В этой жизни у меня есть два главных увлечения – велосипед и горные лыжи. Они же – моя нынешняя работа. Своя. Любимая… Однако, вносящая некоторые ограничения: по сути, и время, и средства для катания на горных лыжах появляются в середине марта, когда можно ехать либо на север (Åre сильно лучше, чем Кировск, в моём понимании, но зайчику необходимо солнышко), либо в Доломиты. Вариант с Франко-Швейцарскими Альпами был этой весной – ну очень дорого и погода… Следующей весной, по заветам вечно юного Бугеля, сильно думаем про Австрию.
Есть ещё одна проблема для того, кто физически не может выбраться нормальной зимой нормально погонять в нормальные горы – тренировки на снегу исключительно в оврагах похорошелой не способствуют уверенному ведению скоростных дуг на нормальных градиентах, при хорошем скольжении, высоте и т.д.
Чего ищет человек, хорошо понимающий недостатки собственной техники катания, физ. подготовки, при этом крайне скверно относящегося к прокату снаряжения (не путать с тестами!)? Правильно! Он ищет волшебные лыжи, способные:
- резать. От средних до длинных;
- уверенно, не цепляясь, соскальзывать;
- идти ходом по буграм, не слишком убивая колени;
- всплывать в пухе/крупе глубиной до ~20 см.
Где-то в этом списке вы видели слово «фрирайд»? Правильно! Его там не было. Просто весенние трассы, как показывает практика, богаты на сюрпризы: утро может начаться с замёрзшего в бетон вельвета, который слегка отпустит к 10-11 часам, а может – с канонады противолавнных пушек. Трассы (по большей части) откроют, но на них могут лежать те самые 20 см мокрого снега. Днём может палить солнце, протаять камни и земляные плеши, а может и ливануть из тумана дождь. В любом случае, бугры в узких и крутых местах – обязательное блюдо на десерт.
Будучи несколько моложе, здоровее и оптимистичнее, я полагал, что добрые ФР-универсалы с талией в районе 100 мм проедут везде из описанных условий, а моих 89 кг хватит на то, чтобы изогнуть их в дугу любого необходимого радиуса. Несколько позже пришлось осознать, что на трассе, кроме меня, есть ещё люди. Увы, многие из них катаются ещё хуже, медленнее – особенно, в узостях с большими градиентами. Там нарываются бугры, а за перегибом, вне поля зрения кто-то может встать, лечь…
100 мм талии, 18 метров радиуса и прочее плохо способствуют резкому оттормаживанию, смене курса, да и вообще, иначе, чем ходом, идут плохо, требуя серьёзных усилий для управления. Нужна талия поуже? Ну… 75-78 тонет в 10-15 см свежего, если не валить по ЛПС. По моим тестовым впечатлениям, 83 – тот самый разумный минимум
Для облегчения смены радуса и темпа необходимы два условия:
- снижение момента инерции (маховой массы);
- увеличение гибкости лыж
Касательно облегчения, гонка вооружений началась даже не вчера. Графен у Head, сотовое заполнение сердечника в носках-пятках – Rossignol, Salomon… По этому же пути пошёл и Scott, заменяя материал ламината на напряжённый углепластик, снижая толщину сандвича. По моему нескромному мнению, вариант с графеном – просто бомба, второй играет позитивную роль, скорее, в условиях мягкого снега, третий же – тупиковый, ибо лишает лыжи живого прогиба, реакции...
Так сложилось, что с лыжами Völkl я работал с 1997 до, наверное, 2007 года – продавал, тестировал, делал обзоры... Пожалуй, самое сильное впечатление оставила та самая первая, чёрно-тигровая Мantra на великолепном GS-склоне в Абзаково. Мало того, что, казалось бы, сугубо ФР-лыжа легко кантовалась, резала дуги, она дивно легко играла, провоцировала прыгать... А ещё она звенела, как та самая первая струна. Такого звука мне не доводилось слышать ни до, ни после. Думаю, дело в тонком напряжённом титанале.
Анализируя результаты весенних тестов, наткнулся на любопытные материалы про Völkl Мantra М5. Там было много сказано про гибкость, комфорт, игривость, прощение ошибок... Прочитал, забыл, а потом снова обнаружил... Вполне внятный текст, тест и анализ.
Ключевой момент – Titanal Frame construction, в которой титанал убирают не со всего носа-хвоста, наоборот – титаналовая рама есть только там, в периметре. Она размыкается под грузовой площадкой – там и так достаточно толщины и прочности!
Völkl Kendo 88. Если помните, я упоминал в начале опуса о том, что талия 100 явно избыточна для решаемых задач. 83 попробовал весной – глиссирует за милую душу! И мой любимый цвет! И талия 88! Почитал – сказка!
В основе та же Titanal Frame construction, набор с углепластиком в носке-хвосте и облегчённым сердечником из бука и тополя. Длинные, но не высокие рокеры спереди сзади плюс традиционный прогиб под грузовой – сильно полагаю, что дребезжать не должно, а всплытие, работа с проскальзываниями должны улучшиться.
Старинная тема Völkl – 3D Sidecut. Однако, на Kendo 88 мы видим именно 3 радиуса: на моей любимой ростовке 177 см, 30 м на носке, 17 м под грузовой и 24 м на хвосте. Тестеры утверждают, что это работает. Заметим, этого нет на Mantra.
Völkl Kendo 92 – тем, кому 88 мало. Много тестовых отчётов не нашёл. Тем не менее, общее место – радикальная склонность к большим радиусам, противу вариабельности Kendo 88.
Кажется, я вполне определился с темой письма деду Морозу.