Около 5.5 тыс км по Казахстану и Киргизии.
Новосибирск-Рубцовск-Семей-Алма-Ата-Кеген-Тюп-Каракол-Чолпон-Ата-Ата-Бишкек-Шу-Караганда-Астана-Павлодар-Карасук-Новосибирск
Состав: Марк /Ася -ТДМ-II 850
Доктор Волков - ТДМ-III 900
Pan Kraft - Pan European-II
Куканов - Voyager-XII
30 апреля. Под проливным дождем, я, как умный васек, по совету СКВ решил кардинально улучшить ТТХ мотоцикла, закачав в колесья по килограмму жидкого азота. Как все мероприятия, делаемые в день отъезда, идея сразу была обречена на провал. Четыре часа пополудни, льет как из ведра, и мы с несчастным шиномонтажником ползаем в луже вокруг Визажиста, уныло стоящего на ободах - воздух спустили рукастые умельцы, а вот накачать - фиг вам, ни аргоном, ни воздухом...
Вечерело, когда мы встали в бесконечную очередь на выезд из города Новосибирска. Оленеводы обреченно кемарили за штурвалами звездолетов, мы же разделились - я, Доктор Волк и Кибис крались вдоль бетонного отбойника, огибая и отгибая зерцалы присоших каров, а мудрый Марк с Асей на борту ускорился по жирной грязи правой обочины. В принципе, когда сквозь просвет кузовов я увидел обгоняющий поток мотоциклов без всадников, то даже не особо удивился. Как говорится, не поваляешь - не поешь.
Ночью прибыли в Барнаул, завалились в гостях у милой знакомой Кибиса. К немалой досаде выяснили, что в городе Б. активно борются со стоянками, и ближайшую нашли фиг знает где. Зато по дороге порадовались креативу местных архитекторов.
Утро Первомая, все перекрыто. Кое-как выкатились со стоянки, огородами прокрались на выезд из города. В Барнауле гораздо теплее, чем в Новосибе, или так кажется после ночной гонки под ледяным дождем. Распогаж.. погожива.. погодится... заезжаем к знакомым Марка. Марк вообще очень коммуникабельный человек, у него полно хороших знакомых по всему свету, и все нас хорошо встречают. Барнаульцы, например, подогнали нам бутылку хорошего вина - "выпьете на Иссык-Куле". Бутылку поручили мне, и я доблестно довез, забегая вперед, - скажу - до золотых песков Варадеро. Вообще, в этой поездке, надо заметить, мне, как самому щекастому хомяку с большими кофрами спихивали все, что не лезло в карманы другим, отхватившим куски не по глотке, и я даже был не против, пока не предложили погрузить Асю - вот тут я стал насмерть. Отдувался безответный скромняга Доктор Волк.
На полдороге к Рубцовке встречаем Усть-Каменогорских байкеров, они едут в Омск, по дороге снабдили коннектами в Новосибирске. Впечатлил тюнинг Уралов - очень своеобразно и стильно, мне очень понравилось, такой подонческий стайл, сноубордический даже, я бы сказал.
С самого Барна Марка мучает стук в затюненном заднем аморте его TDM-2. На каждой стоянке он делает примочки и лечебный массаж, но аморт продолжает саморазрушаться, нам жаль по-человечески его. Рубцовск. Таможня, небольшая очередь, кажется, дарит надежду на скорое оказахвстление, но не тут-то было: на пустынный полустанок вываливается огромный бас с пестрой толпой веселых туристов, они идут вне очереди, потом еще один - ох, чую, стучать нам амортами по ночной степи... Заполняем какие-то бумажеи, списываем друг у друга, хихикая, как школьники - а ты везешь аппаратуру длинноволновую? - а как же! И я тоже! Ну оочень длинноволновую.. У наших не смотрят вовсе - Досмотр у казахов - в огромном ангаре - компания веселых погранцов - че, и музыка есть? Сделай погромче! Свободны! По неплохому асфальту уходим в ночь. Под Семеем на обочине - россыпь огней - нас встречают Белые Волки из Семипалатинска. Получилась целая колонна, далеко за полночь заезжаем на территорию клуба. Нам выделена огромная комната, сна ни в одном..., сидим на террасе, тепло, бухаем, разговоры... кругом куча техники, красота...
