Перелистывая подшивки старых газет, наткнулся на заметку о подмосковных горах и «горных лыжниках» с альпинистами. Как это было….
Перелистывая недавно подшивки старых газет, я наткнулся на заметку, привлёкшую моё внимание ключевыми словами альпинизм, центр горнолыжного спорта, Парамоновский овраг. На пожелтевшей странице газеты «Правда» от 6 января 1935 года я увидел заголовок «Подмосковный альпинизм». Заметка начиналась так: «Излюбленное место вылазок московских альпинистов – станция Влахернская Савёловской железной дороги.
…Холмы, поросшие елью, сосной и берёзой, многочисленные склоны в глубокие овраги делают это красивейшее место центром горнолыжного спорта москвичей».
Станция Влахернская более известна как станция Турист. В этих местах вырос и тренировался на окрестных склонах самый талантливый из отечественных горнолыжников - Александр Жиров. И здесь же расположена одна из самых популярных горнолыжных баз Подмосковья Клуб Леонида Тягачёва.
Но вернёмся к заметке восьмидесятилетней (!) давности. Читаю дальше: «Туристская база близ станции Влахернская по выходным дням переполнена. Лыжники ходят отсюда до деревни Ильинской. То спускаясь с гор, то поднимаясь по крутым подъёмам они добираются до знаменитой Барановой горы. Отсюда, с её очень крутых склонов, с криком и шумом летят они стремглав вниз».
Сейчас уже трудно определить, где именно находилась эта база альпинистов, в 70-е годы прошлого века в этом районе существовали уже десятки баз, создававшихся под эгидой госпредприятий и спортобществ. «Альпинисты проводят во Влахернской всё своё свободное время. Сегодня, например, сюда приехали тренироваться братья Абалаковы, поднявшиеся на пик Ленина и пик Сталина. Сюда приезжают каждый выходной день целые отряды горных лыжников Москвы». Мне особенно понравилось название «горных лыжников». Немного высокопарный слог, по-видимому, просто соответствовал духу того времени и стилю самой газеты. Вот ещё цитата: «Хорошо отдыхается здесь, в подмосковном лесу, густом как тайга, на отвесных склонах оврагов, похожих на неприступные горные склоны Кавказа».
А дальше ещё интереснее: в статье упоминается другое, почти легендарное место – Парамоновский овраг, получивший название от деревни Парамоново. «Что касается альпинистов, то их любимое место тренировки – Парамоновский овраг. Он находится в 7 километрах от базы и по своей красоте не уступает Кавказу. Здесь же альпинисты поднимаются по крутым оврагам и выходят к реке Волгуше».
Для тех, кто не в курсе, на склонах Парамоновского оврага и сейчас функционирует шесть подъёмников, поддерживаемых в рабочем состоянии энтузиастами из нескольких горнолыжных клубов. А совсем поблизости, рядом с санно-бобслейной трассой продолжается строительство спортивного тренировочного комплекса.
Та статья в «Правде» не была проиллюстрирована. Но вскоре меня ждала ещё одна любопытная находка: фотография из домашнего архива моего знакомого. Она была сделана зимой 1941 года, за полгода до нападения фашистской Германии на Советский Союз. На ней лыжник, одетый по тогдашней моде и в аутентичном снаряжении, в лихом повороте поднимает фонтаны снега, эффектно вспахивая снежную целину. А дело происходило на склоне того самого Парамоновского оврага, задолго до начала появления здесь первых подъёмников. Ведь первые стационарные подъёмники на здешних склонах появились в 1973 году и это уже другая история.
Эти находки порадовали меня, и я решил поделиться ими с вами. Да были «горные лыжники» на подмосковных склонах и в довоенное время, когда не было ни специального инвентаря, ни подъёмников, ни тем более ратраков и снежных пушек. Зато были романтики, способные увидеть в подмосковных холмах и оврагах горы Кавказа.
Сейчас многие и не поверят, что можно кататься без подъемников в подмосковье.
Ножками.
По 5-6 часов