Сегодня я попробую рассказать еще об одном французском горнолыжном курорте - Valloire.
Курорт, как и его домен катания известен в России мало, хотя в блогах ski.ru уже была запись о Valloire.
Ну, да новый взгляд никогда не помешает. Итак...
Сначала об общей классификации французских курортов. По большому счету они делятся на две группы: старые французские городки, которые позже обзавелись подъемниками и трассами, и бетонные коробки (тюрьмы горнолыжного типа, как я их называю) которые были специально построены посреди горнолыжной инфраструктуры на радость туристам. Примером первого можно считать Chamonix или Briancon, примером второго - Flaine, Val Thorens, Isola 2000 (на самом деле - тысячи их). Курорты второго типа я недолюбливаю, а Valloire (Валуар) как раз относится к первому.
Разумеется, бывают и эклектичные сочетания, когда к старому городу пристраивают многоэтажные бетонные коробки. В большинстве случаев, однако французы стараются сохранить облик города, и строят 2-х 3-х этажные шале или дома малой высотности стилизованные под условную старину. К достоинствам бетонных коробок можно отнести хорошую заточенность именно под горные лыжи (ski-in/out, проработанная инфраструктура, все под рукой и т.д.). К достоинствам старинных городков - большая натуральность что ли, вписанность в горный ландшафт. Разумеется, при выборе курорта каждый учитывает свои критерии в первую очередь.
На этот раз я хотел покататься в домене Galibier-Thabor. Его делят между собой две станции - Valmenier и Valloire. Сам Valmenier тоже разбит на две части. Valmenier 1500 - маленькая деревенька, в которой жило к 80-м годам около 100 человек, и Valmenier 1800 - полный новодел. Сейчас за счет туризма Valmenier неслабо разросся, но в любом случае, его население (как впрочем и Valloire) очень сильно зависит от сезона.
Итак, Valmenier мне категорически не подходил (как позже выяснилось - совершенно правильно), а Valloire - вполне даже нравился. Туда и решено было поехать.
2. История
Прежде чем рассказывать о катании, я все же обязан помучить читателя небольшим историческим экскурсом. Итак, первое упоминание о Valloire (по нашему - Золотая долина) относится к 793 году, когда Карл Великий дарит эту местность Новалисскому аббатству. Но еще до того, в 575 году кремнистая девушка Фёкла из этой местности совершает паломничество в Александрию, и привозит оттуда нехилую реликвию - два пальца святого Иоана Крестителя (они до сих пор хранятся в кафедральном соборе Saint-Jean-de-Maurienne(!)).
Как мы позже увидим, все это было неспроста. В дальнейшем Valloire неоднократно переходил из рук в руки, в разные годы принадлежа Савойе, Сардинскому королевству и наконец - Франции. Жители долины Валуара и окрестностей никогда не отличались особым законопослушанием. Так, вместо десятины они отдавали только одну двенадцатую часть урожая, а соседи из Valmenier так и вовсе как-то умудрялись уклоняться от налогов на протяжении аж 60 лет подряд!
В общем-то это хорошо согласуется с савойским характером и историей сыра реблошон. В отличии от других горных местностей, Valloire никогда не приходил в сильный упадок, ибо находится на стратегически важной дороге - Route des Grandes Alpes, и сейчас и раньше привлекавшей множество путешественников. Местные жители занимались челночничеством, приторговывали солью (опять таки - не платя пошлин), не брезговали и контрабандой. Осознав перечисленные факты пытливый читатель может заключить, что уклонение от налогов является чуть ли не местной традицией, и это будет вполне справедливо. Честный человек не должен платить налоги, и горцы осознавали это острее других.
Но, перейдем от средних веков к новейшей истории. В далеком 1937 году, еще до войны в Valloire появились первые бугельные подъемники. А в 1945, задолго до введения плана "Снег" был построен забавный стоячий подъемники (первый в мире!) Выглядел он вот так:
Дальше курорт продолжал развиваться, и теперь домен катания состоит из 85 трасс, общей протяженностью около 150 километров Интерактивный план курорта можно посмотреть вот здесь.
3. Катание
Катание в Valloire не сильно отличается от других виденых мною курортов. Когда снег есть - оно приятное, когда снега нет - не очень. В нашем случае со снегом все было хорошо, несмотря на некоторые опасения. Декабрь в Альпах всегда непредсказуем, но нам повезло. Кстати, к плюсам Валуара можно отнести еще и отличную панорамную веб-камеру, доступную по адресу:
http://valloire.livecam360.net/
Тут можно в разрешении HD детально рассмотреть домен и оценить погоду. Камера расположена на высоте 2537 метров, на хребте разделяющем долины Valloire и Valmenier. С верхней точки до которой довозит подъемник можно видеть сразу две эти долины. Более того, разрешение и качество настолько хороши, что можно даже делать фотки не вставая с кресла. Опция перемотки времени позволяет выбрать любой момент дня, от восхода солнца до заката. Поверьте - пейзажи бывают совершенно волшебными.
