- Валерий Николаевич, это наверняка не первый этап подготовки к новому сезону…
- Да, это уже четвертый этап. В июне мы были в Острове Псковской области, июль провели в Финляндии. Третий сбор прошел в Болгарии в условиях среднегорья. К сожалению, в России сейчас нет полноценных баз, где мы могли бы тренироваться в таких же условиях, какие мы имели в Болгарии. У нас есть прекрасное место – Семинский перевал на Алтае, но там нет необходимой инфраструктуры. А хотелось бы, чтобы на Алтае у нас была своя база. Это не только мое мнение. Это мнение и лыжников, и всех тренеров, работающих в биатлоне. И было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь помог нам в этом плане. Думаю, сооружение такой базы нужно бы включить и в государственную программу. Последний сбор перед «снегом» мы проводим в Новосибирске, а затем уезжаем в Ижевск, где пройдет чемпионат России по летнему биатлону для тех спортсменов, которые готовятся к зимнему сезону (интервью от 22.09.2006 - АВС).
Сегодня есть такой вид спорта как летний биатлон, где выступают и «зимники». Но у нас другая программа, мы готовимся к зиме, и такие старты, как чемпионат мира по летнему биатлону, не совсем вписываются в нашу подготовку. Если уж выступать, то нужно выступать достойно. А форсировать подготовку мы не стали. В Уфу на летний чемпионат мира поехала лишь Татьяна Моисеева, которая работала в сборной. Хотя целенаправленно к этому старту она тоже не готовилась. А чемпионат, который пройдет в Ижевске, нам нужен для того, чтобы оценить готовность спортсменов на данном этапе, посмотреть, кто чем дышит и при необходимости внести корректировку в подготовку.
- Кто из спортсменок в настоящий момент находится на сборе в Новосибирске?
- Из заслуженных людей - Анна Богалий-Титовец и Ольга Зайцева. С 1 сентября Аня приняла решение готовиться к зимнему сезону. Мы этого ожидали. В последние четыре года она работала с полной отдачей, и, чтобы восстановиться, ей действительно нужно было немого больше времени, чем остальным. Но сегодня у нее снова появилось желание тренироваться, и по первым тренировкам видно, что у нее даже улучшилось качество стрельбы. Она в принципе не бездействовала, проводила стрелковые тренировки и постоянно была в движении. За месяц Аня должна втянуться, а с октября она подключается к работе с командой. Конечно, на первых этапах Кубка мира мы от нее ничего особенного ждать не будем. Для нее в этом сезоне один главный старт – чемпионат мира, где она, надеюсь, принесет нам медаль.
В составе команды Наталья Гусева, которая также участвовала в последних олимпийских играх. В этой ситуации на нее легло бремя лидерства. Чувствуется, что у нее повысились ответственность, требовательность к себе. Она работает с хорошей прытью, и даже приходится ее останавливать. Надела новые ботинки, приходит с тренировки - а там не ноги, а одни мозоли. Я говорю: «Наташа, наверное, можно было где-то остановиться». – «Нет, я должна делать то же, что и все». Словом, готовится она серьезно, и на нее мы также делаем серьезную ставку.
В команде началась смена поколений. Некоторых девочек мы подключали к тренировкам в составе молодежной команды, когда она работала вместе с первым составом. Это молодая спортсменка Екатерина Юрьева из Чайковского Пермского края, у которой в этом сезоне заметен прогресс и огромное желание работать, склонность к быстрой стрельбе, что нас радует. Новосибирск представляет Татьяна Моисеева. Она уже была у нас на подготовке, но, чтобы попасть в состав, ей чего-то немного не хватало, и сегодня такой шанс у нее есть. В Болгарии у нас уже был контрольный старт, и Таня выиграла две гонки, показав хорошую стрельбу. А на летнем чемпионате мира в Уфе она по каким-то причинам стреляла так неудачно, как не стреляла никогда. В команде также мурманчанка Надежда Тягунская, которая в прошлом году готовилась в молодежной команде. Поначалу у нее было много проблем и в техническом плане, и в плане стрельбы. Но сейчас, после трех месяцев работы, что-то уже начинает получаться.
В сборную приглашены три девочки из Тюмени. Это Настя Шипулина, Анна Булыгина и Анна Сорокина. Все они были в молодежной команде, тренировались под руководством Леонида Гурьева, который сейчас вместе с нами будет работать в сборной. Это тоже яркие личности. Шипулина с Булыгиной были чемпионками мира среди юниорок. Аня Сорокина – менее известная спортсменка, но потенциал у нее есть. Если она научится справляться с собой на огневом рубеже, она сможет претендовать на место в десятке на этапах Кубка мира уже в этом сезоне. Но пока у нее есть проблемы стрелкового плана. В прошлом году мы брали ее на этап Кубка мира в Оберхоффе, и она своим мощным «ходом» обратила на себя внимание ведущих тренеров. Все они побежали к нам и начали спрашивать, что это за девочка. Сейчас отдельные тренировки у нее получаются великолепно, но стабильности пока нет. С нами также тренируется одна спортсменка, которую мы пригласили из лыжных гонок. Это Евгения Кравцова. Она была чемпионкой мира среди юниорок. Женя впервые надела винтовку лишь 3 июня, и ей, естественно, приходилось уделять больше внимания, чем остальным девчонкам.