Весь следующий день мы испытывали гостеприимство хозяев, пытаясь восстановить аморт TDM-а. Семипалатинские парни сделали специальный мегасъемник, предоставили кучу оборудования и свои золотые руки. Казалось, мы собираем реальный луноход, и вот, переночевав у радушных Волков еще раз и поздравив мирно спящего Кибиса с Днем Рождения (спели a capella песенку, от которой он резко проснулся) и потестив с утра хозяйскую технику, мы так же колонной выезжаем из Города.
Проводы, напутствия типа " ну держитесь, сейчас такое начнется, что мало вам не покажется". Ужастиков про отрезок Алмаатинской трассы Семей(палатинм\ск) - Георгиевка мы наслушались вдоволь, но чтоб такое...
На выезде из Семея: плохо виден очень красивый мост.
Спасибо за гостеприимство и терпение, семейские парни, - Вадим, Дэн и все остальные!
[page]И понеслось... недавно над этим участком прошла жестокая битва летающих тарелок - их обломки растащили местные жители, а дырки в асфальте, беспорядочные и беспощадные, глубокие, смачные, с острыми краями, сатанински разбросанные по схеме адского сапера, минирующего поле праведников, необъезжаемые и непереезжаемые, словом, инопланетные такие пробоины, они - остались. Особую остроту добавлял бешенный встречный порывистый ветер, который запросто переставлял четырехсоткилограммового Визажиста, не говоря уж о более легких тыгдымах. Выглядит это так - разгадав замысел марсианских минеров, ты, торжествуя, закладываешь дугу между марианских впадин, и тут-то добротный хук сбоку сдвигает тебя как раз на середину одной из них.. БАБАх!!!
Где-то под Георгиевкой.. зализываем раны.
На этой инфернотрассе, кстати, отлично показал себя старый солдат Вояджер 86 года выпуска. Мягкие американские подвески, чудовищная высота профиля - 90(!) процентов, мягкая сидушка, все это нехило помогало дубасить по пыльным тропинкам далеких планет... Ну и не в последнюю очередь - как все отметили - когда к задрюченным гонщикам на стоянке подруливает такой же задрюченный, но с веселыми рок"н"роллами из восьми колонок, жизнь сразу налаживается!
Извиняюсь за качество дагерротипов, снимал на телефон.))
От диких ударов я потерял уже вторую крышку кофра. Из принципа вернулся (одну уже простебал) и не сразу нашел - она отлетела метров на пятнадцать от дороги! Зацените асвалт... Единственное, чем поступился мощный старик Визажист - треснуло ухо крепления аморта, из него потекло масло. Если честно, я вообще ожидал, что рама лопнет минимум три раза - нифига. Порывистый ветер добавился еще и дождем, от которого мы убегали за Барнаулом. Для меня, робкого бегиннера, все это в сумме и сразу - как-то напряжно. Но глядя на волевые подбородки моих матерых товарищей, мне стыдно было канить.)))
Измученные чудовищной дорогой, глухой ночью под дождем завалились в мотель на въезде в Уч-Урал. Сообразительные и алчные стаффы предоставили нам свежайший еврономер со всем на свете и охраной мотоциклов за сущие копейки -"только в восемма васа тут недолжно!" - базар чох! Утром дождь прекратился, росистые моцыки, пар из рта, благожелательные гаишники в кафе, завтракаем вместе. Под пасмурным степным солнцем, воспрянув таки духом, довольно бодро шуршим в сторону Талды-Кургана. Теперь видно, что пейзаж вокруг изменился - темная степь с проблесками первой зелени, даже одинокое цветущее дерево (Архыз? Саксаул? Конопля?). В степи частенько видны обгоревшие остовы иномарок - следы лихих 90-х, наверное. Мы встречали их потом по всему Казахстану, вплоть до Павлодара. Появились и исламские кладбища - пока не очень живописные, но для кондовых сибиряков весьма непривычные. Некоторые со следами реставрации - казахи берегут свою неброскую национальную архитектуру. Перекидываясь фразами на стоянках с разными случайными людьми, начинаешь чувствовать и местный настрой, он отличается от нашего. Пока трудно судить, но люди тут, похоже, гораздо спокойнее, благожелательнее и органичнее, чем скажем, в моем родном Рабовладельческе. Может, влияет Степь, которая тут не отпускает даже в помещении, может - смотрящие у них постарше и помудрее...
