Коротко могу сказать, что катание в Валь д’Изере очень хорошее. Есть целая долина зеленых трасс для начинающих, долина синих трасс, много сложных трасс. Есть возможность дальних лыжных путешествий из долины в долину, не хуже чем в районе Трех Долин и даже более живописных. Много снега.
Один минус, о котором пишут даже в официальных источниках, - в сам поселок ведут только сложные трассы. Даже несмотря на то, что одна из них помечена, как зеленая трасса. Наверное, чтоб туристов не отпугивать. Тем не менее, этот факт не является проблемой для дебютантов, всегда можно спуститься на гондольных подъемниках, которые работают на полчаса дольше, чем остальные канатки. Зато катание было прямо от дверей шале-отеля, в котором мы остановились. Apre-ski присутствует в полном объеме, включая развлекуху на свежем воздухе и бассейн с саунами.
А теперь обо всем в деталях. Попутно смотрите фотоотчет.
Склоны. Я выделил на карте шесть долин. Валь д’Изер и Тинь - условно посередине. Есть долина зеленых трасс, где катаешься по кругу, периодически внося разнообразие, выбирая параллельную трассу или меняя направление движения по кругу. Есть три долины синих трасс, где катаешься не так как в долине зеленых трасс, а «туда-сюда», только меняя трассы. Одна из этих долин - собственно Тинь.
Очень быстрые и несложные синие трассы водятся у подножия вершины Pte Du Montet. Некоторого внимания заслуживают трассы, ведущие в поселок, ведь по ним вечером нужно возвращаться домой. Там есть две трассы, напоминающие кулуар. Это Piste-L (спускается в Le Lasinante) и Santons (в Le Chatelard). Интересные и задорные спуски, но только по утрам, пока не наделали бугров. Едешь, как шар в желобе катишься. Аттракцион какой-то. Но только не вечером.
Да и другие магистральные трассы, ведущие в поселок, могут задержать новичков минут на тридцать-сорок. Verte, например, совсем не зеленая, а красно-синяя. Но обозначена, как зеленая, чтобы не отпугивать народ, раздумывающий над выбором курорта. Хотя уже для среднего лыжника это трассы очень интересные и даже с буграми.
В Тине я катался мало, не довелось и спуститься к плотине, где снимали «Такси3», и тем более еще ниже на 1550 метров в Tignes Le Brevieres. Но это путешествие наверняка стоит проделать, озадачив себя не менее чем на полдня.
Вообще идея путешествий по долинам в Валь д’Изере может быть реализована максимально эффективно в отношении время – расстояние без риска опоздать на последний подъемник и выложить 50 евро на такси или прождать допоздна редко ходящий автобус, как это бывает в Трех Долинах, ведь даже из Тиня ходит бесплатный скибас.
Ратраки работают каждый день, и можно поохотиться за вельветом. Это у меня однажды получилось. Идешь на первый, самый ранний, подъемник и катишь подальше от поселка. С утра народу заметно меньше.
[page]Подъемники. Транспортная система Валь д’Изера, не считая канаток в Тине, начинается с шести основных подъемников, между которыми ходит «красный» автобус. Еще семь подъемников, включая бугельные, позволяют покататься, не выезжая из долины.
В горах вы найдете целую сеть часто расставленных подъемников. В самом поселке есть две бесплатные креселки и два бугеля, которые поднимают не высоко, но выше, чем в Сорочанах. На карте они обозначены красно-желтым пунктиром. Я не проверял, но верю карте. Из квартала La Daille идет настоящее метро. Поезд едет в туннеле на высоту 2827 метров.
Аналогичный поезд ходит из Тиня на высоту 3032 метра. В плохую погоду гондолу Grand Motte в Тине закрывают, да и Fornet один раз при сильном ветре не работал. Креселки староваты, половина движется без замедления, что создает некоторые трудности при посадке маленьких детей.
Есть один скоростной восьмиместный кресельный подъемник Tommeuses. Рекомендую обратно спускаться по трассе Creux. В шестиместной гондоле Valon De l’Iseran хватит времени перекусить, не теряя времени на остановку в кафе, благо там очень уютно. В ветреную погоду я избегал длинную креселку Borsat Express. Зато из Тиня можно легко подняться на Fresse даже в метель, кресла на ней оборудованы колпаками. На гондолах Solaise Express и L’Olympique можно вечером спуститься в поселок. Функционально, система подъемников на курорте весьма эффективна, но технический уровень низок.
По поводу очередей ситуация классическая. С 9 до 12 народ толпится на основных подъемниках Solaise Express и L’Olympique, время в очереди - 10-15 минут. На гондолу Solaise народу заметно меньше. Если едете на ней, наверху нужно пройти пешком 50 метров по горизонтали, расположена она в стороне от автобусной остановки. Из района La Daille идет метро (фуникулер). Утром я там не поднимался, но днем приходилсь ждать 15 минут, т.к. он один ходит туда-сюда. Потом проходил с первого захода. Дальше в горах очередей нет вообще. В горах, в основном, кресельные дороги. Из La Fornet я не поднимался. Там ходит одноименная гондола, которую в ветренную погоду иногда останавливают. Есть креселка. Вечером бывала очередь на автобус около фуникулера (метро из La Daille). Обычно мы спускались прямо к дому в район Legettaz по трассе Santons или по Piste-M.
