Компанию в Шерегеш 14 Декабря 2024 - 19 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
Декабрь. Шерегеш. Ищем компанию. 8 Декабря 2024 - 14 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
Ищу компанию в Шерегеш! 28 Ноября 2024 - 9 Декабря 2024 Россия, Шерегеш
+4

В Осетии намерены возобновить строительство горнолыжного курорта Мамисон

Павел Н. Лента автора 21 Октября 2020 (02:56) Просмотров: 1074 23

Фото: http://cominf.org/node/1166480562

Правительство страны дало поручение минэкономразвития РФ и Ростуризму совместно с руководством Республики Северная Осетия - Алания в кратчайшие сроки определить график строительства горнолыжного курорта «Мамисон». В прошлом году подготовили документацию, так что сейчас можно приступать к работе.

Уже определен бюджет проекта - из федеральной казны в период с 2020 по 2023 год в него намечено вложить 7,3 миллиарда рублей. Кроме этого, по заявлению главы республики Вячеслава Битарова, еще около 10 миллиардов рублей готовы потратить на возведение гостиниц частные инвесторы. Очень серьезные намерения, если учесть, что это уже вторая попытка построить «Мамисон»: в 2016 году проект закрыли, «зарыв» в горную инфраструктуру более двух миллиардов рублей.

На минувшей неделе тут побывал вице-премьер РФ Юрий Трутнев, являющийся куратором Северного Кавказа в правительстве.

- Мы осмотрели место, где запланировано строительство курорта. По поручению президента на него предусмотрены дополнительные средства в бюджете РФ, - подчеркнул вице-премьер во время совещания в Доме Правительства РСО - Алания по проблемам строительства «Мамисона». - Считаю, что с точки зрения природного потенциала место действительно уникальное. На территории будущего курорта есть источники минеральной воды. Есть также объекты культурного наследия, которые дадут людям новые впечатления. Хорошо и то, что инвесторы готовы, пока мы будем работать над горнолыжной инфраструктурой, заняться туристической деревней.

Надо сказать, что имидж этого проекта был подорван: в 2016 году его закрыли, вложив перед этим 2,2 миллиарда рублей в инфраструктуру. Тогда на «Мамисоне» построили большую часть автодороги - до Нижнего Зарамага (готовность составляла 74 процента), электроподстанцию и две высоковольтные ЛЭП длиной 23 километра (готовность 89 процентов); водозабор и водопровод (готовность 100 процентов). Была создана особая экономическая зона (ОЭЗ) площадью 40 тысяч гектаров, проведены межевание территории и ее предпроект-ная подготовка. Тем не менее работы заморозили, а незавершенные объекты начали разрушаться.

Но в 2019 году глава Северной Осетии выступил с инициативой завершения масштабного проекта. Его поддержали в правительстве России. Было принято решение создать в республике особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Мамисон» и подписано соответствующее постановление Кабмина РФ. Следующим важнейшим шагом стало положительное заключение Главгосэкспертизы России о проектно-сметной документации на главные объекты.

С момента остановки работ кардинальным образом поменялось видение того, каким должен быть горнолыжный курорт. Поначалу его делали с расчетом на прием единовременно... 28 тысяч туристов. Такой гигантизм смущал многих. Сейчас концепция предполагает прием около 5700 человек, из них 2200 - это гости, которые приезжают отдохнуть на один день и не остаются ночевать. Еще 3500 туристов могут разместиться в отелях на территории гостиничной деревни «Калак» .

По оценкам независимых экспертов, «Мамисон» действительно обладает рядом уникальных характеристик, которые могут превратить его в одно из самых востребованных мест отдыха в стране. Он расположен всего в 95 километрах от Владикавказа. Когда курорт заработает в полную силу, туристы получат в свое распоряжение горнолыжные трассы общей протяженностью 65 километров с перепадом высот более двух тысяч метров (нижняя точка находится на высоте 2030 метров над уровнем моря, деревня Калак; верхняя - 4080, ледник Зарамаг).

- На первом этапе реализации проекта предполагается строительство инженерной инфраструктуры, горнолыжных трасс, двух канатных дорог, гостиничных объектов, рестора-нов и т. д., - рассказывает руководитель проекта «Мамисон» Олег Карсанов. - Полностью будет облагорожена территория, появятся здания многофункционального центра, поисково-спасательной службы, полицейский участок, фельдшерско-акушерский пункт, открытая парковка.

Реализации этого проекта ждут и местные жители. По их словам, Мамисон как место отдыха был хорошо известен еще в СССР.

