Тут нам Гидрометцентр снова обещает жару в +30, так что, считаю, самое время расслабиться в кресле с бокальчиком охлажденного тонизирующего и включить воспоминания о снеге. Не, ну а когда еще о нем вспоминать – ведь не зимой же? Зимой надо вспоминать о море…
В общем, сейчас будет еще один рассказ про Архыз… Ага - тут же смекнет избалованный горнолыжным контентом читатель - где-то я это название уже слышал, кто-то тут об этом уже графоманил и, помнится, я на втором абзаце заснул. Уйду-ка отсюда, по добру…
Но неправ будет избалованный, потому как не досмотрел он всей строчки целиком, где черным по белому далее значится: про Архыз, Кисловодск и Приэльбрусье. Ведь именно об этих трех туристических спотах и пойдет речь далее. Но сначала немного предыстории.
Часть 1-я, Архыз
Это была моя вторая поездка в Архыз – первая случилась в самом начале апреля прошлого года. Причиной, кроме желания сбросить «ковидный» морок, стало открытие новой канатной дороги на высоту 2840 м.
Но в целом выбор времени и места был не столько связан с катанием, сколько с отсутствием очередей на подъемники – уж очень я их не люблю. В этом плане Архыз в период с 4 по 9 апреля оказался идеален: очередью считался хотя бы один человек, севший кроме меня в кабину канатной дороги или в кресло «Лунного экспресса». Правда, из 5 «катальных» дней один день шел дождь, один – дул сильный ветер (закрыли оба верхних подъемника в Северном секторе), и еще пару дней было очень тепло (было впечатление, что пытаешься ехать по сухому поролону).
Жили в поселке Архыз, со всей сопутствующей экзотикой: коровами у мусорных баков, воем шакалов в ночи и воскресной стрельбой из Калашникова (по шакалам, что ли?). До подъемников приходилось кататься на машине – 10 км в один конец, и платить за парковку от 150 (Лунная поляна) до 250 р/день.
В этом году решили добраться до Архыза немного пораньше – в конце марта. Поскольку поездка так же, как и годом ранее, планировалась на авто, то придумали немного изменить и усложнить маршрут: те же 5 катальных дней в Архызе (с 27 по 31 марта), затем переезд в Кисловодск (с 1 по 3 апреля) и потом еще 3-4 дня покататься в Приэльбрусье, где я не был уже 24 года…
Дорога
Вид на Эльбрус в районе Черкесска...
Дорога «своим ходом» - ее не описывал только ленивый: от Москвы прямо на юг, потом налево, затем направо и еще раз налево. Всё! Отмечу лишь, что если по скоростной трассе (М-4) возить туда-сюда тяжелую военную технику (к примеру, танк т-80 на грузовой платформе), то трасса быстро перестает быть скоростной и начинает требовать капитального ремонта… Как и в прошлом году мы были абсолютно неинтересны для представителей каких-либо силовых структур – хотя в Ростовской области появилось два дополнительных «блок-поста», генерирующих пробки минут на 15 – досматривают грузовой транспорт.
На второй день, после традиционной ночевки в станице Кисляковская («Госевой дом Смирновых») по трассе «Кавказ» доехали до объездной Невинномысска, свернули на Черкесск, затем на Сары-Тюз и Зеленчукскую.
Проживание
В отличие от прошлого года захотелось большего комфорта, поэтому забронировали номер в гостинице «Вертикаль», в 50 метрах от нижней станции канатной дороги. Наверное, ругаться на цены в условиях дефицита гостиничных коек на курорте было бы неправильно: всё, что находится в пешей доступности до подъемников, забито «под завязку». Но все-таки отмечу тесноту в стандартном «дабле» и какой-то невыразительный «шведский стол» - для заявленных 4-х звезд он был немного скудноват. Ну и взимание платы за бассейн для гостей отеля, начиная с 12-ти часов – явный перебор, по-моему.
