3 апреля 2013 года
Вилли Богнер прилетел в Москву – ему вручают очередную награду за вклад в развитие мирового спортивного кинематографа. В плотном рабочем графике время для эксклюзивного интервью СКИРУ нашлось… за обедом, который продолжался более двух часов. И все это время (с короткими перерывами на еду) за столом шел разговор. Это было общение с живой легендой. А несколько фраз Вилли Богнера оказались просто афоризмами. Безумно круто!
Вилли Богнер – кто это?
Двукратный чемпион мира среди студентов по слалому и двоеборью. Продолжатель дела своего отца – создателя «империи Bogner», легендарного бренда, которому в прошлом году исполнилось уже 80 лет. Режиссер и оператор горнолыжных сцен в фильмах о Джеймсе Бонде – «На службе ее Величества», «Шпион, который меня любил», «Только для ваших глаз», «Вид на убийство». Создатель культового фильма о горных лыжах «Огонь и лед», комедии о спорте, вошедшей в ТОП-3 года в Германии «Огонь, лед и динамит» и десятков других фильмов. Обладатель множества наград в области моды и кинематографии, среди которых – «Бренд века». Кавалер Баварского ордена за заслуги и Федерального Кавалерского Креста Германии… Автор «Олимпийского» заявочного ролика Сочи-2014. И потрясающе интересный собеседник.
Это не интервью, а просто «послевкусие от разговора». Втиснуть все впечатления в один текст не получается. Постараюсь впоследствии расшифровать и опубликовать и другие куски этого общения. Мне кажется, оно заслуживает обнародования.
«Я никогда не учился кинематографии…»
Великое дело – случай! На Олимпиаде 1960 года в Скво Вэлли Вилли Богнер входил в сборную команду Германии, а, поскольку в Олимпийскую деревню пускали только спортсменов, немецкий спортивный журналист попросил его снять «жизнь спортсменов изнутри». «Работая над этим материалом, редактируя его, добавляя саундтрек, я многому научился. Как говорят сегодня – учиться, делая.» Так началась работа Вилли Богнера в спортивном кино.
«Когда я думал, чем зрителям нравятся фильмы об Агенте 007, я понял, что в этих фильмах экшн занимает 90% времени, а разговоры – 10%. И я понял, что нужно снять такой фильм о спорте, в котором действие будет занимать 90% экранного времени.»
И это удалось. Ведь согласитесь: все сцены с горными лыжами в «бондиане» сняты так, что их смотришь, затаив дыхание: красиво, экстремально, профессионально. И в голове возникают вопросы типа «где это снято», «кто катается». В отличие от непрофессионально снятых фильмов, которые – кроме досады и разочарования, у «людей в теме» эмоций не вызывают. Конечно, сейчас горнолыжные эпизоды, да и фильмы в целом стали другими: изменился стиль съемок, основное – вертолет, гигантские дропы и проезды по экстремально крутым склонам или спуски по бездонному паудеру в лесу, плюс многооборотные трюки. У подавляющего большинства «скребущихся по склону» такое катание даже в мечтах не укладывается. А вот старый добрый Роджер Мур на леднике вызывает теплые чувства…
«В своем фильме «Огонь, лед и динамит» я придумал новые виды спорта, два из которых – ски-кросс и борд-кросс – вошли в программу Олимпиады Сочи-2014.»
Сам фильм – комедия на спортивную тему. Таких фильмов много, но подавляющее большинство из них, что называется, «проходные». Любопытно, что после того, как я в очередной раз просмотрел фильм, снятый больше 25 лет назад, то подумал, что достаточно изменить костюмы, прически и модели лыж – то есть антураж. А вот сами съемки просто великолепны. И действительно: есть в фильме и песколыжи (точнее – камнелыжи, спуски по «сыпухе»), и спуск с одновременным стартом лыжников и бордеров, и катание по экстремально крутым участкам ледника, и МТБ, и спуск группы на коньках по бобслейному желобу. К чести Вилли нужно сказать: он все перепробовал сам. И спуск на коньках по трассе для бобслея – тоже. «Это не так сложно – скорость около 80, ехать нужно все время прямо, резких поворотов нет.» В свое время мы спускались на «туристическом бобе» по олимпийской трассе в Ля Плань, и в нашей команде был член сборной России по хоккею. На вопрос, рискнет ли он на коньках спуститься по этому желобу, он только покачал головой.
«Я отношусь к бизнесу как к спорту: ты стремишься к победе, но это получается не всегда, иногда ты проигрываешь. Что ж, это – спорт. Нужно проанализировать свои ошибки, продолжить борьбу и выиграть.»
Такой подход может себе позволить человек, который уверен в своих силах и не боится конкурентов. И действительно: есть масса брендов, которые работают в одной нише с Bogner, ежегодно выпускают действительно прекрасную одежду: технологичную, удобную, красивую, узнаваемую… А Bogner знает подавляющее большинство, если не все любители спортивного стиля в одежде. Она может нравиться или казаться неоправданно дорогой, но… стоит особняком.
«Каждый год наша компания начинает все «с нуля». Мы никогда не продолжаем выпуск прошлогодних моделей одежды, абсолютно все модели каждый год изменяются.»