- Я родился и всю жизнь прожил в селении Сатат в Мамисонском ущелье, - рассказывает местный житель Юрий Туаев. - Когда-то здесь жизнь кипела - работали турбазы, люди приезжали со всей страны. Ведь места тут удивительно красивые! Но в 90-е годы все умерло, а люди ушли, оставшись без работы. Сейчас с нетерпением ждем, что горнолыжный комплекс «Мамисон» начнет работать. 15 лет об этом говорят, но сейчас движение, наконец, началось, дорогу вот достроили полностью. Раньше в селении было 65 дворов. Потом осталось 15. А теперь и вовсе по пальцам пересчитать. Я много лет работал инструктором, водил экскурсии в горы и на собственном опыте знаю, что у этого места колоссальный потенциал. Его только надо раскрыть - и «Мамисон» станет крупнейшим и самым востребованным курортом на Северном Кавказе.

Мнение

Алексей Коренев, аналитик федеральной группы компаний «Финам»:

- Вторая волна коронавируса, которая может оказаться значительно мощнее первой, заставляет власти сейчас экономить бюджетные средства. Скорее всего, будет секвестирование казны, и тогда заморозят все проекты, без которых можно временно обойтись. А для завершения строительства «Мамисона» требуются немалые деньги - более семи миллиардов рублей. Так что есть риск, что проект могут отложить или вновь заморозить. Ну или найдут альтернативный вариант: будут поддерживать стройку на минимальном уровне, не проводя масштабных работ, - до тех пор, пока не минует кризис в экономике, вызванный пандемией. И только после этого «Мамисон» завершат.

Источник: rg.ru
+4
  • 1
  • 1
0  
Sandwich    21 Октября 2020 (13:45)   #

Со снегом там как? Когда устанавливается устойчивый снежный покров на планируемых нижних станциях?

  • 11
  • 8
  • 9
+1  
Dulsiney    21 Октября 2020 (13:51)   #

Со снегом там как? Когда устанавливается устойчивый снежный покров на планируемых нижних станциях?

Низ 2000м, верх 4000м, думаю лучше и раньше, чем в РХ

0  
Gosha    21 Октября 2020 (14:03)   #

Низ 2000м, верх 4000м, думаю лучше и раньше, чем в РХ

4тм вряд-ли будет.
Метров на 500 пониже.
И дешевле и горняшка не так будет крыть.
  • 11
  • 8
  • 9
0  
Dulsiney    21 Октября 2020 (14:11)   #

4тм вряд-ли будет.
Метров на 500 пониже.
И дешевле и горняшка не так будет крыть.

4000 это скорее всего высота ледника, ну а до куда дотянут подъемник, одному богу известно...

  • 1
  • 2
0  
serstar    21 Октября 2020 (14:42)   #

Шикарный будет курорт, это 100%. Высота, рельеф, за хребтом от моря. Ждем! Появится второй нормальный курорт в России. Первый - Архыз. Думаю, тут всё будут строить по примеру и опыта Архыза. 

  • 2
0  
Oldscooler    21 Октября 2020 (15:09)   #

Главное про единый скипасс с Цеем не забыть ))laugh

  • 2
  • 1
0  
Alexx-os    21 Октября 2020 (22:43)   #

Мамисон плюс Цей - это как к Хаммеру прицепить садовую тележку ?

  • 2
0  
Oldscooler    22 Октября 2020 (17:35)   #

По прямой 13 км, как раз гондолу пустить 8 местную. До Гудаури 60 км не дотянуть за 7 млрд. руб., но за 7 млрд. евро вполне можно обвесить весь Кавказ лифтами. Главное заинтересовать распильщиков - строителей мостов и владельцы альпийских курортов будут рыдать видя как их туристы уплывают в Мамисон.

  • 5
0  
EugenK    26 Октября 2020 (20:31)   #

+100500

  • 8
  • 6
  • 12
0  
-=Shurik=-    21 Октября 2020 (18:26)   #

У кого то есть мнения, отличные от того, что пишут про КСК? 2 миллиарда зарыли. Сейчас зароют еще 7, но ничего не заработает, так как пока 7 будут осваивать окажется, что надо 17.

Лет через 7-10 может быть пару канаток и сделают. К тому времени будет очередной экономический кризис.

Ну и в лучших традициях Ведучи к 2030 году будет 1 трасса для местных.

КСК не может сразу и быстро. Архыз строится, кстати, уже 10 лет с момента утверждения проекта, первая канатка в 2011 году начала строиться. И сейчас Архыз, к сожалению, курорт для жителей юга России, он пока слишком мал и молод, ведь кроме пары подъемников и кафешек надо еще что то делать.

Я прям бешусь, когда вижу, что начинают закапывать деньги в очередной ГЛ "проект", который так и останется проектом или, в лучшем случае, "пупырем". Лучше б дали эти 7 млрд тому же Архызу, может еще пару подъемников бы поставили.

