Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин катается на водных лыжах во время отдыха в Крыму
Фото: РИА Новости www.ria.ru
Отдых, солнце, море, небольшой катер тащит за собой на веревке человека на водных лыжах. Мало кто знает, что это не только развлечение для отпускников, но и серьезный вид спорта. По нему проводятся кубки мира, чемпионаты, но обо всем этом зрители в России и не подозревают. Как часто бывает с неолимпийскими дисциплинами, водные лыжи остаются где-то на обочине большого спорта, и только горстка мечтателей бьется за то, чтобы зыбкая лыжня не увела их в область полного забвения.Фото: РИА Новости www.ria.ru
Два небольших сарайчика и деревянный настил, ведущий к воде. Воднолыжный клуб «Озерки» приютился на берегу Нижнего Суздальского озера в городской черте Питера. В хозяйстве все самое необходимое: душ, раздевалка, туалет, кухонька, кофе, гидрокостюмы, шкафчик с призами, покосившаяся вышка и хороший буксировочный катер, который кажется на общем фоне ярким инородным телом.
— Катер, конечно, нам нужен был хороший, — рассказывает директор клуба Анна Хильми. Мы пьем чай в крошечном «офисе»: это стол и скамейки вокруг. — Когда в перестройку прекратилось финансирование водных лыж, мы возрождали их практически с нуля на собственные средства. Сейчас вы видите, как у нас — нам хватает, терпимо. Но катер нам нужен был профессиональный: это в пляжном варианте можно кататься даже за лодкой с подвесным мотором, если там 30 лошадиных сил есть. А нам уже нужен хороший стационарный двигатель. Кроме того, для профессиональных лыж за катером не должно быть волны. Для этого нужен специальный профиль корпуса.
Прежде чем прекратилось финансирование, у водных лыж в СССР была вполне славная история. Придумали их, конечно, в США: те, кто живет на берегу океана, постоянно изобретают что-нибудь связанное с водой и скоростью. Причем изобретателями считаются сразу три человека: каждый из них придумал лыжи независимо от других, произошло это в период с 1922 по 1928 год.
Фото: Сергей Коньков/ Trend/ИТАР-ТАСС
В СССР горячим поклонником этого вида спорта был Юрий Гагарин. В 1964 году благодаря его ходатайству была создана Федерация воднолыжного спорта. Говорят, первый космонавт был способен пройти от Ялты до Алушты и обратно без остановки — это полтора часа на скорости 100 км/ч. От должности президента федерации он отказался из-за занятости, зато был председателем технического комитета и очень переживал, что его любимая дисциплина считалась «западным пижонством».Потом появились первые успехи: в 1979 году воднолыжница Наталья Румянцева стала чемпионкой мира в фигурном катании на лыжах. Правда, сегодня мало кто знает, что собой представляет и как выглядит это самое фигурное катание.
Фигурное катание
Самые сложные трюки — это прыжки через фал, то есть через веревку, соединяющую лыжника с катером. Спортсмен стоит на лыже — в этой дисциплине она короткая, широкая, чуть загнутая с двух концов, чем-то напоминает сноуборд — и выполняет на скорости различные фигуры, двигаясь по неширокой дорожке, огороженной буйками. Зрителям особенно нравятся вращения, во время которых лыжник держится за веревку не рукой, а одной свободной ногой.— Если фигура сделана небрежно, то она не засчитывается, и спортсмен получает ноль баллов, — объясняет правила мастер спорта Алексей Медников. Он сам слаломист, но «фигуры когда-то катал» — так представляет своего коллегу Анна Хильми. — Вообще, фигуристы натыкаются на множество подводных камней. У них, во-первых, должна быть базовая сложная программа, во-вторых, они должны быть способны ее выполнить. Если элемент не получился — ноль баллов. Если ты упал во время прохода, не засчитывается весь проход целиком.
