В Крым я ездил достаточно регулярно и на протяжении большого времени (лет, эдак, двадцать). Причём сложилось так, что не на машине добирался всего лишь два раза (и то один раз из Москвы выезжали, всё-таки на машине, но звёзды не сложились и в итоге спас поезд). Поэтому все основные пути в Крым хорошо известны: наиболее быстрый и удобный – через Харьков и Запорожье. Но, в связи, с последними событиями на Украине этот маршрут стал временно недоступен. В итоге, в этом году решили поехать через Керченскую переправу и посмотреть что да как.
Подготовительная часть:
1)Билеты на паром взяли почти за месяц на сайте gosparom.ru. В билете указывается временное окно величиной в 6 часов: приехал в этот интервал и тебя перевезли.
2)Поскольку все вокруг говорят про санкции против Крыма и что карточки там не работают, решили пойти двумя путями: взять налик и завести некую странную карту сбербанка (называется как-то типа «Про100»), которая, по уверениям банка, должна там работать.
Дорога
Маршрут следования был выбран следующий: Москва-Тула-Ефремов-далее по М4 до Ростова на Дону-местными дорогами параллельно М4 до Тимошевска-Темрюк-Переправа-Коктебель. Особо вызывали опасении пробки на М4, поскольку на нынешний момент это единственная трасса в Крым и Краснодарский край. Также вызывали раздражение платные участки на М4, которые мы частично объехали сделав небольшой крюк через Тулу.
Раскладка по дням и времени:
1 день. Москва-Ростов на Дону (~1100 км, 20 часов)
2 день. Ростов на Дону-Коктебель (~600 км, 15 часов)
Пробки: перед каждым пунктом пропуска есть пробка. В районе Ефремова стояли минут 30, чтоб въехать на платный участок. В остальных местах стояли меньше. Платные участки разной длины и разной стоимости. На пунктах пропуска принимают наличные и карточки. Есть полоса для машин с транспордерами, которая постоянно пустовала. Всего заплатили 235 рублей в одну сторону. Есть ли смысл ехать по платным участкам? На мой взгляд, есть, потому как знакомые (выехавшие на день раньше) решили сэкономить деньги и поехали по бесплатным альтернативам, в итоге потеряли кучу времени ибо проезд по деревушкам и городам с кучей светофоров и тех же пробок явно не ускорил движение. До Воронежа (а это около 500 км) дорога двухрядная, с разделителями и платными участками. Этот отрезок едется относительно быстро. После Воронежа идёт реконструкция дороги до Богучара – это самый пробочный отрезок. Машины мчались по обочинам жутко пыля и чуть ли не переворачиваясь на колдобинах. Двигалось всё очень медленно. Добравшись до Богучара где-то часам к 8 вечера и встав в очередную пробку, конца которой мы не увидели, а по данным яндекса, так вообще она должна была кончиться километров через 20, мы решили объехать локальными дорогами это страшное место.
Следующий пробочный участок сразу на выезде из Ростова. Он то есть, то его нет. В нашем случае он был, судя по данным Яндекса. Далее до парома ничего особо существенного не наблюдалось, хотя и мчаться ветром не получилось.
Заправки. С заправками картина такая: они вроде как есть, но встречаются не шибко часто. Очень много Лукойла. В местах где самые злые пробки на заправках наблюдаются и самые большие очереди. Народ, видимо, устаёт от стояния и использует заправки как место отдыха, питания и т.д. В Ростовской области половина заправок почему-то не работала: где-то не было бензина, некоторые просто закрыты без объяснения причин. Не стоит рассчитывать на то, что на каждой заправке сможете попасть в туалет – барышни длинными очередями не дадут вам такого шанса в большинстве случаев. В Крыму цены на бензин на рубль, два выше, чем на континенте. На заправках WOG и Альянс можно расплачиваться Мастеркардом.
Как добрались до переправы:
Выехали из Москвы пораньше: в 7 утра. Симферопольское шоссе было пустым и хорошего качества, правда, в Московской области шёл ремонт дороги. От Тулы до Ефремова, несмотря на то, что дорога идёт через деревни, едется быстро – дорога нормальная, машин мало. Проползя через располагающийся на холмах Ефремов, мы вышли на трассу «Дон». И вот сейчас, по прошествии времени и расстояний мне хочется расплакаться горькими слезами вспоминая эту дорогу: трасса М4, в общем вызывает унылое впечатление: необустроенная, заправок маловато, кафешек днём с огнём не сыщешь, в каждой щели понатыкано камер… Но самое ужасное – это контингент на дороге. Все регионы России пожаловали, все очень спешат, даже если едут медленно. Про дорожную этику мало кто знает (почему-то особо странно ведут себя машины из 26-го региона). Уступить дорогу – забудьте, подрезать-в порядке вещей, но особый шик заключается в том, что бы обогнать, уйти вперёд метров на 300, перестроится в правый ряд и дать по тормозам. Фуры, которые на северных трассах обычно являются образцом нормального поведения на дороге, здесь по большей части неадекватны. Не ждите, что фура или грузовик возьмёт правее и пропустит толпу, что выстроилась за ней; шарахнуться в левый ряд чуть не впечатав в отбойник легковушку из этого ряда-да запросто! Короче-не расслабишься.
