Поездка в Гриндельвальд на две недели была удивительно яркой, наполнена событиями и впечатлениями. От этого казалось, что длится она уже целую вечность и в то же время пролетела, как один миг. Да, именно тот самый миг, что между прошлым и будущим и называется... правильно, жизнь.
Традиционной подготовки к поездке в этот раз не было. То есть она была, но ею занимался Swissmaker. Не пришлось рыться в интернете, изучая инфраструктуру курорта, общественного транспорта и т.д., да и зачем, когда на месте вам все покажут, расскажут и проводят. Особенно для тех, кто первый раз в Европу, или не хочет (не может) самостоятельно заниматься подготовкой, такая поездка со Свиссмейкером просто палочка-выручалочка.
Летим швейцарскими авиалиниями. Вылет рано утром, встречаемся в аэропорту в 4 утра. Багаж сдаем до Гриндельвальда. Группа собралась немаленькая, 19 человек. Возраст различный от 20 до 60, но основная масса 40 и плюс-минус. Постпубертатнопредстарпёрский.
И вот в 8:30 мы в Цюрихе. Надо сказать, что впереди нас ждал день достаточно утомительный. Предстояло проделать, казалось, невозможное, учитывая бессонную ночь на ногах. Но по прибытии в Швейцарию все как-то встрепенулись, открылось второе дыхание, и усталость как рукой сняло, по-видимому, нас посетила та самая, муза странствий. И мы бодренько зашагали по городу. Для начала Свиссмейкер показал нам, где лежит швейцарское золото, а находилось оно буквально под ногами, запакованное в железобетонные бункеры. Но сколько по нему не ходи, нашим оно не становится, поэтому держим путь дальше, в исторический центр города. Погода была пасмурной и серой, как это часто бывает в европейских городах зимой, но по крайней мере не было дождя, а это уже хорошо. Осматриваем основные достопримечательности,
собор Гроссмюнстер, а через реку Лиммат собор Фраумюнстер, знаменитый своими витражами в исполнении Марка Шагала, дом, где жил Ленин и т.д. Покормив лебедей, отправляемся на вокзал. До отправления поезда есть немного свободного времени, как раз хватит попить кофейку. Но не учли одного, быстродействия кофейного аппарата, ведь обслужить надо было почти 20 человек! Схватив свой кофе на вынос, пришлось со всех ног мчаться к поезду. Что удивительно, никто не потерялся, и вся группа собралась в одном вагоне. Кофе оказалось всего-то полстаканчика, зато не расплескался при беге. Подкрепившись снедью, припасенной еще дома, и не успев моргнуть глазом, как прибываем в Люцерн, где у нас очередная экскурсия.
Городок небольшой, но очень живописный, летом здесь должно быть просто замечательно, и в серую пасмурную погоду остается только фантазировать об этом, так как часть живописности в виде окружающих гор скрыта от нашего взора. Напоследок закупаемся продуктами, в Гриндельвальде на это у нас просто может не быть времени.
И вот мы едем в обещавший нам стать домом на ближайшие две недели Гриндельвальд. А поезд-то Golden Pass, а это значит, надо смотреть по сторонам во все глаза и любоваться красивыми видами. Но нам не до этого, от избытка впечатлений, а, может, от бессонной ночи, наша группа сомлела и погрузилась в объятия Морфея. Швейцарский вагон, обычно едущий гладко и бесшумно, на сей раз трясся от ...дружного, в девятнадцать носов, храпа.
Прибыв на вокзал, приобрели большую стопку ски-пассов по льготной цене группентариф. Благополучно получили свой багаж (кроме одного, по какой-то причине он прибыл только на следующее утро), и пошли расселяться. Основная часть группы жила на хуторе близ Гриндельвальда, с очень сложным названием "Хутор одного очень романтичного свежеубиенного кабанчика в день" (вольный перевод Свиссмейкера со швейцарского дюйч), если проще, то пусть будет Швайншисс. Находится в 3 км от Гриндельвальда или одна остановка поезда. Три человека поселились на "выселках", в самом центре Гриндельвальда. В Швайншиссе наша группа заняла почти весь хаус.
