Давос. Город Конгрессов и симпозиумов, бывших санаториев и шикарных отелей, один из самых знаменитых швейцарских, если уж не горнолыжных курортов, то городов, The Best of the Alps, самый высокорасположенный город Европы.
Кстати, а ведь Davos тоже внес свой вклад в историю горнолыжной индустрии — в середине 30-х годов здесь был запущен первый в мире Т-образный подъемник.
Мнения окружающих о Davos противоречивы. Меня саму долго отпугивали традиционные характеристики этого региона – зоны катания разрознены, преимущественные подъемники – бугеля, город с уродской и совсем не альпийской архитектурой, место пафосное, ценник зашкаливает. После нескольких краткосрочных визитов, убедившись, что не так страшен черт как его малюют, я решилась на нормальное посещение курорта.
Davos
Davos представляет собой сильно растянутый вдоль склонов город, который состоит из двух частей, – Davos Dorf и Davos Platz, – каждая из которых обладает своими преимуществами: Davos Dorf ближе к основной зоне катания Parsenn, а Davos Platz – включает самую оживленную часть вечернего променада. Кстати, вторая часть что-то последнее время активно развивается – в самом центре массивная стройка отельного комплекса и нового вокзального комплекса, а в ближайших планах — строительство нового Конгресс-центра.
Архитектура – да, это не альпийская деревня, но не так уж все страшно. Особенно, если свернуть с главной улицы. Зато все чистенько-аккуратненько – в разноцветных светлых тонах.
Еще одна примечательная вещь – спрос порождает предложение, в отличие от почти всех швейцарских городов отдельные магазины здесь работают и до 11 вечера (удивительное для горнолыжного курорта явление).
Добираться в Davos можно по железной дороге (время в пути от аэропорта Цюриха – 2-40, 2 пересадки) или беспересадочно на автобусе (www.graubuenden-express.com).
Погода
С одной стороны — чтоб не испортить впечатление о регионе, а с другой стороны — чтоб направить меня в правильное русло отдыха на курорте, погода преподнесла мне парочку своеобразных сюрпризов. Началось все с воскресенья, которое должно было стать первым днем катания. Наличествовал бы заранее купленный Ski-pass – пошла б кататься, но его не было, а за окном — преследующие меня всю зиму снег и туман. Организм сказал: «Хватит издеваться. Третью поездку в таких условиях мучаюсь. Дальше обязательно будет лучше, а у тебя итак чувство перекатанности и две недели на склонах впереди». Пришлось послушаться, так как внутренний голос всегда правильнее, чем дурные мысли в голове. Впрочем, моя напарница по отдыху, которая все ж решилась выйти на склон, мне периодически телеграфировала, что погода ужасная, видимость нулевая, и полно нарываемых бугров.
Собственно, сюрприз то в итоге был приятный – остальное время была идеальная солнечная погода, вокруг стояла весна с ежедневно поднимающейся температурой, а мы катались по свежему снегу и мягким склонам (а в то же время в других частях Швейцарии жаловались на жесткие трассы и ледяные проплешины).
Немножко о регионе катания
В регионе Davos-Klosters (чуть больше 300 км.) находятся 6 зон катания, 5 из которых объединены единым ski-pass: Parsenn (Parsenn/Gotschina), Jakobshorn, Rinerhorn, Pischa, Madrisa (территориально – в Klosters). С этого года особняком стоит Schatzalp (13 км.) – отдельно развивающаяся зона (как рекламируют, — для элитного отдыха) с пологими трассами, в которую единственную поднимает фуникулер от Davos-Platz, и где действует отдельный ski-pass на нескольких всегда почти пустых трассах.
Основные зоны расположены разрозненно. На каждую можно купить отдельный дневной ski-pass стоимостью от 48 до 65 франков, или на часть дня (с 11-30 или с 13). Но из практики этого года получалось, что в основном мы катались в день как минимум в двух зонах. 6-дневный ski-pass на объединенный регион стоит 318 франков. Добираться везде – кроме редких случаев расположения жилья – приходится на автобусе (или на поезде – кому как удобнее). Все зоны, кроме Madrisa, доступны со стороны Davos.
Справочно. Для любителей елочек. Основная часть трасс распролагается на открытом пространстве, а ваши любимые елочки только на спусках вниз. Но повсеместно.