До Воронежа ехали платными участками не особо тормозя (кроме пунктов взимания денег), но и не слишком разгоняясь. Фуроводы, в целях экономии, в большинстве своём сворачивали на бесплатные объезды, что там творилось –страшно себе представить. По моему сугубо субъективному мнению цены на проезд по дороге слишком сильно завышены и вот почему я так считаю. Мой наиболее богатый опыт езды по платным трассам связан с долгим пребыванием на Тайване. Страна по уровню жизни чуть повыше нашего, автомобилизация поголовная, так вот там стоимость проезда отрезков длинной в 50 км составляла на наши деньги примерно 30 рублей, а у нас стоит почти в три раза дороже… Разговоры про Европу я не признаю справедливыми – больно зарплаты разные.
Худо, бедно проехали мы Воронеж и через некоторое время попали на участок глубокой реконструкции. Понятное дело: пробки, обочечники и т.д. К восьми вечера доползли до Богучара, поняли, что наступает полная фенита в движении пробки и решились на объезд. Съехали с М4 прям в Богучаре, сразу же стемнело. Дальнейший драматизм путешествия компенсировался только весельем от происходящего.
План был таков: Богучар-Петропавловка-Новобогородицкое-Колодезный-Казанская-Миллерово. Началось с того, что в Богучаре пришлось переправляться через р.Дон по понтонному мосту, который моей низенькой легковушке не понравился и как я не старался, брюхом в одном месте все-таки шваркнулся. Далее за работу главного штурмана взялся мой 10-летний сын. Вооружившись картой и вырубив навигатор, как перманентное зло, он повёл меня до Петропавловки. Дорога была единственная и вполне приличная. Летели ветром в ночи и уже предвкушали как быстро мы объедем пробку. Так расслабившись, мы тем же ветром пролетели поворот в Петропавловке на Новобогородицкое, что заметили лишь через километров пять. Вернулись, включили запозоренный ранее навигатор и навигатор с трудом указал нам правильный поворот на Новобогородицкое (это было последнее, что он сделал для нас полезного этим вечером). Дорожка стала похуже, а после этой деревни она перешла в полноценную грунтовку. Но не в обычную ровную грунтовку, а в холмисто–бугристую, рыхло-песчаную, виляющее-пропадающую дорогу! Тут бы нам и повернуть взад, но разве можно испугать ежа голой задницей? По мнению навигатора дороги дальше нет, по мнению карты-есть. Данную дилемму решили спросив у двух местных старичков, вяло перемещавшихся в ночи.
«Добрый вечер, не подскажите, как нам добраться до Колодезного? Мы верно едем?»
«Да верно. Сейчас вот будет кладбище, а после него сразу левее берите».
Только потом мы сообразили, что что-то с этими старичками не так: шли они в сторону кладбища в глубокой ночи и видок у них был бледный, и говорили вяло…..
Действительно недалеко было кладбище. Вставала огромная красная луна. На землю опускался совсем лёгкий туман. Романтика! Но сразу за кладбищем поворот налево выглядел как след от машины, которая уехала в поля. Не стали туда поворачивать. Мы проехали несколько километров дальше. Навигатор сказал, что он вообще не понимает где мы. По карте дорога была одна до Колодезного, на практике-через каждые десять метров дорога раздваивалась, а то и расчетверялась во всех направлениях. На горизонте, в свете Луны, замаячил лес. Въехали на какой-то скотный двор. Кругом темень и никого. И тут по ухабам дороги запрыгал свет фар автомобиля! Ура! Люди! Они покажут нам путь! Остановилась 12-ка с поднятым задом. За рулём парень, который на наш вопрос про Колодезный сперва начал нам объяснять и показывать руками (самый замечательный ориентир, который он назвал, это прибитая где-то в лесу фанерка с надписью «Ростовская область»), потом подумал и сказал: «Давайте ка за мной езжайте». И мы помчались по сыпучим дорогам за двенашкой. Сразу же пришлось отключить систему контроля тяги, поскольку на песке она не очень понимала как себя вести. Лихо влетели в лес. Дорожка стала ещё более узкой, а ветви сосен склонялись всё ниже и ниже. Учитывая два велосипеда, что стояли на крыше нашей машины, такое сближении с природой также вызывало опасения. Но всё обошлось. На каком-то повороте мимо нас промелькнула та самая жёванная фанерка с надписью «Ростовская область». На таких фанерках, обычно незаконно вешаемых на столбах, часто пишут что-то типа: бетон, асфальт, грунт и телефон. Наш проводник провёз нас через лес и напутствовал словами: «А теперь езжайте по самой наезженной дороге». Мы попрощались с нашим спасителем и поехали по самой, как нам казалось, наезженной дороге. Карты, навигаторы – кому всё это нужно в глубине Воронежско-Ростовской области? Вокруг перелески, холмы и овраги с туманом в низинах и ни одного огонька. Главным занятием было определить: достаточно ли наезженная дорога которую мы после очередной развилки выбрали или нет. Несмотря на поздний час и сотни километров позади спать никто не хотел, а даже наоборот – в машине царило оживление! Долго ехали полями и лесами, возвращались, оказавшись не на тех дорогах, выходили из машины подышать воздухом. Очень ждали встречи с лосями, кабанами и прочей живностью, но обошлось. Наконец, где-то в ночи, одиноко моргнул свет слабой лампочки. Проехав очередные мега ямы (хорошо, что не было дождей) мы въехали в тёмный и пустынный населённый пункт. Навигатор опять ничего вразумительного не сказал, поэтому захотелось найти кого-нибудь живого и уточнить диспозицию. И тут снова