Вижу, что многие родители стали задаваться вопросом, как проходило моё детство. Оно было неповторимо. Но я могу дать некоторые ориентиры, которые можно наложить на текущую ситуацию с воспитанием своих детей и, по желанию, внести корректировки.
Очень люблю работать с детьми и создавать для них программы по развитию, хоть и своих у меня, к сожалению, пока нет. Я педагог в третьем поколении, моя прабабушка преподавала английский, мама учитель физической культуры и экс-член национальной сборной по лыжным гонкам.
Мне нравится работать с детьми благодаря чистоте сознания и искренности эмоций, которые они проявляют. Я не очень люблю употреблять слово "воспитание" по отношению к детям, потому что считаю, что воспитывать, в первую очередь, надо себя. Нашла в своём подходе единомышленников и партнеров - частную общеобразовательную школу "Новая Школа", на базе которой реализую программу обучающих интенсивов.
В основу подхода ставится гуманность. Дети берут с нас пример, они впитывают как губки не только слова и знания, но и манеру поведения взрослых, взаимоотношения. Если родители привыкли грубо разговаривать друг с другом, то и дети, когда вырастут, будут считать нормой подобное общение. Причем, допускать они будут, в первую очередь, грубость по отношению к себе.
Если жить постоянно контролируя свое поведение, то можно стать невротиком и перфекционистом. Это когда хочется достигнуть вымышленного идеала в своей голове, да еще и подстроить под него всех вокруг. Я с 15-ти лет привыкла работать с психологом и формировать свой образ мышления, поэтому обошла многие подобные проблемы стороной.
В первую очередь, важно именно любить детей, а значит, слышать их и слушать, поддерживать положительные мысли, ставить акцент на них и трансформировать негативные мысли в позитивные.
Аналогичного отношения педагог ждет к себе и к детям от родителей. Для успешного тренировочного процесса очень важно разговаривать с ребенком, дать ему почувствовать, как наши совместные действия очень важны для него, в первую очередь. То есть, являться его помощником в действиях и шагах. Он в своем мире совершает новые открытия, получает от них первые впечатления, учится работать с собственными эмоциями, направлять их в правильное русло, развивает себя, а самое главное, ставить во главу задач своей работы - получать от жизни удовольствие. Причем, у каждого взрослого свое понимание удовольствия и радости. Поэтому, педагог очень ответственная работа, ведь мы помогаем осваивать инструменты, которые человек будет применять в жизни.
Помещая ребенка в определенную среду обитания, под влиянием общества формируются свойственные данной группе привычки. Если педагог не обращает внимание на грубое общение среди учеников, и аналогичное поведение принято в семье, то мы получаем в будущем грубоватого взрослого. В определенном обществе человек будет просто не принят.
Игнорирование невыполненной задачи влечет за собой остановку физического прогресса и роста, поэтому, важно грамотно распределять нагрузку, в соответствии с возрастом и индивидуальным развитием. А еще ребенок должен вырасти личностью. Очень важно для педагога понимать в какие моменты во время занятий спортом необходимо помочь детям развить в себе нужные качества, сохранив при этом личные границы как внешние, так и внутренние, психологические.
Каким образом прививается любовь к спорту рассказывать не буду, слишком много. Но на некоторых проблемах, с которыми часто сталкиваются взрослые, остановлюсь.
Случаются ситуации, когда все происходит "из под палки", дети закрываются в себе, воспринимают окружающих в штыки и отказываются делать то, что мы хотим. В подобной ситуации у взрослых возникает паника, поиск решений, как добиться желаемого результата. Иногда, стоит сделать шаг назад, отступить и задаться вопросом: "Почему от меня закрылись?". А лучше, если узнать это у ребенка. Он другой человек, личность со своими взглядами на жизнь, переживаниями, мыслями и, наверняка, у него есть свой взгляд на ситуацию.
У тренера, особенно, на групповых занятиях, выяснять подробности и детали времени, скорее всего, не будет. В Новой школе в таких случаях, конфликтный ребенок уходит на диалог с психологом, тем самым не отрывая тренера от работы с остальной группой. Если тренировка с инструктором, то времени на занятие уйдет не так много, нежели на разговоры. Лучше, если ребенок приехал уже готовый к активности, с расстановкой и пользой, заряженный на работу.
Задача родителей привезти ребенка с желанием заниматься. Конфеты все же считаю манипуляцией, так мы приучаем их "работать за еду". Зажечь внутренний огонь, конечно, надо уметь и это делается разговорами, совместной работой с тренером, да и заслуживает отдельной темы для статьи. У каждого ребенка свой психотип, физиологические особенности, нюансов, которые необходимо учесть очень много.
Спорт дарит много положительных эмоций, дает возможность почувствовать себя сильным, ловким, умелым, активным, жизнерадостным и счастливым.
С профессиональными спортсменами, конечно, более трудоемкая работа, потому что уровень психоэмоционального напряжения выше, с каждым шагом он растет и научить детей подниматься раз за разом на новую ступень, надо запастись терпением и быть готовыми к умению вовремя поддержать и помочь увидеть дальнейшие перспективы.
