Наконец-то я добрался до российского Куршевеля – Красной Поляны. Мои друзья высказали предположение, что меня с моим альпийским опытом (а за шесть последних лет я посетил полсотни курортов в Альпах, в Испании, Андорре, Сербии и Болгарии) Красная Поляна не может меня порадовать. Но Краспол меня очень даже порадовал, хотя, возможно, нужно делать поправку на то, что сейчас пандемия, что мне очень повезло с погодой и не было никаких праздников.
-
Все курорты Красной Поляны прекрасны, по-настоящему качественные и отвечают тому, к чему я привык в Альпах. Подъемники новые, подготовка трасс на твердую пятерку, виды зашибись, транспортная доступность отличная. Инфраструктура в целом даже круче, чем в Альпах, потому что мало где на альпийских курортах найдется огромный торговый центр, гигантский аквапарк, большие супермаркеты и несколько кинотеатров (!). Из минусов можно отметить безбарьерную среду (а человеку с лыжами и в лыжных ботинках она нужна априори) и загазованность в долине из-за старых машин и слишком высоких скоростей.
-
Краспол активно промоутирует себя как уникальный курорт, который расположен по соседству с субтропическим побережьем. На самом деле, соседство теплого моря и снежный трасс вовсе не уникально: в окрестностях Лос-Анджелеса находится восемь горнолыжных курортов, от южного побережья Испании до Сьерра-Невада на машине чуть больше часа, ближайший от Барселоны курорт расположен в двух часах езды, а Isola 2000 и ее 120 километров трасс находится в двух часах от Ниццы. При этом надо все же отдать Красполу должное, что до берега всего 40 километров, с вершин видно Черное море, и это действительно кайф. После катания и 40 минут на поезде из зимы ты попадаешь в абсолютнейшую весну с +14, пальмами, бананами, хурмой и апельсинами на ветках и закатом прямо в море.
-
Зойч для Красной Поляны, Адлера и Сочи – это такая же священная корова, как победа для всей России. Чуть ли не на каждом шагу втирают тебе в очки пять олимпийских колец, лезут обниматься Зайка, Мишка и Леопард и напоминают, где какие соревнования проходили в 2014 году. При этом мне как простому катальщику абсолютно все равно, имеет ли трасса фисовскую сертификацию, какие звезды спорта по ней спускались и называется трасса “Мужской/Женский Олимпийский Спуск” или “Рандомная черная трасса” (ну или “Харакири”/”Камикадзе”). С другой стороны, наверное, надо быть благодарным Олимпиаде за то, что Красная Поляна выросла в то, во что выросла.
-
Краспол – это просто дикий лес по части названий и сомневаюсь, что все понимают разницу между ними. Красная поляна – это название всего горного кластера и одновременно лишь одного из трех (а на самом деле четырех) горнолыжных курортов. Называются они сейчас Красная Поляна, ГЛК Газпром (раньше это были два курорта Альпика и Лаура, которые до сих пор административно остаются разными компаниями, но после того как их купил Газпром, у них появился единый ски-пасс) и Роза Хутор. Чтобы вы не расслаблялись, курорт Красная Поляна известен под старыми названиями Горки Город и Горная Карусель, а Газпром – под названием Альпика-Сервис. При этом вся радость находится в Адлерском районе Сочи, в поселке Эсто-Садок.
-
Если в последнем названии вам послышалось нечто эстонское, то вы не ошиблись. Эсто-Садок раньше назывался поселком Эстонским и был основан несколькими десятками эстонских семей, которые в конце XIX бежали от неурожая на родине. Сначала они хотели обосноваться в Калмыкии, потом на Ставрополье, но в итоге поселились рядом с краснополянскими греками. Об эстонском прошлом напоминают эстонская дорога, улица Эстонская и дом-музей классика эстонской литературы Антона Таммсааре, автора эстонского аналога “Войны и мира” под названием “Правда и справедливость”.
-
Уникальность Красной Поляны вовсе не в близости субтропиков, а в том, что на маленьком клочке долины действуют абсолютно независимые друг от друга и практически не сотрудничающие структуры. Роза Хутор и Газпром хотя бы соединены друг с другом подъемниками, а Красная Поляна расположена в стороне от них. Это, конечно, огромный проёб: в Альпах это давно была бы единая зона катания. Хорошо хоть с прошлого года появился единый ски-пасс, но по части ценообразования он пока что довольно бестолковый для таких туристов, как я.
-
Наверное, комбинация пандемии и середины сезона сделала свое дело, но с очередями я не столкнулся ни разу и ни на один подъемник я не ждал посадки больше двух-трех минут. Некоторые зоны (например, под подъемником Дафна на Розе и Водопад Поликаря на Красной Поляне) оказались вообще пустынными. Лишь один раз на Лауре я имел неосторожность заехать в зону для катания для новичков и застрять в очереди на бугельный подъемник C1. Очередь бы могла двигаться быстрее, но там было много новичков, которые бугеля боялись и не очень умели на нем ездить, поэтому все шло крайне медленно. Но даже эту очередь можно было бы вполне обойти пешком, потому что подъемник короткий, а трасса, мимо которой он идет, имеет минимальный уклон.