откуда-то сбоку показался свет фар. Замахав в окно рукой, я тормознул вынырнувший из другой мега ямы Матиз. И что вы думаете? Там оказались такие же как мы чудики, которые объезжали пробку! Их также интересовал вопрос в Колодезном мы или нет, они также шарахались по полям в ночи, но проводником у них был мужик на Ниве. Мы малость поржали на тему «настоящих кабанов, которые всегда найдут достойные заросли» и решили до выезда на трассу держаться вместе. Проехав ещё чуть-чуть и обнаружив двух местных байкеров на Минске, мы выяснили, что это, всё-таки Колодезный. Далее, уже с гораздо меньшим драматизмом, мы нашли выезд на дорогу с асфальтом, а потом уже и на приличную региональную трассу, которая вывела нас обратно на М4. Не знаю насколько мы и что выиграли в результате этого объезда (есть подозрение, что ничего не выиграли), но время провели славно и пробку, всё-таки, объехали!
В Ростов на Дону приехали в глубокой ночи и сразу завалились спать в предварительно заказанной гостинице. Так закончился первый день нашего путешествия. Надо отметить, что очень большое количество автопутешественников не заморачивается гостиницами и кемпингами (понятное дело-их мало, мест нет, да и стоят не дёшего), а тупо ночуют в машинах на заправках. Типичная картина на трассе когда стемнело: в ночи светится заправка или развязка, а под фонарями, на обочинах и в кустах длинными рядами стоят десятки машин со спящими гражданами. Зрелище немного аппокалиптическое.
С утра поднялись пораньше – как, никак, а надо полтысячи километров ещё до парома одолеть. Узрев по навигатору пробки на выезде из Ростова, поехали дорогой на Азов и далее на Тимошевск. В Ростовской области региональные дороги убитые! Особо не разгонишься! Доковыляли до Краснодарского края и сразу жизнь наладилась – тут, как и в Белгородской области, с дорогами всё хорошо и это истинная правда! Чем ближе к переправе, тем плотнее становился поток. Существенное уплотнение этого потока образовывалось за тракторами и неспешными фурами. Проехали сквозь город Темрюк, выяснилось, что там неплохой музей под открытым небом: танки, самолёты, прочая военная техника и фортификационные сооружения. Походить-не походили, но из окна выглядело очень достойно. И вот, наконец, добрались до переправы. Внезапно на дороге вновь возникла пробка, как оказалось-это был съезд в первый отстойник. Командует гаишник. Слева от дороги огородили огромную площадку для ожидания, куда специальные мужики поворачивают все машины и ровняют их в два ряда. Сперва проезжаем к будочкам, со шлагбаумами где происходит фильтрация: кто с электронным билетом-сразу едет на второй отстойник, а у кого нет-в длинную очередь ожидания и на оплату. Мы помчались дальше. Сам второй отстойник находится непосредственно перед паромом, а очередь к нему растянулась вдоль линии моря. Правда очередь подлючая: вроде встали, заглушили двигатель, уже вылезли из машины и пошли к морю, ан нет! Бегом обратно и поехали! Проехали метров сто и по новой… Так мы и бегали туда сюда.
Правда, стояли не долго. При въезде на второй отстойник машины досматривают на предмет запрещенных предметов. Любезные девушки просят открыть багажник, но некоторых «спортсменов» с бейсбольными битами досматривали с особой тщательностью. В отстойник все машины загоняли на ряды, которыми потом и загружали на паром. Много народу организующего весь процесс – работают быстро, чётко слаженно, без особой волокиты и маразмов. Стоять и бесконечно ждать не пришлось. Часов в восемь мы переправились в Керчь. Паром большой, со славным греческим именем «Протопорос 4», разительно отличается от единственного парома, который курсировал на этом маршруте во времена украинщины: машин туда набивается раз в двадцать больше, плывёт тоже шустрее, в целом комфортабельнее. Вообще паромов там много, так много, что загруженный паром может встать посреди пролива в ожидании, когда освободится место для причаливания. Общее время переправы с момента въезда в первый отстойник до момента выезда с парома-2 часа.
Керчь-Коктебель:
Дороги в Керчи убитые. Как было десятилетия назад, так и осталось. А вот трассу Керчь-Симферополь наконец стали делать! Речь не идёт о расширении (хотя в будущем наверняка сделают автобан), меняют полотно. Машины все куда-то рассосались после парома. Но мы не стали сразу рвать оставшиеся 100 километров до Коктебеля, а заехали в кафешку перекусить. Накормили нас достаточно вкусно, хотя и пришлось подождать. Далее в путь. Ехали быстро и всё думали, что вот, вот и мы упрёмся в пробку. Так и не дождались. Под Феодосией встретили наших друзей, которые выехали на день раньше, а теперь шли с опережением часа в два, и вместе поехали в Коктебель. Дорогу от Подгорного до Коктебеля наконец сделали!
В Крыму:
Здесь я особо не буду распространяться, ибо опус сей посвящён именно дороге. Тем не менее, цены на всё в Коктебеле как были московские так и остались, за исключением фруктов. О крымском персике и помидоре можно слагать песни! А ещё есть крымские натуральные соки – в трёхлитровых банках по 135 рублей. Хранятся после открытия 3 дня. Крымская кукуруза – это не то, что продают у нас на ВДНХ или парке Горького… Водные развлечения подешевели, на мой субъективный взгляд.

