Вот краткий отчетик о этой поездке.
По своему маршруту я заранее подобрал и забронировал отели с наличием бесплатной (или хотя бы не слишком дорогой) стоянки и возможностью бесплатной отмены бронирования не более чем за один день и, наконец, в субботу 6 июля утром я выехал в сторону Калуги.
До Чернигова я доехал без проблем через Брянск – Почеп – Новгород Северский (Украина), границу прошел за 20 минут. К сожалению, когда до Чернигова осталось 20 км, меня накрыл дождь, одевать дождевик не хотелось и я его просто переждал на какой-то заброшенной автобусной остановке.
В Чернигове у меня намечался день отдыха, на который я запланировал замену цепи. Цепь и звезды я купил перед выездом, но время на замену у меня уже не было и я взял все с собой. Во время замены я вдруг обнаружил, что в подшипник ступицы заднего колеса вышел из строя — полностью развалился сепаратор. =(
Какой-то подозрительный хруст я иногда слышал во время езды, но источник его определить не смог. Чем бы могла закончиться езда с такой неисправностью по автобанам со скоростью 120-140 км/ч, я даже представить себе не могу. Пришлось срочно искать замену, Черниговский магазин «Подшипники» в воскресенье не работал. Планы срывались и пришлось посуетиться, в понедельник с утра я заказал подшипник из Киева и к 9 вечера мне его привезли.
Утром во вторник я выехал по маршруту, потеряв один день. Маршрут пришлось подкорректировать и отменить бронь двух первых отелей в Польше и заезд во Вроцлав. Во вторник я доехал на 150 км дальше, чем первоначально планировал — до Минска-Мазовецкого, это городок перед Варшавой, отель там не был забронирован, но я знал, что в этом отеле и места всегда есть и со стоянкой нормально.
Затем в среду пришлось проехать существенно больше намеченного — 1030 км, из них почти 900 по польским и немецким автобанам, остановился в Бамберга (Германия), там у меня уже был забронирован отель — я вернулся на маршрут.
Доехал до Бамберга я в полдевятого вечера и городок посмотреть не смог, да и отель был на окраине. Только погулял по острову — зоне отдыха с лесом и дорожками для пешки и велосипедистов. Неплохое местечко для релакса, а вот по самому городку погулять не удалось.
В четверг я доехал до Амстердама, дорога сплошь по автобанам (660 км), жалко только, что сильно похолодало.
В Голландии тоже автобаны, но скорость не больше 120, а реально знаками ограничена до 100. Все дисциплинированно тащатся, и я с ними. И это на шестиполосном автобане с отличным асфальтом! Обидно, ей-богу.
В Германии можно было ехать побыстрее, там по левой полосе автобана народ носится без ограничений. Идешь себе спокойно по средней полосе на 140, и тут слева вжик — со свистом пронеслась Ауди или БМВ.
Отель в Амстердаме оказался на окраине в арабо-негритянском районе, и вообще мой корпус — это типовая общага для гастэрарбайтеров, хорошо хоть номер был со своим санузлом. Мотоцикл стоял во дворе, там висело предупреждение «Стоянка на ваш риск», но 12 евро за эту стоянку с меня все равно содрали. Станция метро и остановка трамвая были недалеко. Впрочем, я до центра пешком дошел.
Всю пятницу гулял по Амстердаму — каналы, велосипеды, старые голландские дома.
Был в музее мадам Тюссо (22 евро) и в морском музее (15) — это макет старого парусника в натуральную величину.
У Тюссо надуваловка — если Ленин не похож, то это ладно, я его живого и не видел, но вот Анжелину Джоли, Бреда Пита, Дж.Лопес, Мэрлин Монро и Шона Коннери могли бы сделать более похожими. Меня там на входе с Обамой сфотали, но отдать 7 евро за фотку я пожалел.
А так город мне понравился, хоть и грязновато и толкотня. Походить по нему было интересно. В районе красных фонарей тоже был, тетки там в основном старые и толстые, много негритянок. Идешь себе по тротуару, никого не трогаешь, вдруг рядом в стеклянной двери-окне появляется такая мадама и начинает с тобой заигрывать — жуть! Фотографировать их нельзя, могут полиции пожаловаться.