Апартаменты для 2-х и 4-х человек. Семейным парам с отдельными входами с улицы. Достаточно уютные, теплые, даже жаркие и как в Австрии, традиционные пуховые одеяла. В кухонной нише минимальный набор бытовой техники, но нам хватало, мы не собирались проводить много времени у плиты. А вот в 4-х местных уже большие полноценные кухни с духовкой и микроволновкой, и большой стол, за которым можно посидеть компанией. Своих магазинов в Швайншиссе нет, ресторан один, но закрыт, это даже не деревня, а просто придаток большого Гриндельвальда. Туда и ездили закупаться и за прочими прелестями цивилизации на поезде. Со ски-пассом хоть до поздней ночи и хоть до Интерлакена, всё бесплатно.
Гриндельвальд - не совсем традиционный горнолыжный городок, больше похож на деревню, но очень большую и с сильно разбросанными домами в традиционном альпийском стиле, но без всяких выкрутасов по всем окрестностям и горам. К каждому дому примыкает приличный кусок бесценной швейцарской земли, что и придает особое очарование и такую непохожесть. За счет этой "свободной" земли невероятно зелено здесь летом.
С выбором жилья в Гриндельвальде нужно быть внимательным, чтобы не пришлось потом в ботинках карабкаться в гору. Так что остановка автобуса или поезда поблизости зимой просто необходима. У нас всё это было. Правда, автобусов показалось маловато, два утром и два вечером, но Swissmaker заверил, что нам хватит, так и произошло, действительно хватало. Утром подстраиваемся под расписание, а вечером спускаемся на лыжах прямо в Швайншисс, когда захотим. Поезда ходят с 6:30 утра через каждые полчаса в часы пик, в остальное время через час и до 22:19. Некоторые, попробовав добираться поездом до региона катания Kleine Scheidegg, от автобусов совсем отказались, предпочли комфорт и удобство поездов, правда, с одной пересадкой в Гриндельвальде, очень простой, с одного поезда выйти и тут же сесть на другой поезд напротив.
[page]Вот и наступил наш первый день катания! За ночь тучи развеялись, и установилась великолепная погода, лёгкий морозец и солнце! Вчерашнее "за погоду!" сработало! Мы собрались в кучу и заполнили собой пустой автобус, 5 минут и мы возле Männlichenbahn-а. Гондола забрасывает на 2230м, перепад 1283м. До недавнего времени это была самая длинная дорога такого типа. Время в пути 30 мин пролетает незаметно в дружеской беседе с сокатальщиками.
Swissmaker знакомит нас с регионом. Показывает свои любимые трассы и обращает наше внимание на красивые виды. Кататься группой оказалось не так уж и сложно, да, иногда приходится друг друга поджидать, но недолго, к тому же время на погонять у нас еще будет. На Männlichen народу достаточно много и немудрено, сюда же прибывают лыжебордеры с другой стороны, с Венгена. Но очередей в это время года нет. Трассы понравились, кроме одной, на Läger. Передвигаемся в сторону Tschuggen. Здесь единственная в регионе швабра, и благодаря этому обстоятельству на трассе почти никого нет, что мне очень и очень нравится. И даже в самый разгар дня здесь можно наткнуться на вельвет. Далее на Кляйне Шайдегг.
Гуськом, вслед за нашим предводителем, едем дальше. Разок он всё-таки, как и положено Сусанину, завёл нас не туда, пришлось вернуться немного пешком в гору, что ж, это была хорошая разминка и разогрев. А чтобы мы не вздумали ворчать и возмущаться, всячески отвлекал нас, предлагая насладиться прекрасными видами вокруг.
И вот мы на Лауберхорне, 2400м, самой высокой точке региона катания. Отсюда стартует трасса Кубка мира, который нам через несколько дней предстоит наблюдать. Но пока трасса закрыта, с удовольствием гоняем по Wixi. На Fallboden ведет очень медленная канатка, но трасса достойна внимания, особенно после обеда, когда она вся на солнышке.
