В сравнительно малоснежной Южной Корее горные лыжи и сноубординг - самые любимые зимние виды спорта. Здесь насчитывается более десятка курортов, оборудованных современными кресельными подъемниками (открытые лифты-скамейки) и гондолами (закрытые кабинки), а также разнообразными дополнительными сооружениями для отдыха. Cезон на крупнейших горнолыжных курортах Южной Кореи начинается в ноябре.
Богван Феникс парк и курорт Йонпхен - наиболее популярные места для всех любителей горных лыж и катания на сноубордах. Оба курорта расположены в живописных долинах восточной провинции Кангвондо. Крупнейший горнолыжный курорт Йонпхен, где в свое время планировали проводить зимнюю Олимпиаду, открывает сезон в конце ноября. 50 машин-пушек, вырабатывающих снег, начнут вырабатывать снег для 2-х его снежных трасс, которые начинают работать первыми. Искусственный снег практически не отличается от настоящего.
Горнолыжные курорты в Корее - это не просто место для катания на лыжах, сноубордах и санках, но и целые развлекательные комплексы, включающие трассы для разных уровней подготовки - от начинающего до экспертного, а также рестораны корейской и западной кухни, боулинг, стрельбу из лука, открытые и закрытые бассейны, гольф-площадки, полигоны для скоростных гонок на автомобилях и даже сауны и спа-центры. Неслучайно южнокорейцы и туристы приезжают сюда семьями и дружескими компаниями в выходные и праздничные дни - отдохнуть, покататься и снять стресс, накопившийся от повседневных хлопот.
Итак, после того, как подготовка закончилась, отдыхающие выезжают. Если едут семьей, то как правило, - на автомобиле. Так как машина в Корее - это не роскошь, а средство передвижения, то есть она почти в каждой семье. А в молодых обеспеченных семьях принято иметь как минимум две автомашины - по одной для жены и мужа. Южнокорейцы - народ патриотичный, поэтому в большинстве своем их автомобили - корейского производства. На дорогах Южной Кореи вы увидите разнообразные модифицикации известного в России производителя Хендэ Мотор, считающейся маркой "номер один", а также модели других марок - дочки Хендэ - Киа Моторс, легковушки Дэу, джипы Ссанъенг и седаны Рено-Самсунг. В последнее время стало также много импортных автомобилей: американских и европейских марок. Японские машины в Корее всегда были, но в сравнительно небольшом количестве.
Растущее количество автомобилей на дорогах при ограниченной густозаселенной территории (плотность населения в Корее - одна их самых высоких в мире) вызывает серьезную озабоченность южнокорейских властей. Борьба с автомобильными пробками - головная боль местной полиции. Для сокращения количества машин, улучшения экологии и решения проблем с парковкой, несколько лет назад власти решили даже провести месячники по переходу на другие виды транспорта. Сеульских жителей призвали отказаться от автомобилей и пересесеть на метро и велосипеды. Для этого были созданы специальные велосипедные парковки у станций метро с бесплатно выдаваемыми велосипедами (под залог удостоверения личности). Сознательные граждане добирались до станции метро на велосипедах, сдавали их хозяину парковки, далее пересаживались на метро, по выходу снова брали велосипеды. Таким образом, проблемы общественного движения были частично решены. То есть метро в Сеуле было и остается самым быстрым видом транспорта. Благодаря проведенной кампании, на метро пересели даже владельцы крупных бизнесов, не говоря уже о среднем классе. Оно позволяет комфортно, удобно и быстро добраться до нужной точки. В Интернете сеульская мэрия создала также веб-сайт, с помощью которого можно быстро и легко вычислить нужный маршрут и время в пути. Молодые жители Сеула для отдыха и поездок на работу широко используют также скутеры - разновидность мопедов, которые легко парковать и обслуживать.
Система оплаты в общественных автобусах заслуживает всяческих похвал. Она позволяет обходиться без кондукторов, что существенно сокращает расходы и бережет нервы пассажиров. При входе в автобус и метро пассажир расплачивается с помощью единой пластиковой транспортной карты: прикладывает ее магнитной полосой к датчику на входе и выходе из автобуса и станции метрополитена. Войти в сеульский автобус можно только в переднюю дверь, а выйти - в среднюю, предварительно "отметившись" картой у терминала. Если карты нет, то можно по-старому расплатиться монетами, опустив их прозрачный ящик-кассу, стоящую рядом с водителем. Карты продаются во всех газетных киосках, в кассах метро и их можно "подзаряжать" деньгами там же, через автоматы или в магазинчиках со знаком T-money. На днях корейские телеканалы объявили о переходе на транспортные карты по всей территории страны. До сих пор они действовали только в Сеуле. Это означает, что и в провинции можно будет передвигаться на метро и автобусах, используя одну и ту же карту.