Немножко о подготовке трасс
Тут уж сравню два последних года. Я все время была в этом регионе в очень теплую погоду. С одной стороны — о какой подготовке трасс может идти речь, когдпа после двух дня отлично загорается в купальниках? Тут не выдержит никто. Но тем не менее с утра трассы находились в замечательном отратраченном состоянии. В течение дня — тут уж никуда не денешься, при +12 любой снег размокнет — бугры нарывались, но не критичные. Но вот проплешин до земли не видно было ни разу, даже на тех участках, которые освещались в течении всего дня.
Составные части: Parsenn
Parsenn – самый большой по километражу регион, он же самый удобный к доступу из города, поэтому и народу здесь больше всего. Со стороны Davos-Dorf единственный способ подъема, рельсовый поезд, забрасывает все немалое количество желающих, включая пешеходов, в зону катания. А вторая очередь поезда доставляет народ на узловую станцию, так называемый станционный комплекс. Сюда же поднимает несколько подъемников с разных точек, отсюда лучами расходятся трассы по всем направлениям, здесь же множественные объекты инфраструктуры. Отсюда же можно подняться на самый верх – вершину Weissfluehgipfel, чтоб совершить довольно длинный и интересный спуск – 1-17-21-22 (черная, красные). Эта связка самая оптимальная, так как позволяет избежать траверсов при связке только красных трасс в начале пути.
Кстати, в этом году впервые заметила информационное табло – там указаны не только открытые трассы, но отдельным столбцом еще и отратрачено или нет (обычно черные трассы не все отратрачены). В целом трас много, кататься есть где, но все спокойно, умиротворенно. В очень теплую погоду трассы быстро размокают. Кайф катания теряется. По мере похолодания становится интереснее.
Как всегда самый проблемный момент — спуски в город. Все стараются спуститься к узловым точкам (началу подъемника). В Davos народу много на подразбитой черной трассе. А едут по ней почти все вне зависимости от уровня катания. На поезде мало кто спускается. Зато после спуска – призовая игра – красная ковровая дорожка до променада. Спускались пару раз и в Klosters. В теплую погоду напрягло – там совсем размокшая трасса на солнечных участках, которые прогревались с самого утра. Лыжи просто не ехали последние километра два (парафинить, блин, надо). Измучались настолько, что сделали перерыв, погуляли по Klosters (какая ж это милая альпийская деревушка), подумали и не рискнули больше возвращаться, поехали в другой регион – Jakobshorn, зато на поезде покатались, окрестности посмотрели. Справочно: время в пути Klosters- Davos-Platz 30 минут.
Составные части: Jakobshorn (61 км.)
Не мое. Совершенно. Большой цирк со множеством пересечений широких красно-синих трасс. Есть возможности внетрассового катания (если честно, при всей моей нелюбви к этому пространству, там мне было интереснее, несмотря на промерзший сверху или размокший снег). Бугелей немного. Но подъемник снизу – старая медленная гондола – напрягает. На спуск вниз – две синие бесконечно длинные траверсные дорожки. Правая – скучнее, левая – чуть получше, но от нее идти совсем далеко потом. И к тому ж до Jakobshorn добираться неудобно. В другие места можно подъехать на автобусе, а здесь придется идти по любому. Регион расположен по другую стороны от железной дороги – автобусы туда близко не подходят.
Составные части: Rinerhorn
Мне там понравилось. Зона находится в некотором отдалении от курорта. Добираться туда на автобусе всем, причем преобладающей публикой будут многочисленные любители санок – там и для них раздолье. Взял у подъемника санки в прокате – и катайся себе по специально выделенной трассе (3,5 км.), никто никому не мешает. Для лыж – своя инфраструктура.
Если посмотреть на карту – вроде все простенько, гондольный 6-местный подъемник наверх, а для подъема дальше — три параллельные нитки Т-образных бугелей. Многие не любят этот тип подъемников, но это к лучшему для тех, кто решается посетить данный регион. Здесь довольно безлюдно. Общая длина трасс 38 км. Но этого оказалось достаточно, чтобы нам с удовольствием там полтора дня откататься. Каждый из бугелей расположен на отдельном отроге холма, и вдоль каждого проходят минимум две разнорельефные трассы. Связи в единое пространство нет, а сами трассы широкие, в меру жесткие и с хорошим уклоном. К тому же вследствие западной ориентации на Rinerhorn в теплую погоду склоны дольше находятся в отличном состоянии. Понравилась очень правая трасса вдоль бугеля Juonli. Не люблю скорость, но по ней можно ехать спокойно на пределе возможностей. Готова вернуться в Davos даже только ради этого региона.
