Подводить итоги сезона в год, когда не было чемпионата мира и Олимпийских игр, дело сложное. Подводить итоги сезона в прыжках на лыжах с трамплина, где лучший из наших спортсменов Дмитрий Васильев расположился в общем зачете Кубка мира на далеком 18-м месте, сложнее вдвойне. Об итогах, планах и перспективах в российских прыжках на лыжах с трамплина редактору Агентства спортивной информации «Весь спорт» Наталье Марьянчик рассказал президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский (на фото).
- Владимир Федорович, что скажете о прошедшем сезоне в прыжках с трамплина?
- Основные задачи мы выполнили. В этом сезоне планировались два главных старта: «Турне четырех трамплинов» и чемпионат мира по полетам. В итоге, на «Турне» Дмитрий Васильев стал пятым, а на заключительном этапе в Бишофсхофене впервые в истории сразу трое россиян – Васильев, Денис Корнилов и Павел Карелин – попали в десятку лучших. На чемпионате мира по полетам в Планице в командном турнире мы заняли пятое место. Это лучший результат за всю историю СССР и России. Кстати, в Планице мы вполне могли стать и четвертыми, опередив сборную Германии. Хотя, мы и близко не располагаем теми возможностями, которые есть у немцев. Не надо обольщаться: объективно сборная Германии сегодня сильнее нас.
- Тем не менее, за весь сезон у нас – ни одного личного подиума на этапах Кубка мира.
- Я не зря упомянул, что в сезоне у нас были запланированы два основных старта. Это связано, прежде всего, с условиями, в которых нам приходится работать. С одной стороны, у команды есть возможность выезжать заграницу и готовиться там. Но ребятам необходимо хотя бы иногда возвращаться домой. Да и участие в чемпионате России никто не отменял. В результате, мы привозим их, скажем, на чемпионат России в Нижний Тагил, пропуская при этом этапы Кубка мира, а прыгать-то в Тагиле негде! Проводить соревнования на большом трамплине вообще недопустимо с точки зрения безопасности, на малом условия ограничены. Чемпионат России скомкан, у сборников сорвана подготовка к чемпионату мира. Это всего лишь один случай, но таких примеров сколько угодно. Выдержать весь сезон на пике формы для наших ребят сейчас совершенно нереально. Мы вынуждены делать акцент на главных стартах, на которых, я считаю, в целом выступили достойно, несмотря на отсутствие призовых мест. Мы пытаемся и будем пытаться бороться за медали, хотя условия в ведущих прыжковых державах и в России абсолютно несопоставимы.
- В сборной России по прыжкам бросается в глаза отсутствие стабильности: один день тот же Васильев может быть в десятке, а на следующий – не пройти квалификацию. С чем это связано?
- Отдельные срывы бывают у всех без исключения, даже у великих. Нужно понимать, насколько огромное напряжение у прыгуна, хотя внешне это напряжение может никак не проявляться. Например, Павел Карелин в этом году впервые в карьере прыгал с большого трамплина в Планице – на чемпионате мира по полетам. Перед последним прыжком он подошел и пожаловался: болит голова. Это говорит как раз об огромной психологической усталости, о напряжении, с которым молодой спортсмен пока не всегда может справиться.
- Так, а что все-таки происходило с Васильевым?
- В этом году Дмитрий был в лучшей форме за всю свою жизнь, как никогда четко соблюдал режим, как никогда много тренировался. И как ни парадоксально, показать результат ему помешала именно излишняя целеустремленность.
- Как такое может быть?
- Васильеву уже 28. Он прекрасно понимает: время пришло, нужно либо показывать результат, либо уходить из команды. Все годы, которые Васильев провел в сборной, он боролся – нет, не с соперниками, с самим собой! Вес, концентрация, соблюдение режима – вот куда уходили его основные силы. В это межсезонье Дима, повторю, работал и режимил – как никогда. И вот, начинается сезон, а результата по-прежнему нет. Естественно, он начал психовать: «Как так, я же сделал все, что нужно, а все равно не получается…» А на самом деле, как раз излишняя концентрация не дала Васильеву показать себя. У Димы нет той совершенной технической базы, которой обладают ведущие спортсмены мира. Если стандартно в Европе спортсмен уже в 15 лет выполняет приземление четко, с закрытыми глазами, на автомате, Васильев пытается нагнать упущенное сейчас. Но взять все сразу, нахрапом не получится. Это нужно понять и принять.
- Что же тогда делать Васильеву?
- Выход один – продолжать работать так, как он работал в прошедшем сезоне. Я так Диме и сказал: «Вот смотри, тебе сейчас 28. Если ты будешь выступать плохо, все начнут говорить: мол, все, Васильев уже старый. Но если ты станешь прыгать хорошо, все скажут: «О, Васильев – второй Ахонен!»». Легендарному финну уже 31 – и ничего, он по-прежнему в числе мировых лидеров. Если Васильев летом не расслабится и продолжит готовиться так же целеустремленно, он вполне может бороться за медали чемпионата мира-2009 и Олимпийских игр в Ванкувере. Он даже, при благоприятном раскладе, может дотянуть до Игр-2014 в Сочи! Все теперь зависит от Димы, от его настойчивости и умения терпеть.