Сегодня многие лыжницы и лыжники посматривают в сторону биатлона. Желание у них есть, и в Федеральном агентстве по физической культуре и спорту уже стоит такой вопрос. В скором времени будет принято решение о создании экспериментальной команды. Инициаторами эксперимента выступают Союз биатлонистов России (СБР) и Федерация лыжных гонок России. Это позволит безболезненно решать все вопросы между федерациями. Нас с лыжниками теперь будет объединять единая цель, и общее дело от этого только выиграет. История показывает, что бывшие лыжники порой добивались блестящих успехов в биатлоне. Здесь можно вспомнить и Анфису Резцову, и Владимира Аликина и др. Сегодня лыжницы еще как-то побаиваются сжигать мосты и переходить в биатлон. И я думаю, что если у Евгении Кравцовой, которая сейчас работает много и вдумчиво, в стрелковом плане что-то начнет получаться, это заставит задуматься и подстегнет других. Женя может немножко приоткрыть для лыжников двери в биатлон, и они будут смелее принимать такие решения.
- С Юлией Чепаловой не было подобных разговоров?
- Видимо, она эту мысль уже оставила. Наверное, решила, что поздновато. Хотя в составе лыжной команды есть несколько девочек, которым интересен биатлон. И если появится экспериментальная команда, о которой я говорил – с полным финансированием, со своим тренерским штабом, – то за три года можно подготовить участников олимпийских игр.
- Какова ситуация со Светланой Ишмуратовой? Вроде бы она собиралась участвовать в выборах в Челябинский областной совет и, если судить по прессе, даже хотела пропустить сезон…
- Весной она поставила в известность руководство нашей федерации, что она в этом сезоне будет готовиться самостоятельно. Пока у меня только такая информация. Я с ней по этому поводу не разговаривал.
- После Олимпиады наступило время экспериментов?
- Мы вынуждены экспериментировать. Если взять мировой женский биатлон, то закончили выступать норвежка Лив-Грет Пуаре, немка Уши Дизль и Алена Зубрилова из Белоруссии. У нас же по разным обстоятельствам покинули команду нескольких человек. Во-первых, это Ольга Пылева, которую мы надеемся увидеть следующей зимой. Желание вернуться у нее есть. Видимо, она чувствует, что сделала еще не все, что должна сделать. Светлана Ишмуратова будет работать самостоятельно. Альбина Ахатова готовится стать матерью. Эти три спортсменки уже вне состава. Получается, что в нашей команде потери такие же, как и во всех ведущих зарубежных сборных, вместе взятых. Поэтому, в нынешнем сезоне непросто будет показать те результаты, которые мы показывали в прошлом олимпийском цикле. Таких изменений в составе нет ни в одной сборной.Уберите у немок Глагов, Вильхельм – и посмотрим, что у них получится. На этапах Кубка мира после Олимпиады у нас не было Зайцевой, Ишмуратовой, Ахатовой, Пылевой – и мы, грубо говоря, поплыли вразмашку. Если тогда мы не были готовы к такому повороту, все получилось неожиданно, то сейчас мы уже планомерно работаем с молодежью и стараемся сделать все для того, чтобы поддержать марку российского биатлона. И если Богалий-Титовец и Гусева могут биться за медали на любой дистанции, то остальные девочки скорее всего смогут поддержать лидеров лишь в эстафете, где мы постараемся побороться за призовые места. И я считаю, что в сложившейся ситуации даже третье место в эстафете на чемпионате мира будет хорошим результатом.
- Есть ли еще какие-нибудь существенные изменения в команде, которые могут либо осложнить вашу работу, или же, наоборот, помочь ей?
- Пока нет определенности со спонсором команды. В последние три года генеральным спонсором Союза биатлонистов России (СБР) была компания «Мечел», которая все свои обязательства выполняла в срок, и у нас никогда не было никакаких проблем. Руководители «Мечела» сумели изменить сознание тренеров и спортсменов. Мы сразу почувствовали, что за нами стоят очень серьезные люди, у которых слова никогда не расходятся с делами. Все контракты выполнялись беспрекословно. И все спортсмены были спокойны и понимали, что им нужно просто делать свое дело, а спонсоры не подведут. Руководство компании, ее представители постоянно общались с командой, выезжали с нами на соревнования. Трехлетний контракт СБР с компанией «Мечел» истек, хотя следует сказать, что председатель совета директоров этой компании Игорь Владимирович Зюзин сказал в разговоре с нами: «Я готов пожизненно помогать биатлону». «Мечел» и сегодня готов финансировать сборную. Но кто станет нашим спонсором – по этому поводу у меня пока нет никакой официальной информации.
- Наши ведущие спортсменки немного сбросили нагрузку. Сбросили ее и с вас. На Олимпиаде вы были главным тренером всей сборной, а сейчас – главный тренер женской команды…
- Руководство федерации упразднило должность главного тренера сборной, а после окончания сезона устроило выборы. Союз биатлонистов России объявил конкурс, в котором мы все участвовали: выходили, защищали свои программы. Нас заслушивали тренеры, руководители федерации. После этого был определен и утвержден тренерский состав обеих команд. У наших же коллег из Германии, Норвегии все было несколько по-иному. Сразу же после окончания олимпийских игр они получили новые, более выгодные предложения снова работать в сборной. А нас выпустили на вольные хлеба: «Давайте, ребята, готовьте свои программы». На встрече с биатлонистами после Олимпиады президент страны Владимир Путин выступление женской и мужской сборных в Турине в целом признал успешным. Задачи, которые ставились перед командой, были выполнены. Но руководство СБР, видимо, не удовлетворила та работа, которая была проделана нами за четырехлетний цикл и во время олимпийских игр. На мой взгляд, такой подход и оценка нашей работы были необъективными.