Часть 1 – Введение в вопрос
— Будь проще и люди к тебе потянутся.
— Лучше я буду сложнее и от меня отстанут те, кто проще.
— Лучше я буду сложнее и от меня отстанут те, кто проще.
Все чаще можно видеть зарубежные ролики, в которых крутые райдеры катают нетронутые склоны, при этом поднимаются туда не с помощью вертушки, а самостоятельно. Раньше это был удел лыжников – снегоступы не идут ни в какое сравнение со скитуром. Но теперь Jeremy Jones, Xavier De Le Rue и прочих райдеров можно все чаще видеть штурмующими очередную гору на сплите. И это не удивительно, ведь даже по сравнению с хели у сплита есть явные преимущества (помимо цены J ) – не на всякую гору можно подняться на вертолете, так как не везде они есть. А вот сплит можно взять с собой в любое путешествие. С некоторым опозданием, но сплитбординг становится популярным и у нас в стране. Сибирь, Камчатка, Хибины, а также Грузия и Киргизия уже стали довольно известными местами для сплитбординга.
Бэккантри лагеря на Камчатке, проводимые ребятами из Kamchatka Freeride Community – отличный вариант для сплитбординга
Эта серия статей будет посвящена сплитбордингу в целом и его частностям: что это такое и зачем нужно, как и где выбрать снаряжение, на что обратить внимание.
Экскурс в историю
Пилите, Шура, пилите!
Сплиты появились в конце 80-х году, в Штатах, когда (как ходят легенды, по пьяной лавочке) Brett Kobernick пришло в голову, что гор и снега вокруг полно, а ходят и катают их только лыжники на скитуре и как-то это несправедливо. С горячей руки он распилил свою доску на 2 части, а на утро проснулся, посмотрел на получившееся и начал думать как с этим жить дальше.
Один из первых сплитов Brett Kobernick – не самая элегантная конструкция
Идея удалась на славу и некоторый райдеры последовали его примеру. В 1994 году он вышел на компанию Voile, считающуюся сейчас «основателем» индустрии, и они начали выпускать небольшие серии сплитбордов. Сегодня, так или иначе, большинство бордов даже от других производителей имеют что-то от Voile, так как во многих сплитах используется их система крепления, а большинство даже специальных сплитовых креплений используют их платформы.
Параллельно этому, в Канаде, горный гид John Buffery также додумался, что было бы удобнее водить группы сноубордистов, будучи на доске. Вот только тропить ему было лень, поэтому он также распилил свою доску и поставил на нее лыжные крепления.
Параллельно этому, в Канаде, горный гид John Buffery также додумался, что было бы удобнее водить группы сноубордистов, будучи на доске. Вот только тропить ему было лень, поэтому он также распилил свою доску и поставил на нее лыжные крепления.
Оригинальный сплит John Buffery – взгляд лыжника
В 1996 John Buffery показал свое детище легендарному Craig Kelly, а тот уже поделился идеей со своим спонсором – Burton. Таким образом, Burton стал одной из первых фирм, которые делали сплиты и их линейка держалась довольно долго, но постепенно ушла с рынка. Сегодня Burton пытается снова заявить о себе, как ведущий производитель сплитов, но за эти годы популярность обрели другие брэнды.
С годами сплитбординг начал приобретать популярность в Штатах, дальше вышел на мировой уровень. Сегодня это большая индустрия, в которую, помимо компаний-энтузиастов, типа Voile или Venture, начали приходить гиганты промышленности: K2, Volkl, Elan и другие. Технологии не стоят на месте с каждым годом на международных выставках представляются новые системы, крепления и доски. Производители ботинок также стали делать специальные модели, появились гибриды с лыжными скитурными ботинками.
С годами сплитбординг начал приобретать популярность в Штатах, дальше вышел на мировой уровень. Сегодня это большая индустрия, в которую, помимо компаний-энтузиастов, типа Voile или Venture, начали приходить гиганты промышленности: K2, Volkl, Elan и другие. Технологии не стоят на месте с каждым годом на международных выставках представляются новые системы, крепления и доски. Производители ботинок также стали делать специальные модели, появились гибриды с лыжными скитурными ботинками.
