Время поездки: 30.01 – 06.02. 2010 г.
Место проживания: Ортизеи (Ortisei), Валь Гардена (Val Gardena).
Уровень катания участников – средний (у отдельных участников – выше среднего).
С чем сравнивали: Зёль (Soll), Австрия.
Общая оценка:
- Город: 7
- Трассы: 9
- Ночная жизнь: 3
- Бассейн: 7
- Природа: 10
Первые мысли о предстоящей зимней поездке появились еще в июле месяце. Идея поехать в Доломиты не родилась спонтанно. В прошлом году мы катались на горнолыжном курорте Зёль (Soll), Австрия. Данный регион является самым большим в Австрии – 280 км трасс. В этом году нам хотелось посетить другую страну, поэтому рассматривались Италия и Франция. Решающим аргументом оказалось желание своими глазами увидеть Доломитовы Альпы (к слову красоту этих мест невозможно передать ни словами, ни фотографиями, ни видео). Несколько отзывов с сайта SKI.RU окончательно убедили нас в правильности сделанного выбора, и мы приступили к детальному планированию поездки.
Домашним районом была выбрана Валь Гардена (пожалуй, самый интересный регион катания из тех, что расположились вокруг массива Sella). Поселились мы в городке Ортизеи, который предоставляет возможность прямого выхода в две различные зоны катания – Seceda и Alpe di Siusi (для начинающих). В городе есть большой спортивный центр Mar Dolomit с бассейном (открытый и закрытый) и большим выбором самых разнообразных бань/саун (есть хамам, эко-баня, …). Многие гостиницы и апартаменты предоставляют своим постояльцам бесплатные билеты на посещение данного комплекса. В центре города есть супермаркет SPAR. Вечером приятно прогуляться по довольно оживленной центральной улице. Ночная жизнь, к сожалению, практически отсутствует. Это, на наш взгляд, было единственным минусом.
Организацией поездки мы занимались самостоятельно. В результате за меньшие деньги мы получили перелет регулярным рейсом авиакомпании Lufthansa (правда, с пересадкой во Франкфурте-на-Майне) вместо сомнительно чартера, проживание в комфортных апартаментах Villa Hubertus с прекрасным видом на городок Ортизеи и вершину Sassolungo, аренду автомобиля на весь период поездки, а также полную независимость в планировании маршрута.
Стоимость проживания в апартаментах (на 4 человека) составила 880 евро (категория – 3*). За финальную уборку платить ничего не придется, если, конечно, вы не устроите огромную тусовку в последний день перед отъездом. В апартаментах – комната для хранения лыж, сушилки для ботинок, крытый гараж, огромный балкон, комната отдыха, бесплатынй беспроводной интернет (в соседней гостинице 4* - 5 евро/час). До подъемника – 1 минута (до ленты-транспортера). Для подъема из центра города есть эскалатор (не работает в ночное время суток).
По прибытии в аэропорт единогласно было принято решение о прогулке по Милану. Мы просто не могли упустить возможность посмотреть на потрясающий воображение Собор (Duomo) – один из самых больших в мире, пробежаться по магазинам (все-таки период распродаж!), отведать настоящее Тирамису и выпить по чашечке отличного итальянского эспрессо! А впереди наш ждали более 300 км отличных итальянских автомагистралей. С ограничением в 130 км/ч было трудно смириться даже на нашем семейном минивэне Fiat Ulysse. Дорога пролетела незаметно, и вот мы уже преодолеваем последние 20 км по горному серпантину.
Каждый день у нас начинался с подъема на Seceda. Общее время около 15-20 минут в зависимости от количества желающих и времени прибытия к подъемнику. Узким горлышком здесь является промежуточная отметка, где осуществляется пересадка в телекабину, которая за 4 минуты доставляет нас на отметку 2450 м. Если попасть в час пик, то ощущения сравнимы с поездкой в Московском метро в утренние часы. Но, черт побери, оно того стоит! Это сразу понимаешь, как только выходишь из телекабины и перед тобой открывается панорама на массив Sella и Sassolungo. Неописуемая красота! Впереди – отличный спуск, который берет свое начало на 8 красной трассе, плавно переходит в синюю и продолжается до соседнего городка Санта-Кристина. Именно здесь проводятся соревнования по слалому-гиганту «Gardenissima» (от верхней станции подъемника Seceda до нижней станции Col-Raiser). Утром удовольствие от проката по данной трассе гарантировано. К тому же она отлично подходит в качестве разминки и окончательного утреннего пробуждения. Те, кто проснулся поздно, рискуют оказаться в муравейнике – трасса довольно популярна! Тем не менее, состояние этой трассы приемлемо даже в конце дня.
