Отдыхали в Валь Торансе на протяжении двух недель в начале января 2009 г. Пока свежи впечатления - поделюсь. Перелет в Лион чартером - а/компания ВладивостокАвиа. Вылет из Москвы с 30 минутной задержкой. Ерунда, учитывая что в прошлом году наш рейс в Болгарию был задержан на 7 часов.
В Лионе после прохождения всех процедур пришлось довольно прилично топать до стоянки автобусов и долго искать свой автобус. Нашли. Маршрут Лион-Мутье, далее пересадка на другой автобус до Валь-Торанса. Время в пути до Мутье с учетом остановки "перекусить-покурить" около 3-х часов. Ни русско-говорящих, ни каких либо других гидов с нами в автобусе не ехало. С водителем автобуса объяснялись жестами. Вроде бы как из Мутье в автобусе до Валь Торанса с нами должен был ехать русскоговорящий гид. Автобус который должен был везти русских туристов в Менуир и Валь Торанс в Мутье мы нашли, а вот гид так и не появился. Нам "повезло" что водитель автобуса совершенно не ориентировался на курортах, поэтому очень долго развозили всех по отелям. По-русски и по-английски этот водитель тоже не понимал. Конечно же, нас завезли в последнюю очередь, т.к. Валь Торанс находится выше Менюира. В результате вылетев из Москвы в 7 утра, в 19 часов по местному времени мы заселились в номер.
Сам курорт расположен как бы ярусами, которые соединены удобными переходами и лифтами (что избавляет вас от необходимости топать пешком в гору).
Жили в резиденции Le Cheval Blanc, которая находится в нижней части курорта прямо на склоне рядом с подъемниками. В принципе, при наличии снега до дверей любого отеля в Валь Торансе можно добраться на лыжах.
Начитавшись отчетов и конференций, мы заранее написали письмо в резиденцию Le Cheval Blanc с просьбой предоставить нам номер на минусовом уровне. Это удобнее для выхода на склоны. Нам действительно предоставили номер на минусовом уровне с прекрасным видом на вершину Peclet.
Про размер номеров во Франции уже не раз говорилось, поэтому останавливаться подробно на этом не буду. Обстановка в номере показалась спартанской – все просто, никаких излишеств и очень функционально. Вся посуда, электроплита, холодильник, э/кофеварка, пылесос, телевизор. О телевизоре отдельно: около 16 программ, из которых CNN на английском, какая-то немецкая, одна итальянская и остальные все на французском. Спросили на ресепшн про русские каналы, и нам ответили, что вряд ли будут в ближайшем будующем. Неужели в нынешний век тяжело хотя бы ОРТ подключить? Тем более что первую неделю нашего пребывания на курорте нам показалось, что уж 40% клиентов резиденции – точно русские.
Сам Валь Торанс показался нам достаточно тихим семейным курортом, состоящим в основном из многоэтажных резиденций. Иностранная молодежь после катания забивалась в бары для апре-ски, где зависала допоздна. Хотя в плане апре-ски это не Австрия, конечно, но при желании вечером можно найти себе занятие по душе (посетить спортцентр, боулинг, бильярд, бассейн, бары-рестораны и т.п.).
Что касается контингента отдыхающих, то в первые 10 дней января было очень много соотечественников (наверное, процентов 40%), остальные – голландцы, бельгийцы, англичане, французы и т.п. Причем русскоговорящие встречаются, в основном, в магазинах и ресторанах. На склонах русскую речь слышали не очень часто.
Теперь о катании. Брали ски-пасс на все 3 долины, о чем ни разу не пожалели, т.к. обкатали всю зону (Валь Торанс-Менюир-Мерибель-Куршевель-Орелле). Стоимость ски-паса 225 евро на 6 дней, 259 евро на 7 дней и 450 евро на 12 дней (опция). Опция означает, что вы можете из 13 дней катать 12 и в любой из 13 дней сделать перерыв, например, съездить на экскурсию.
Что касается погоды, то последний снегопад был в декабре, при нас практически все время светило солнце (было 2-3 пасмурных ветреных дня, но это не мешало кататься). Соответственно снег постепенно начинал таять и его было маловато, под конец трассы были скользкие и жесткие, начали вылезать камушки и земляные участки. Хотя было заметно, что пушки включают, но снег тут же сдирался со склонов, т.к. ратрачили их видимо не всегда (хотя ежедневно утром и вечером на склонах Валь Торанса ползали ратраки). А в самом Валь Торансе (самом высоком из курортов) снег просто сдувало ветром, хотя камней тут было меньше всего.
