Часть 3 - Крепления
Если сама доска с технологической точки зрения не вызывала проблем, то с креплениями все сложнее. Изначально возникла масса вопросов и сложностей, которые не имеют идеального решения даже спустя 20 лет! Чтобы было понятнее с выбором и техническими деталями давайте сперва прикинем что должны делать крепления для сплита и какими характеристиками обладать.
Крепления должны работать в двух режимах: классическом райдовом с жесткой фиксацией доски, и в скитурном - в продольном положении, как на лыжах, и свободной пяткой. Разумеется, обычные крепления не подходят – они могут работать только в райдовом варианте, к тому же стандартное расположение закладных на сплитах отличается от классических досок и поэтому установить обычные крепления не удастся.
Основные требования к сплитовым креплениям:
- Возможность быстрой и удобной перестановки между райдовым и скитурным положениями. Действительно, зачем тратить лишние минуты на возню вместо лишнего рана, да и в некоторых условиях переустановка вызывает сложности: ледяной ветер и холод, высота со связанными трудностями и т.д. – не всегда лишняя пара минут возни доставит удовольствие, а ведь иногда еще и без печаток работать может понадобиться. Вообще этот фактор включает в себя много нюансов – нужны ли дополнительные крепежные элементы, насколько хорошо и быстро чистится механизм крепежа от снега и льда, четкость фиксации и т.д.
- Надежная фиксация доски в райдовом варианте. Крепления являются основным креплением двух частей сплита, поэтому желательно, чтобы они выполняли эту задачу как можно лучше, в идеале, они не только должны удерживать половинки вместе, но и дополнительно прижимать их друг к другу.
- Скитурная пятка: какие есть варианты, высота подъема, как крепится и откидывается. Скитурная пятка может подниматься по мере необходимости при подъеме в гору и заметно облегчать жизнь на крутых участках.
- Возможность использования кошек. Кошки помогают подниматься по жестким и почти ледяным поверхностям, на которых одних камусов становится недостаточно. Кошки могут крепиться без съема ботинка/крепления, могут фиксироваться жестко или свободно ходить. Первый вариант крепления позволяет им лучше работать в режиме с поднятой пяткой, когда нет возможности задавить кошку креплением, а второй вариант позволяет более эффективно работать камусам, так как иногда кошки не дают полностью опуститься/задавить сплит при подъеме.
- Возможность быстрого откидывания хайбека – полезно при скитуре, так как снимает ненужный положительный наклон.
- Общие характеристики крепления: вес, жесткость, качество стрепов и т.д.
- Поддержка производителя. На самом деле очень важный элемент. Все крепления делаются чуть ли не в ручную (на станках, но не массовое производство), поэтому что-то приходится доводить самому, решать проблемы, начиная от этапа установки, не редко нужно как-то добывать запасные детали и т.д. Поэтому очень важно, чтобы производитель предоставлял необходимую информацию, отзывался на брак и вопросы, выпускал полный спектр запасных материалов (стрепы, хайбеки, винтики-болтики) и т.д.
Voile
Voile Universal Splitboard Interface
Вообще, по опыту использования, это не самая простая и удобная система крепления, так как настройка не удобная и идеала добиться сложно. Даже совместив их под требуемым углом, остается риск, что расстояние между этими дисками будет больше или меньше, чем «карман» платформы и в первом случае она просто не зафиксируется, а во втором случае останется люфт в креплении и, соответственно, между половинками сплита. Очень неприятная ситуация, а учитывая тот факт, что такой тип дисков может постепенно раскручиваться и смещаться, остаются реальные проблемы в качестве крепления.
Из некоторых плюсов стоит отметить, что смена режимов райд/скитур выполняется довольно быстро, при этом не возникает серьезных проблем с налипанием снега или обледенением интерфейса. То есть, если все-таки удалось идеально настроить систему креплений, то в использовании особых трудностей быть не должно.
Ну и еще один плюс в копилку данной системы – возможность использования на нескольких сплитбордах. Достаточно купить необходимое количество наборов Voile Puck и установить их на доски, и тогда можно будет с легкостью переставлять одни крепления между ними.
Возвращаясь к системе креплений, крепление в режиме скитура выполняется теми же самыми штифтами, обладает пяточными упорами в 2 вариантах по высоте и в целом не вызывает особых вопросов.
К минусам – большой вес и не самый хороший конструктив: много дополнительных деталей, больше люфт в частях, не самое удачное скрепление частей сплита при спуске, менее жесткий контакт и т.д.
