Начало интервью.
- Возвращаясь к уже затронутой теме, выходит, без мозгов-то они вряд ли бы стали великими?
- Естественно. Только раньше мы думали в одном направлении, а сегодняшние лидеры - в другом. Это к вопросу о хитрости Дементьева на Олимпиаде. Особенностью менталитета лыжника старого образца (до эпохи спринта) было то, что мы практически всю тактику выстраивали вечером до гонки. Выбирали, так скажем, основное направление, и уже по ходу дистанции тактика в ту или иную сторону менялась очень незначительно. Если состояние было хорошим,бежалось легко, и мы претворяли в жизнь любые запланированные тактические задумки. Сегодня человек выходит на спринт и понятия не имеет, что ему предстоит сделать в следующую секунду. Как он уйдет со старта, какую позицию займет, будет ли удобный случай обогнать соперника? Не секрет, что когда лыжники выходят с общего старта и преодолевают первые подъемы , то последние номера практически стоят и ждут, когда середина группы выйдет из этого подъема. Иначе бы они друг на друга натыкались. А мы, повторяю, на индивидуальную гонку тактику делали заранее. Этим, наверное, и отличается сегодняшний спринтер от вчерашнего стайера. То есть от спортсмена вчерашнего дня. Сегодня же исход гонки решает один миг.
- Четко ли, на ваш взгляд, в зарубежных командах соблюдаются установленные правила отбора, допустим, на Олимпийские игры?
- Не просто четко, а очень четко. Если человек заслужил право ехать, у него это право никто отнять не может.
- Велика ли конкуренция в шведскую сборную?
- Очень велика. На чемпионате страны соревнуются до 150 человек. Правда, далеко не все они - профессионалы. В Швеции каждый имеет право принять участие в национальном первенстве при наличии лицензии федерации.
- А были спорные ситуации, кому ехать на Игры в Турин, а кому нет?
- Не было. Во всяком случае я не припоминаю, когда бы спорные ситуации в шведской сборной возникали вообще. Но при этом всегда на крупнейшие соревнования ездят объективно сильнейшие лыжники страны. Во всяком случае скандалов на тему, почему одного взяли, а другого нет, уж точно не бывает. Все решения федерация принимает исключительно на основании результатов отборочных соревнований. Исключения в свое время делали лишь для Свана и Вассберга, которые проходили в команду без отбора.
- С вашей точки зрения, остался ли дома какой-то очень талантливый шведский лыжник, который мог бы теоретически выиграть в Турине, но не поехал на Игры, не пройдя национального отбора?
- Поехали абсолютно все сильнейшие.
- Есть ли у вас свое мнение относительно неудач в последние годы воспитанников великого тренера Александра Грушина?
- Грушин был и остается тренером с большой буквы. Единственное, но это типичная проблема, что шведов, что русских, - слишком у всех много амбиций, и все думают, что лучше его тренера нет. И до Грушина ведь были прекрасные тренеры - Виктор Иванов, Борис Быстров. Александр Воронин тоже подготовил олимпийских чемпионов. Просто, на мой взгляд, всем, и Александру Алексеевичу тоже, нужно было не только вовремя прийти, но и вовремя уйти. Не затягивать, как говорится, до костей последних, когда он уже весь иссох. Конечно, Грушину федерация обязана была найти другую работу. Есть же и другое применение человеческим талантам, не обязательно было упираться в тренерскую деятельность. Другое дело, может, он сам не хотел или не мог этого сделать? Это другое дело. Но один и тот же тренер, убежден, не может руководить сборной 20-25 лет. Есть развитие, есть новые направления, есть новые взгляды, в конце концов есть и другие тренеры, которые хотят попробовать все это претворить в жизнь и тоже имеют свои средства самовыражения.
- Сколько же лет, по-вашему, один и тот же человек может руководить национальной командой?
- Шесть-восемь лет достаточно, чтобы проявить себя. Потом тренеру, каким бы талантливым он ни был, обязательно нужно подыскивать замену. Но тренер при этом должен четко знать, какое место в спортивной иерархии он потом займет и где сможет реализовать свой творческий потенциал. То есть федерация должна создать рабочую структуру, чтобы талантливые люди видели перспективу и могли идти дальше.