Трасс очень много, но большинство достаточно однотипные. Некоторые трассы по нашему мнению не соответствуют маркировке. Например, нарисована на карте черная, но она узкая, бугристая и возможно с камнями, а уклон – как у большинства красных. Или нарисована красная, хотя уклон как у большинства синих. Есть несколько сноупарков, но мы там не катали. Фрирайда не было, т.к. из-за малого количества снега мы не рисковали своими лыжами и шеями.
Подъемников тоже хватает, однако во время плохой погоды некоторые из них пустуют. Видели подъемники которые и в хорошую погоду были абсолютно пустыми, тем не менее работали. Например длинный бугельный в Мерибеле – параллельно Saulire-2.
Если говорить о зонах катания, то больше всего понравилось в Мерибеле, Орелле и Валь Торансе.
Мерибель понравился своими длинными и широкими красными трассами, хотя при спуске в сам Мерибель, подъем на гондоле кажется потом очень затяжным. Добираться из Валь Торанса до перевала в Мерибель достаточно легко – на креселке PLEIN SUD, а затем на фунителе BOUQUETIN (или другой креселке 3 VALLEES 2). Мы предпочитали фунител, т.к. часто был ветер и на креселке не хотелось морозиться. Далее вниз до Мерибель-Моттаре на лыжах по красно-синей трассе lac de la chambre или venturon. По пути можно подняться на MONT VALLON и уже оттуда спуститься в Мерибель-Моттаре по красной combe de vallon, которая нам очень нравилась, правда внизу по синей our, немного приходилось поработать руками и ногами. Вторая красная трасса compagnol с MONT VALLON за все дни нашего катания была закрыта.
Собственно большую часть отпуска мы откатали в Мерибеле, потому что заметили – как пасмурно и сильный ветер, то в Мерибеле безветренно и чаще солнечно. Поэтому опишу что удалось покатать. Почти каждый день пребывания в Мерибеле катались по широченной, красной chamois, на ней всегда было удивительно мало народу и камней. Понравились рядом с этой трассой Muduit и cerf.
Очень понравился шикарный черный съезд ecuruil с вершины TOUGNETTE, на которую можно подняться современным кресельным подъемником TOUGNETTE2. Особенность подъемника в том, что нужно становиться на движующуюся ленту и ехать до стартовой полосы, где уже лыжи автоматически останавливаются и подается кресло, к тому же сиденья с подогревом.
С этой же вершины можно вернуться в Валь Торанс. На карте не очень понятно, но мы рискнули и получился вот такой путь: с вершины TOUGNETTE спускаемся по красной dahu и немного проехав сворачиваем на синюю martre , по которой все время держимся правых ответвлений и приезжаем к подъемнику CHATELET, с помощью котрого добираемся до «родной» кресельной COTE BRUNE.
Из Мерибель-Моттаре мы легко добирались до Куршевеля – две очереди подъемников PAS DU LAC, и вот мы уже на вершине DENT DE BURGIN, откуда открывается великолепный вид на Куршевель и Мерибель.
Так что весь путь из Валь-Торанса в Куршевель на лыжах займет чуть менее 1.5 часов (в одну сторону). Как нам показалось, этот Куршевель скорее подходит для начинающих, т.к. преобладают сине-зеленые пологие трассы (но опять же много камней, особенно внизу), хотя есть несколько красных и черных трасс наверху, на которых можно отлично покататься. Нам понравилось combe saulire, combe pylons, creux. Но особый восторг вызвала черная suisses в день, после небольшого (3-5 см) снегопада. Обратный путь в Валь-Торанс из Куршевеля 1850 проделывали так: подъемник VERDONS, далее пересадка на VIZELLE (можно и на фунителе SAULIRE, т.к. они приходят в одном место). С вершины DENT DE BURGIN по красным niverolle или marcassin, а затем по синей aigle спускаемся в Мерибель-Моттаре. Затем поднимаемся кабинкой PLATTIERES и сходим на второй (!) остановке. С горки по синенькой трассе спускаемся до креселки COTE BRUNE и уже на ней поднимаемся на перевал Mont de la chambre. Подъем на этой креселке не быстрый и канатная дорога проходит не на солнечной стороне, поэтому иногда, в пасмурную погоду и сильный ветер после приезда на перевал мы сразу заваливались в ресторанчик на перевале Mont de la chambre и согревались стаканчиком «вин шута». Кстати, готовят в нем очень вкусно – особенно гуляш, пироги с яблоками, салаты. Персонал ресторана знает русское слово «супчик» и на просьбу: силь ву пле «супчик» переспрашивают - «гуляш»? Для тех кто не знает, во Франции гуляш – это густой суп с говядиной и овощами. Стоимость от 10 до 15 евро за порцию (примерно грамм 150…200). С перевала Mont de la chambre в Валь-Торанс спускались по черной Goitschel и далее по синим уже до дверей отеля.