С любителями история похожая, но уровень нагрузки ниже и, поэтому, тренер реже сталкивается с сопротивлением со стороны занимающихся. Командный дух имеет значение, многое зависит от целей группы. Если профессиональные спортсмены, то дисциплина и настроение будут строже, важен спортивный принцип. Если занимаются любители, то больше времени выделяется на отдых и общение между детьми. И в том, и другом случае ведется командная работа, многое зависит от тренера, как он умеет организовать группу, направить ее и рационально использовать время тренировки, рассчитывать моторную плотность и тд.
Для меня дети, иногда, становились друзьями, союзниками, одной командой, но при этом я всегда помнила, что являлась для них не только примером, но и авторитетом в данный момент. Не обязательно выполнять каждое упражнение вместе с ними, хотя, бывает, что дети могут начать говорить: "Легко вам говорить, вы же сами не делаете", "Сами попробуйте", но для того мы и взрослые, чтобы объяснять словами, почему это необходимо детям, в первую очередь.
Есть риск начать пользоваться авторитетом, но у взрослых со здоровой психикой маловероятно, что такое может произойти. Осознание того факта, что мои слова они будут вспоминать на протяжении всего своего жизненного пути, повышает уровень ответственности и, конечно же, предъявляю высокие требования к себе. Бывало, в первое время, ошибалась, плохо формулировала объяснение упражнения и получала не тот результат исполнения, который хотела увидеть от них. Извинялась и переформулировала точнее и грамотней. Для того, чтобы избегать подобного, создается план тренировок, но никто не отменял импровизацию и поддержание инициативы самих детей, что крайне важно.
Забавно, что когда стала начальником, история с подчиненными была аналогичной, кстати. Только в менеджменте данный метод управления чуть дополняется деталями. Чем лучше тренер готовится к тренировке, тем меньше стресса переживают воспитанники, четко понимая, что от них требуется и зачем им это надо. Во взрослой жизни, потом, такой процесс организации работы будет считаться для них нормой и любой хаос вызовет дискомфорт. Будь то работа в офисе, в учреждениях. Чем крупнее компания, тем больше она напоминает команду профессиональных спортсменов, где предъявляют высокие требования к результату со строгой дисциплиной и важно серьезное отношение к делу с повышенной концентрацией внимания и ответственностью.
Из чего можно сделать выводы, что спорт, в первую очередь, формирует внутренний стержень в человеке, учит работать с собой, осознавать спортивный принцип в жизни, продолжать двигаться к цели не обращая внимание на ошибки, преодолевать трудности, помимо того, что закаляет характер, еще и развивает такие качества как:
Самостоятельность - когда ребенок сам учится собираться на тренировку, одеваться, соблюдать гигиену, режим дня, ухаживать за своим инвентарем, полностью обслужить себя.
Дисциплина - придерживаться порядка. Свойство исполнять требования пусть и не всегда играет положительную роль в жизни, но все будет хорошо при наличии критического мышления.
Самоорганизация - приготовить спортивную форму к занятиям, инвентарь, собраться, рассчитать время.
Дружелюбие - умение находить друзей и поддерживать социальные связи. Развивается при работе в команде.
Коммуникабельность - умение находить общий язык с людьми любого возраста, уровня, статуса. И с тренером, и с ребятами из команды.
Пунктуальность - все делать вовремя, чувство времени. Не опаздывать на занятия.
Решимость - уметь перейти от мыслей к действиям. От визуализации к выполнению упражнения.
Смелость - перейти к решительным действиям. Начиная выполнять новое упражнение или усложняя задачу внешними условиями, справляясь со внутренним страхом и тревогой.
Трудолюбие - уметь вкладывать свою энергию в действие и получать от этого результат, удовольствие от процесса. Регулярно ходить на тренировки и продуктивно проводить время, с толком.
Уверенность - в своих действиях. Оттачивая навык, отбросив сомнения, не только знать, но и понимать, зачем действует и как.
Упорство - продолжать действовать при любых обстоятельствах. Будь то плохая погода, неудачи, все не по чем.
Терпеливость - умение сохранять спокойствие и хладнокровность. Даже если очень тяжело и результат долго не достигается, продолжать действовать и ждать, не срываясь на лишние эмоции.
Рассудительность - умение применять свои знания и опыт на практике, рационально мыслить, принимать решения исходя из оценки ситуации при текущих обстоятельствах.
Помогает развить такие лидерские качества как ответственность, планирование. А самое главное, постоянной и системной работе. Мы учимся получать удовольствие от жизни и радоваться ей. Видеть больше позитивных моментов и ценить то, что у нас есть.
Надеюсь, информация полезная. Если вынесли для себя "+", оставьте и статье во благо общества. В благодарность напишу есчо.
Вот ведь здорово умеешь раскрыть тему , которая " на сердце" и в душе!