Как видите, в местном магазинчике можно прикупить не только наркотики, но и какой-то РУБЕЖ.))
Кстати-кстати, уровень моего мастерства сильно вырос - к концу третьего дня нашего трипа я перестал дважды падать на каждой АЗС - один раз, забыв выставить подножку, и второй - забыв ее убрать))) Что, впрочем, не помешало устроить шоу в маленьком городке под Талды-Курганом. Дорога шла в объезд, но ведущий колонну Рома Кибис (Рома, можно я пока буду называть тебя - Кибис? Потому что слово Шварценбрюгге никак не могу запомнить) не заметил указатель и во всей красе заехал в центр местной торговой площади, где по случаю выходного собралось все местное население. Такого воителя Гроба Господня на серебристом коне тут отродясь не видали, и я успел увидеть, как он величественным жестом подзывает к себе продавца мороженного, намереваясь спросить "..а поведай мне, добрый селянин, есть ли другая дорога из этого замка?" - когда я влетел вслед за ним и с криком "Рома, это засада!" - смачно разложился в самом центре местного маркет плейса. Думаю, эту красочную картину акыны будут долго воспевать в своих рэп-речевках.))
На предыдущих фотках - заезд в Талды-Курган, где мы выяснили, что у Ромы на резине ровно ТРИ слоя корда. Первый показался (от зубастого казахского асфальта) еще в Семее, второй - под Уч-Уралом. Когда показался ТРЕТИЙ, Рома решил не портить карму и погрузил Панночку в грузовик. Офигенный дальнобойщик Володя, спасибо тебе! Тоже не взял ни копейки, довез мот до Алма-Аты. Кстати, забыл сказать, Волки из Семея купили для всех нас местные казахские СИМки. В Казахстане на вопрос "А у вас, что, роуминга нет??" - неизменно удивлялись - "Какой роуминг? Мы же в одной стране - и Астана и Усть-Каман!"... и мне в очередной раз почему-то становилось стыдно...). Так вот, ребята наотрез отказались брать деньги - "Вы - наши Гости!". И это после двух дней почти круглосуточного бесплатного ремонта наших мотов! Степняки рулят...
[page]На фото в горах - серпантины под Талдой, красива... Подстриженные деревья - многокилометровый газон перед Алмааты!
Ночное фото с Сузукой-бигфутом - нас встречают Алмаатинские джипперы, молодые сподвижники мотопутешественника Петрухина. Сгрузили Панночку, разбили зеркало, ну ничо...
Наш Алмаатинский ангел - Саша-джиппер и его безумная мама Оля (с дредами (!), на мотоцикле). Радушные хозяева поселили нашу банду еще на двое суток, пока окончательно не доломали моц Арткра. Потрясающие челы, честное слово, очень надеюсь их еще увидеть. Спасибо вам, дорогие мои!
Грязища с лужами - за Аягузом дороги нет, строится новый мост, объезд - под непрекращающимся дождем, глина, лужи, как не попадали - чудом..?
Очень много молодежи, детей, открытые, здоровые красивые лица, рожают много и охотно. На фото парочка, которая тусовалась возле придорожного кафе, девушка - официантка, парень - водитель Газели, такие рабята милые.
Пирамиды из контейнеров, посадочный материал - просо, рис, овес и, наверное, конопля - и золотая Волга - небольшие зарисовки окраинной Алма-аты.
В мастерской (цехе?) клуба Петрухина работа кипит почти круглосуточно. Примерился к Хонде АХ - надо бы девушке одной порекомендовать. Ночью сослепу закатил Визажиста в самый центр кафе. Жесть - деликатные алмаатинцы ничего не сказали, но носки с игрального автомата под утро все же убрали...