- Настоящим открытием нашей сборной в этом сезоне стал 17-летний Павел Карелин. Его прогрессом вы довольны?
- Вне всяких сомнений, Паша Карелин – восходящая звезда мирового масштаба. Это, если хотите, наш ответ его ровеснику, австрийцу Грегору Шлирензауэру. Если не случится никаких срывов, в ближайшее время Паша станет ничем не хуже. Парень он очень талантливый, но с ним нужна постоянная воспитательная работа. Не все так просто в семье. Карелин живет без родителей, с бабушкой, постоянно требует к себе внимания старших. Однако потенциал в нем я вижу колоссальный.
- Денис Корнилов в прошлом году был твердым вторым номером, однако в этом сезоне в ряде стартов уступал Карелину.
- У Корнилова проблема в другом. Стабильности нет, потому что он недостаточно глубоко анализирует саму систему своей прыжковой подготовки. Каждый прыжок, в том числе и тренировочный, нужно делать со смыслом. Если Денис, поднимаясь на трамплин, каждый раз будет знать, что он хочет в этом прыжке получить, тогда он и наберет стабильность, которой ему не хватает. Это не значит, что стоя наверху, нужно думать о длине прыжка, о конкретных цифрах. Но иметь в голове четкий план, по технике, по ощущениям, просто обязательно. А в целом, Корнилов – очень целеустремленный, талантливый и перспективный спортсмен.
- Что случилось с последними номерами сборной – Дмитрием Ипатовым и Ильей Росляковым. Почему даже квалификацию они в минувшем сезоне проходили по большим праздникам?
- С Росляковым я в этом году немало беседовал – и на общекомандных собраниях, и индивидуально. О его проблемах с визами, о пропуске двух месяцев подготовки по собственной безалаберности сказано уже немало. Будущее Ильи зависит от его собранности. Парень он хороший, талантливый, и если соберется, результата еще добьется. А вот Ипатов по жизни идет по инерции. Такой уж у него характер. Спросите, как он тогда умудрился дорасти до уровня сборной страны? У парня есть определенные данные, да и конкуренция у нас сейчас не слишком сильная. Пятерка, которая сейчас выступает на этапах Кубка мира, объективно сильнейшая в стране, других ребят такого уровня у нас нет. Мы работаем с Ипатовым, пытаемся ему объяснить, что нужно брать инициативу на себя, что нельзя вечно плыть по течению. Жизнь иногда нужно брать за горло! Но изменить психологию человека очень сложно.
- Какие цели вы ставите на будущий сезон, когда пройдет чемпионат мира?
- Собственно на чемпионате мира будем бороться за призовые места. Подчеркну, это именно цель, а не категоричный план-задание. А вот настоящий план-задание – выиграть медаль на Олимпийских играх 2010 года. Отсутствие медали в Ванкувере я буду считаться абсолютно неудовлетворительным результатом.
- Вы считаете, это реально – выиграть медаль в Ванкувере-2010?
- Безусловно. При ровном выступлении – подчеркну, именно ровном, пусть и не выдающемся – всех четырех спортсменов, мы можем рассчитывать на медаль в командном турнире. Плюс, по крайней мере, трое спортсменов – Васильев, Корнилов и Карелин – способны выстрелить индивидуально. Но я бы не стал списывать со счетов и других, того же Рослякова.
- Можно сказать, что олимпийский состав сборной уже определен?
- Не совсем. В июне наш шеф-тренер немец Вольфганг Штайерт проведет в Германии сбор для пяти-семи спортсменов из ближайшего резерва. Мы хотим привлечь к сборной еще хотя бы двух ребят, с расчетом на перспективу. Пять человек – это все-таки очень мало. Стоило заболеть Карелину – и все, команда у нас рассыпалась. Настолько зависеть от любой случайности все-таки очень нежелательно.
- Какие перспективы строительства трамплинов в России?
- Скоро начнется строительство комплекса в Токсово. Благодаря помощи губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко выделены деньги, и идет реконструкция устаревших трамплинов в Кавголово. В связи с этим, я вижу в Петербурге очень большую перспективу как крупнейшего прыжкового центра страны. В прошлом году я обратился с письмом к губернатору Московской области Борису Громову, и получил ответ, где он обещает начать строительство трамплина неподалеку от недавно открытого санно-бобслейного комплекса в Парамоново. В следующем году закончится реконструкция трамплина в Нижнем Тагиле, а весной 2010 года там будет уложено летнее покрытие.
- А когда и где у нас все же появится первый современный большой трамплин?
- Думаю, года через три первые трамплины будут построены в Токсово и в Московской области. Вопросом строительства центров и трамплинов я занимаюсь лично. Такую уж поставил перед собой цель – не только как президент федерации, но и как человек. Честно говоря, проблем в нашем виде спорта столько, причем объективно не зависящих от спортсменов и тренеров, что никто бы меня не упрекнул за отсутствие результата. Мы ничем не располагаем, не имеем никаких условий, но при этом претендуем на медали! Но, вне зависимости от моего возраста и от того, сколько я еще останусь президентом, сейчас я работаю на перспективу. Пусть, возможно, сейчас кроме группы энтузиастов все эти проблемы мало кого трогают. Но иначе я не могу – такой уж у меня характер.