[page]Фрирайд. Сам не пробовал, опыта маловато, но места для катания по свежему снегу присутствуют в изобилии. Вот только их в первые два-три дня укатывают полностью. Причем видно, что люди ходят километры по горе, чтобы добраться до нетронутного снега. Ну что говорить, когда половина народу катается на Allmountan, лыжах от 170 см, - тоже своего рода мода. Там на всех рекламных плакатах лыжник едет по целине, а из тех, кого я видел вне трасс, большинство соскребались очень медленно и неуверенно. Да и открытые камни всегда есть. Хотя в плохую погоду с метелью, снегом и плохой видимостью, если не закроют верхние подъемники, то и на обычной трассе будет маленький фрирайд. Я так попал в Тине на трассу Leisse - вообще никого и ничего не видно, метель, «молоко» и неглубокий снежок. Вот фотка подъемника Leisse в тот денек.
Туннели на трассах. На трассах Verte и Diebold есть искуственные туннели, что ведут в La Daille, но большого удовольствия они не доставляют. Приходится снижать скорость и вообще на этих трассах много народу и детей, особенно вечером на Verte. Трасса Tunnel не работает.
Питание на горе. Предприятия общепита расположены на горе в удобных местах. Мне очень понравились самообслуживаемые микроволновки, где я подогревал холодное немецкое пиво. Ведь только хорошее свежее пиво может восстановить силы горнолыжника, не обременив желудок и кошелек. В меню всегда есть недорогой мясной очень густой суп, которого более чем достаточно для активно-спортивного продолжения дня.
Расположение отеля. Шале-отель Le Chalet Du Jardin Alpin находится в районе La Legettaz в 800-х метров от центра поселка, в 300 метрах от гондолы Solaise и в 500 метрах от основных подъемников и Solaise Express, L’Olympique. Апартаменты очень приличные. Мусор выносят и даже убираются, пока лыжники катаются. Много разных планировок, есть и двухэтажные (смотрите планы на сайтe).
Если двигаться от отеля по верху, не по дороге, а прямо по горе, утром можно на лыжах доехать до ближайших подъемников. Обратно в отель возвращаемся на бесплатном «голубом» автобусе или по трассе Santons, если спускаетесь c вершины Bеllevarde. При спуске с Solaise идете по красной трассе Piste-M и, немного не доезжая до конца, уходите налево, и вы дома. Гид все расскажет и выдаст схемы движения автобусов, которые работают до 20:00 ч. Расположение отеля удобное, есть возможность встать на лыжи прямо под окнами дома, в отличие от центральных отелей, где невозможно катание от дверей, и нужно сначала ехать на «красном» автобусе до подъемников.
До магазинов идти около километра. Рекомендую магазин Casino в центральной части поселка на главной улице, там заметно дешевле. Как пройти, спросите прямо у прохожих, все рядом. В магазин лучше идти пешком под горку, обратно - сначала на «красном» автобусе, потом на «синем». Мы «красного» не ждали, а шли пешком до остановки «синего». Все расстояния просто смешные для людей, которые собираются по 7-8 часов проводить на лыжах. Мы с собой набрали из Москвы много продуктов и покупали, в основном, только хлеб, пиво, яйца, овощи и вино.
Прокат и школа. Гиды раздавали рекламу проката, где дают два комплекта по цене одного. Не проверял. Пристроить ребенка в горнолыжную школу не удалось из-за отсутствия мест.
Apre-ski. В ресторан, бар и дискотеку не ходил, но согласно путеводителям, в городке есть 3 дискотеки, 60 баров, 78 ресторанов, 2 кинотеатра, бридж-клуб и музей. Около подъемника L’Olympique есть спортивный комплекс. Бассейн закрывается в 20 часов, а бани в 19:30.
Резюме. Я останавливался в Валь д’Изере, в Тинь поднялся один раз и катался там мало. Показалось, что Тинь оснащен лучше, подъемники посвежее. С точки зрения перспектив катания, Валь д’Изер имеет более выгодное положение, в плане доступности и выбора направления катания, это видно на схеме. Качество трасс одинаковое. Валь д’Изер побольше Тиня и добираться до магазинов или бассейна придется дольше. Развлечений apre-ski больше в Валь д’Изере. А новичкам будет лучше в Тине.
Но Валь д’Изер красивее и романтичнее. При облачной погоде в Валь д’Изере на высоте 1850м может быть нормальная видимость, а в Тине на 2100м - мутновато и идти снег, тогда просто едете в Валь д’Изер. Второй раз для разнообразия я бы поехал в Тинь.
Даты поездки: январь 2008
Автор: Motor
Расположение Le Chalet Du Jardin Alpin находиться от центра 800 метров. Если идти по верху, т.е. не по дороге а прямо по горе, там где утром можно на лыжах доехать до ближайших подъемников, то достаточно быстро и спускаться под горку. Обратно вверх едем на бесплатном ГОЛУБОМ автобусе. Гид вам все расскажет и выдаст схемы движения автобусов, которые работают до 20:00 ч. Расположение удобное т.к. катание от дверей в отличие от центральных отелей, откуда нужно только ехать на КРАСНОМ автобусе. Вечером возвращаетесь по трасе Santons - если спускаетесь c вершины Bеllevarde. Или, если спускаетесь с Solaise, то идете по красной трассе Piste-M и немного не доезжая до конца уходите налево - там поймете.
До магазинов идти около километра. Рекомендую магазин Casino - там заметно дешевле. Как пройти спросите прямо у прохожих. Там все рядом. Туда лучше идти ешком , т.к. идем под горку, обратно - сначала на красном автобусе, потом на синем. Но Мы красного не ждали а шли пешком до остановки синего. Чесно-говоря все эти расстояния просто смешные для людей, которые собираются по 7-8 часов проводить на лыжах. Мы собой набрали из Москвы много продуктов. Покупали, в основном, только хлеб, пиво, масло, яйца, овощи и вино.
Апарты - приличные. Мусор выносят и даже убираются пока лыжники катаются. Там много разных планировок. Есть и двухэтажные. Смотрите планы на их сайте: http://www.chaletsalpins.com/en/index.php