Маки, маки, кругом алые маки... наркосырье, очевидно.
В поисках каньона наткнулись на ИДЕАЛЬНУЮ трассу, построенную китайцами. Там же не идеальные китайские АЗС. Фото в степи - мы ночевали где-то рядом с ночным Городом Контрабандистов. Поход в местный магаз очень впечатлил, притоны Ливерпуля отдыхают... свалили подальше в степь от греха...
А утром... кузнечики, солнце, простор... правда, уходить в степь по деликатной причине почти бессмысленно - "далеко меня видать..". Урга - территория коллективизма. Наша очередная цель - каньон Чарын, уникальное место в 200 км от Алма-Аты, близ границы с Китаем. Теперь нас сопровождает бешеная Сузука - джип-бигфут на базе Сузуки Витара, это Саша Киселев вызвался сопровождать нашу экспедицию. Как человек, приближенный к власти (пом. депутута Петрухина), он выдал нам наклеечки "Жас Отан" и лично вмешивался во все конфликтные ситуации, чем сберег нам массу нервов и, что немаловажно, теньге.))
Выезд со стоянки в степи близ Города Контрабандистов...
А где же Каньон Чарын?
А вот и он.
Место замечательно, советую всем включить в план посещения Казахстана. Что характерно, в ущелье, среди раскаленных скал и песка, мы с непривычки стали просто зажариваться, а ведь в тот же самый день нас ждал собачий холод и снег в горах Киргизии.
И конечно, мы ухитрились засадить всепролазный джип в самом жарком месте Казахстана, с тем, чтоб потом его доблестно откапывать.
Наш бравый проводник, коренной казах Саша Киселев.
Черный Барон Роман Кибис фон Шварценкрафт.
Неутомимый и всегда позитивный доктор Олег таки Волков.
Неубиваемая Сузука, у которой на обратном пути оторвался-таки мост.
И наша добрая волшебница Ася (с едой на всю толпу) с Марком.
Ну и ваш покорный слуга под бдительным контролем.
После того, как отогрелись от вечного промозглого сибирского дождя, мы рванули на юг, к киргизской границе. Между Кегеном и Тюпом, высоко в горах, притаился маленький таможенный пост, в вагончике, без всяких атрибутов грозной государственности. Там, под начавшимся дождем со снегом, нам, измотанным жесточайше разбитой дорогой (я опять ждал, когда лопнет рама), не стали чинить препятствий, а симпатичный наркоспаниель за шоколадку был готов простить весь гашиш мира.
Рома внаглую сушит (переодевает наоборот) носки прямо на таможне.
Добро пожаловать в Кыргызстан!
Тут хотелось бы напомнить, что идея путешествия состояла в "...поехать на юг, погреться подальше от холодной Сибири!"
И пусть вас не смущает дата - это 6 мая сего года.
Поражает прочность Визажиста. Он безразлично пожирает киломили ровного асфальта, гравиек, разбитого асфальта, убитых гравиек, зубастого асфальта, россыпи рваного скальника, песок, крутые виражи серпантинов - и радует ухо сочным рыком стосильного движка, когда наконец-то можно ускориться. Для интереса пересел на Пан-европеан Ромы. Мот более жесткий, плотно сбитый, что ли, спортивная посадка, круто наклоненное лобовое стекло. Первое впечатление - очень узкий руль (на клипонах) - типа спортивного, немного пугает на плохой дороге - требуется точно рулить (у Вояджера огромные рога типа чопперных). Потом - ветрозащита - ветер реально ощущается, и поначалу это тоже мешает, я так и не привык - на Вое ветрозащита абсолютная. Ну музыка еще, конечно, мелочь, а приятно - не зря я ее внедрил, ехать веселее! А вот движок на Хонде - это да... все же двадцать лет конструкторы не спали, нет... На обоих мотах оцифровка в милях (из Штатов техника), но положение стрелок разное - я по привычке краем глаза следил, чтоб положение стрелы было около комфортного положения 80 миль (130км/ч), и совершенно не почувствовал, что, оказывается, ехал далеко за сто миль в час, под 180! На старичке Визажисте такое, увы, невозможно... зато эндурить по каменистой степи - легко! Пробить колеса практически нереально - на такой резине можно в путь отправлять небольшой самосвал. Заценить низкий центр тяжести, привстать в стременах, газу побольше - и вот несется по степи, меча камни, поднимая шлейф пыли и повиливая подбуксовывающей кормой, пожилой волокита! Ай, молодца! Впрочем, и приложиться не страшно - все в дугах, товарищи поднимут (все же 350 кг сухого веса), да и не так жалко, честно говоря, как ту же Панночку за помиллиона или новенького TDM-ма.
