Есть предположение, что руководство Национальной лиги инструкторов (НЛИ) предложило мне еще раз – теперь бесплатно - пройти курсы С по горным лыжам в тайной надежде, что я опять не удержусь от «отчета». Умные люди понимают, что любое упоминание, кроме некролога, это реклама…
По всей видимости, я являюсь рекордсменом по числу проваленных попыток сдачи технического экзамена курса С.
Нынешние курсы, как и предыдущие, прошли в приятной дружеской атмосфере...
Кроме того, любое повторение только на пользу.
Пока что, пытался сдать технику целых восемь раз. Я несколько раз подавал апелляцию – реальный способ ознакомиться с перечнем ошибок… Самое интересное, что лекторы НЛИ, принимающие экзамены, и члены апелляционной комиссии обнаруживали в моих проездах не одно и то же.
В последнее время в лексиконе последних появилась волшебная фраза: движение не соответствует описанию.
В своей прежней статье и ее обсуждении, я упоминал «гениальность» текста методички. С тех пор, последняя претерпела еще два переиздания.
Прежний раз я учился по методичке 2016-го (с ошибкой в наборе текста описания КНУ), сейчас имею на руках 2019-го (подарок НЛИ) и 2022-го (вручили на курсах).
КНУ – карвинговый поворот начального уровня. По всей видимости, многочисленные ошибки курсантов в исполнении последнего заставляют корректировать текст описания поворота.
К слову, из разговоров с лекторами узнал, что происходит эта редактура на их – лекторских курсах.
Итак, КНУ, описание движений (курсивом в [ ]– из 2019-го):
Скользим в стойке «траверс». Отводим (одновременно перекантовывая) пятку будущей внешней лыжи с разгибанием ног [ и, разгибая ноги ] (в голеностопных и коленных суставах), увеличиваем давление на внешнюю лыжу. Скользим к линии ската.
Начинаем сгибать ноги (в голеностопных и коленных суставах), пересекаем линию ската с одновременным подведением пятки внутренней лыжи. Перекантовываем ее, лыжи удерживаем на ширине бедер. Ведем поворот, продолжая контролировать давление на лыжи, сохраняя стойку «траверс» и оптимальную ангуляцию.
А теперь представьте, что будущий инструктор должен это все запомнить, осознать, и очень близко к тексту произнести на экзамене. Будущие возможные ученики также будут иметь счастье слышать этот набор слов из уст инструктора, вникать в смысл услышанного и пытаться изобразить.
Дабы облегчить понимание вышеприведенного описания, в двух поздних методичках появились иллюстрации. Но, если в 2019-м там фигурировали кружки, обозначающие положение центра масс (ЦМ) относительно лыж, то в 2022-м их заменили прямоугольники «Приложение давление на лыжи». Первым делом, я подумал, что в НЛИ решили, что с ЦМ это слишком заумно, но потом выяснил, что концепция изменилась, и, если не ошибаюсь, о смещении ЦМ больше не упоминается…
Скажите, пожалуйста, что в этом тексте способно предотвратить исполнение старого доброго поворота упором ? Что здесь знакомит нас с трендом последних лет – работа ступней, скольжение и использование в повороте внешних сил ?
Теперь перечислю то, что хотят видеть в исполнении КНУ на экзамене:
- Никакого транзита: в стойке «траверс» минимальное время – сразу переход к следующему действию.
- Четкое разделение между «отводим пятку» и «разгибаем ноги».
- Разгибание исключительно с только что отведенной ноги, но не с будущей внутренней (бывшей внешней).
- Разгибание плавное (в два раза продолжительнее будущего сгибания).
- При скольжении к линии ската проскальзывание минимальное.
- На линии ската равновесная стойка с разогнутыми ногами в голеностопах и коленях, но не в ТБС.
- Сгибание должно опережать подведение пятки: одновременность наказуема – лыжа должна подъехать под действием внешних сил.
- Обязательно наличие проскальзывания при ведении.
- Никакого транзита…
Нормально? Как же здесь не нарваться на «движение не соответствует описанию», со всеми вытекающими последствиями.
Кроме КНУ сдаются еще три элемента…
Надеюсь, понятно, почему за восемь раз так и не сдал ?
Но, впрочем, можете продолжать считать меня тупым неумехой…
Полагаю, вышеперечисленное является одной из причин того, что из 11 человек группы технику сдали только двое.
По правде сказать, нам довели, что основная цель курса – изучение методики преподавания, и по-хорошему, многим следует сначала пройти так называемый технический курс.
Предвижу вопрос: не слишком ли дорого мне обходится желание получить удостоверение НЛИ ?
Отвечаю. Платил только за ски-пассы. Все пересдачи, а также несколько дней катания с группами для меня были бесплатны. О причине предоставления этой халявы меня не информировали...
Но, по большому счету, я очень доволен происшедшим: общение с лекторами НЛИ не прошло даром – мой уровень владения лыжами реально повысился !
В большинстве своем, они внимательные и приятные в общении люди. Но, к сожалению, мыслят стереотипно и практикуют презумпцию вины курсанта – Кто палку взял, тот и капрал (С) – еще одна, полагаю, причина малого количества успешных сдач техники на курсах категории С.
Жаль, не могу представить все общие фотографии сдающих/пересдающих, в которых принимал участие - занятная была бы коллекция.
Но не могу лишить вас видеоряда.
Как мне кажется, я уже давно «еду» на три бала по пятибальной системе. В доказательство этой версии, соорудил пару роликов, используя присланные мне «образцы» и прошлогодние учебные проезды, снятые лектором НЛИ. Отослал ролики в офис НЛИ. Ответом были очередные «плюшки».
1. Кино про поворот в плуге: Плуг_Баттл.flv
2. Кино про КНУ: КНУ_Баттл.flv
Как мне кажется, к всеобщему удовлетворению, следует ввести входной тест для будущих курсантов.
Например, прислать видео-ролик, где:
- Человек стоит поперек склона средней крутизны на параллельных лыжах.
- Разгибает ноги в голеностопных и коленных суставах.
- Вращением стоп разворачивает лыжи в долину.
- Скользит вниз 1- 2- 3 (по выбору) метра.
- Закантовывает, как умеет, лыжи.
- Сгибает ноги в голеностопных и коленных суставах.
- Скользит по дуге до полной остановки.
- Повторяет вышеперечисленное в другую сторону.
P.S. К сведению моих хейтеров на этом ресурсе. Да, нарушил данный в мае 2021-го обет молчания, но исключительно, ради благого дела. Да и плюсик, надеюсь, в карму не помешает. Поверьте, "разговорился" ненадолго.
P.P.S. Как ветеран пересдач техники категории С НЛИ, наконец-то (надеюсь) разобравшийся со всеми нюансами предъявляемых требований, планирую снять учебный фильм на эту тему. Но буду премного благодарен, если это раньше сделает кто-нибудь другой...
Дополнение. Как мне кажется, с введением в учебный процесс дистанционки – спасибо коронавирусу – значимость вечерних семинаров несколько уменьшилась. Однако, как мне показалось, пропорции катание-«разговоры» остались прежними.
Если нужен накат сдаваемых дисциплин, то почему бы не добавить по часу, начиная с четвертого дня (после первого видео) за счет семинаров ?
Утром, после разминки, до конца текущего часа каждый исправляет полученные в ходе видео-разбора замечания. А лектор, стоя на выкате, наблюдает и корректирует…
"Успешные" и уверенные в себе курсанты могут лишний час поспать...
Честно не фига не понял по описанию)
не проще ли упры наездить?