-
Итак, к главному - к катанию. Мне, конечно, несказанно повезло с погодой (солнце и небольшой морозец), но трассы были в отличнейшем состоянии весь день. Катайся в свое удовольствие! И даже разогнаться было где – а я это дело люблю. Самые классные трассы, на мой взгляд, были на Газпроме. На Альпике те полторы трассы, которые там есть, охуеннейшие, секторы G и F просто писк – жаль только, что трассы короткие. На Красной поляне прекрасны все трассы без исключения. Единственное – на курортах довольно много извилистых узких трасс даже для продвинутых. Некоторые из них и называются соответствующим образом: Вираж, Змейка, Зигзаг, Серпантин.
-
Общий уровень катания на Красполе мне понравился. Хороший такой середнячок. Практически не было тех, кто катается прямо очень хорошо – видел такое пару раз только, но вместе с тем не было и чайников, которые пёрлись бы на трассы, которые им пока неподвластны. Один раз только встретил на красном узком серпантине девушку, которая пыталась на нем ехать плугом, но она явно заблудилась и это было скорее исключение, которое подтверждает правило: катаются в целом люди нормально.
-
До посещения Краспола я сокрушался, что курорты такие маленькие (102 км, 53 км и 30 км). А тут надо сделать лирическое отступление о том, почему общая длина трасс на горнолыжных курортах – это пиздёж. Причем пиздеж объективный и субъективный. Объективный – потому что уже не раз было доказано, что курорты завышают длину трасс. А субъективный – потому что далеко не все трассы на курорте подходят каждому конкретному человеку. Если лыжник начинающий, то ему еще неподвластны красные и черные трассы. Если лыжник уже нормально катается, то ему просто откровенно скучно кататься по элементарным трассам с небольшим уклоном. Кроме того, курорты в общий километраж включают все малейшие ответвления и развилки одной трассы. Так что по-хорошему длину трасс нужно делить на два или даже на три, чтобы понять, сколько трасс будут интересны тебе. Когда я ездил в Альпы на несколько дней на один курорт, я старался даже не рассматривать места меньше 100 или 150 километров. Но на Красной Поляне мне на удивление не было скучно кататься по одним и тем же спускам по многу раз.
-
На мое удивление на подъемниках почти не было пеших туристов без лыж. На Розе и на Газпроме видел пару штук за день, хотя это были первые солнечные дни после продолжительных снегопадов. Побольше пеших было в воскресенье на Красной Поляне, но тоже не настолько, чтобы это увеличивало время ожидания в очереди для лыжебордеров. Возможно, в новогодние праздники картина и с очередями, и с уровнем катания, и с количеством пеших туристов совершенно другая.
-
Многие ездят с рациями, что для меня остается совершеннейшей загадкой при наличии нормальной сотовой связи в горах и том, что рация на другую сторону хребта не достреливает. Это вообще какая-то чисто русская штука: даже в Альпах если видишь у лыжника рацию, то можно биться об заклад, что в 90 процентах случаях оттуда польется нескладная от помех русская речь.
-
Еще одно наблюдение: многие лыжники катаются без палок, зато с на- или поджопником. Я, конечно, понимаю, что палки – это чисто вспомогательная штука и можно без них. Сам могу без них прекрасно обходиться, но вот на подступах к кресельному подъемнику они бывают очень полезны: без них приходится держаться за турникеты или соседа. А нажопники – это полная мистерия для меня. Зачем? Чтобы помягче было сидеть на подъемниках или люди рассчитывают, что будут постоянно падать жопой на снег?
Хотя курорты довольно маленькие и заблудиться там сложно, постоянно встречал людей, которые не знали, где находятся: на какой трассе или на каком подъемнике. Думаю, отчасти это связано с недостаточной навигацией на склонах. Подъемники отмечены отлично, а вот на развилках иногда приходилось гадать, куда ехать. Зато у курорта Красная Поляна самая потрясающая схема в мире, потому что на ней отмечено минимальное время подъема на каждом из подъемников. Я уже давно удивлялся, почему нигде не пишут это на планах курортов. Это очень помогает планированию дня и маршрута, а такому гику, как я, приходилось заходить на специальный сайт, искать конкретный подъемник и там смотреть, как долго на нем придется ехать.
Ну и вывод: я очень рад, что в России появилось такое классное место, которым действительно можно гордиться. Надеюсь, оно будет и дальше развиваться. А для меня Красная Поляна стала достойной заменой пока что недоступных Альп, хотя я не теряю надежды попасть и туда в этом сезоне.