Вообще они там сдвинуты на велосипедах, сексе и наркотических травках. Хотя велосипеды — это дешевый и полезный транспорт. Велосипеды у них там самые простые, старые, часто ржавые и с одной передачей. Можно было взять напрокат за 7-15 евро, но когда не спешишь, лучше ходить пешком. Я весь центр пешком исходил. В целом город интересный, всем рекомендую туда съездить.
Почему-то там много полиции, и на велосипедах, и на скутерах, и на мотоциклах и на машинах дежурят.
В Амстердам я приезжал по холодку и гулял там в куртке и в основном без солнца. Но дальше началось потепление.
Уезжал с некоторым геморроем — пропало питание навигатора через прикуриватель, пока нашел потерянный контакт, потерял час. Но зато потом до Страссбурга доехал без проблем: голландский автобан, потом немецкий, французский, борьба с навигатором в самом городе — пытался меня заставить ехать под знак, — и вот я уже тащу свой багаж на пятый этаж без лифта.
Потом гулял по городу. Все-таки Страссбург мне всегда очень нравился!
И мосты с цветами, и дома в староевропейском стиле и почище других, и народ не отмороженный.
Полицейские тут в центре ходят пешком и почему-то по трое, наверно, боятся, что в случае чего вдвоем не справятся, а может, мужикам у них тут парами ходить не принято, мало ли что туристы подумают ;).
Поесть только проблема — есть фастфуд (который я не жалую), и есть рестораны с французской кухней, но там ценник от 17 евров и меню на французском. Закажешь, а тебе еще полусырых лягушек притащат. =)
В целом вечер погулял с удовольствием.
На следующий день выехал в Милан. Когда уезжал, потрепался с дежурным в отеля, он хоть и алжиро-арабского вида, но хорошо говорил по-русски. Оказался тоже мотоциклистом. Предупредил меня, что в Италии на дорогах все носятся как ненормальные, на что я сказал, что после Москвы и Подмосковья меня неадекватными водителями испугать трудно.
Сначала ехал по Франции, потом попал в Швейцарию и, как полагается, сразу на въезде швейцар слупил с меня 40 евро — плата за их туннели и автобаны. А с машины даже уж и не знаю, сколько берут. Причем сдачу дали швейцарскими франками, которые в итоге я домой привез, монеты в обменниках не берут.
Ехать по Швейцарии красиво, горы, пастбища, деревушки, озера с парусами. Ляпота!
Жалко, что снимать эту красоту на видео я не мог, моя нашлемная камера отказала. И если бы еще вперед смотреть не надо было, а скорость там 120-130.
Тоннелей там много коротких и два длинных (9 и 17 км). Длинный (Готтардский) был наполовину закрыт, движение в тоннеле стало в один ряд (то есть появилась встречка), и перед въездом в тоннель образовалась длинная пробка. А уже было жарко, и мне, как всегда, пришлось проехать эту пробку в междурядье, уж не знаю, можно ли тут так.
А в тоннеле еще веселей, несешься (скорость там 60-80) практически в полной темноте, фара ничего не освещает, только лампочки на стенах тоннеля мелькают и фары встречных авто. А главное чем дальше, тем жарче. Хорошо, у меня байк жары не боится, а то ведь там прилично за 30 градусов было, мог и перегреться. Все это напоминало езду в струе горячего фена. Я себя в такой жаре не шибко хорошо чувствую, помню, как-то в Турции даже тепловой удар схватил в трубе аквапарка. Выезжал прямо с радостью.
При езде по Швейцарии еще был казус: из-за ремонта автобана я поехал по левой полосе, которая временно шла по встречке, и не смог свернуть там, где мне было надо. Из-за этого мне пришлось съехать с автобана позже и потом час потерял, пытаясь на него вернуться. Колесил по каким-то городкам и поселкам, стоящим около автобана, а выезда из них на автобан не было. И навигатор только вводил в заблуждение, указывая на уже несуществующие повороты. Конечно, в конце концов выбрался, но время потерял.
Но проехал я Швейцарию, пошла Италия. Асфальт похуже, тоннели покороче и без изысков, зато денег при вьезде не взяли :). В Милане у навигатора опять карта оказалась не той системы, все пытался меня заставить свернуть там, где нельзя.
Но, как всегда, до отеля добрался. Райончик запущенный, грязноватый, все магазины закрыты, обедоужинать пришлось пиццей, но хоть метро рядом.