Ну и главное отличие - у Воя довольно узкий все же диапазон крутящего момента - чтоб быть в теме, надо постоянно щелкать передачи, если, конечно, не на пустой автостраде. На Панночке можно один раз в день дойти до пятой передачи, и потом двиг легко разгоняет мот с любой скорсти (даже из-за фуры, плетущейся 50км/ч), до максималки, без переключений. Просто фантастика.
[page]Километров, наверное, через сто, обалдевшие от совершенно разбомбленного асфальта, дождя и снега, а равно от потрясающих горных видов, окоченевшие и голодные, мы уткнулись в экологический пост - и здесь нам впервые пригодились сомы, наменянные еще в Алма-Аты. Что поделать, мы так изгвоздали невинность местной природы, что приходится платить.
Вот он, собственно, экопост Киргизский. По 500 рубликов с носа, между прочим...
Тряско, холодно, но красиваааа...
Теперь мы валим вниз, темнеет, дорога не становится лучше, но явно теплеет и появляются признаки жилья. По сравнению с благополучным Казахстаном в Киргизии все заметно беднее. На заправках в горных районах только 92-й бенз, машины совсем простые, типа копеек в основном, редкие вечерние прохожие скромно одеты, но все трезвы, благожелательны и всегда готовы подсказать или помочь. Странное чувство не покидает меня: и эти люди тоже живут не как мы. "Бедны, но счастливые" - вскользь заметил мудрый Марк, инсайдер теплых морских стран - он знает такой тип жизни. Ворочая рогами моего носорога в непроглядной южной (?) ночи, я вновь и вновь примеряю эти слова - и к себе тоже. Однажды я как-то забил на все и год прожил в Горах, подрабатывая гидом, инструктором... ну, кто знает, поймет - что такое носить чужие рюкзаки за кусок хлеба. Тогда понял - это не мое, но осадок, как говорится, остался... послевкусие той вольной жизни, которое не поймешь сразу, сетуя на скупость клиентов и плохую погоду, оно приходит позже, в тепле и уюте налаженной городской жизни...
Так ли ты живешь? Туда ли впериваешь бестолковый свет своей фары и на того ли коня ваще взгромоздился? С какого момента твоя жизнь пошла по пути, на котором ты стал иваниванычем, а не, скажем, расхитителем гробниц?... Долгими рулежными часами такое лезет в голову... а вот и причина - из обгоняемой копейки ТАК пыхнуло дымком.. блин, да тут осторожней надо затягиваться вечерней праной!)))
Уже глухой ночью вваливаемся в Каракол, бывший Пржевальск, тут у Сашки какие-то родственники, обещали приютить. От усталости и двойной перемены климата начинаются ошибки - я уже чувствую, что не совсем в адеквате. На свертке с главной, в кромешной темноте и мутном свете грязной фары, закладываю дугу побольше. Доктор Волкофф решает спрямить по внутреннему краю виража, и в зеркала я вижу, как в небо ударяет нестерпимо яркий луч его новенькой Ямаховской фары - профессор познакомился с местным колоритом под названием "АРЫК". Бросив моц посреди дувалов(?), подбегаю - заднее колесо уже в воде, переднее каким-то чудом держится за край канкла - кое-как вытолкали. Сил нет совершенно. Заваливаемся в огромный южный дом и, не разбираясь толком как зовут гостеприимных хозяев, засыпаем вповалку на полу.
/Публикуется в сокращении/
Автор: Алексей Куканов
май 2009
Прислать свой рассказ на конкурс "Рецепты Лета"