А ещё есть Карадаг, Хамелион, Коклюк, гора Климентьева и Волошина, квадроциклы, джипы, самолёты и мотодельтопланы, дельфинарий и аквапарк, бабка на набережной с вениками и матерными поговорками (кто был, тот поймёт) – и это только в Коктебеле.

В общем, отдыхать можно настолько насколько хватит здоровья, денег и фантазии. Нам, конечно, не хватило времени – всё-таки две недели это мало! Не попали мы в Балаклаву и ещё в несколько мест, куда так хотелось. Зато неделю безвылазно сидели в море (Чёрном и Азовском), катались на двухметровых волнах в шторм, облазили окрестности Коктебеля на великах.

Мало, мало времени…
Народу в Крыму много, все ля-ля про то, кому нужен Крым – фуфло! Гостиницы в Коктебеле забиты на 90 процентов. Причём изменился контингент в лучшую сторону: нет того пьяного угара, который был всё более типичным для последних лет украинщины. Характерен случай, который произошёл с нашими друзьями, которые смогли изменить морю и поехали на АйПетри.

Они решили остановиться на серпантине от Ялты на Айпетри возле беседки (вид оттуда хороший и т.д). Тут же к ним подскочил мужичёк и попытался с них взять денег за посещение «Пятигорского провала». Денег не взял. Разговорились. На вопрос наших друзей: как вам теперь живётся, после того как мы вас спасли от … Мужик взвился, заорал: «Да это кто кого спас? Да я в Джанкое с автоматом стоял и от бендеровцев отбивался! Да это мы крымчане спасли флот и Крым!» Еле они замирились. На обратном пути попутно подвозили мои неуёмные друзья какого-то татарина. Ну как же не выяснить мнение о текущей ситуации? «Кто работает, тот везде хорошо жить будет», «А вот, говорят, что татары были против?», «В лоб тому дать надо…». Опять чуть не поругались… Короче, за разговоры про «оккупацию Крыма» можно в Крыму отхватить от простых граждан.


Банковские карты в Крыму имеют сильно ограниченное хождение – везде предпочитают нал. Хвалёная сбербанковская карта «Про100» никому не нужна. Из быта: вода в водопроводе стала чище и нет отключений по ночам, а всё потому, что вода теперь артезианская, да и водоводы новые сделали.


Дорога обратно
Поездка в обратную сторону прошла гораздо спокойнее. Паром, по ощущениям, прошли гораздо быстрее, хотя по времени, вроде, также. Посмотрели на дельфинов, которые коллективом ловили рыбу в акватории порта. Паромов и лодок они совсем не боялись.


До Ростова на Дону добрались к вечеру предпочтя маршрут через Краснодар и М4. На обратном пути пробок на трассе практически не было: единственное место, где было проблемно, это перед Богучаром. В Москве были где-то в час ночи.