А вот рядом новая современная креселка Eigernordwand, с неё вниз ведет замечательная красная 26-я трасса, однако она всё время в тени, солнце сюда не заглядывает (в январе, по-крайней мере) Она так и переводится "Северная стена Айгера". Благодаря этому и снег здесь хороший, без льда, и лыжебордеров крайне мало. Ледники отсюда хорошо видны, кажется, до них рукой подать. Сурово нависают они над нами, вея вечным холодом, словно вопрошая: "Тепло ли тебе девица?" Видать, до этого немало лыжников здесь повымерзло, поднимаясь вверх на бугеле, но это всё в прошлом, бугель убрали, вместо него скоростная креселка с оранжевыми колпаками.
Из всех путей, ведущих вниз в деревню, особо понравилась красная 21-я. Полный восторг! Сначала забраться на самый верх, Лауберхорн, и оттуда вниз, до самого дома, перепад в общей сложности более 1400метров. На одном участке по дороге в лесу нужно немного попыхтеть и поотталкиваться палками, не разгонишься тут, зато есть возможность увидеть живописнейший пейзаж с Wetterhorn-ом на заднем плане, и всё это в розовых лучах предзакатного солнца.
Преодолев этот участок и пока едете по лесной дороге, притормаживать и вилять совершенно не нужно. А лучше полностью расслабиться и ехать так, как ведут вас законы гравитации, это если, конечно, вам повезет, и никто не начнет вилять у вас перед носом.
Спустившись ближе к Гриндельвальду, Swissmaker показал нам ту заветную и неприметную тропиночку, что ведёт в Швайншисс. Опознавательных знаков нет никаких, и самим нам ни вжисть не догадаться было бы. Это к вопросу на тему "А есть ли польза бандерлогам от Swissmaker-а?" Ответ очевиден.
Мы же умудрялись частенько этот поворот проскакивать. И тогда пришлось бы возвращаться на поезде, для нас это было как-то не комильфо, в общем, западло по-нашему. Как для древних спартанцев "со щитом или на щите"! Поэтому, проскочив поворот, девочки, сняв лыжи, топают обратно наверх в гору, а мальчики с возгласом "Мы не привыкли отступать!" прутся напрямик на лыжах по швейцарским огородам, которые огорожены заборчиком из колючей проволоки. Заборчик хоть и низок, а как коварен! Один потом сознался, что переступая, у него начали разъезжаться ноги и колючая проволока была готова мгновенно вонзиться туда, где... , ну это,.. мужское достоинство, в общем. Каким-то чудом и неимоверным усилием этого удалось избежать. Вот радости-то у него было! У меня, кстати, тоже, потому как это был мой супруг. Другой молодой человек оставил-таки клок от штанов на злосчастной проволоке, но что штаны, штаны это дело наживное.
[page]День второй. И снова швейцарский бог к нам милостив. Погода, как в сказке, горнолыжной. Сегодня гид ведет нас на Фирст. Регион небольшой, южной экспозиции, поэтому солнечный.
В морозную погоду здесь так приятно. Солнце, хоть и январское, в отличие от нашего, ласково греет прямо с утра. Трассы всех категорий, новичкам придется по вкусу 1-я с ограничением скорости 30.
Не знаю даже, как охарактеризовать 9-ю, я назвала ее прикольная. Вся какая-то кособокая, кривенькая, то летишь вниз в овраг, то вверх на бугор и тут же снова резко вниз и всё время почти на прямых, не останавливаясь и разгоняясь, как можно сильней, чтобы не идти потом пешком, если разгона не хватит. Так я стала гонщицой поневоле. У-у-ух, незабываемые очучения!
Вниз в Гриндельвальд поехали по 22-ой красной, очень понравилось, в те дни ещё льда не было. Появился он позже, когда случилась оттепель, а потом грянул мороз.
День третий. Сегодня едем на Schilthorn. Добираться туда можно разными путями. Мы едем так, как сказал Swissmaker, и с ним же во главе, через Männlichen. Уже наверху, пока поджидали отстающих, с мужем решили пока покататься... ну и сами отстали. Куда ехать без гида, с собой даже карты нет, разбаловались. Смутное представление у меня всё-таки было, и ориентиры знала: Венген, Лаутербруннен, а дальше видно будет. Прибыли в Венген. Деревушка компактная, ски-бусы не нужны, их там просто физически не может быть. Расположена на открытой солнечной террасе, с одной стороны обрыв, с другой стороны горный массив Männlichen.