Приезжие и одиночные туристы добираются на горнолыжные курорты на специальных междугородних автобусах или на автобусах, которые предоставляют из Сеула до мест назначения сами курорты, заинтересованные в постоянном притоке туристов из столицы и зарубежа. Места на некоторые автобусы абсолютно бесплатны, но только если бронировать их по Интернету. При бронировании используют удостоверение личности - пластиковую карту, заменяющую внутренний паспорт. У южнокорейцев, как и у граждан других развитых стран, есть только один бумажный документ - паспорт для загранпоездок. Количество бумажных документов вообще сведено до минимума, касается ли это оформления сделок с недвижимостью, регистрационных вопросов или даже международных бизнес-операций. Весь документооборот максимально автоматизирован, и любые бюрократические процедуры занимают минимум времени и не требуют усилий. В целом, большинство общественных учреждений работают на удивление быстро и эффективно. Часть рутинной чиновничей работы возложена на электронное правительство (e-government). Госслужба в Корее - весьма почетная и неплохо оплачиваемая работа, и чиновники ценят свои посты. К тому же их деятельность подвергается жесткому контролю и критике общественности. Высшие министерские портфели достаются как правило выпускникам престижных вузов, таких как Сеульский госуниверситет, университет Корё, университет Ёнсэ и Кенгхи.
Дорога до курортов в восточной провинции Кангвон занимает от 2. 5 до 4 часов на машине или автобусе. Курорты, расположенные в пределах часовой езды от Сеула (провинция Кенгидо), требуют около часа-двух езды.
До курортов, находящихся ближе к восточному побережью Кореи можно добраться также на самолете рейсом Сеул-Сокчо (время в пути - около 40 минут) или на поезде.
Такое понятие как очередь здесь можно встретить очень редко и в самых неожиданных местах. Пожалуй, это очередь в метро на посадку в вагон метро. Перед приходом поезда пассажиры выстраиваются у специально отмеченных точек или у стеклянных ворот и друг за другом заходят в прибывший вагон. В банках и других общественных учреждениях очередность определяется с помощью электронной системы: на табло высвечивается номер, выданный вам небольшим аппаратом на входе. В процессе ожидания вы сидите на стульчиках и читаете журналы и газеты или играете в игры на сотовом телефоне. Стойки для газет и журналов находятся прямо в зале.
При поездках на горнолыжный курорт один-два раза в год лучше остановиться на покупке билетов и аренде лыж или доски непосредственно на самом курорте в день катания. Прокат лыж обходится в сумму около 20-50 долларов в день. Там же существуют школы для юных горнолыжников, где за определенную плату вас научат основам катания. Если вы едете более чем на сутки, то перед поездкой или по прибытию на курорт лучше всего позаботиться о месте для ночлега. Опытные лыжники бронируют себе мотель или отель заблаговременно, так как в выходные дни курорты довольно многолюдны и мест в гостиницах может не оказаться.
На корейских курортах можно найти самые разные виды гостиниц: от недорогих мотелей, кондоминиумов - квартир со всеми удобствами и кухней, до солидных гостиничных номеров для состоятельных людей, ценящих комфорт. Мотели по-корейски - это небольшие гостиницы с невысокими ценами и необходимым минимумом удобств: жилой комнатой с кроватью или без (ондоль - см. описание ниже), душем и туалетом, телевизором, холодильником. Номер в мотеле стоит около 30-50 долларов в сутки.
Обычный день на горнолыжном курорте выглядит примерно так: по приезде компания друзей или семья занимает забронированный номер, арендует лыжи или доски, затем катается с перерывами на отдых и обед, а вечером идет в сауну, бассейн, играет в компьютерные игры. После ужина отдыхающие могут смотреть кино, общаться с друзьями в чатах по Инету или сидеть в барах или танцевать в ночных клубах. Старшее поколение обычно отдыхает у телевизора или проводит время в саунах. По вечерам молодежь может участвовать в разнообразных вечерах, смотреть выступления поп-звезд на открытых концертных площадках или развлекаться, пуская ракеты в ночное небо. На курортах - множество разнообразных кафе, кофе-шопов, а также фаст-фудов и франшизных ресторанов.
На некоторых курортах есть также бильярдные, полигоны для гонок на квадроциклах, пейнтбол, салоны красоты и многое другое. Не забыли здесь о детях и домашних животных. На каждом курорте есть игровые комнаты для малышей и специальные горки для них же с плоскими пластиковыми "ледянками", похожими на российские. Пункт скорой помощи - это мини-больница, где есть все для оказания скорой медпомощи.