В настоящий момент на территории горнолыжного центра, кроме гостиницы «Вертикаль», снять номер можно еще в нескольких отелях, вот тут их полный список: https://arhyz-resort.ru/prozhivanie/razmeshchenie-na-kurorte/ . В последнее время были открыты несколько мини-гостиниц, однако стройка вокруг них (да и вообще во многих местах) продолжается, так что есть риск получить виды с видом на строительные хляби…
Еще из нового (хотя может в прошлом году это уже было?) – пафосный «променад» из Романтика на Лунную поляну. Плитка, бордюры, пластиковые вычурные арки, фонарики «под старину» - вот это вот всё… Тем не менее, с променадом лучше, чем без: в противном случае вечером было бы совсем тоскливо, поскольку податься бедному крестьянину просто некуда. Немного удивляет, что оснастить прогулочную дорожку недешевым декором средств хватило, а навести порядок на соседней парковке – руки не доходят…
Еда
Важная тема, актуальная для всех гостей курорта: где нормально пожрать, чтобы еще и не разориться? Можно, конечно, ездить в поселок, где существует пара-тройка реально классных точек общепита (ресторанами, при всем уважении, назвать их рука не поднимается) с очень хорошими ценами, вкусной едой и большими порциями. Но мы решили поставить эксперимент на самих себе и питаться в пешей доступности.
Получилось вот что: днем – пара хичинов на горе, вечером – ужин в ресторане. Сразу скажу, что цены везде вполне московские. Итак, «Вкус гор» на Лунной поляне: большой плюс – необходимость прогуляться туда-обратно по «променаду». Из минусов – маленькие, на мой взгляд, порции за ощутимые деньги. В целом – атмосферно, приятно, не слишком людно…
Ресторан в гостинице «Аллюр»: примерно столько же пешком в другую сторону, но по обычной дороге, в темноте, шарахаясь от машин. Зато по цене чуть дешевле и порции вполне себе приемлемые. Бонусом – открытый бассейн в «Аллюре»: платный и маленький, больше похож на большую ванну…
В ресторане «Романтик», как и в ресторане «Трамплин» не были, «Высоцкий» отпугнул негативными отзывами и высокими ценами. Эксперимент в небольших отдельно стоящих кафе провалился: в 7-8 вечера еды там практически нигде уже не было, персонал не чаял избавиться от клиентов… В здании сервис-центра есть еще мини-маркет – это если совсем уж никуда идти неохота…
Катание
Согласен со всеми, кто утверждает, что 27 км подготовленных спусков – это мало. Они абсолютно правы: еще бы километров 10-15 было в самый раз, получилось бы примерно столько же, как на Розе Хутор. Не устану утверждать, что 2/3 трасс на «горнолыжном нашем всём» - это недоразумение и попытка курорта избавиться от клиентов самым изощренным способом. Да, на Архызе есть невнятный верх в Северном секторе, ну что ж – у каждого свои недостатки…
В целом же спуски в Архызе – широкие, хорошо просматриваемые и отлично спрофилированные. Максимальный перепад – 1200 м, «рабочий» - 600 и 700 м. Это я для тех, кто вдруг еще не был. Да, хорошая подготовка склонов провоцирует отдельных-некоторых ставить рекорды скорости, но таких со временем, надеюсь, будет все меньше: есть же в природе и естественный отбор…
По поводу «внетрасс» и остального скитура много не расскажу, но в Архызе он точно есть, спрашивайте у гидов. Затащить могут далеко, главное, чтобы остались силы на обратный путь. Своими глазами видел двух «героев», которые, по их словам, свалили в обратную от общего направления спусков Северного сектора сторону, в нескольких местах перешли вброд речку Дукка и в 6 вечера пешком добрались-таки до курорта… Повторять не советовал бы…
Для детей и начинающих: великолепный широченный «зеленый» спуск под 6-кресельной канаткой на Лунной поляне. Утром, когда вокруг никого, а вельвет аж звенит, там можно вполне неплохо оторваться большими дугами, если взять лыжи подлиннее…
Конец марта – время детских каникул. В Архыз привезли несколько групп – из Воронежа, Ростова и, вроде бы, из Санкт-Петербурга. Для них на одной из «красных» спусков Южного сектора ставили трассу, но в общем и целом дети особенной толпы не создавали, их можно было заранее увидеть с подъемника и выбрать соответствующий вариант спуска.
В общем, про Архыз пока всё, конец 1-й части (продолжение следует)...
В позапрошлом сезоне в "Романтике" кормили нормально.