Весь следующий день гулял по Милану. Город скорее торгово-промышленный, чем интересен историческими достопримечательностями. То есть тут, конечно, есть исторический центр с большим собором (третий по величине в мире) и рядом еще кое-какие интересные строения.
Но главное тут, говорят, шопинг по тряпкам, а это не мой конек.
И если французы раздолбаи по сравнению с немцами, то итальянцы раздолбаи по сравнению с французами. Все дома разрисованы фломастерами, асфальт паршивый, много неровной брусчатки, на красный свет дорогу переходят, как и мы. И везде предлагают пиццу, спагетти, пасту, лазанью и прочую итальянскую кухню, которая меня уже достала.
Велосипедов тут мало, что странно при их хорошем климате, зато море скутеров и мотоциклов. Впрочем, скутер ведь придумали в Италии, только тогда он назывался мотороллер. Носятся они на этих скутерах, как ошалелые.
Я погулял по центру, посмотрел собор изнутри, там ремонт идет, строительные леса весь вид портят. Потом мне охранник предложил из собора выйти, ему моя майка без рукавов не понравилась. Но я уже и так выходил.
Была такая жара, что питался одним мороженым, и больше ничего не хотелось. В парке выпил бутылку молока с булкой, лежа в тени под сосной, и мне это блюдо понравилось больше пиццы.
Прокатился на их метро, кстати, у них есть станция Москва. Оно у них небольшое и по организации похоже на наше. Билет стоит 1.5 евро, что существенно дешевле, чем в Амстердаме, там 2.8. Иногда слышал русскую речь и видел экскурсии с русскими гидами.
В общем, с городом ознакомился, футболку и магнитик купил, и на следующий день выехал в Триест.
До Триеста доехал быстро по платному автобану Милан - Триест. Только вот сколько заплатил, непонятно. Сначала на въезде получил билетик, на выезде сунул этот билет в автомат, он начал мигать разными лампочками около разных щелей и явно от меня чего-то еще ждал. Я в подходящую по размеру сунул кредитку. Автомат ее пожевал и отдал мне, но шлагбаум открыл, а сколько с моего счета снял, не знаю. Главное, не все.
В Триесте был уже около двух, сразу пошел гулять, хотел найти пляж и макнуться. Фиг вам пляж, набережную нашел, молы нашел, марину (стоянку яхт) нашел, а пляж у них, наверно, за городом.
Триест мне понравился больше Милана, все-таки море, вдоль него гулять посвежее в такую жару. Опять много скутеров и мотоциклов, так и носятся, еле уворачиваешься. С питанием не особо, часто стоят столики, за которыми только пьют, а если еда, то опять пицца, паста, лазанья, кебаб и тому подобное. Да и многие заведения работают по какому-то своему графику, как раз в обеденное время закрыты. Пора с этой итальянской кухней завязывать, следующий город по маршруту — Будапешт, надеюсь, венгерская лучше.
Выезжал из Триеста весело, навигатор повел меня по каким-то узким, извилистым, крытым скользкой брусчаткой улочкам, да еще и довольно круто в горку. Так какой-то перевальчик я и преодолел, и в конце концов все-таки попал на автобан, ведущий сначала на Любляну, а потом и на Будапешт. Хороший такой автобан, с красивыми видами на Словению. Стоил он всего 7.5 евро — неделю можно по словенским банам на мотоцикле кататься. Потом я въехал в Венгрию, они за въезд денег не взяли, хотя автобан остался вполне приличным вплоть до Будапешта.
Когда я проезжал через центр Будапешта, я вспомнил мой первый болгарский мотопробег, тогда мы ночью проезжали через центр Бухареста. Очень похоже, асфальт дерьмо, во многих местах идет ремонт, движение интенсивное. Хорошо хоть проезжал я этот центр практически по прямой, а то сбиться с маршрута можно было бы запросто.
