– Владимир Алексеевич, известно, что программа юбилейной, двадцатой Олимпиады расширилась...
– Добавились спринтерские гонки у лыжников, эстафеты у конькобежцев. Появился и новый вид программы – скелетон. Мы собираемся выступить на Олимпиаде во всех видах программы. Конечно, если выполним нормативы международных федераций, а женская хоккейная команда благополучно пройдет отборочный турнир.
– За год до Олимпиады есть возможность оценить наши шансы в Италии?
– Нет смысла засекречивать то, что достаточно очевидно для специалистов. Анализ выступлений нашей сборной в Солт-Лейк-Сити заставляет сделать неутешительный вывод. Пятое место в неофициальном командном зачете – максимальный результат, на который мы сейчас способны. И вряд ли за один сезон произойдут кардинальные изменения в расстановке сил среди ведущих спортивных держав. Мы по-прежнему сильны лишь в четырех дисциплинах: лыжных гонках, фигурном катании, биатлоне и в мужском хоккее. Основным конкурентам – норвежцам, немцам и американцам – нам почти нечего противопоставить в горных лыжах, шорт-треке, в прыжках с трамплина, двоеборье, бобслее… Надо также учесть, что в Турине оценки фигуристам будет ставить машина, а это тоже не в нашу пользу. Причины отставания, увы, не новы. Мы серьезно уступаем в развитии спортивной инфраструктуры, техническом оснащении, обеспечении экипировкой и инвентарем. У нас нет ни одной санно-бобслейной трассы. Только-только появился крытый конькобежный каток. Для сравнения: в маленькой Голландии их около двадцати. Последний трамплин у нас построен в 70-е годы. Следует признать, что мы еще теряем традиции поиска и воспитания молодых одаренных спортсменов. Как видите, ситуация незавидная.
– Значит ли это, что россияне и обречены быть на вторых ролях?
– Возможно, не сразу, но должны последовать изменения в лучшую сторону. Определенные надежды я связываю с избранием председателем Совета президентов федераций по зимним видам спорта управделами президента России Владимира Кожина. Недавно у нас побывал шеф лыжного комитета Международной федерации лыжного спорта (ФИС) Петр Петричек. Вместе с ответственным секретарем нашей федерации лыжных гонок Альбертом Вахрушевым он проинспектировал ход строительства нескольких новых центров, в частности, под Рыбинском, в подмосковном Красногорске, а также в городе Остров на Псковщине. Одновременно этот авторитетный специалист ФИС провел гомологизацию трасс, то есть своеобразное тестирование на соответствие международным стандартам. По мнению Петричека, у лыжного спорта в России хорошие перспективы.
– А на что могут рассчитывать представители других зимних видов?
– Конечно, до Турина успеем немногое. И все же, мне кажется, неплохие перспективы у конькобежцев. После открытия крытого стадиона в «Крылатском» ожидаем завершения реконструкции искусственной дорожки в Коломне, строится каток в Челябинске. Мечтают о возрождении конькобежных традиций в Нижнем Новгороде… Правда, это все местные инициативы. А какие средства у регионов – известно. Проблема долгостроя, к сожалению, не изжита до сих пор. Только долгосрочная государственная программа с бюджетным финансированием поможет решить вопросы создания материальной базы спорта. Кстати, я поддерживаю инициативу, которая на днях обсуждалась на парламентских слушаниях в Думе. В стране должно быть федеральное министерство по физкультуре и спорту, а не агентство с невнятными функциями.
– Владимир Алексеевич, вы уже побывали на месте будущих олимпийских стартов. Какие впечатления?
– Действительно, с группой специалистов из зимних федераций я познакомился с тем, как автомобильная столица Италии готовится к приему спортсменов, многочисленных туристов. Могу сказать, что там организуется сразу три полноценные олимпийские деревни. Главная – непосредственно в Турине. Она построена на месте бывших испытательных цехов концерна «ФИАТ». Здесь разместятся представители всех конькобежных дисциплин – от фигуристов до хоккеистов. Рядом в отеле поселятся члены олимпийской семьи, руководители МОК.
– А где еще высадится спортивный десант?
– В Сестриере, на высоте 2035 метров над уровнем моря. Обычно здесь останавливаются любители горных и беговых лыж. А во время Олимпиады в двух высотных башнях гостиницы поселят биатлонистов, двоеборцев, прыгунов с трамплина, саночников, бобслеистов и, естественно, лыжников-гонщиков. Третья деревня возводится в Бардонеккиа, местечке на границе с Францией. Она примет мастеров фристайла и сноуборда. Рассчитывать на особый комфорт спортсменам не приходится. В номерах есть только самое необходимое. Зато не будет проблем с развлечениями в многочисленных барах, кафе, дискотеках. Конечно, в свободное время.
– Болельщиков не забыли?
– О туристах тоже позаботились. Правда, пребывание в Сан-Сикарио, там, где находится популярный биатлонный центр, обойдется в кругленькую сумму – 350–400 евро в сутки. Без питания… В других местах пока цены ниже, но к Олимпиаде обязательно вырастут. Есть новации в продаже билетов. Их можно заказать, не выходя из дома, – по телефонам «горячей линии» и через компьютерную сеть. Правда, лишь после того, как свою квоту получат национальные олимпийские комитеты.