Зона катания расположена на высотах от 1430 a 2600 метров, и большая часть домена расположена выше 2000 метров, что способствует хорошему состоянию снега. Кроме того, имеются и снежные пушки. За время наших каникул снег выпадал довольно часто, хоть и не каждый день. В один из дней в зоне катания даже сошла лавина. То ли сама по себе, то ли была спущена безумными бордистами.
До обработанной трассы она по счастью не докатилась. (картинка лавины) Самого момента схода я не видел, но к лавинному выносу были моментально стянуты местные спасатели, а также вертолет жандармерии. Поскольку не было понятно, есть ли под лавиной люди (а следов было много), то спасатели с собаками и мониторы ESF с лавинными щупами метр за метром обследовали выносы.
Жандармы также зондировали лавину посредством системы Recco. К счастью, в этот раз обошлось без жертв. Вооще же, Valloire довольно лавиноопасное место. В прошлом году лавиной засыпало пятерых военных, совершавших здесь лыжную прогулку. Четверых успели откопать товарищи, а вот пятому повезло меньше...
В общем, катаясь вне трасс - будьте бдительны и помните, что поезд мгновенно остановить невозможно, а жизнь всего одна.
Но, вернемся к трассам. Вообще, я вижу что в обзорах курортов принято много писать о том какие трассы хорошие, а какие нет. Где нужно кататься, а куда лучше не соваться и т.п. Я не разделяю трассы на хорошие и плохие, ибо плохих трасс на мой взгляд не бывает. Бывает, что трассу разбивают катающиеся, особенно если их много, а трасса не отличается пологостью.
Но это другой случай. Я не буду давать подробных указаний, где и как кататься. Поглядев на карту, вы сможете сами решить для себя, куда ехать, а куда не стоит. Ограничусь лишь парой тройкой рекомендаций.
Если вы хотите проехаться по не разбитой (и отратраченой) черной трассе - попробуйте Оlympique, что идет вниз от подъемника Setaz (кабинки). Очевидная крутизна отпугивает от нее новичков, а лес по краям препятствует таянию снега. Имейте однако ввиду, что в конце она пересекается с зеленой трассой. Не гоните.
Если вам хочется проехаться по синей трассе с хорошими видами - то подойдет Armera (ведущая в зону Valmenier). Трасса хороша еще и тем, что почти везде можно свернуть в лес, и зажечь между елок. Был бы снег.
Это, кстати, только один из путей, ведущих в долину Valmenier -"Через низ". Есть еще и вариант "Через верх", а именно - по трассе "Сombe orsiere". Формально она тоже синяя, но приготовьтесь к тому, что количество народа валяющегося на ней будет велико. Особенно после снегопада. Кроме того, по причине лавинной опасности эту трассу часто закрывают.
Наконец, две приятных красных трассы Stade и Plan palais очень удобны для тренировок, и доступны с одного бугеля. Правда, иногда там проходят заезды детей из ESF. Расположены они хребте, разделяющем Valloire и Valmenier, со стороны Valmenier.
Еще одно замечание для начинающих. Хоть я обычно и не обращаю внимание на цвет трасс, катаясь с женсчинами и детьми мне пришлось начать это делать. Так вот - вопреки обыкновению, в зоне Valmenier цветовая дифференциация трасс какая-то странная. Т.е. зеленая трасса может оказаться узкой и крутой, а красная - широкой и довольно пологой. Не говоря уж о синих. Некоторые "зеленые" трассы в Valmenier меня просто убивали. Травмироваться на них (если не убиться) начинающему довольно легко.
В общем - если вы собираетесь начинать кататься в Valmenier - попросите сначала своих более опытных товарищей проверить, как и что.
Еще одно замечание относится уже к долине Valloire. Вернуться вечером назад, в город можно на кабинках, а можно по синей трассе Lutins. Так вот - если вы не уверены в себе, или снега не слишком много - не делайте этого. Прокатитесь лучше на кабинках. Поскольку эта трасса (сама по себе - довольно приятная) находится существенно ниже остальных, и единственная ведущая в город с этого склона, на ней вечерами часто имеет место столпотворение. Начинающие, продолжающие, группы ESF и все остальные едут вниз.
В результате склон перенаселен, а снег на крутых местах часто содран до земли (и камней). При мне с этой трассы спасатели вывозили девочку без сознания, видимо налетевшую на бесснежный участок, и приложившуюся к нему головой. Даже если худшего не случиться, вы рискуете попортить скользячку и затупить канты.
