+16

Вероника Сорокина: Вопиющие несправедливости – это часть игры. Часть фрирайда.

jul Лента автора 14 Января 2016 (10:28) Просмотров: 2212 1
До старта Rosa Khutor Freeride Contest, осталось совсем немного (старт 12.02, 105 участников уже зарегистировалось, осталось 15 мест), и пришло время поговорить, о том, как же в этом виде спорта раздают места и медальки. 
Судейство это прямо таки камень преткновения,  ибо здесь нет хронометров, нет измерителей скорости, и нет обязательной программы с двойными тулупами, акселями и восьмерками. 

Кажется как хочешь, так и езжай,  это же фрирайд детка)). Ан нет. Есть правила, и есть тонкости.  
Слово Веронике Сорокиной, райдерше выигрывавшей Кубок России в 2005 и 2006 годах, занимавшей 7 позицию в мировом рейтинге Freeride World Tour сезона 07, и прочее и прочее.

Но знатно катать, еще не значит хорошо судить. Поэтому первый вопрос:

Что позволяет тебе квалифицированно рассуждать о судействе?
Моя спортивная биография. Опыт участия в российских и международных соревнованиях с 2004 года. Участие в основном Мировом Фрирайд Туре. И в квалификационных контестах. И самое главное – участие в судейском семинаре, который проводили судьи FWT. Это было в 2010 году, и я должна была тогда быть судьей краснополянского этапа FWT Russian Nissan Adventure. Но всю неделю в Красной Поляне не было видимости. Мы с райдерами хорошо покатались по лесу. Но контест отменили. Тем не менее, участие в тренинге для судей, который проводил Главный судья соревнований, было для нас очень полезным.

Что конкретно судьи судят и какая методика?
Общее впечатление судят. Есть 5 критериев. Но отдельно за них оценки не выставляют. Судья просто учитывает эти критерии, и они отражаются на «общем впечатлении». 

Это линия спуска. Она должна быть сложной, интересной, с использование рельефа. Просто проезд по полю, даже «на ходах», не наберет много баллов.

Это непрерывность спуска. Скорость не оценивается. И остановки на склоне допускаются. Но чем их больше, тем хуже это самое «общее впечатление». «Райдер, как капля, должен скатиться по склону горы» (с) В. Ильиных

Это контроль. Контроль опытному взгляду судьи виден сразу. Его отсутствие тоже. Всегда понятно: лыжи везут райдера, куда получится, или райдер лыжами сам управляет.

Это прыжки. Красивые, контролируемые, амплитудные прыжки «общее впечатление» улучшают.

Это «уборки». А вот падения, особенно в no fall zone, должны существенно снизить оценку.

Проще всего понять, как происходит судейство, можно, прочитав одну цитату из Международных правил. На мой взгляд, она самая главная и самая точная:
П.4.2 правил: «Чтобы судить проезд в момент, когда на него смотришь, хорошо представлять шкалу термометра. Температура (оценка) растет или падает в зависимости от поведения райдера на склоне».

Говоря простыми словами, райдер или «замерзает» или «отжигает».

Подробно правила можно почитать здесь: Правила судейства соревнований по фрирайду

Я лично их переводила с сайта www.freerideworldtour.com , для того чтобы все, кто судит российские соревнования, пользовались именно этими правилами. Официальными. Там, кстати, во вступлении вы найдете ответы на многие свои вопросы и эволюцию этих правил. И поймете, почему было принято решение судить именно так, а не иначе. Пробовались ведь разные варианты.

В чем особенности судейства такого рода состязаний?
Они субъективны. И это данность, с которой нужно смириться. Бесполезно апеллировать к судьям. Потому как на одного из них твой проезд произведет хорошее впечатление, а на другого – так себе. Объективности в этом виде спорта никогда не будет. И не стоит ее ожидать. На европейских соревнованиях редко когда возникают споры по поводу судейства. Потому что все знают, какой ответ получат: «Не нравится фрирайд? Иди катай слалом. Там секундомер. И все объективно».

Судя по моему опыту, в международном-фрирайд сообществе принято судить честно. Проезд, а не райдера. И даже если судья по личным причинам райдера не любит, он его проезд оценивает все равно честно. Не объективно, конечно. А честно. Исходя из своего представления об идеальном проезде. Объективно оценить невозможно, как я уже объясняла, потому что у всех представления об идеальном разнятся.

