Мы были в Валуаре с 13 по 20 марта 2010 года. Отель выбирали по принципу – катание от дверей. Выбрали «RSD MM VACANCES LES VALMONTS».
Апартаменты без питания, состоят из трёх многоэтажных шале, расположенных в самом начале дороги, серпантином поднимающейся из городка. В корпусе с ресепшен есть бесплатный бассейн и две бани – турецкая и сауна. Бесплатно для постояльцев. Работают до 20-00. После катания – весь бассейн забит детьми с мамашами. Так что на любителя. Из нашей компании первый раз сходили все, а потом посещали фанатики.
Наше шале было 10-этажное, что совершенно не ощущалось, так как расположено на крутом склоне. Первый этаж - выход на дорогу, верхний этаж – выход на ту же дорогу, но на следующий виток серпантина. Там же доступ к «домашней» трассе – далее трасса через туннель под дорогой уходит к нижней станции подъёмника. Так что от подъезда до трассы метров двадцать. С лифтами в шале есть хитрости. Во-первых – работает от ключа – типа только для постояльцев. Во-вторых - лифтов два – от первого до пятого, далее по коридору и лифт от пятого до десятого – шале-то состоит из уступов. В остальном – типично для Франции.
В городок пешком под горку, до центра метров 300. Очень симпатичный городок.
Кстати, слово «Valloire» со старофранцузского переводится как «Золотая Долина».
Название зоны катания «Valloire Galibier-Thabor» дано по доминирующим вершинам MONT THABOR 3178 м и LE GRAND GALIBIER 3228 м. Хотя, в первую очередь, бросается в глаза «трезубец» LES AIGUILLES D’ARVES 3514 м.
Довольно типичен – кирха, ресторанчики, CASINO … В пятницу – ярмарка. Наблюдается культ Жана Баптиста Гранжа – действующий чемпион-слаломист местного происхождения. Назад – в горку. В принципе, от нижней станции подъемника по серпантину ходит ски-бас. До шале с ресепшен – одна остановка. Но ждать и толкаться с едущими дальше - не хотелось. Вообще-то по городку ходит четыре ски-баса от центра в разные концы городка. А вот ски-баса до Вальминье не видели. Существует междугородный автобус, на котором можно уехать в городок побольше St-Jane и до станции Orelle, а через нее – в зону катания «Три Долины». В рекламе написано, что ехать полчаса, но как-то не верится. Мы не ездили – хватило местных трасс и магазинов.
Теперь о главном.
Погода! Тут, в общем-то, повезло. За неделю только один день пасмурно, катались в облаках. А так – солнце, тепло, внизу даже жарко. В последний день, когда в пять вечера спустились вниз, – было плюс 14.
Отсюда и ситуация со снегом – на северных склонах солнце съедало снег на глазах. А вот на южных склонах, где тень или солнечные лучи «скользят» по снегу – было отлично до самого конца. В первый день катания попробовали съехать на лыжах до дверей. В верхней точке трассы «Martagon» стоял запрещающий спуск транспарант. Тем не менее, народ ехал. Да и выглядело всё неплохо. Снизу шла неработающая ветка кресельного подъемника (его даже нет на схеме). Виден был ресторанчик на поляне… В общем, поехали. И в самом низу попали – по трассе тёк ручей. Оказывается, французы забросили ухаживать за трассой и ратрачили её только уже в самом низу, у мест проживания. Кое-как спустились, но женщины заявили – больше ни-ни. Да и лыжи жалко. В последние дни глянул на неё – вообще снега не осталось.
Зону катания Galibier-Thabor мы изначально условно разбили на три части. На каждую из них для обкатки отвели по одному дню, а потом катались по понравившимся маршрутам.
Первый день – зона катания над Валуаром с верхней точкой Crey du Quart.
От верхнего выхода из шале перешли дорогу, встегнулись в лыжи и вниз по обледеневшей ночью трассе к нижней станции «яиц» CHEL DE LA BRIVE. Народу полно – воскресенье и заезд на неделю. Детей сдают в детские сады и школы. Купили ски-пассы. Рекомендую иметь фотки – если ски-пасс более чем на 5 дней – на него наносится изображение пользователя и ФИО. Фотку просто отсканируют и вернут. Если фотки нет – будут мучительно сами фоткать через веб-камеру. Наконец - вверх!
Там сразу на быструю креселку “BRIVE2”, и на самую верхнюю точку. Вниз веером расходятся красные трассы. Все хороши. Нам особенно полюбилась связка Aigle и Gentianes. Тут же находится и SNOWPARK.
Хороша и Gerboise, но к её началу на вершину Le GD Plateau идёт бугельный подъёмник Grand Plateau, который так и просится заменить на кресла… У всех трасс на склоне в сторону Валуара есть общие минусы – по местным понятиям много народу, и после обеда снег под солнцем «плывёт». Много народу – очередь на подъемник человек пять-десять.