Хотя в основном Valloire - это обработанные трассы, но и для любителей пухляка найдется место. Склоны обращенные к Valloire довольно пологи, хотя, как видим, и лавиноопасны. Противоположный склон хребта обращенный к Valmenier круче, он представляет собой одну большую зону внетрассового катания. Однако я вовсе не уверен в ее безопасности. Если вы собираетесь кататься вне трасс - возьмите гида.
Ну вот и все о катании. Несколько фоток должны дать представление о домене.
4. Подъемники
Подъемники в Valloire самые обычные, без изысков. Кабинки удобные, и не слишком старые. Креселки - в основном современные, с замедлением. Но есть и несколько старых, больно бьющих под коленки. Наиболее новый подъемник стоит в Valloire, но опять же без этих австрийских штучек, типа колпаков и подогрева попы. В общем - ничего особенного. За время катания, несмотря на школьные каникулы я не заметил особых очередей. Максимальное время ожидание на бугелях - 5-6 минут.
Единственный затор возникает в самом низу, в воскресенье. Дело в том, что приехавшие в субботу массово выходят на трассы в первый раз и берут недельные ски-пассы. К сожалению, инфраструктура Валуара совершенно не приспособлена к подобным катаклизмам, и очередь растягивается на добрых 40 минут. Варианта спастись я вижу два - либо встать в субботу пораньше, либо попытаться купить ски-пасс в воскресенье. Ну, или, очевидный вариант для россиян - не приезжать во время французских каникул.
5. Цены
Цены в Валуаре нельзя назвать слишком уж демократичными, Неделя (6 дней) катания обойдутся взрослому в 170 евро, а ребенку (5-9 лет) в 135 евро. Это примерно на 50 евро меньше чем в огромных зонах катания, но и на 50 больше - чем в небольших. Цены на жилье тоже не отличаются от средне-французских. Двухкомнатная квартира в каникулы обойдется где-то в 700 евро. В другое время - существенно дешевле. Еще раз советую - всеми силами избегать французских школьных каникул. Это удобно, выгодно и экономит кучу времени и нервов.
Питание на склоне организовано неплохо. Имеется несколько больших и маленьких ресторанчиков, как и положено - с заоблачными ценами. Но, тут уж ничего не попишешь.
6. Жилье
Жилье в Валуаре представлено в основном малоэтажными резиденциями частного сектора, шале, и небольшим числом отелей. Valmenier наоборот царство бетонных коробок, хотя и приятные шале тоже встречаются. Как результат - цены в Valmenier несколько ниже. Но что там делать по вечерам?
7. Дорога
Дорога в Valloire не отличатся сложностью. Проще всего попасть сюда из Турина или из Женевы. В первом случае, после выезда из тоннеля Фрежус надо повернуть налево, и потом еще раз налево, чтобы подняться из долины Арка к Valmenier. Трудность представляют лишь несколько последних километров серпантина. В хорошую погоду вы сможете проехать даже на летней резине, а в плохую могут понадобиться цепи. В этом случае дорожная полиция разворачивает горемык без цепей, вниз, в долину.
Если вы будете выбираться с курорта в канун каникул, приготовьтесь к многокилометровым пробкам в сторону Женевы.
8. Досуг (apres-ski)
Я, увы не ценитель всякого рода мероприятий, не разбираюсь в дискотэках и кабаках, но уверен, что они есть и там и там. Валуар в этом плане несколько выигрывает, поскольку это все же довольно большой городок (по горнолыжным меркам). Население его составляет ~ 1300 человек, а в сезон вырастает до 18 000!
В Valloire имеется каток (не какой-нибудь, а имени Филиппа Канделоро!), боулинг, бассейн, караоке-бар, рестораны и огромное количество сувенирных магазинчиков. Чтобы обойти их все, а тем более что-нибудь купить, наверное нужно не меньше дня.
Кроме того, город известен своим чемпионом - Жаном-Батистом Гранжем. Как уже было где-то написано, он улыбается вам с портретов (многие - с автографом). А его многочисленная родня держит магазины и прокаты снаряжения. И все это, разумеется, не спроста. В самом начале я писал о двух пальцах и девушке Фёкле - так вот, Жан-Батист, в переводе на наш родной язык и есть Иоанн Креститель, так что...
Кстати, если уж речь зашла о крещении, не поленитесь посетить местную церковь Пресвятой Девы Марии (17-й век), в стиле савойского барокко. Предание гласит, что каждый валуарец припер камень для его строительства, и я склонен в это верить. Может даже не один. Во всяком случае - церковь весьма обьемна, и камня на нее явно не жалели. Внутри, как и положено все в росписях и позолоте. Одним словом - барокко.
На этой возвышенной ноте я пожалуй и закончу свое повествование о Валуаре.
До встречи на склонах!
Отчет хорош. Удачи на горе!