Снизу сюда попасть можно только на горном поезде. Здесь находится самая длинная горная железная дорога Швейцарии. Соединяет Венген через Кляйне Шайдег с Гриндельвальдом, и ей уже более 100 лет! Рассказывая про этот регион, очень часто приходится применять эпитеты самая... самая... А какая долина открылась перед нашим взором! Не побоюсь этого слова, самая красивая.
В поезде нам встретились наши соотечественники Нина и Игорь из Гриндельвальда, их тоже расселил Swissmaker, заметила, каких бы соотечественников не встретили, всех расселил Swissmaker, пора бы уж гриндельвальдской общине скинуться ему на пряники или лучше на штрудели.
Так вот, оказалось, нам по пути и мы решили объединить наши усилия в достижении цели и по возможности покататься по пути на Шильтхорн. Хочу сразу оговориться, поездка на Шильтхорн больше воспринимается как занятная экскурсия, а не каталка. Придется много ездить различными видами транспорта, совершать кучу пересадок, таскать на себе лыжи и т.д. Возможность покататься будет, но не так много, то есть, укататься в хлам не получится.
А уж если ехать, то только в хорошую погоду. А иначе как разглядеть эту великолепную панораму на 360 градусов окружающих грандиозных гор! Три пика Eiger, Mönch, Jungfrau отсюда видны, как на ладони. По легенде Мёнх - это монах, который защищает молодую красавицу Юнгфрау от свирепого людоеда Айгера.
На самом пике горы примостился вращающийся ресторан Piz Gloria. Не спеша поглощая обед, у вас есть возможность непрерывно любоваться меняющейся за окном панорамой, так обещают рекламные проспекты. А каково же было наше удивление, обнаружить здесь нашу потерявшуюся группу! После обеда (на двоих обошёлся в 44 франка) уже все вместе спускаемся в кинотеатр, где можно посмотреть отрывки из фильма про Джеймса Бонда «На секретной службе Ее Величества».
Пора было ехать вниз. Ещё по пути туда я видела этот спуск вниз, уклон внушительный по крутизне. А при подходе к нему еще и надпись большими буквами "Только для умелых лыжников!" Струхнула я порядком. Кто-то сказал, что спуск вниз на гондоле в скипасс не входит и надо заплатить 15 франков. Ужасно не хотелось так позорно расставаться с франками, но у страха глаза велики, победил он, и я с побеждённым видом отправилась к кабине. Но в утешение мне платить ничего не пришлось, подшутили надо мной, думаю, ан нет, платить и правда нужно, но только тем, у кого ски-пасс менее, чем на 3 дня. Как рассказали потом скатившиеся, чёрный крутой участок только вначале, а дальше нормально.
Мы тем временем спускаемся в Мюррен. Ещё одна удивительная деревушка, расположенная над отвесным обрывом, летом с которого устремляются вниз несколько десятков водопадов, - то ещё зрелище! И иначе, чем на гондоле, в неё не попадёшь.
От своей группы мы опять отбились, решаем покататься пока здесь, в районе Schiltgrat. Ближе к 16:00 по привычке заторопились к гондоле, ведущей вниз в Лаутербруннен. Лыжи на плечо и бегом по деревне до станции, хорошо, хоть указатели были. А можно же было и не торопиться, потом узнали, связующий с долиной подъёмник работает до 20:00. По пути домой насчитала 4 пересадки. Совершив, наконец, последнюю в Zweilütschinen и заскочив в первый попавшийся вагон, опять обнаруживаем нашу группу в полном составе, радости-то было! Тут уж мы расслабились, так как поняли, правильной дорогой идём, товарищи!
