Вариантов для ски-сафари, многочасовых лыжных прогулок без повторов пройденных спусков, в окрестностях горного массива Sella (3151) великое множество: общая длина связанных между собой трасс составляет тут около 500 километров. Отличительной особенностью этих путешествий является то, что проходят они в совершенно уникальных, фантастических декорациях Доломитовых Альп.
О круговом маршруте Селларонда мы недавно уже рассказывали. Ниже речь пойдет о том, как в течение дня объехать Валь Гардену - познакомиться с самыми интересными ее трассами.
Начните с Ciampinoi (2254). Поднявшись с утра пораньше из Сельвы, прогуляйтесь в Санта-Кристину. Для первого спуска-разминки больше других подойдет «красная» трасса Saslong В. На крутом верхнем отрезке и ниже, у Sochers, вы наверняка застанете вельветовые следы ратраков. Не будет бугров ни в узком проезде у замка Fischburg, ни на финишном выкате – их нароют позже.
Из С.-Кристины, воспользовавшись гондолами и 6-креселкой, снова подтянитесь на Ciampinoi.
Сверху устремляется вниз, в Сельву, интересная, средней сложности трехкилометровая трасса. Миновав красивый гребень, сверните налево – правая дорожка уведет к План-де-Гралба.
Будьте внимательны в месте встречи с «черным» спуском, не бросайтесь под ноги идущим сверху лыжникам!.. Справившись с последним крутоватым виражом, на выкате держитесь правее. Проехав между домами и перейдя по пешеходному мосту через дорогу, вы на 4-креселке Costabella сможете подняться на противоположный склон.
Спуск к 10-местным гондолам Dantercepies займет пару минут, подъем наверх – минут восемь. С 2300 метров по «красной» (а лучше по классной «черной»!) трассе скатитесь обратно в Сельву.
На финише не прозевайте левый поворот в узкий трехсотметровый проезд по краю поселка. В конце него надо будет еще раз перейти через дорогу к станции гондольного подъемника Ciampinoi.
Пятый за день спуск – в План-де-Гралба. Вначале предстоит преодолеть не самый приятный участок у парнокреселки Piza Pranseies, ему стоило бы присвоить «черную» маркировку... Ниже – просторная «красно-синяя» трасса с пологим выкатом к фуникулеру, который поднимет на Piz Sella (2284).
Спуститесь вдоль 6-креселки к Refugio Emilio Comici, перед ним поверните направо на несложную живописную трассу, идущую под скальной башней Sassolungo.
Через два с половиной километра спуск обернется плоским траверсом, на котором лыжникам придется помогать себе палками, а бордерам, если никто не возьмет их на буксир, снять доску…
Раньше или позже вы приедете на поляну Monte Pana (1667). Не теряя времени, поднимитесь с помощью 4-креселки на Mont de Seura (2117) и прогуляйтесь по одной из здешних трасс, «красной» или «черной».
Ближе к финишу уходите вправо – на пологий ски-рут (на карте он обозначен пунктиром), который позволит выбраться из этого сектора к «черному» спуску Saslong А.
Съехав в С.-Кристину, садитесь на «метро» Ronda Express, которое доставит в верхний район курорта, к 8-местным гондолам, вытягивающим на Col Raiser (2103).
Подъем, короткий проезд к 4-креселке Fermeda, еще один подъем – на вершину Seceda (2518). Все это с учетом возможных очередей может занять 30-40 минут…
Далее предстоит длинный, десятикилометровый, спуск в Ортизеи. Трасса сначала устремляется вдоль гребня на юг, затем, круто развернувшись у Cuca Sattel к северо-западу, уходит под отвесную скальную стену Seceda, в долину Annatal. Несколько раскатистых отрезков, поворот к промежуточной станции подъемников… После него спуск выполаживается и, подарив нескольких красивых «эпизодов», вроде каменного уступа с замерзшим голубым водопадом, финиширует на отметке 1260 м.
Можно за 10-12 минут пересечь Ортизеи пешком, подняться на Monte Piz (2109) и отправиться изучать трассы Seiser Alm. Однако времени у вас для этого уже явно недостаточно. Описанный выше маршрут – около четырех часов непрерывного движения, примерно столько же потребуется, чтобы объехать все плато над Ортизеи. А ведь хорошо бы успеть на лыжах (а не на автобусе!) вернуться в Сельву; к тому же еще не пройдена шестикилометровая трасса, ведущая с Seceda в С.-Кристину…
Так что лучше оставить Seiser Alm для другого раза. Проехать за один день все сектора Валь Гардены в принципе, конечно, возможно, но смысла в подобной гонке нет никакого.
Восьмиместные гондолы вывезут к Furnes (1725), не очень мощный 64-местный фуникулер (тут, возможно, придется постоять в очереди) – на балкон Seceda. Поначалу просторная «красная» трасса за нижней станцией 4-креселки сузится, а дальнейший выкат на окраину С.-Кристины, скорее всего, окажется многолюдным и сильно разбитым – будьте внимательны!
Переезд на «метро» к подножию Ciampinoi, подъем на 2254 метра. Не торопитесь вниз, полюбуйтесь, как раскрашивает скальные вершины уходящее за горизонт солнце… Когда склоны окончательно опустеют, вы спокойно спуститесь в Сельву по «черной» трассе, ведущей мимо шале Saslonch, – лучшее завершение дневного ски-сафари по Гардене.
© Юрий Бугельский