Любителям динамичного утреннего катания можно порекомендовать сначала заглянуть на 7 черную трассу, которая идет вдоль двухкреселки – при хорошей скорости доза адреналина гарантирована. На этой трассе довольно часто тренировались местные спортсмены-слаломщики (огораживая привлекательный правый участок). Со стороны очень понравилась черная трасса с Кол-Райзер (Col-Raiser), но нам она показалась сложной, и мы решили ее пропустить. Отдельного внимания и самых положительных отзывов заслуживает красная трасса La Longa, общей протяженностью 10,5 км, ведущая в наш городок Ортизеи. У трассы хороший перепад высот (более километра), много интересных и красивых участков для фотографии (замерзший водопад). Удовольствие от проката по ней мы получали даже в самом конце дня, когда уставшие возвращались домой. Немного не доезжая до нижней станции подъемника, располагается кафе Валь Д’Анна (Val D’Anna). Обязательно для посещения! Первый раз мы просто были шокированы молниеносным обслуживанием, размером порций и вкусом еды! Место подходит как для обеда/ужина, так и для Apres-ski (но это только для проживающих в Ортизеи). Есть меню на русском языке, а часть персонала совсем неплохо на нем разговаривает. Здесь подают отличный суп-гуляш. В один из дней мы засиделись настолько, что возвращались уже в полной темноте. Кстати, в этом тоже есть своя изюминка!
Несколько слов хотелось бы сказать о подготовке склонов. Утром они идеальны независимо от их вечернего состояния. Жаль, что наиболее популярные трассы (например, Saslong) разбивались уже за первые 2-3 часа катания. В конце дня это был просто кошмар. Ловите момент для катания до обеда! Везде установлены снежные пушки (иногда просто гигантского размера), так что проблемы со снегом здесь, похоже, просто не бывает.
Спустившись до нижней станции Col-Raiser (город Санта-Кристина) садимся в вагончик подземки Ronda Express (в ранние утренние часы интервал движения поездов немного увеличивается), далее пешком метров 150 и прыгаем в подъемник №17, поднимающий лыжников на промежуточную точку к четырехкресельному подъемнику №18, который забрасывает нас еще выше на легендарный Ciampinoi. И вот мы прямо перед Sassolungo! Весь путь от нижней станции Col-Raiser займет около 15-25 минут, поэтому наберитесь терпения.
От катания по трассе Saslong наибольшее удовольствие можно получить ранним утром. После обеда трасса представляет собой чередование бугров и ледяных участков, которые возрастают до немыслимых размеров к концу дня. Будьте особенно внимательны при подъезде к замку Fischburg на красном Saslong – там подстерегает весьма коварный участок, где всегда скапливается много желающих сделать фотографию! В хорошем состоянии практически всегда находиться левый (если смотреть с вершины) широкий спуск Saslong – здесь и в конце дня хорошо! Трасса в Сельву (Selva) тоже очень хороша, а разбита (как мне показалось) заметно меньше. Рекомендуется!
В направлении Plan de Gralba уходит весьма неплохая красная трасса, особенно если спуск начать с вершины Piz Sella (2284 м).
Когда мы впервые попали в район Валь-ди-Фасса, то в глаза сразу же бросилось отличие ландшафта и природы. Здесь великолепные пейзажи! Любителей зимнего отдыха в этом регионе заметно больше. А потому и состояние трасс далеко от идеального. Запомнилась красная трасса практически с самой вершины Col Rodella, проходящая вдоль 155 подъемника (легкое раздражение вызвал лишь длинный пологий участок). Если двигаться дальше в сторону Араббы (Arabba), то необходимо сесть на 105 подъемник, а затем придется преодолеть довольно затяжной спуск по синей трассе (с не самым большим уклоном), снять лыжи для перехода через дорогу и довольно активно поработать палками.
Наиболее популярные трассы в этом регионе заметно выделяются своим состоянием. Особенно это было заметно, когда мы были здесь в сильный снегопад. На отдельных участках трассы бугры значительно превосходили те, что образуются к концу дня на Saslong. Тем не менее, красная трасса с Belvedere понравилась несмотря ни на что!