Подводя итог, адаптеры можно посоветовать разве что в случае, если бюджет очень ограничен и нет сил ждать, а также, если хочется попробовать, а в дальнейшем купить крепления Voile или Spark (в них также используется механизм дисков Voile Puck и есть возможность приобретения только части комплекта креплений).
Voile Light Rail splitboard binding
Voile выпустила и полноценные крепления с интегрированной платформой, что заметно облегчило вес креплений и сделало систему проще и надежнее. А заодно и дороже – это уже полноценные крепления стоимостью 250$, к которым также нужно докупать диски Voile Puck за дополнительные 50$.
Про саму систему крепления что-то новое сказать сложно, так как механизм и детали полностью аналогичны Voile Universal Interface со всем вытекающими плюсами и минусами. Крепления получились средненькие по всем показателям: жесткость, качество стрепов, вес.
Не раз задавался вопрос про Avalanche Rip Cord – шнур аварийного отстегивания в случае попадания в лавину (как известно, неотстегивающиеся борды создают дополнительный якорь в лавине и уменьшают шансы удержания на поверхности и добавляют травмоопасность для бордеров). Да, компания его анонсировала, но реально он работает постольку-постольку. Судя по отзывам, стрепы и трещетки и так весьма посредственны, так что работоспособность данного шнура остается под большим вопросом. Опыт его реального использования и соответствующие отзывы пока не нашел.
Spark R&D
Стоит отдельно заметить отличную клиентскую поддержку компании – судя по отзывам, они быстро реагируют на все запросы, меняют запчасти в случае поломок и брака, выпускают обширный перечень запасных деталей, а также просто молодцы и активно поддерживают сплитбордическое движение J
На сегодняшний день у Spark есть 2 линейки креплений со старым интерфейсом, идентичным Voile и новым – Tesla System. При этом в каждой линейке есть 2 пары креплений – одни чуть легче и мягче и вторые немного тяжелее и жестче. Рассмотрим их по порядку.
Spark Burner/Blaze
Spark Afterburner/Magneto
В прошлом году Spark сделали большую работу над своими креплениями и представили новую систему – Tesla. Основной прорыв – наконец-то можно забыть о неудобных штифтах, теперь в креплениях используется встроенная, гораздо более удобная система фиксации, фиксирующая креплений платформой под ботинком. Штифты стали «встроенными» в само крепление и активируются с помощью специальной пластины в передней части базы крепления, когда райдер встегивается и нажимает на нее ботинком. Суммарный вес креплений стал меньше и в целом они стали гораздо удобнее.
http://vimeo.com/71457684
Сама система крепления осталась прежней – используются Voile Puck со всеми вытекающими.
Хайбек в модели Afterburner стал еще жестче и получил возможность быстрого откидывания в режиме скитура.
Пяточные дуги сделали толще и встроили в платформу. Принципиальной разницы, пожалуй, нет, но теперь их должно быть удобнее откидывать с помощью палки.
Кошки новой системы Sabretooth крепятся к креплениям на лету, без необходимости выстегивания, при этом используется свободная система креплений – кошки утапливаются креплениями, однако встраивание пяточных дуг в платформу позволило полноценно использовать кошки и с поднятой пяткой, так как они могут утапливаться и пяточными упорами. Данные кошки можно использовать только с новыми креплениями – для прошлых версий продается другая версия – Mr Chomp.
Karakoram
Split30 – базовая модель, о которой прежде всего и будет речь.
Straightline – отличается от Split30 карбоновым хайбеком большей жесткости.
SL – облегченная версия Split30 с упрощенным передним стрепом (откровенно ненадежным на вид), титановыми крепежными штифтами, пяточной дугой из сплава, более прочного и легкого, чем стандартный и дополнительной доводкой и облегчением деталей при производстве. В целом упор на облегчение модели и выигрыш в 100+ грам.
Carbon SL – облегченная SL версия с карбоновым хайбеком.
Теперь рассмотрим саму систему креплений и их общие характеристики на примере самой популярной модели Split30.
Вместо Voile Puck используется свой интерфейс, выполненный в виде 2 металлических пластин с 5 точками контакта креплений. Пластины имеют возможности гибкой подгонки к конкретной модели сплита и выполнены таким образом, что исключают использование системы скрепления сплитборда типа Chinese hooks – должны обязательно использоваться Karakoram clips! Это нельзя назвать недостатком, так как клипсы в любом случае предпочтительнее и используемая система дополнительно увеличивает сцепление половинок сплита. Крепление «накидывается» на крючки передней пластины, а при закрытии механизма штифты, встроенные в крепление, входят в 3 петли на пластинах и крепление фиксируется. Такая система исключает какие-либо люфты и жестко фиксирует сплит.