[page]Наступил день соревнований. В эти дни поездами на Кляйне Шайдег лучше не пользоваться, народищу! Вот где настоящий беспредел! И немудрено, в субботу самый пик, более 30 тысяч зрителей! Мы, естественно, на лыжах, т.к. весь день смотреть соревнования не собирались. Помимо финишной трибуны для зрителей, была организована промежуточная, с большим экраном. Как раз удобно для тех, кто с лыжами. Ну и вдоль ограждения можно смотреть на всём протяжении трассы, вот только проносятся спортсмены слишком быстро.
У Лауберхорнских гонок сегодня двойной юбилей. 80 лет подряд, не пропуская даже годы войны, проводятся соревнования и 50 лет телетрансляция. Это самая (ну вот, опять!) длинная трасса скоростного спуска в мире, 4.455 км. И здесь спортсмены развивают самую(!) высокую скорость на мировых чемпионатах, около 160 км/час.
Порадовали и швейцарские ВВС своим авиашоу. Кругом царит праздничная атмосфера, музыка, звон коровьих колоколов, крики болельщиков. Нам особо и болеть-то не за кого, решили за швейцарцев, раз уж мы к ним приехали. Как назло, в первый день в комбинации победил Боде Миллер, но и швейцарцы не ударили в грязь лицом, второе и третье место. Так я узнала о Карле Янка и Сильване Цурбриггене. Карло Янка симпатяга такой, восходящая звезда,
Сильван тоже ничего, сойдёт.
Вечером на поезде отправились в Венген, потому как официально соревнования проходят там, то и вечерняя тусовка там же. И всё, как положено, праздник и веселье продолжаются. А вот и Сильван наш стоит в окружении фанаток, не протолкнуться. Ленчик протиснулась, получила с него фото и автограф прямо на куртку. Роспись у него красивая, придает куртке стильный такой дизайнерский вид. Решилась и я взять у него автограф на куртку, всё равно симпатяшки Янки нигде не видно. Наверно, готовит свою карму к завтрашней победе. И он действительно победит, правда, дело не обойдётся без швейцарского бога, главный конкурент Боде Миллер упадёт, совсем немного не дойдя до финиша.
Тусить в Венгене можно допоздна, для этого здесь установлены временные тусовочные палатки различных видов. Побыв чуть-чуть в молодёжной, переходим в старпёрскую, отчего-то там веселее оказалось.
В дни соревнований пускают дополнительные поезда до 2-х часов ночи.
После соревнований, а длились они 3 дня, ограждения с гоночной трассы убрали и пустили туда всех желающих. Не остались и мы в стороне. К этой затее я отнеслась с опаской, но отставать от учаснегов не хотелось. Я так и знала! Попался очень неприятный кусок на трассе, где спортсмены выпрыгивают и летят метров сорок ещё и в повороте. У этого места даже название есть, Hundschopf, Собачья голова. Пришлось применить всё своё мастерство, которое, как известно, не пропьёшь. Прошла этот кусок решительно и технично, не без доли грациозности, как бритва Жилетт с двойным лезвием алмазной заточки, техникой бокового соскрёбывания.
Аллес унта контролле!
Были ещё узкие крутяки со льдом, с которым у меня до сих пор нет взаимопонимания и другие неожиданности. А один наш соучаснег прошёл эту трассу за 5 минут, против 2:50 у спортсменов.
Даты поездки: 9-23 января 2010 г.
Автор: Лина
Другие статьи автора на сайте
На машине в Австрию и Швейцарию
Штубайталь, Австрия
На колёсах по Европе-3. Жаркое лето 2009
Катание в группе дело совершенно добровольное. Можно отдельно и самостоятельно. Скипасс хоть и по группентарифу, но у каждого свой. 280 евро за 13 дней, дешевле, где бы то ни было. (цена 2010 года) Но есть ньюанс. Сроки в группе у всех должны быть одинаковыми, допускается разница 1 день. А иначе группой не считается, так сказали в кассе, и те, кто хотел на неделю, покупали по простому тарифу.
также и с экскурсиями, можно и не ехать, но опять одно но, придется до Гриндельвальда самим добираться на поезде по трансфер тикету. Но у кого есть опыт передвижения на австрийских поездах, то проблем не возникает. На швейцарских система та же, лишь небольшие отличия, например, кое-где остановка по требованию, как в автобусах