Первый раз район катания Alta-Badia мы посетили во время путешествия по зеленой кругосветке. А если быть точнее, то после того, как поняли, что на Мармоладу нам этот день уже не успеть (рассчитывайте свои силы!)! Отличная красная трасса (идет вдоль основного подъемника №19) будет наградой за три креселки, которые следуют практически друг за другом. Обратный подъем займет порядка 15 минут. Но эта трасса того стоит! Пребывания в отличном настроении духа после двух спусков, мы были застигнуты врасплох и огреты по голове. Следующий участок – это не просто кошмар! Цензурных слов, чтобы его описать, не существует! Данный участок представлял собой последовательное передвижение на 5+1 (!) подъемниках, спуску по сильно разбитой и заурядной (или она показалась таковой после такого количества подъемников?!) красной трассе с вершины Dantercepies в направлении Сельвы (Selva) и получении на десерт довольно утомительного пешего перехода по асфальту и ледяному тротуару до подъемника №29, возвращающего на вершину Ciampinoi. Сил на драйв по Saslong в конце дня уже нет. Впереди нас ожидают несколько подъемников и переходов, а в качестве вознаграждения – трасса La Longa и ужин в кафе Val D’Anna.
В один из дней мы отправились в регион катания Cortina D’Ampezzo. Дорога проходит по серпантину через два горных перевала – Passo Fedaia и Passo Falzarego. Дорога заняла около 2,5 часов с учетом потерянных 40 минут на снятие и установку цепей (попался непродолжительный заснеженный участок, где мы решили надеть цепи для большей уверенности).
Первая зона катания, которая будет по дороге (еще не доезжая города) – это Pocol. Кстати, из этой зоны можно добраться и до двух других регионов – Tofane и Pomedes. Если вас интересует только каталка, то можете смело оставлять машину и вперед на подъемник! Мы же решили сначала посмотреть на сам город и выпить утренний кофе. Если Валь-Гардена больше напоминала Австрию, то в этом городе царит итальянский дух. Город очень симпатичный, но не настолько аккуратный, как Ортизеи. На центральной улице для любителей шопинга находится довольно много магазинов, в том числе и дорогих марок. Отдельные дамы гуляют в шубах, чего мы ни разу не видели в Ортизеи или Сельве.
Наиболее удобно к нам располагался подъемник, который ведет в регион Faloria/Tondi. Туда мы и отправились. Людей немного, сама публика довольно сильно отличается. Очень много людей в возрасте выше среднего, в том числе и пожилых.
После первой кабины женская половина остается пить коктейли в симпатичном кафе, а мы отправляемся вниз, чтобы затем подняться на вершину Forcella Staunies. Там нас ожидает довольно потрепанная двухкреселка – в душе возникает мимолетное сомнение... Решаемся и прыгаем на подъемник – покачивает из стороны в сторону, немного страшно... Поднимаемся... впереди – промежуточная станция. Выходить или нет? Подъемник идет еще выше (это я и так вижу), на карте на вершине показан ресторан… а где же трасса?! В последний момент вижу табличку – содержание приблизительно следующее: «Внимание! Спуск с вершины только по неподготовленной трассе…». Поднимаю глаза – визуально уклон круче, чем на стартовом отрезке Saslong (а там 57о)! Оперативно поднимаю дугу безопасности (времени убирать карту и фотоаппарат уже нет) и спрыгиваю на промежуточной станции. Оглядываюсь… с вершины тянется одинокий след по пухляку, уже довольно прилично заметенный снегом… А за все время нашего пребывания в этом районе на самый пик так никто и не поднялся… Табличку то можно было сделать и побольше! Удовольствие от спуска с самой вершины на такой двухкреселке мало кто получит…
Резюмируя, Кортина Д'Ампеццо произвела самое положительное впечатление: чудесные пейзажи, интересные трассы, высокий уровень подготовки трасс и очень мало катающихся. Если есть возможность – обязательно посетите этот регион и вы сами поймете разницу.
В ночь перед нашим последним днем начался сильный снегопад, который продолжался впоследствии несколько дней. Прекрасно понимая, что никаких красивых видов на Мармоладе (Marmolada) нас не ждет, мы все-таки решили отправиться на вершину 3250 м. В некоторых районах, особенно в районе Араббы, видимость была практически нулевая, и наша скорость падала катастрофически. Тех, кто в такую погоду решил покорить Мармоладу, было не больше двух десятков. На входе висело предупреждение об ограниченной видимости. Но есть в этом и свои плюсы: нет огромной очереди на первую телекабину, с которой начинается путь на вершину (говорят, что в солнечный день в очереди можно провести до 40 минут). Нас последовательно поднимают три телекабины, от перепада высот закладывает уши. И вот мы на вершине! Здесь нас поджидала сильная метель. Пока фотографируемся на фоне телекабины (более интересного плана не было по причине практически нулевой видимости), наши лыжи уже запорошило свежим снежком.