Самая большая проблема этой системы – мелкие детали механизма крепления, которые подвержены забиванию снегом или обледенению. Поэтому в неблагоприятных сложных условиях может потребоваться дополнительное время для очистки интерфейса креплений. В FAQ на сайте производителя даже рекомендуется брать специальный инструмент для очистки креплений.
Крепления Karakoram/ Подсвечены элементы: точки фиксации креплений на пластинах, точки передачи усилий доске, рычаг фиксации.
База креплений имеет также 5 точек контакта с самой доской, что по идее помогает лучше передать усилие. По схожей системе работают NOW bindings, так как классические крепления, притягиваемые диском, могут иметь заметные люфты по краям, где как раз и передается большая часть усилий.
Дополнительно стоит отметить раздельную систему базы, состоящую из 2 частей, скрепленных пяточной дугой. Есть такая современная тенденция, что такое исполнение не блокирует естественный прогиб доски. Сложно сказать насколько это соответствет реальности – по отзывам ощущения не сильно меняются. Но явно возрастают требования по надежности и жесткости к самой дуге. Впрочем, у этих креплений таких проблем нет.
Фиксация креплений осуществляется специальным рычагом, расположенным сбоку и закрываемым «предохранителем». Такая система позволяет переходить из режима райда в режим скитура даже не выстегивая ботинок из креплений (хотя, реально, это не слишком удобно, так как нужно еще ходить, клеить камуса и т.д.).
Стандартный хайбек практически идентичен аналогу от Spark. Карбоновый вариант предлагает повышенную жесткость и выглядит более надежным (не люблю «ажурные» хайбеки, но это личная точка зрения). Существует возможность оперативного откидывания хайбека для скитурного режима и возврата в райдовый наклон.
По стрепам ранее были нарекания, но в последний сезоны они стали вроде как лучше. Также есть отзывы о том, что клипса, выполняющая роль регулировки длины стрепа норовит расстегнуться. В целом это не критично – стрепы легко меняются и можно поставить те же Burton.
С функционированием в райдовом режиме можно ознакомиться в видео:
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=X_vd9ijhvug
Фиксация в скитурном режиме осуществляется с помощью турингового интерфейса и встроенных в крепления подвижных валиков, которые фиксируются в данном интерфейсе. Система довольно проста и надежна и не вызывает особых вопросов.
Кошки могут одеваться/сниматься на ходу, крепятся жестко к креплениям, но сделаны таким образом, что работают и в случае подъема пятки.
Также дополнительно можно отметить возможность фиксации пятки креплений в режиме скитура – такая функция позволяет упростить подъемы «ступеньками», «коньковый ход» на положняках, а также простенькие короткие спуски, как на лыжах. Однако, производитель отмечает нежелательность такого использования, видимо, механизм не настолько прочен и возможны поломки при сильных боковых воздействиях.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=D2XESboHHSk
На сайте Karakoram собран объемный FAQ, посвященный настройке и использованию креплений и возможным вопросам пользователей. Также, судя по отзывам, отлично работает их служба поддержки, оперативно меняющая брак, существует возможность персональной доводки креплений под нестандартные сплиты, в магазине представлен богатый набор запасных частей.
Ranger Bindings
Модель всего одна – Bossu и она в процессе доработки.
Металлические части креплений вытачиваются из сплавов на чиповом станке, стрепы отливаются из какого-то хитрого полиуретана и выглядят откровенно страшненько, но вроде как довольно надежны. В принципе, они также легко меняются на ваши любимые, так что ничего страшного. Хайбек также пластиковый с добавлением карбона, хотя и сделан под дерево. Хайбек оснащен функцией быстрого откидывания для режима скитура. В целом сам конструктив ничего особенного не содержит и гораздо интереснее рассмотреть саму систему.
