

– Василий, вы чувствуете себя продолжателем семейных традиций? В тот год, когда вы родились, мне довелось наблюдать выступление ваших родителей в Лейк-Плэсиде...
– До их заслуг мне пока еще далековато. Папа и мама – заслуженные мастера спорта. В 80-м они вернулись из Америки с тремя медалями. Папа привез «золото» и «серебро», а мама Нина – медаль за второе место в эстафете. Ну а я постараюсь использовать свой шанс в Турине. Если, конечно, туда попаду…
– Ваши брат и сестра, кажется, тоже преуспели на лыжне?
– С Ольгой мы двойняшки. Она всего на полчаса моложе. И тоже не статист на лыжне: мастер спорта международного класса, недавно выиграла этап Кубка Европы в Давосе. Эти соревнования как бы альтернатива Кубку мира. И Толя, старший брат, продолжает гоняться. Правда, таких громких побед, как я, не добился. Зато его супруга Ольга Москаленко – призер юниорских чемпионатов мира и победитель Всемирной универсиады.
– А что вы унаследовали от родителей? Помнится, не всем в сборной нравилось, что Рочев-младший тренируется под руководством отца...
– Мы все – выходцы из семейного гнезда. В Сыктывкаре действует лыжный клуб Рочевых. Отец руководит, мама помогает. Результаты вроде неплохие. По представительству в сборных России маленькая Республика Коми занимает 2–3-е место. Там я делал первые шаги на лыжне. Научился бегать классикой, по-прежнему отдаю ей предпочтение. Что же касается наследственности, то, во-первых, я динамовец (улыбается), а во-вторых, приучен при неудачах не опускать руки.
– В отличие от тех лет, когда выступали основатели лыжной династии Рочевых, нынешнее поколение не стесняется откровенно высказывать свое мнение. Вот и вы, в частности, прославились прямыми, а порой и резкими заявлениями…
– А разве это плохо? Все же как-никак у нас демократия. Я и сейчас готов повторить: недоволен тем, что окончательный отбор к чемпионату мира в Оберстдорфе, а затем и к Олимпиаде решено проводить после стартов в Цахкадзоре. Неизвестно, как повлияют соревнования на высоте около двух тысяч метров на организм. У меня, к примеру, гемоглобин сразу подскакивает. Такое, помните, уже случалось в Валь-ди-Фьемме. А потом результаты на Кубке мира, выходит дело, не в счет? За год до Турина вряд ли стоит экспериментировать. Кстати, эту позицию разделяют и некоторые мои партнеры по сборной.
– Вы больше тяготеете к спринтерским дисциплинам, а готовитесь ко всем...
– Тренер сборной Юрий Бородавко говорит: «Нам нужны универсалы». Возможно, он прав. Приходится ведь бежать эстафеты, дуатлон. А недавно в Рамзау я уже выступал и на «тридцатке» в масс-старте. Посмотрите, наши основные конкуренты стартуют буквально на всех дистанциях и добиваются успехов.
– Кто сейчас ваши главные соперники?
– Немцы, норвежцы и, к нашему удивлению, французы. Особенно силен разносторонний гонщик Винсент Виттоз. Недавно напомнили о себе эстонцы.
– Норвежцев вы оставили за скобками?
– Они всегда на высоте. В Норвегии вопросы решаются в комплексе, начиная с питания и медицинского контроля и заканчивая экипировкой. Есть у них и свои секреты, мази и парафины, которые по разным причинам нам недоступны. Тренеры в Норвегии – тоже высший класс.
– Тем не менее гонщика равного по классу Бьорну Дэли пока не видно...
– Дэли – мой кумир. Но такие люди не появляются по заказу. Дэли – талант от Бога. Но, зная, как поставлен лыжный спорт в этой стране, не удивлюсь, если вскоре в норвежской команде обнаружатся яркие молодые дарования.
– Чем, кроме лыж, занимается лидер сборной России. Как устраивает личную жизнь?
– Подруга у меня есть. Но обзаводиться семьей еще рано. В ряду приоритетов на первом месте спорт, он занимает почти все время. На досуге занимаюсь сноубордом и горным велосипедом. Люблю плотничать. Вдвоем с отцом можем и дом построить.
– В Москву не собираетесь перебираться, как некоторые сборники?
– Вообще-то мне и в Коми хорошо. Известно, лучше быть первым парнем на деревне… Хотя, если дадут квартиру в столице, не откажусь. Я все-таки старший лейтенант ФСБ, закончил Академию права и хотел бы продолжить карьеру в этом направлении после того, как попрощаюсь с лыжней.