В один из первых дней пребывания, катаясь в Валь-Торансе, случайно съехали ниже нашего подъемника и решили заодно попробовать трассы в Менюире. Нам очень не понравилось в Менюире – мало снега, много камней и неудобный путь обратно в Валь Торанс. Может при обилии снега там и хорошо, но нам с этим не повезло. Забегая вперед, скажу что ближе к окончанию нашего отпуска мы еще раз съездили в Менюир – хотели посмотреть часто упоминаемое озеро Vallon du Lou. С Валь-Торанса покатили по красной bd cumin и как же мы плевались когда вторая половина этой трассы оказалось не то что красной, а вообще не знаю какой, потому что с полкилометра мы шли коньком и усиленно толкались палками пока не выехали к подъемнику MASSE 1.
Поднявшись наверх, мы съехали по ужасно ободранному куску longet к подъемнику MASSE 2 и уже на нем добрались до вершины POINTE DE LA MASSE. Обошли всю вершину вглядываясь в окружающие ущелья, но даже никакого намека на озеро или следов фрирайдеров к нему не увидели. Черная трасса masse была закрыта, поэтому спускались по красной Fred Covilli , на которой сильно ободрали лыжи об камни. С Менюира уезжали на кресельной DORON, а далее минут 10 выстояли очередь на креселку MONT DE LA CHAMBRE и поднялись на одноименный перевал.
Поначалу мы, посмотрев карту Трех долин, даже не обращали внимания на Орелле из-за скудности трасс, и не планировали там кататься. Все же я уговорил своего попутчика скататься и посмотреть. Несколько дней мы покатались в Орелле. Это было супер! В Орелле было много снега и солнца, и, несмотря на малое количество трасс (но местами достаточно крутых), кататься по ним было приятно. Опишу способ которым мы добирались в Орелле. Т.к. черная трасса combe de rosael с CIME CARON всегда была закрыта, то мы поднимались на креселке MOUTIERE и по синей linotte съезжали до подъемника GRAND FOND, на котором уже далее поднимались до вершины BRECHE DE ROSAEL. С этой вершины немного «лыжни здоровья» по указателю Orelle… и вот, шикарнейшая красная mauriennaise, которая в одном месте (перед выкатом) почти черная.
Вот на этом выкате я решил снять видео - спуск моего друга-бордера. Выбрал точку с хорошим обзором, сказал по рации, что я готов, и он может ехать. Поймал в видоискатель его фигуру, которая стремительно набирала скорость, и тут вдруг моему 100-килограммовому другу, летящему вниз, наперерез выскакивает «чайник» на лыжах. Мой товарищ «ловит канта», делает двойной (!) кульбит, метров десять тормозит шеей, еще один кульбит, все-таки опускается на спину, и вниз головой, пропахав метров 100 по этому крутяку, останавливается. В голове проноситься – только бы ничего не сломал, только бы ничего не вывихнул…
Кричу «Все нормально???» Ниже меня по склону стояла стайка то ли немцев, то ли австрийцев, которые наблюдали за «бордер-шоу» и на мой вопрос обращенный к другу поняли, что я это все снимал на камеру. (Интересно, что они подумали?) Мой товарищ еле ответил, что «Все нормально.» Стайка немцев услышав тихий ответ моего друга на ломанном русском транслировали его мне - «Зо номайлно!»
Мораль сей сцены такова – как бы ты хорошо не катался, не надо излишне рисковать на склоне, по которому спускаются много лыжебордеров. На большой скорости очень трудно реагировать на неожиданные маневры «чайников» и это чревато. Слава богу, что кроме ушиба бока, ничего страшного не случилось.
В Орелле также катались на красной coraia, верхний кусок которой можно смело назвать черной – круто и лед. Понравилась красная bouchet – есть отрезок с буграми, но без камней и льда.
В Валь Торансе отличные красные трассы, но они показались нам коротковатыми, может быть за исключением отдельных, например, с Cime de Caron, хотя во время нашего пребывания с этой вершины была открыта лишь одна красная трасса col de l’audzin. При этом в конце трасс обычно были сине-зеленые выкаты с толпами «чайников». Однако подъем на кресельных подъемниках Валь Торанса – процесс малоприятный, т.к. очень холодно и ветрено, поэтому предпочитали гондолы и фунитель. Естественно народ выбирал солнечные и безветренные места к коим можно было отнести все трассы с PECLET и MONT DE LA CHAMBRE. Трассы с вершины BRECHE DE ROSAEL (северо-восточная часть долины Валь Торанс) были всегда ветрены и почти всегда безлюдны.