  • 1
0  
taliban    28 Октября 2020 (20:45)   #

Справедливости ради скажу, что в Архызе в прошлом сезоне работало 5 подьемников (и +1 через реку). В предстоящем сезоне запустят еще один. И возможно еще один на северном склоне.
Начали также строить вторую очередь на южном, но запустят на след. год.

Насчет деньги дать Архызу - полностью поддерживаю :)

 

  • 11
  • 8
  • 9
0  
Dulsiney    21 Октября 2020 (18:39)   #

 

Я прям бешусь, когда вижу, что начинают закапывать деньги в очередной ГЛ "проект", который так и останется проектом или, в лучшем случае, "пупырем". Лучше б дали эти 7 млрд тому же Архызу, может еще пару подъемников бы поставили.

А чо беситься? Процесс идёт ради процесса. Результат конечный мало кого интересует. За время воплощения хорошего проекта сменяется несколько команд, управляющих проектом - и каждый хочет урвать своё...

Бизнес по российски

0  
Gebor    21 Октября 2020 (19:23)   #

Главное про единый скипасс с Цеем не забыть ))

КСК свои курорты в единый скипасс объединить не может.

0  
Kaverznev    22 Октября 2020 (10:42)   #
КСК для работающего Архыза частных инвесторов найти не может, а для строящегося Мамисона - без проблем. Хотя может Осетия сильно отличается в этом плане от КЧР?
0  
Mr.Bigtrip    25 Октября 2020 (18:26)   #

Инвесторы хотели бы прийти вы тот же Архыз , ток вся земля на курорте по 'своим' распределилась.. поэтому напрямую от кск уже нет земли - брать у перекупов в 10 а то и в 20 раз дороже инвестора не хотят... вот и нет уже несколько лет развития инфраструктуры! Новых гостиниц всего парочка построилась за пару лет ... на новые канатки тоже особо денег нет уже... из заявленного по плану - построили только 1/3 за почти 8 лет

0  
vladk1965    22 Октября 2020 (13:46)   #

Единый скипас с Гудаури!

 

  • 1
  • 2
0  
serstar    23 Октября 2020 (10:16)   #

По прямой 13 км, как раз гондолу пустить 8 местную. До Гудаури 60 км не дотянуть за 7 млрд. руб., но за 7 млрд. евро вполне можно обвесить весь Кавказ лифтами. Главное заинтересовать распильщиков - строителей мостов и владельцы альпийских курортов будут рыдать видя как их туристы уплывают в Мамисон.

Да будет Вам известно, что строительство одного лифта стоит более 1 миллиарда. 

  • 2
0  
Oldscooler    23 Октября 2020 (21:51)   #

Надеюсь не евро?

0  
Gebor    23 Октября 2020 (22:13)   #

Не-е, долларов.

  • 1
  • 2
0  
serstar    26 Октября 2020 (11:33)   #

Надеюсь не евро?

Просто интересно , а Вы сколько думали стоит канатка длиной 2 км в настоящих горах? ))

  • 2
0  
Oldscooler    26 Октября 2020 (21:55)   #

Так и думал 10-15 млн. евро.

Северный поток 2 как раз получается под тысячу лифтов стоит. Можно было весь Кавказ, Урал и Сибирь с ДВ увешать кабинами и креслами, но кому это надо, пусть лучше рыб веселит.

Помню в 86 году катался в Домбае - и как раз газеты сообщили, что Правительство РСФСР приняло решение о строительстве большого горнолыжного центра где-то в районе Теберды, но не в Домбае. До сих пор видать строят...

Вангую - тоже самое будет и с Мамисоном, хотя если ошибусь буду только рад.

0  
Kaverznev    26 Октября 2020 (11:35)   #
Про новый подъемник на РХ писали, что обошёлся в миллиард.
  • 1
  • 2
0  
serstar    26 Октября 2020 (12:14)   #

Про новый подъемник на РХ писали, что обошёлся в миллиард.

ну так и есть, сегодня это стоит именно столько, о распиле речь не идет. 

В 2013-14 году на бигвуде маленькая гондола обошлась около 500 млн при курсе евро 39 рублей. Сегодня это стоит не менее миллиарда. Строительство подъемника - это:

- огромный комплекс изысканий;

- специфичное проектирование;

- поставка иностранного оборудования;

- укрепление грунтов;

- строительство временных технологических дорог;

- строительство фундаментов

- строительство инженерных сетей, трансформаторных подстанций и прочего;

- защита от опасных природных воздействий;

- строительство натяжной и возвратной станции;

- строительство ангаров для хранения кабин;

- монтаж опор и каната;

- пуско-наладочные работы;

- проектирование трасс (а это еще целый комплекс мероприятий по списку)

- и многое другое.