Система крепления в райдовой позиции также основана на 2 пластинах, которые перекрываются над половинками сплита, обеспечивая дополнительную жесткость. Крепления имеют похожий рычаг фиксации, как и последние Spark, но работают совсем иначе. База креплений имеет отверстия, которые плотно одеваются на крепежные пластины, при этом база уже одевается на заднюю пластину, после чего педаль опускается и рычаг прижимается под переднюю пластину. Таким образом осуществляется фиксация и, одновременно, обеспечивается максимальное прижимание обоих половинок сплита. В этом плане данное крепление наиболее продумано из всех существующих на рынке, дело только за тестами и проверкой надежности.
В плане удобства смены режимов система не уступает аналогам и являет собой что-то среднее между Karakoram и Spark: крепления одеваются сверху на интерфейс и фиксируются пяткой, механизмы не забиваются снегом и чистятся проще, чем Karakoram.
Скитурная система также заметно отличается от привычных. Вместо простого сквозного крепления за штифт данные крепления оснащены стандартным tech-скитурным креплением, в которое можно устанавливать и обычные скитурные ботинки! Такая система проверена годами и отлично себя зарекомендовала, так что какие-то дополнительные комментарии, пожалуй, излишни.
Стоит отметить, что крепления еще активно дорабатываются и шлифуются, части и материалы меняются на более технологичные, так что через год-другой на рынке может смениться лидер и очень советую отслеживать этот проект!
Phantom Bindings
Так как используются скитурные ботинки, то крепления выполнены в виде простейших лягушек, которые используются жесткими бордерами. У меня нет опыта езды в жестком сетапе, поэтому сложно говорить об ощущениях и особенностях, но судя по отзывам, это вполне реально, отличия от мягких бот при фрирайде, конечно есть, но не такие уж и радикальные, тем более используемые модели ботинок (а обычно используются Dynafit TLT 5 и 6) поддерживают многочисленные доработки под конкретного райдера. В общем непосредственно про жесткие ботинки тут писать ничего не буду и кратко пробегусь о креплениям.
В принципе, крепления представляют собой прежде всего систему креплений в райдовом положении. Это пара пластин, фиксируемая в закладных, и диск с креплением ботинок, который сажается на эти пластины и фиксируется поворотом.
День грядущий
Система Karakoram PRIME
Видео-обзор:
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=2LcgbxIe_i8
Крепления PLUM
Видео-обзор
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=AM524xXbOvk
Краткие итоги
Реально пока что стоит рассматривать всего 2 типа креплений: Spark R&D на системе Tesla (Afterburner и Magneto) и Karakoram. Voile и старые Spark устарели и неудобны со своими штифтами, Bossu пока на стадии доработки, хотя и очень перспективны, а Phantom только для желающих уйти на хардбуты.
Spark подкупает ценой, но имеет недостатки, связанные с дисками Voile Puck, а Karakoram заметно дороже и имеет некоторые проблемы с очисткой системы в сложных условиях. Ну и, если покупка не горит, то стоит присмотреться к новым PLUM.
Ну и бонусом традиционная статистика:
Модель | Цена, $ | Вес, пара | Скрепление сплита | Самоочистка от снега | Пяточные упоры | Откидывание хайбека | Крепление кошек |
Voile Interface | 160 | ? | нет | да | 2 | нет | |
Voile Lightrail | 249 + 50 | 1900 | нет | да | 2 | нет | 2 типа, жесткие |
Spark Blaze | 299 + 50 | 1466 | нет | да | 2 | да | Подвижные, быстрые |
Spark Burner | 329 + 50 | 1598 | нет | да | 2 | да | Подвижные, быстрые |
Spark Magneto | 385 + 50 | 1480 | нет | да | 2 | да | Подвижные, быстрые |
Spark Afterburner | 415 + 50 | 1592 | нет | да | 2 | да | Подвижные, быстрые |
Karakoram Split30 | 599 | 1600 | да | нет | Длинные в комплекте, короткие докупаются | да | Подвижные, быстрые |
Karakoram Straightline | 749 | 1570 | да | нет | Длинные в комплекте, короткие докупаются | да | Подвижные, быстрые |
Karakoram SL | 749 | 1390 | да | нет | Длинные в комплекте, короткие докупаются | да | Подвижные, быстрые |
Karakoram Carbon SL | 849 | 1350 | да | нет | Длинные в комплекте, короткие докупаются | да | Подвижные, быстрые |
Ranger Bossu | 549 | ??? | да | +/- | есть | да | В разработке |
Phantom Alpha | 550/825 | 1580 | +/- | да | 12, 18 | Не нужно | возможно |
Скажете так нельзя кататься? тогда поммотрите вот это:
Balance Ep.3- My Way from Lee Visual on Vimeo.