В один из не самых холодных, но ветреных дней мы совершили почти подвиг – поднялись по кресельным MORAINE и COL. Скорость подъемников нам показалась очень медленной и, по мере приближения к вершине ветер крепчал и холодел. Сказать что приближаясь к вершине холодели мы – значит ничего не сказать. Но мы нисколько не пожалели что промерзли, потому что поднявшись на перевал, увидели другую долину - такое шикарное зрелище!!! Пока мы фотографировались несколько лыжников по уже кем-то накатанной лыжне умчались куда-то в противоположную от Валь Торанса сторону, вниз, право, обходя вершину POINTE DE THORENS с левой стороны. Интересно, куда они поехали? Ведь по карте там нет подъемников и селений. Может в конце-концов та лыжня закончится где нибудь в долине Орелле? Сам же спуск по красной трассе Col, кроме настоящего льда (не фирна!), ничем не удивил.
Теперь немного о питании. Из России привезли с собой гречку, водку, икру и тушенку. Нисколько не пожалели, т.к. цены в магазинах курорта выше московских, и мы с удовольствием готовили себе гречневую кашу с молоком или макароны по-флотски. Сами посудите: небольшой багет – 0,8 евро, круассан б/наполнителя – около 1 евро, 1 кг рафинада – 3 евро, 1кг картофеля – 2…3 евро, сыр в среднем за 200 г около 3 евро, пачка макарон – около евро, говядина охлажденная - 19 евро за кг. 3 литра водки на двоих почему-то закончились на третий день, и мы перешли на вино, цены на которое от 1,5 евро и до бесконечности. В среднем хорошая бутылка вина 6…7 евро. Всего на 14 дней мы потратили на продукты из магазинов около 100 евро на 1 чел. Обед на горе в среднем 20 евро (горячее, салат, глинтвейн). Несколько раз ужинали в ресторане – средний счет около 30 евро на человека.
Покупать продукты старались в супермаркете SHERPA или в SPARе. В остальных и выбора было меньше и цены нам показались чуть выше. SPAR находится в спортивном центре, и нам удобнее всего было закупаться именно в нем.
Мы заранее запланировали экскурсию в Аннеси. Стоимость – 50 евро с человека. Экскурсионный автобус подали прямо к отелю в назначенное время. Время в пути примерно 2,5 часа. В Аннеси нас встретила русскоязычный гид – русская женщина, которая давно уже проживает в Аннеси и владеет несколькими европейскими языками. К сожалению, было холодно и по городку мы пробежались «галопом по Европам». Конечно, впечатлений очень много, все описывать не буду. Нам понравилось. Возвратились в отель около 20 часов.
Обратный трансфер - это вообще целое приключение, как всегда, благодаря принимающей стороне. Гид посадил нас в автобус в Валь Торансе и всё. Далее заехали в Менюир, где забрали еще троих человек (всего нас было человек 10 в автобусе)... При этом из Менюира одновременно отправлялся напрямую в аэропорт второй большой автобус, который был полупустой, и нас вполне могли бы в него посадить (кстати, эта группа доехала до аэропорта благополучно и вовремя - об этом ниже). Также везли до Мутье, где мы должны были пересесть в большой автобус, ехавший из Мерибеля. Так вот, нас выкинули с вещами в Мутье и мы на улице (не лето, однако!) с вещами около часа ждали этот автобус, между тем времени до рейса оставалось уже в обрез (думали, что про нас вообще забыли, опять же связались с гидом, который сообщил, что автобус все же едет из Мерибеля, но где-то застрял). Ладно, приехал автобус (естественно, только с французским водителем), мы погрузились и поехали. Отъехали километров 20 от Мутье в сторону Альбервиля, и тут водителю сообщают, что он не забрал в Мутье туристов, ехавших таким же образом (с пересадкой) из Куршевеля. Представьте наше состояние, когда водитель стал разворачиваться и поехал обратно в Мутье забирать этих туристов. В результате из-за этого круга потеряли еще 50 минут. На рейс мы, конечно, опазыдывали конкретно, поэтому попросили гида, чтобы проинформировали представителей в аэропорту и задержали рейс. Приехали в аэропорт за 30 минут до отправки рейса (по расписанию), хорошо, что рейс задержали по нашей просьбе (а если бы не сообщили о задержке, никто наверное и не подумал бы о нас?). Далее - бегом на регистрацию (опять с багажом через все здание аэропорта) и в самолет. В итоге задержка на час и через три с небольшим часа прилет во Внуково.
Даты поездки: 3.01-17.01.2009
Автор: babay |
Валь дИзер и Тинь - вот где порадовало, хорошо покатались. Сами деревни, горы, подготовка трасс,
погода- очень понравилось.