- Считаете ли вы нормальным, что Елена Вяльбе, например, не воспитавшая ни одного личного ученика, два года возглавляла сборную России?
- У Елены - огромный опыт спортсменки. Другое дело, что организаторского опыта работы в спорте у нее было немного. Но попробовали, и получилось, по-моему, неплохо. Однако одно дело быть спортсменкой, когда все крутятся вокруг тебя, а другое дело, когда ты вокруг спортсменов должна крутиться, вкладывать душу, отдавать им свою энергию и помогать сделать результат. Это дано не каждому. Плюс у многих есть свои личные амбиции. Лена - из другого поколения, нежели сегодняшние спортсмены. Она считает - так правильно, а они - иначе. Я понял, что у Вяльбе нет больших амбиций продолжать это дело. А раз амбиций нет, инициативы нет, то и делать дальше в команде нечего. Потому что здесь все, наверное, делается на амбициях и инициативах. Не захотела, значит, оставила.
- А о новом главном тренере Юрии Бородавко у вас есть свое сложившееся мнение?
- Как о тренере нет. Только как о спортсмене, потому что мы вместе тренировались. Мое предчувствие, однако, говорит, что он и тренер такой же трудолюбивый, какой был спортсмен. Но немножко консервативный. Я думаю, он много что использует из старой методики. В частности, принцип загружать спортсменов по самое некуда и тренироваться, тренироваться, тренироваться. Но это, подчеркиваю, исключительно мое собственное умозаключение.
- Это плохо - загружать?
- На сегодняшний день - да. Потому что современный спортсмен должен быть быстрый, сильный, крепкий. А это достигается за счет новых методик.
- Каких?
- В основе подготовки сегодняшнего спортсмена-лыжника, по моему глубокому убеждению, должны лежать скоростно-силовые тренировки. Потому что слишком высоки скорости, слишком хорошо готовятся, повторяю, трассы, да и сами лыжи тоже. Так что изнуряющая работа сегодня не нужна никому. Спортсмены должны быть радостные, всегда улыбаться, излучать энергию, а не ходить, как мы, вечно понурые и уставшие, с одной мыслью -- поспать бы. А для всего этого нужна иная тренировочная база, основанная на новом тренировочном подходе. Время, оно само к этому народ подтолкнет, сама ситуация подскажет, какая методика самая верная.
- Алексею Прокуророву, вашему закадычному другу, возглавившему недавно женскую сборную России, вы об этом, конечно же, говорили?
- Мы на эту тему очень много говорили, и, надеюсь, он правильно все понимает. Я ему дословно сказал: Алексей, не забывай, скоростные качества - это сегодня основа любого лыжника и любой лыжницы. Чтобы они был энергичные, резкие, умели соображать и слушать себя, свои предчувствия.Чтобы шестым чувством предвидели возникновение той или иной ситуации.
- Между тем сам Прокуроров отнюдь не производит впечатления человека эмоционального и радостного...
- Да, не производит. Но он к этому стремится. У Леши, знаю, все будет в порядке.
- Можете назвать имя хотя бы одного тренера, который олицетворяет, на ваш взгляд, современный идеал?
- У Николая Лопухова были задатки такого тренера, но он слишком рано начал внедрять скоростно-силовые тренировки для своих девчонок, которые параллельно делали еще много чего другого. В результате и они ходили придавленные и теряли эмоции. Комбинация должна быть разумная. По-моему, в наибольшей степени отвечает подобным требованиям Йохан Беле --тренер национальной сборной Германии. В свое время он был жуткий индивидуалист и не мог готовиться в сборной. А когда сам тренером стал, то сумел организовать работу таким образом, что все его подопечные стали готовиться, сочетая новую методику скоростно-силовых тренировок в комбинации со старыми способами подготовки. Самое главное, что он заставил ребят и девчонок готовиться в одной команде. Хотя в его время в сборной Германии был полный разброд: группа налево, группа направо. Все разбегались, кто куда. Был Йохан спортсменом - был один человек, стал тренером - уже совершенно другой.
- А кто, по-ващему, идеал современного спортсмена - продукт современного тренера?
- Канадка Бекки Скотт. Но, кто ее тренировал, без понятия.
Олег Широков, ИА "Спортком"