И пара слов о питании на горе в целом. Заведений много. Сесть пообедать или выпить шоколаду проблем не было. Есть как self-service, так и рестораны по меню. Кухня разнообразная. Но… не бюджетно. И это чувствуется сразу. А так решти, сардельки, суп-гуляш, мясо на гриле – найти можно все. Еще, говорят, глинтвейн невкусный и совсем почти без алкоголя. В завершении дня катания у подножия зон Parsenn и Jakobshorn можно посетить вполне приличные заведения apre-ski, в последней зоне повеселее.
Проживание
Исходя из репутации курорта, выбор проживания может изначально настораживать. Но в реальности не все так страшно. Жилье здесь имеется как в части разного ценового уровня отельного проживания, так и в части апартаментов. Единственный нюанс – апартаментов на курорте много, а вот в инете предложений не очень. Да и гуляя по городу, видели много незаполненного жилья. Причина банальна – собственники, видно, не сильно напрягаются этим вопросом. Хотя по городу развешено множество объявлений, куда обращаться, если хотите снять какое-то жилье.
Выбор в пользу Davos-Platz у меня произошел по стандартной причине – минимизировать переноску лыж, а подходящий мне по параметрам отель располагался там четко возле автобусной остановки в 2 направления. Нельзя сказать, что это жилье было пределом моих мечтаний, но ценник в 693 франка за неделю с человека в номере twin отеля*** с завтраком и ужином + бассейн делали данное проживание более чем привлекательным. Отлично осознавая, во сколько встанет ужин в ресторанах, в выборе сомневаться не приходилось. Да даже если и в среднем посмотреть – 100 франков в сутки, на таких условиях — это не даром, но очень бюджетно для Швейцарии и Davos.
Отель большой, народу много, немного непривычно после небольших альпийских семейных отелей, которые в основном встречаются на горнолыжных курортах. Приличных размеров номер, рассчитанный на 3-4 человек, явно отличался от более привычных мне отелей*** St. Moritz и Verbier. И в довершении всего еще и балкон на южную солнечную сторону с шезлонгом. Там так приятно было посидеть, позагорать на солнце после катания.
Питание не подвело. Ожидала намного хуже. А в реалии можно было не просто наесться, а даже вкусно поесть. Особенно порадовало фондю на один из ужинов и шведский стол с местной кухней.
Немного погуляли по инфраструктурным заведениям
Больше всего понравились прокаты. Вот тут точно глаз радуется, и сразу думаещь: «Зря со своими лыжами приехал, здесь столько всего можно попробовать». Куда не зайдешь – везде полная верхняя линейка последнего года по 2-5 марок и в отличном состоянии. Глаза разбегаются, бери-смотри-тестируй-выбирай. Не во всех странах такое встретишь. А вот со спортивными магазинами иначе – товары попроще, в глаза ничего подходящего не бросается. Хотела купить намордник – не нашла. Зашли в intersport, вообще не поняла – Bogner, MDS и Sportalm. И все некатательное.
Продуктовых магазинов, в том числе вечерних, по городу достаточно. Лавки с фермерской продукцией тоже имеются. Вечерами почти все время гуляли по городу.
Активной вечерне-ночной жизни как бы нет, но некоторое движение существует – кто в аквакомплексе с веселым названием – «O-la-la», кто по многочисленным барам тусуется, кто на ночном катании на санках. В субботу застали на променаде какой-то концерт разухабистой группы на специальном подиуме. И в целом в Davos-Platz поживее, чем в Davos-Dorf.
Общее впечатление об отдыхе – курорт настраивает всей своей атмосферой на неторопливый размеренный и очень комфортный отдых. Здесь невозможно куда-то спешить или суетиться, шалить или дурачиться. Надо просто спокойно воспринять весь окружающий мир как должное, и поддаться установленному окружающим пространством ритму жизни.