Когда приехал в указанные координаты, оказалось, что моего отеля там нет и вообще никто про него не слышал, и улица не та, что надо. Дал поиск по названию улицы и номеру дома — навигатор такой улицы вообще в Будапеште не нашел. Что делать, приступил к опросу населения, что выглядело довольно забавно, так как они не знали английский, а я, естественно, не знал венгерский. Тем не менее, нужную улицу и отель я нашел. Вполне себе нормальная улица, по ней даже станция метро называется. Ошибка в координатах была с километр. Отель самый примитивный, в комнате только кровать, два стула и шкафчик с вешалками для белья с тряпичными стенками. Нет даже занавесок на окне. Туалет и душ есть на этаже, жаль, что не на моем. Зато крайне дешево — 1350 рублей за два дня, и байк во дворе под окном.
Вечером пошел погулял по окрестностям, метро недалеко, только щель для приема монет в единственном автомате забита мусором — как платить? Вообще по степени раздолбайства венгры даже итальянцев обошли. Столько мусора и такого поганого асфальта я ни в одной другой столице не видел. Однако есть и плюсы, напротив моего отеля оказался здоровенный супермаркет, в котором есть все! И главное — я там поел какую-то венгерскую еду, вкусно и недорого! А станцию метро недалеко нашел еще одну и автомат там работал.
Весь следующий день гулял по Будапешту. Он оказался больше, чем я думал. Пришлось даже карту покупать. И Будапешт сильно напомнил мне Вену: замки, скульптуры и много домов в таком же имперском стиле.
Дворцы вообще каких-то нереальных размеров.
В Австро-Венгерской империи кто главным-то был? Австрийцы или венгры? Судя по Будапешту — венгры.
Есть странные строения (например, собор), построены явно недавно, но под старину. Может, не смогли восстановить и сделали вроде макета в натуральную величину.
Залез на колесо обозрения, хотел сверху на город поглядеть — прокол, низковато колесико оказалось. Только крыши видно. А вот от замка на правом берегу видно город, Дунай и мосты гораздо лучше.
Народу много, тургруппы ходят, есть туравтобусы и даже вроде туркатера. Но я по Дунаю на катере не плавал, а когда близко к нему подошел, то обнаружил, что он вообще-то не голубой, а коричневый и пахнет от него не очень хорошо.
Движение на улицах сильное, как и в Италии, много скутеров и мотоциклов. Велосипеды присутствуют чисто символически. Местные по-английски не говорят, разве только продавцы и официанты, которые помоложе. Сунулся в один собор, с меня деньги за вход запросили, это как-то неправильно, я обиделся и не зашел.
С питанием здесь нормально, можно найти что хочешь и поесть за небольшие деньги (6-8 евро). Платил кредиткой, хотя за мороженое, за магнитики и прочую мелочь — наличными форинтами (курс 290 форинтов — 1 евро). Проезд в метро 350 форинтов за проезд по одной линии, за переход на другую надо снова платить. Вход в метро как в Чехии, без турникетов, проход мимо столбиков-компостеров, но здесь везде рядом со столбиками стоят по 2-3 контролера (ОМОНовского телосложения) и смотрят, как компостируешь разовый билет, или им надо показать многоразовый. Линий мало, зато вагоны хорошие, лучше наших.
Нагулялся по замкам и просто по улицам, аж ноги стали отваливаться. Весь день жара, пью воду — не помогает, только молоком и спасался, литрушку из какого-нибудь супермаркета уговорю и сразу хорошо делается.
В целом впечатления от Будапешта остались вполне положительные, не зря я запланировал день на осмотр.
Дальше был пробег до Люблина, но доехать до него без осложнений не получилось. Сначала у меня заглючил навигатор, он не показывал мое положение в Будапеште и не говорил, куда ехать. Как будто карты этого города в нем не было, но ведь при въезде он показывал улицы и мое положение относительно них. Почему перестал их видеть — непонятно… Я сначала пытался примерно выдерживать направление по компасу, потом вспомнил, что в мобильнике тоже есть GPS и навигационная программа, и карты я туда заранее закачал. Дорогу сразу на Люблин мобильник, правда, показывать отказался (это глюк навигационной программы IGO на Андроиде, о котором я уже знал), но путь на другой венгерский город, находившийся в нужном мне направлении, показал. Я положил мобилку прямо на набачную сумку и поехал себе потихоньку не совсем кратчайшим путем, но по крайней мере в нужную мне сторону.
Выехав из Будапешта и проехав через пригородные поселки, я все-таки попал на автобан. Правда, на нем сначала поехал не в ту сторону, но 20 километров на автобане это всего 10 минут ходу, а потом еще и дождь накрыл. Но это все проблемы решаемые, главное процесс пошел.