Впереди проверка на прочность – под ногами нечто больше напоминающее целину, а различить рельеф практически невозможно (особенно в зеркальной маске). Начинаем спуск. Чувствую, как уже на первых метрах дистанции включаются ноги. На одном из выкатов ветер настолько сильно метет снег нам в лицо, что я сразу же вспоминаю детство на Севере. Но, несмотря на погодные условия, мы получили огромное удовольствие от спуска! Какие же счастливчики те, у кого была возможность пройти эту 12-километровую трассу с вершины в ясную солнечную погоду! А вот нам для этого придется вернуться в Доломиты!
Назад мы возвращаемся по оранжевой кругосветке – пережить второй раз северную и восточную часть зеленой лично мне не представляется возможным. На одном из перевалов нам открывается вид на серпантин, по которому нам уже ранним утром следующего дня предстоит дорога в аэропорт – мысль только одна: и как по ней можно ехать на летней резине?!
Вечером снегопад немного стих и мы решили не надевать цепи. Какая же это была ошибка! Раннее утро, вокруг все в снегу... красота… а на дороге сугробы... Надо ли говорить, что машина просто стояла на месте, независимо от степени нажатия на педаль газа! Благодаря ранее полученному опыту оперативно набрасываем цепи – справились за 15 минут!
Осторожно преодолеваем участок (порядка 20 км) по горному серпантину, сбрасываем цепи и выезжаем на платную автомагистраль. И кто бы мог подумать?! Несмотря на дождь, снег и машины, которые выезжают с прилегающих горных серпантинов, дорога просто идеальная: чистая и сухая. Мы проехали по трассе 300 км и ни разу не почистили лобовое стекло! На спидометре 130 км/ч – больше и не нужно. Начинаю засыпать от монотонности (как бы не помешал второй водитель!). Заезжаем в автогриль (Autogrill), где с удовольствием пьем отличный итальянский кофе. На подъезде к Милану мы съезжаем с платной автомагистрали, с благодарностью платим 19,7 евро и берем курс на аэропорт Linate.
На этот раз компания Lufhansa выполнила рейсы практически без задержек. В родную и любимую Москву мы прибыли по расписанию. Как всегда, нас ожидала огромная очередь на паспортный контроль...
Резюме: Доломитовы Альпы – прекрасны. Долина Валь Гардена отличное место для лыжников с уровнем катания от среднего и выше (начинающим поначалу будет сложно – в этом мы убедились). Стоит обратить внимание, что спуски во все три города долины – красно-черные (к тому же разбитые к концу дня) трассы. Можно, конечно, воспользоваться и подъемником – но в чем фишка?! Выбор места проживания в долине зависит от компании: если приоритет на катание – Санта-Кристина (самый маленький городок долины с выходом как на Ciampinoi, так и на Seceda) и Сельва (здесь говорят повеселее, да и выбор мест побольше); если есть новички – Ортизеи (с выходом в район Alpe di Siusi). Ехать, на мой взгляд, надо на две недели – одной недели явно недостаточно для такого большого региона! К тому же тогда будет возможность съездить в Кортину, Венецию, Верону, аутлет (Outlet) или еще куда-либо. Обе кругосветки перегружены и проходят в стороне от самых интересных трасс (а точнее наоборот – наиболее интересные трассы проходят в стороне от кругосветки). Но здесь у вас получится отличная обзорная экскурсия и колоссальное количество самых разнообразных фотоснимков. Я бы рекомендовал оранжевое направление. Любителям активного катания придется запастись терпением в северной части зеленой кругосветки. Если будет возможность, обязательно посетите регион катания Кортина Д'Ампеццо. Автолюбителям можно взять на прокат автомобиль (цепи для колес и присадка для дизеля просто обязательны) и прокатиться по маршруту Давос – Стевио (признан самым красивым по версии Top Gear). Обязательно надо подняться в солнечную погоду на Мармоладу. Для опытных – трассы в регионе Арабба с Порто Весково (но и без них есть где покататься!).
P.S. В следующий раз буду покупать только прямые авиабилеты, т.к. на пересадках не только теряются время и силы, но и возникают дополнительные риски при стыковке рейсов (особенно в непогоду). К сожалению, пунктуальность компании Lufthansa оказалась не такой идеальной, и оба наших рейса по дороге «туда» были задержаны. Провоз горнолыжного снаряжения бесплатен при условии, что вы предварительно уведомили авиакомпанию по телефону.
P.S.S. Cпасибо Юрию Бугельскому за подробный отзыв об этом регионе (SELLA: вокруг да около в 2-х частях).
Автор: Александр (dobriy84)
Даты поездки: 30.01 – 06.02. 2010 г.
cool
sorry. не удержался
отрезал лишнее
красивая фотка