться за 250 рублей).
Шопинг
В многочисленных магазинах местного торгового центра «Горки Молл» упор, вполне ожидаемо, сделан на горнолыжно-сноубордический ассортимент. Имеются и косметические магазины – “L’Occitane” и «Лэтуаль». Последний поразил меня скудностью ассортимента: из 3 нужных мне позиций, которые я обычно покупаю в этой сети, здесь не нашлось ни одной.
Бытовые мелочи
Аптеки, химчистки, ремонт обуви – с этим всё в порядке. На сайте курорта «Красная Поляна» размещена информация о платном травмпункте. При этом из информации на сайте курорта совершенно не ясно, есть ли у отдыхающих здесь возможность, в случае необходимости, получить помощь бесплатно, по страховке?
Хорошо, что такая информация собрана в других источниках.
Итог
Подводя итог, я могу сказать: конечно, к Олимпиаде в Сочи очень много всего построено: отели и другие варианты проживания, горнолыжная инфраструктура, дороги и т.д. Появилось много кафе и ресторанов. Ввиду недоступности Альп в этом году, мы были рады отдохнуть в Красной Поляне и в целом, несмотря на мелкие шероховатости, о которых написала выше, отдыхом остались довольны.
А вот вернулись ли бы мы сюда при открытых границах и наличии возможности покататься в Альпах? Всё, как обычно, упирается в соотношение цена/качество. Пока цены в Сочи сопоставимы с альпийскими, а качество обслуживания и горнолыжной инфраструктуры не дотягивает, при возможности выбора, основная масса потребителей (и мы в их числе), убеждена, скорее «проголосует кошельком» за Альпы.
Хотя, если руководители сочинских курортов, наконец, договорятся между собой и найдут решение для полноценного объединения трёх курортов при помощи скипассов, скибасов и подъёмников (как в Австрии), а четвёртый курорт «Долина Васта» (+ 80 км трасс), строительство которого здесь анонсировано буквально на днях, также станет частью этой, самой большой в России, зоны катания, да ещё и будет спроектирован, построен и будет управляться с учётом опыта лучших мировых горнолыжных курортов – тогда перспективы горнолыжного кластера Сочи видятся мне вполне радужными. Помечтаю пока…
Спасибо за внимание, дорогие коллеги-лыжебордеры! Всем успехов, крепкого здоровья и скорейшего открытия границ!
Излишний скептицизм + не самая удачная погода = закономерный отзыв. Это вы еще в Приэльбрусье не были)