Так что их надо пользовать с утра, а потом уходить на трассы на склонах в сторону Вальминье. Трасса Сombe наиболее загружена, т.к. используется учебными группами и транзитниками между Валуаром и Вальминье. А вот Plan Palais, Goulet, Praz Conduite и Grandes Drozes - хороши: широкие, в меру жёсткие, мало народу. Из синих – красивый спуск по лесной Arméra и интересно спуститься по Combe Thimel.
Насчёт привязки «цветности» трассы и её действительной сложности. В данной зоне катания цвет трассы определяет самый крутой участок трассы в любом месте и любой длины. Есть на трассе «черные» пять метров – вся трасса будет черная. Исключение – трассы не обрабатываемые ратраком. Но в начале подобных трасс всегда стоит предупреждающая табличка с надписью, которую можно перевести как «Не для мадемуазелей». Аналогичные предупреждения стоят у крутых бугельных подъёмников. Причем есть необработанные красные – в наш год это была нижняя часть Blanchon. Очень было неприятно на скорости проскочить перекрёсток с синей Primevère и за перегибом вылететь на участок могула. Это потом увидели на перекрёстке предупреждение… Слава богу обошлось.
На второй день отправились обкатывать вторую «домашнюю» горку LA SETAZ DES PRES. Сначала на «яйцах» SETAZ прибываешь на площадку с рестораном, столиками для пикников и подъемниками выше. Днем здесь много народу, в том числе и групп обучающихся совсем маленьких детишек. Из уходящих вниз трасс стоит отметить широкие Marmotte, Mélèzes и особенно Olympique, расположенную в тени и остающуюся жесткой весь день, а черный цвет, похоже, отпугивает народ. Трассы в сторону пригородных посёлков LES VERNEYS и MOULIN BENJAMIN (они связаны с Валлуаром ски-басом, в них довольно много мест проживания) «смотрят» на солнце и быстро раскисают. Если синие и зелёные в тени деревьев как-то жили, то открытые черная Arolles и красная Choucas совсем растаяли и к концу недели были закрыты. На перекрестке Myosotis и e Moulin стоит интересная часовенка – её внутренний интерьер вряд ли одобрила бы РПЦ.
Спуски в сторону LES DISEURS популярностью у нас не пользовались. Трассы Dahu и Cascade действительно чёрные, с буграми, а наши женщины такие не любят, красная Blaireau не очень, а зеленая Myosotis - пологая и «транзитная», т.е. много народу. Кроме того, бугельный подъемник Cornafond - не очень приятен…, вот бы заменить его на кресельник!
Вверх от площадки с рестораном идёт короткий кресельник Thimel, всего 400 м длиной и без подножек. Но! Красная трасса под ним, Chevreuil , не тает на солнце и не пользуется популярностью, может потому что короткая, зато даже вечером, после 16-00, находится в отличном состоянии! На ней мы обычно и заканчивали день катания, а затем по Olympique домой…
А на самый верх горки идёт связка из старой двухместной креселки Sétaz 2 и бугельгого Sétaz 3. И его бы заменить на креселку! А так дамы его не любили, а красная Perdrix совсем неплоха! Красная Bouquetin быстро раскатывается до блеска, мы катались по Tétras, и далее по Sétaz bleue.
В общем, по объёму катального пространства это самая маленькая зона в Валуаре. К нижней станции подъемника SETAZ подходит внутригородской ски-бас «под паровозик», а в ближайшем кафе цена чашки кофе – 1 евро.
На третий день отправились осваивать зону катания Вальминье (Valmenier). Собственно, там крупных городков два – Вальминье 1500 и Вальминье 1800, разделённых не только высотой, но и некоторой дистанцией. В отличие от Валуара, строения тут более современного типа – многоэтажные, стекло и бетон. Кроме этого есть ещё более мелкие поселки, где тоже есть места проживания.
Что касается катания – наиболее загружены, и соответственно быстрее теряют кондиции, трассы над Вальминье 1800.
на заднем плане – трассы на южном склоне Crey du Quart |
На центральной площади Вальминье 1800 всегда многолюдно, на неё спускается трасса ски-кросса, стоит надувная подушка для прыжков. Пускают всех желающих.
Нам больше всего понравились красные трассы Génépi и Eglantiers - мало народу, широкие, в нижней части в лесу. К сожалению, на солнце и к концу катания «плывут». Но и вся зона катания, расположенная на северном склоне, подвержена разрушающему действию мартовского солнца.
В дальнейшем мы выработали оптимальный маршрут. С утра красные на Crey du Quart, затем, когда подтягивается народ - переезжаем в Вальминье. Накатавшись в Вальминье, устраиваем пикник. И назад, через Crey du Quart переезжаем на SETAZ. Так и пролетела неделя….
на заднем плане - трассы на северном склоне Crey du Quart |
Нам понравилось. Если бы не принцип каждый год ездить в новое место – посетили бы Валуар ещё! Хочется подчеркнуть, что здесь понятие «много людей на трассе» равнозначно понятию «мало людей на трассе» в «Трёх долинах» или «Килли» или «Парадис-Ски».
у нижней станции подъёмника BRIVE в Валуаре |
и комплекс апартаментов на склоне Crey du Quart |
Автор: Александр Соколов |