Непревзойденным мастером сложных элементов считается белорусская лыжница Наталья Бердникова — чемпионка мира, первый номер мировых и европейских рейтингов последних лет. Белорусы-мужчины тоже «поймали волну» в фигурном катании: международный рейтинг возглавляет Алексей Жерносек. И он, и Бердникова — воспитанники воднолыжной школы имени Н. Л. Генова в Новополоцке.Последний мировой рекорд был установлен в 2010 году американцем Крисом Пэрришем: он проехал два буя на тросе длиной 9,75 метра при скорости 58 км/ч. Казалось бы, это немного, но за три года нашлись лишь двое спортсменов, которые смогли повторить этот рекорд, а побить его и вовсе никому не удалось.
Россияне в фигурном катании не блистают. Пока нашим лучше всего удаются прыжки: на водных лыжах прыгают в длину, для этого используются две лыжи, а соревнования очень похожи на классические олимпийские зимние прыжки с трамплина. Владимир Рянзин по итогам 2012 года вошел в топ-10 международного рейтинга, Игорь Морозов стал серебряным призером на очень престижном турнире Australiаn Open в этом году, а на другом — Moomba Masters в Мельбурне — попал в четверку в финале.
— Трамплин устанавливается на воде — не надувной, нормальное стационарное сооружение, наверху бьют фонтанчики, ведь по сухому кататься невозможно, — объясняет Анна, открывая методичку. На картинках схематичные изображения проходов в фигурном катании, техника оценки прыжков, положения буев в еще одном виде состязаний — слаломе.
— Мы бы очень хотели иметь такой трамплин, — с грустью говорит Анна Хильми. — Но помимо разрешения тут нужна аудитория — целая школа сильных прыгунов, которые могут воспитать молодежь, а у нас с этим туго.
У кого короче
Клуб «Озерки» специализируется на слаломе — виде, в котором у россиян на международной арене успехов пока нет. Дисциплина интересная и технически сложная, напоминает слалом в горных лыжах, когда спортсмены то с одной, то с другой стороны огибают столбики на трассе. То же самое происходит и здесь, только траса проложена не по снегу, а по воде и отмечается буями. Здесь сложность зависит от двух параметров: скорости и длины троса. Поэтому лидеры соревнуются «у кого короче». Сегодня борьба за медали начинается на длине фала около 10 м.— Катер идет с постоянной скоростью между буями, это очень важно, — опять показывает схемы Анна. — Лыжник едет за ним, только он эти буи огибает. Спортсмен должен взять все шесть буев на одной скорости. Минимальная — 34 километра в час. Правда, она давно считается юниорской.
На ум приходит другая спортивная аналогия — прыжки с шестом. Елена Исинбаева просто не берется за шест, пока турнир не доходит до интересной ей высоты.
— Очень похоже, — соглашается Алексей. — Спортсмен может начинать соревнования с любой скорости, которую он берет стабильно, но, конечно, все мировые лидеры катаются на предельной сегодня скорости — 58 километров в час у мужчин и 55 у женщин.
— Организовать клуб непросто, мы же все делаем сами, — рассказывает Анна. — Очень сложно было получить разрешение, чтобы поставить слаломную трассу, хотя это всего несколько буев на воде. Сейчас клуб более-менее самоокупается, если не считать катер.
Интересная самоокупаемость. А ведь катер-то как раз и был самым дорогим — 60 тыс. долларов.
— Мы просто фанаты, — смеется Анна. — И стараемся вырастить таких же фанатов. Мы можем что-то порекомендовать, дать консультацию, поучить. Хотели бы иметь штатного тренера, может, взять его на ставку через спорткомитет, если получится, но в Петербурге очень мало воднолыжников. В Москве-то с ними проблема. В Белоруссии такая сильная школа фигурного катания потому, что его можно тренировать зимой в бассейне, а для слалома там нет места, так что в октябре мы прерываемся до весны…
Дверь открывается, в «офис» заходит юная — лет двенадцати — воспитанница в гидрокостюме. Видит гостей, смущается, быстро задает какой-то вопрос и идет тренироваться. Пока на берегу, у привязанного к дереву троса. Так оттачиваются стойка и техника. Клуб занимается тем же, чем и любая спортивная секция, — тренирует детей, воспитывает будущих чемпионов. Правда, мировую славу им никто не обещает: не тот вид спорта. Но сердцу не прикажешь, а оно уже выбрало и полюбило водные лыжи — такие не популярные в России, но такие зрелищные и азартные.
Источник.