Маунтинбайк... На эту тему чаще всего мы видим муви с безбашенным даунхиллом или фрирайдовым масс-стартом (по сути, тот даунхилл, который Макконки окрестил китайским даунхиллом). Но проявлений горного велосипеда гораздо больше.
Оставив фанатам спортивные дисциплины:
- Скоростной спуск (DownHill, DH)
- Фрирайд (Freeride, Свободная езда)
- Дерт (Dirt Jumping):
- Параллельный слалом (Dual slalom/DS)
- Дуал (Dual, DL)
- Байкер кросс (Bikercross, 4cross, 4X)
А вот олимпийский традиционный кросс-кантри – это наше все!
Именно эта классическая дисциплина стала роддомом для всех любительских велоактивностей на маунтибайке.
Вкратце это передвижение на велосипеде по пересеченной местности. Причем иногда против привычного велосипед едет на велосипедисте
Именно кросс – кантри квинтэссенция катания вне асфальта.
Кросс-кантри в любительском варианте - это передвижение по грунтовым дорогам, тропинкам и «направлениям» (по «грунтам» на жаргоне велеров). Но ключевое слово здесь «пересеченная местность» - «пересеченней» гор я не знаю. Любительское катание в горах не исключает участки с твердым покрытием. Шоссеры и циклокроссеры (помесь шоссейного велосипеда с маунтибайком или не шоссейник и не маунтибайк, но проходит легкое бездорожье) в европейских горках составляют почти половину велотрафика. Любительский стиль катания в горах еще называют олмаунтин.
МАУНТИБАЙК: В ЧЕМ КАЙФ?
Прочтите мой опус Летом в горы надо всем! К тем ощущениям счастья в горах добавляется еще одна составляющая – скорость! И ее следствие – приятный холодок адреналина. В этом плане лидирует даунхилл. Как я понимаю обладателей счастливых физиономий, возвращающихся на подъемнике к началу трассы в Горной Карусели!
Самому тоже хватает острых ощущений, когда разгоняю вел до 60 км/ч на Краснополянском шоссе или на нежданном даунхильчике по крутому уклону на грунтовке или лесном склоне.
Есть только одно обстоятельство, могущее испортить некоторым шоссейникам или велотуристам - необходимость вкручивать в горку. Но таких немного, большей частью это начинающие. Потом происходит адаптация – многие начинать получать удовольствие (даже фанатичные мазохисты в девстве боялись боли) а другие относятся к этому как к спортивному участку. Но таких, которые брасали горный велосипед из-за необходимости подъемов, мне не известны. Ведь за каждый трудный подъем выдается награда – зажигательный спуск.
Но маутинбайк до сих пор остается экзотикой. Если в больших равнинных городах это явление стало массовым и развитым (клубы, маршруты, покатушки, регулярные эвенты, любительские старты), то в горах ничего подобного нет. И горные покатушки держатся на единичных энтузиастах.
Этой классической пирамиды, где внизу тысячи люителей-фанатов, а на верху чемпионы у нас нет.
География маунтибайка очень широка. Однажды я видел одинокого фаната даунхилла на «мясном» фатбайке в Гульмарге (Индия).
Вездесущие американцы изобрели даже айсбайк для катания по Антарктиде, больше на нем гоняют с песчаных дюн!
А катание с вершины Эльбруса, ставшее обыденностью?
БУДУЩЕЕ МАУНТИНБАЙКА В РОССИИ
Когда я начинал писать это, подумалось: «Что же писать о том, чего нет?»
Наша машина времени - это уровень развития маунтибайка в Европе. А там такое!
Инфраструктура
В первую очередь это велодорожки. Это уменьшительно-ласкательное слово не отвечает действительности. Это скорее велодороги, велошоссе, велострада. Это не стыдливо очерченная белой полоской российская велодорожка по краю дорог и улиц общего пользования.
Помню, в Сиднее у меня был конгитивный диссонанс, когда я увидел на знаменитом мосту отдельные полосы для только велосипедистов с запретом пешеходного движения.
Веломаршруты
Есть официальные маршруты, проходящие по природным красотам, со стоянками, гостиницами, ресторанчиками. Рассчитаны на семейное или дружеское путешествие. Есть мобильные приложения, которые проложат вам маршрут согласно вашим пожеланиям и задачам. Густота велодорог может соперничать с густотой автомобильных дорог.
Горные курорты для велосепедистов
Курорты очень дружелюбны к велосипедистам. В борьбе за всесезонность они строят не только даунхильные трассы, но и спокойные велоспуски для не экстремального катания.
Практически все кресельные и гондольные оснащены велодержателями.
Массовость
Европа – не Восточная Азия, где вел - это культ, религия, массовый транспорт и стиль жизни. Но практически у каждого европейца в семье минимум пара велов и «с младых ногтей» и до преклонной старости они являются такой же неотъемлемой частью жизни, как умение читать и писать.
Массовые старты на маунтибайках поражают! Ладно это был бы загородный заезд по гладкому покрытию. Но вот такое!
О цифрах просто нет смысла говорить - практически все активное сознательное население альпийских регионов + добрая четверть жителей европейской равнины - приверженцы маунтибайка, причем во всех его крайностях.
Но вернемся домой, в Россию. Будет ли у нас так же, как в Альпах? Или мы, по обыкновению, пойдем своим путем? А может, мы перешагнем вековой опыт развития маунтибайка и шагнем сразу в технобудущее? Сейчас трудно об этом судить.
Но повод для оптимизма есть:
- городские велопарады в России набирают массовость. И если хотя бы тысячная доля велобайкеров вырвется из каменных джунглей, в горы, то индустрия быстро отреагирует, и нарастит инфраструктуру
Крым стал главной российской велопровинцией, завязаной на горном велосипеде. И по качеству и густоте маршрутов не уступает средиземноморским странам. Только вот велосипедистов пока в разы меньше.
Третий год проходит "Мегалавина" в Горки Город (Красная Поляна)
Веломаршруты в Красной Поляне по видовым качествам и достопримечательностям сравнимы с Альпийскими
Велотуристы успешно штурмуют не только Крым. Мурманская облясть, Карелия, Урал, Алтай - интернет перстрит приглашениями, маршрутами, турами. Но опять - не хватает велолюбителей и фанатов.
Велопроекты российских веломечтателей поражают креативом
Я верю: 20-30 в наших прекрасных горах будет наконец, с кем покатать! И могут быть даже заторы)
И маунтибайк в России будет не будет напоминать эту девушку в скудном наряде:
До встречи в горах!
Бонус для тех, кто дочитал до конца: Велословарь сленга и жаргона с картинками
1) Зачем-то помянуты полумертвые Dual и Dual Slalom, при этом забыты Slopestyle, Pump-track и Enduro.
2) Не надо называть любительское катание по тропинкам и грунтовкам "кросс-кантри", кросс-кантри - это серьезный вид спорта, сложный и технически и физически. У любительского катания столько же общего с кросс-кантри, сколько с шоссейными гонками, треком или даунхилом. Кстати, на картинке, иллюстриюущей "даунхилл", как раз изображены соревнования по КК
3) " одинокого фаната даунхилла на «мясном» фатбайке " - это вообще бред. ДХ на фэтах не катают.
Ну и куча орфографических ошибок =)