Принцип работы и детали
— Фу, ну и чудище!
— Не очень-то вежливо! Нормальный ослик.
— Не очень-то вежливо! Нормальный ослик.
Вся суть сплитборда заключается в том, что для спуска он - обычный сноуборд, а на подъеме конструкция превращается в «лыжи» и на них, используя специальные «шкурки» - камуса, можно подниматься в гору, не проваливаясь в глубокий снег. Да, сплит создан прежде всего для целины, так как по «бетону» подниматься проще в обычных ботинках, а то и в кошках. Но и какой смысл куда-то подниматься часами, чтобы катать по бетону? Ходят именно за вкусным и свежим целяком!
Сплитборд Volkl Cashew в райдовом и скитурном виде.
Рассмотрим по порядку все детали сплитборда.
По большому счету сплит – это обычный сноуборд, распиленный на 2 части. Довольно долго это именно так и было, но сейчас производители усиливают и корректируют конструкцию для сохранения необходимой торсионной жесткости. Да, на больших скоростях и жестком расколбасе можно почувствовать отличия в поведении доски, но постепенно эти проблемы решаются благодаря новым технологиям. Также сплит имеет дополнительные закладные под туринговую часть системы креплений.
Очень желательной деталью является «внутренний» кант и боковые стенки, располагающиеся на внутренних частях половинок, внутри распила. Такая конструкция улучшает сцепление при подъеме и защищает доску. Сейчас все производители делают эти элементы в своих сплитах, но хэнд-мейд сплиты не всегда снабжаются ими.
Система крепления половинок доски. Она состоит из 4 точек крепления: на носу, на хвосте и пара креплений, отстоящих от концов на некоторое расстояние. На концах доски используются крючки-защелки, а основные крепления имеют разные варианты, но по сути – это или крючки или клипсы. Второй вариант имеет существенные преимущества, но об этом будет детально рассказано во второй части.
Система крепления половинок доски. Она состоит из 4 точек крепления: на носу, на хвосте и пара креплений, отстоящих от концов на некоторое расстояние. На концах доски используются крючки-защелки, а основные крепления имеют разные варианты, но по сути – это или крючки или клипсы. Второй вариант имеет существенные преимущества, но об этом будет детально рассказано во второй части.
Сплит Jones Hovercraft: 1 - внутренний кант, 2 и 3 - передний и задний крючки, 4 и 5 - фирменные клипсы Karakoram
Гораздо сложнее обстоят дела с системой креплений. Она может представлять собой или интерфейс для установки и использования ваших обычных креплений или же являться специальными креплениями для сплитборда. Это именно система, так как состоит она из нескольких элементов: непосредственно крепления, база для установки крепления в райдовое положение, туринговая платформа для фиксации носка креплений, платформа для пятки креплений в туринговом режиме, оснащенная упорами. Рассмотрим эти компоненты немного подробнее.
Система крепления и адаптер от Voile для установки классических креплений. 1 -металлические платформы для креплений, 2 - база для установки платформ в райдовый вариант, 3 - скитурное крепление, 4 - пяточная платформа и дуги
Крепления Ranger – навороченный хэнд-мейд из Австралии
Крепления мало чем отличаются от классических. Основное отличие – возможность быстрой переустановки между райдовым и скитурным положением, поэтому они оснащаются специальными системами крепления. Если говорить об адаптерах, то крепления прикручиваются к ним жестко, а уже адаптер реализует систему быстрой перестановки. Специализированные крепления имеют жесткую и прочную базу, выполняемую из различных сплавов. При этом, важным показателем креплений является их вес, поэтому хайбэки и стрепы многие производители стараются облегчить до совершенно неприличных вариантов.
Райдовая база ставится в основные закладные и прикручивается обычными болтами. Обычно она состоит из двух частей, на которые тем или иным способом устанавливается крепление. Вся эта конструкция и служит основной силой, удерживающей две половинки сплита вместе и обеспечивающей жесткость всей конструкции.