По Венгрии дорога была хорошей, но потом началась Словакия, а там дороги — как в нашей глубинке. Да и еще меня опять накрыл дождь, я даже дождевик одеть не успел. А на мне была сетчатая курточка от жары, она промокала, даже когда капли пролетали с ней рядом. И главное остановиться было негде — узкая дорога и абсолютно без обочины. В общем, немного покупался, но потом опять стало солнечно, на ходу и высох.
По словацким дорогам ехать было мало радости, но хоть недалеко, примерно 140 км.
Потом пошла Польша и постепенно дорога стала улучшаться, но все равно получалось не быстро из-за ограничения 50 км/ч в населенке. А еще поляки любят везде ставить фоторадары, и хоть не факт, что они снимают номер сзади, но лучше все же не рисковать.
Добрался до отеля в Люблине я только в 19 часов, вкусно поел в ресторане (мясо тушеное в специях и печеная картошка — долой итальянскую кухню!) и немного погулял по центру вечернего Люблина.
Вполне приятный городок, жаль, что мало времени на него получилось выделить.
Последний день пробега до Чернигова оказался слегка экстремальным. Сначала все было нормально, солнечно, хоть и прохладно, до границы с Белкой доехал без проблем, границу тоже прошел достаточно быстро, минут за 40. Асфальт на М10 (трасса Брест-Гомель), конечно, похуже польского, местами вообще гадость (около 30% от всей длины), но выбора не было. Потом пошел мокрый асфальт — впереди явно шел дождь и я его догонял. Я надеялся, что туча пойдет прямо, на Гомель, но когда повернул на юг — на погранпереход Комарин, — туча опять оказалась передо мной.
Еду, нарываюсь на слабый дождь, пережидаю — дождь кончается, еду дальше, снова дождь. Так эта туча передо мной и болталась, а я в нее все время утыкался. В конце концов концов мне это надоело, я решил через нее проехать и открутил ручку, тем более, что асфальт позволял идти 120-130. Тут меня стало поливать всерьез, и проскочить тучу мне никак не удавалось. Она болталась надо мной и дождь то усиливался, то временно ослабевал, но не переставал. Иногда я даже выезжал на сухой асфальт, который тут же накрывало ливнем. Причем при всех поворотах дороги, туча стабильно оказывалась надо мной.
Так я и ехал до белорусско-украинской границы, доехал с абсолютно мокрыми перчатками, сапогами и всем остальным, что ниже пояса. Я надеялся быстро проскочить дождь и не надел полный дождевой комплект, а только куртку, и теперь за это расплачивался.
После границы было мокро и, хоть дождя уже не было, мне было уже все равно — брюки были мокрыми насквозь и в сапогах вода прямо плескалась. Таким и доехал я до Чернигова, мечтая только о горячем душе. В Чернигове я хотел погостить три дня — поваляться на пляже и покупаться в местных речках. Увы, похоже, я привез в Чернигов дожди и похолодание, все время было холодно, иногда шел дождь, я просидел дома и ни на Десну, ни на Снув купаться не ездил.
В последний перегон, Чернигов – Москва, сначала все было хорошо, но уже после въезда в Россию я вдруг обнаружил, что у меня не работает спидометр. Попытка разобраться на месте ни к чему не привела – уже потом я узнал, что порвался тросик, а это на ходу не лечится. Пришлось дальше ехать без спидометра, да если здраво рассуждать, зачем он нужен? Или идешь в потоке, или с той скоростью, которую позволяет качество асфальта. Неудобно только, что нельзя контролировать расход бензина по пробегу.
Потом, уже после Калуги, меня накрыл дождь, да такой сильный, что все едущие передо мной машины резко снизили скорость и стали включать аварийку. Наверно, у них дворники не справлялись с потоком воды. У меня такой проблемы не было из-за отсутствия дворников и я скорость ниже 100 снижать не стал, тем более что асфальт этим дождем хорошо промылся и сцепление с ним было вполне удовлетворительным. Больше никаких приключений не было и вечером 24 июля мой пробег в 7700 км вполне благополучно закончился.
Примерные расходы на эту поездку составили полтора килоевро.
Ссылку на более полный фотоальбом этой поездки можно найти через мой профиль.