Единственное, что могу к этому добавить, так это то, что чаще всего людям из нашего сообщества нравится и вызывает восхищение примерно одно и то же. Особенно если люди часто судят или сами участвуют в соревнованиях.
Поэтому я против того, чтобы соревнования судили хорошие фрирайдеры, гиды или просто люди из тусовки, которые в международных соревнованиях не участвовали или опыта судейства не имеют. Их взгляд может оказаться слишком экстравагантным. То есть они не хотят никого «засудить» и изо всех сил стараются судить «честно», но кому-то может показаться, что «не честно».
И тогда сильно нарушается п.3.4 правил, касающийся дискуссий. Они «должны быть сведены к минимуму». 

В общем, мы уже определились с тем, что «честность» и «объективность» вещи разные. Объективность в таком рода жанре вообще недостижима. А честность, конечно, должна присутствовать обязательно. И если кому-то не нравится, как его оценили, я уверена, что причина не в том, что судьи судят «нечестно», а в том, что они искренне считают именно так, а не иначе.  А вовсе не потому что им райдер не нравится, или другой райдер, с которым они вчера пиво в баре пили, нравится больше.

Почему обязательно нужно судить сразу, а нельзя по видео снятому, скажем с трех точек сразу?
Видео – это вообще большая мистификация. Как и фото. Сколько раз невыразительный проезд или небольшой дроп на видео выглядят круто, а в реальности были – «ничего особенного». Равно как и грандиозный проезд на видео может оказаться бледным. Для видео есть свои видео-контесты.

Самая главная причина – райдеры ориентируются на судей, а не на операторов. Иногда даже перед соревнованиями приезжают на место, где судьи сидят, чтобы посмотреть, как смотрится склон с судейской точки. Не надо заставлять райдера метаться, как заяц, по склону, чтобы выгоднее выглядеть с судейского ракурса, да еще и с 3 точек съемки сразу.

В общем, это как футбол. Игра. Ты принимаешь правила. И играешь по этим правилам. Если судья отвернулся во время твоего проезда , чтобы чаю выпить, - это тоже часть игры. Кстати, этот момент тоже в правилах оговорен. Читайте правила.

Были ли явные и вопиющие несправедливости на твоей памяти?
Конечно, были. Я же тоже живой человек со своим собственным взглядом. И мы все такие. И это связано с особенностями восприятия идеального проезда в разных сообществах.

Например, в Америке райдеров судят американские судьи. Там поощряется безбашенность. И если даже человеку очевидно повезло, ему дают высокий балл. Но очевидно, что ему повезло. Это не его мастерство. Просто он чудом удержался и не убрался. В Европе в аналогичной ситуации «общее впечатление» и итоговый бал были бы низкими за «плохой контроль». А в Америке они высокие.

Но вопиющие несправедливости – это часть игры. Часть фрирайда. Как «рука Бога» в футболе. Не нравится – иди в слалом. Там секундомер. Я повторяюсь? Да?

Почему ты не среди судей ближайшего контеста?
Я, может быть, еще буду среди них. Это зависит от наличия у меня свободного времени. И от судейского состава. В нем не должно быть случайных людей.

Особенно меня забавляет, когда судьями становятся бывшие «враги соревнований», считающие, что «фрирайд – это образ жизни, это свобода, и его нельзя загонять в рамки соревнований». Потом им предлагают скипасс, бесплатное проживание на курорте, и даже небольшую зарплату. И этого становится достаточно, чтобы  они сменили свои убеждения.
Правила соревнований они могут даже не читать. Зачем? Фрирайд – это же свобода! И у них свой собственный творческий взгляд на фрирайд.  В общем, я за судейство по правилам.  Они должны быть международными, по которым судятся этапы FWQ и FWT. Иначе это будет профанация. И я в этом не участвую.

Краткий профайл

Вероника Сорокина
Профессиональный райдер с 2004 года.
Чемпионка России по фрирайду
Дважды обладатель Кубка России по фрирайду
Участница Freeride World Tour (7 позиция в мировом рейтинге сезона 07-08)
Обладатель диплома профессиональной лавинной подготовки 1 ступени Канадской лавинной ассоциации (CAA Level 1 Avalanche course)
Прорайдер компании Redfox. Партнеры Movement, Dr.Zipe.
Работает лыжным гидом в Красной Поляне, Сванетии и Гудаури.
Участница видеопроекта о фрирайде RideThePlanet.

 
+16
  • 4
  • 5
  • 6
0  
bm    15 Января 2016 (12:27)   #
Фото и видео. Судить по видео не круто не потому что мелкий дроп может показаться большим, а потому что сглаживается "общее впечатление" и все проезды как-то усредняются. Не ощущается такого накала страстей, как в "лайфе". 
На видео большой дроп может стать маленьким, а маленький дроп можно и вовсе не заметить))