Туринговая платформа под носок обеспечивает его фиксацию, при общей подвижности крепления. Если совсем просто – это что-то вроде беговых лыж. Самые простые варианты – крепление на осевом штифте, более сложные варианты почти полностью повторяют скитурные крепления. Главное здесь – прочность и надежность конструкции, возможность быстрой и удобной фиксации.
Туринговое крепление Karakoram – крючки захватывают штифт платформы и дают креплению вращаться вокруг него
Туринговая платформа для пятки обеспечивает необходимый уровень подъема для крепления и защищает доску от ударов железной конструкцией. Упоры разной высоты обычно делаются в виде проволочных дуг разной высоты, которые можно поднимать при необходимости. Когда райдер идет вверх, то с ростом уклона склона пятка как бы проваливается вниз и идти становится неудобно – для этого и существует данная поддержка. Когда крутизна становится совсем некомфортной, то необходимо двигаться траверсами, пересекая по диагонали.
Некоторые крепления обладают дополнительной возможностью фиксации пятки – это удобно на пологих участках или для подъема лесенкой, но это не самая критичная необходимость.
Камуса представляют собой специальное покрытие, обладающее «шерсткой», которая дает возможность скользить вперед, но препятствует скольжению назад/вниз. Таким образом можно идти вверх по склону. Это покрытие клеится на скользяк доски и может быть использовано много раз (в зависимости от качества клея и соблюдения всех условий хранения и эксплуатации). Камуса, используемые для сплитбординга практически ничем не отличаются от лыжных аналогов, за исключением системы крепления, так как концы половинок сплита имеют иную форму. Можно, конечно, использовать или камуса на отрез или адаптировать лыжные крепления, но специальные камуса все же лучше, хотя выбор их пока невелик.
Камуса представляют собой специальное покрытие, обладающее «шерсткой», которая дает возможность скользить вперед, но препятствует скольжению назад/вниз. Таким образом можно идти вверх по склону. Это покрытие клеится на скользяк доски и может быть использовано много раз (в зависимости от качества клея и соблюдения всех условий хранения и эксплуатации). Камуса, используемые для сплитбординга практически ничем не отличаются от лыжных аналогов, за исключением системы крепления, так как концы половинок сплита имеют иную форму. Можно, конечно, использовать или камуса на отрез или адаптировать лыжные крепления, но специальные камуса все же лучше, хотя выбор их пока невелик.
Когда камуса уже не держат или приходится сталкиваться с жесткими/обледеневшими склонами, то необходимо использовать крампоны – кошки, устанавливаемые на туринговую систему креплений. Они могут быть разной формы у разных производителей, но важна возможность их подвижности, то есть они должны быть закреплены также, как и крепления – только за носок и иметь возможность свободно подниматься при шаге. Это необходимо для возможности постановки каждой половинки сплита полностью на камус – именно он обеспечивает основное сцепление. Большинство производителей так и делают, но есть исключения. Кошки обычно имеют свою систему установки, особенную для разных производителей и моделей, поэтому необходимо их приобретать у того же производителя, что и система креплений, под определенную модель.
Кошки Voile, установленные на систему креплений Voile Light Rail
Ну и, наконец, чтобы посмотреть как все это работает вместе - видео (рассматривается общий принцип на основе системы Voile):
https://www.youtube.com/watch?v=ikZ6CH7ZN28
Ну вот, с общей теорией покончено и начинается самое интересное – в последующих частях рассмотрим каждую часть подробно с обзором реальных моделей на рынке, плюсами и минусами? а также практическими советами по выбору.
Stay tuned!
https://www.youtube.com/watch?v=ikZ6CH7ZN28
Ну вот, с общей теорией покончено и начинается самое интересное – в последующих частях рассмотрим каждую часть подробно с обзором реальных моделей на рынке, плюсами и минусами? а также практическими советами по выбору.
Stay tuned!