Мне кажется, это безумно сложно: почти десять различных линий – спортивные (гольф, теннис и горные лыжи), городские (кэжуал и спортивная Fire&Ice), дизайнерские и детские… Количество различных моделей – свыше 3000, да еще в разных цветовых сочетаниях – почти двадцать тысяч вариантов. И все – самого высокого уровня качества. Ткани, мембраны, цвета, фактура, лекала, строчка, элементы…
«Недавно мы запустили коллекцию одежды, над которой работали с Марией Риш. Почему Мария? В одежде мы стремимся создать не имидж, а атмосферу. Мария – очень интересный человек со своим стилем и потрясающая спортсменка, харизматичная персона. Она с большим вниманием отнеслась к нашей совместной работе. В результате получилась хорошо продуманная женская одежда «с характером» для après ski. Но мы не ограничились сотрудничеством с Марией, сейчас работаем над линией одежды вместе с Маркусом Вассмайером.»
Все ведущие производители лыж, сноубордов, спортивной одежды проводят тесты своих новых моделей. Топ-модели лыж в последние годы все чаще выпускаются в плотном сотрудничестве с райдерами и спортсменами, есть и бренды, которые выпускают лыжи под девизом «сделано райдерами для райдеров». Многим известны бренды, созданные спортсменами или с их активным участием, например Lasse Kjus, Anzi Besson, Kari Traa. Если говорить о спортивной одежде, достаточно посмотреть на тренеров и членов сборных команд в любом зимнем спорте, чтобы понять – эти модели «доведены» до серии с учетом рекомендаций тех, кто их испытывал. Ну, а отдельная линия – мне кажется, это отличный маркетинговый ход – одежду Bogner в Германии знают 86% жителей, а Марию Риш, думаю, немногим меньше. А в горных лыжах – согласитесь, имя Марии Риш известно каждому любителю спортивной составляющей этого вида спорта.
«Меня не беспокоит, что мою одежду подделывают. Вот когда ее прекратят подделывать – тогда это меня будет беспокоить.»
Эта фраза мне особенно понравилась. На самом деле, этот вопрос стоит не только в России – Вилли Богнер сказал, что рынок фэйков существует и в некоторых других странах. Но если вдуматься, он прав: тот, кто хочет и может купить Bogner, не будет это делать «с рук» или на рынке, а пойдет в фирменный магазин. А если человек верит в то, что можно купить изделия со стилизованной буквой B на молниях за 10% от их стоимости – скорее всего, он не является реальным ценителем именно этого бренда.
«Одежда и парфюм схожи. И то, и другое создает впечатление, говорит с нами. Одежда говорит своим цветом, линиями, ощущением от материала, элементами. Bogner – это не только одежда, это определенная аура. И парфюм тоже создает свою ауру.»
Ведь действительно, определенная одежда создает и атмосферу. Достаточно вспомнить образ ковбоя или «муравейник» тренеров и спортсменов возле финиша Кубка мира, стиль милитари или офисный дресс-код. Увы, почему-то многим кажется, что достаточно напялить на себя неподходящую к остальному гардеробу, стилю (да какой там стиль – горе, а не стиль) дорогую куртку с громадной надписью RUSSIA на спине, сверху повязать аналогичный шарф – и ты «в тренде». Несмотря на костюмные брюки и кожаные промокшие насквозь туфли или мохеровую шапку и хозяйственную сумку… И рядом – действительно создающая определенную «атмосферу Bogner» одежда, лыжи, сумки и ремни, джинсы, рубашки и очки, шлемы и перчатки, парфюм, наконец… Хотя почему «наконец»? Вилли Богнер на этом останавливаться не собирается.
«Мы работаем над выпуском часов.»
Еще один элемент ауры. Часы в гардеробе людей определенного уровня или стиля жизни давно стали своего рода визитной карточкой. Возьмите гидов – что наших, что альпийских: у всех часы в определенном стиле, с набором необходимых функций. Пилотов, лыжников-бегунов, дайверов… И одновременно действительно смешно наблюдать за поведением «клерка», который старается произвести впечатление костюмом, дорогими часами, ремнем, обувью, отпуском в Ишгле… А на самом деле живет в ипотечной квартире и ездит на кредитном автомобиле. Этой зимой мы зашли в магазин Bogner в Мюнхене и долго любовались действительно хорошей и качественной одеждой. Примерно прикинули, – чтобы одеться в этом стиле «от кончика носа до кончика хвоста» потребуется «несколько больше» денег, чем можно заработать за год, а если выбрать что-то одно – будет выбиваться из общего стиля. Так что часов от Bogner, думаю, у меня не будет.
«Если ты от чего-то можешь получить удовольствие – сделай это.»
Вилли Богнер в свой 61 год пилотирует самолет, управляет яхтой, гоняет на байке, катается на горных лыжах, играет в гольф и теннис. Создает одежду, стилю которой подражают. Снимает фильмы, в каждом из которых использует достижения новейших технологий или, как минимум, придумывает что-то совершенно новое – то, что потом становится обязательным элементом хороших фильмов. А в свободное от всего этого время живет в доме, спрятанном в лесу неподалеку от его любимого курорта – Санкт Моритца…
Обед подошел к завершению, Вилли Богнера ждали дела. Крепкое рукопожатие, теплая улыбка...
Удачи Вам, господин Богнер, в ваших новых начинаниях! И дай Бог всем нам такой интересной и полной жизни, какой живет Вилли Богнер.