Если вы остановились в кондоминиуме, то ужин можно приготовить самому, купив продукты в ближайшем супермаркете. В снятой квартире есть не только кухня, мебель, но и все столовые приборы и посуда. Хозяева гостиниц не боятся оставлять все эти предметы, так как риск, что их своруют очень мал. В Корее издавна очень мало воруют. Это связано с тем, что в древние времена воров очень строго наказывали: их превращали в рабов и подвергали сильнейшему общественному порицанию. Поэтому даже в современном обществе воровство не так распространено. Новости о кражах показывают по центральным каналам ТВ как будто это большое ЧП. К примеру владельцы автомобилей могут спокойно оставлять машины на улице, не закрывая дверей. Владельцы домов и квартир часто выходят на улицу, оставляя дом открытым. А на самом южном курортном острове Чечжу двери издавна вообще были символическими - тонкая деревянная или тростниковая дверь похожа на межкомнатную дверь в России. Часто на ней вообще отсутствовал замок.
Сотовые телефоны, одежду, аппаратуру и мелкие товары часто продают на улице с открытых ларьков и в открытых корзинах, так как почти никому не приходит в голову их воровать с прилавков. В огромных торговых комплексах, напичканных дорогостоящей техникой, на ночь аппаратура накрыта легкими покрывалами и только доступ на соотвествующие этажи закрыт. В такой ситуации некоторые приезжие легко теряют бдительность, и часто подвергаются кражам, которые тут в небольшом количестве, но есть.
В гостиничных номерах может встретиться ночлег как в традиционном корейском стиле, так и в европейском. Традиционный корейский стиль предполагает ночевку на подогреваемом полу, т.н. ондоле. Поверх ондоля ночующие обычно укладывают тонкий матрас и укрываются одеялом. Такой вид ночлега, как верит старшее поколение, считается полезным для осанки и здоровья в целом. В качестве подушки часто используют плоский прямоугольной формы деревянный брусок (с целью массажа головы) или подушку, набитую зернами разных растений. Европейцы и молодежь предпочитают спать на кроватях. По прибытию в гостиницу можно вежливо поинтересоваться типом ночлега: с кроватью комната или без, и вам предоставят номер по вашему выбору.
Полы в корейских домах, да и все помещение, отапливаются при помощи бойлерной системы, установленной в полу. В каждой квартире есть свой регулятор температуры горячей воды. То есть можно самому устанавливать желаемую температуру и регулировать подачу горячей воды и ее количество. Некоторые жильцы, из стремления экономить, зимой даже отключают бойлер. Спасает лишь то, что зимой температура воздуха на улице как правило не опускается ниже 10 градусов по Цельсию. С древних времен корейские дома отапливались с помощью раскаленных камней, на которые укладывался сам пол. Под камнями находилась печь, в которой постоянно тлели угли. В современной Корее даже многоэтажные квартирные комплексы имеют автономную систему отопления, при которой бойлер стоит в каждой отдельной квартире. Таким же образом можно регулировать температуру воздуха в гостиничных номерах. В наше время в качестве топлива для бойлеров используют газ. На кухнях, правда, можно встретить как электроплиты, так и газовые печки, как правило без духовки.
Горнолыжные трассы на местных курортах - это целый комплекс гор, холмов и горок для катания горнолыжников разного уровня подготовки и специальные траншеи-колеи (half-pipe) для сноубордистов и их трюков. Т.е если горнолыжники катаются по укатанным покрытиям, расположенным на холмах и склонах гор, то у сноубордистов, помимо этих трасс, есть еще в арсенале похожие на траншеи с укатанным снегом специальные трассы, выглядящие в разрезе как половина трубы, на которых сноубордисты выполняют разноообразные трюки, прыжки, сальто, перекатываясь зигзаообразно с одной стороны на другую.
Экипировка горнолыжника в Корее заслуживает отдельной статьи - настолько ярко, стильно и разнообразно она выглядит. Это как правило, помимо лыж с ботинками и палками или доски с ботинками, двухцветные непромокаемые штаны или комбинезон, куртки в тон штанам, специальные солнцезащитные очки, непромокамые перчатки и немыслимых фасонов разноцветные шапки. Прикид сноубордиста похож на таковой горнолыжника, но обычно выглядит более объемно. Выполняющие трюки сноубордисты обычно также используют каски - для обеспечения дополнительной безопасности.
Одежду, впрочем как и все остальное, что может потребоваться любителям-горнолыжникам, можно купить или взять напрокат прямо на курорте. Там же, без проблем, можно отремонтировать сломавшийся автомобиль или заказать готовую пищу в номер гостиницы, как и в городе. Знаменитый южнокорейский сервис - это то, что отличает эту страну от всех остальных. Таким образом, на корейском горнолыжном курорте можно жить и отдыхать, а иногда даже и работать, как и в городе, так как все необходимое для полноценной жизнедеятельности там есть.
Ирина Ю,
собкор газеты "Московские новости"
специально для НОТК
16.11.2007
Впервые опубликовано на сайте НОТК
Только про трассы и катание забыла.