После публикации 1-й части «Архыз-Кисловодск-Приэльбрусье» в мой адрес случился форменный наезд со стороны уважаемого мной Mr XX. Дабы не быть голословным, привожу цитату полностью:
«А что ты можешь рассказать мне про Приэльбрусье и Кисловодск,в которых я по 2 раза в год бываю и зимой и летом? Опять расскажешь, как всё плохо? Что нет туалетов и тротуаров? Что кругом одни помойки и бандиты?. Спасибо, наелся. А потому НЕ ИНТЕРЕСНО!!!
Лучше напиши что-ибудь про то, в чем ты лучше разбираешься. Про КМ например. Всегда с интересом читаю. А ЭТО не твоё. Угу...»
Вот ведь. Тут действительно задумаешься – а надо мне ЭТО, или, может, в другое какое-то место съездить? Ну, не был я в Приэльбрусье 24 года, да и ладно, чего я там не видел? Эльбрус – на месте, Чегет – на месте, кафе Ай – тоже не снесли еще. Но нет – поперся, а за ради чего, спрашивается? Ну не для того, наверное, чтобы Мр ХХ, который ездит туда так же часто, как иные мотаются на дачу, прочитал о туалетах, помойках и бандитах, загрустил и окончательно во мне разочаровался. Хочу, кстати, напомнить, что в государстве нашем еще наверняка остались люди, которые Донгуз-орун в глаза не видели, вот для них я и пытаюсь донести – а как оно там может быть. А уж ехать туда, или не ехать – это они сами решать должны, самостоятельно…
Однако самое интересное, что про всё то, что перечислил в своем «наезде» Мр ХХ, я писать как бы и не собирался. Потому что и без всего того, что было перечислено, в Приэльбрусье с 3 по 7 апреля с катанием с горок случился облом. Не, не так: ОБЛОМ!!! Что, например, для меня лично было сродни катастрофе: приехать туда, где не был почти четверть века с целью пафосно закрыть сезон и НИ ОДНОГО ДНЯ не постоять на лыжах, такого в моей практике еще, кажется, не было.
Но давайте по порядку, что ли…
Хотя начну как раз с Приэльбрусья, а потом уже вернусь в Кисловодск )))
Дорога
«На Эльбрус отдыхать едете?», - поинтересовался сотрудник ГИБДД, тормознувший нас с целью проверки документов на «пограничном» посту между Ставропольским краем и КБР. «Сегодня последний день хорошей погоды был, +27 градусов. Завтра уже все испортится, и надолго…»
Слова стража дорожного порядка оказались пророческими, хотя и без того было видно, что погода меняется: с юга задувал сильный ветер, Кавказские горы затянуло плотным серым маревом. По Баксанскому ущелью тянулись караваны авто: народ спешил вниз, покидая вконец раскисшие склоны Чегета, пестревшие коричневыми проплешинами.
А что с дорогой? – спросите вы. Отвечу: с дорогой все в порядке. От Пятигорска до границы Ставрополья – отличный автобан, затем, до объездной города Баксан – обыкновенная двухрядка, местами с ремонтом.
Дорога по дну Баксанского ущелья тоже с неплохим асфальтом, но от горных красот начинает захватывать дух, поэтому на то, что иногда приходится тащиться по центру очередного селения, особого внимания не обращаешь. Еще один раз нас остановили в центре Тырныауза – естественно, для проверки документов. А то мало ли что…
Жилье, еда и пр.
Про застройку Терскола, Азау и Чегетской поляны я был наслышан, видел многочисленные фото, поэтому оказался подготовлен. Гостиницы, мини-гостиницы, кафе, рестораны и ресторанчики – все это теперь есть в наличии на любой, так сказать, вкус и кошелек. Недострой тоже присутствует, глаз не радует, а потому сильно мешает положительному восприятию действительности.
Мы остановились в гостинице «Терскол», в апартаментах с кухней. Кафе или ресторана в здании гостиницы не обнаружили – только небольшой магазинчик, где в микроволновке можно было разогреть хичины, пельмени, манты и т.д. Один раз попробовали, больше не рискнули. Затарились обычной едой в магазине в соседней пятиэтажке – ради завтраков. И пару раз отужинали на Чегетской поляне: в «Эдельвейсе» и «У Елены». Господа! Если в первом подали просто очень вкусный лагман, то овечьи язычки «У Елены» – это настоящее произведение кулинарного искусства! Всем рекомендую!
Короче, за 24 года моего отсутствия в Приэльбрусье еды и жилья стало намного больше, что не может не радовать, особенно на фоне ценника в Архызе.
Теперь про «облом»
«Ага! – скажет Мр ХХ, если вообще дочитает до этого места. – Я же предупреждал!» Ну что же: нам действительно не удалось ни разу покататься на Эльбрусе (лезть на Чегет, в силу ряда причин, мы как бы и не планировали). Понедельник, 4 апреля, как оказалось, был единственным днем, когда это еще было возможно – спуск от Гара-баши до Азау был открыт, но народ жаловался на лед и камни ниже Кругозора. А потом пошел снег. Не, не так: СНЕГ!!! Всё было наглухо закрыто в течение 2,5 дней, за которые «горшочек» просто издевался, заваливая снегом окрестные горы и долины. Сюда стоило приехать только ради того, чтобы увидеть это! Ради поддержания организма в тонусе прогулялись до Поляны нарзанов и пешком же вернулись в Терскол.
В середине дня 6 апреля запустили парнокресельник на Чегете – только до Ая и только в экскурсионном режиме, то есть без лыж. Пришлось заплатить за два билета «туда-сюда»: я был просто шокирован, когда – внимание! – В КАССЕ ЧЕГЕТСКОЙ КАНАТКИ СДЕЛАЛ ОПЛАТУ КАРТОЙ!!! В остальном все было как всегда, с той лишь разницей, что сидеть теперь приходится на приятном неопрене (или как это называется?), а ноги не болтаются над пустотой и крепко стоят на железной подножке.
Вокруг кафе Ай всё, как обычно. То есть так же, как было 24 года назад. Хотя нет: мы видели ратрак. Настоящий, старенький Pisten Bully 260. Но не пугайтесь: никаких отратраченных спусков на Чегете как не было, так и нет – ратрак откапывал станцию посадки на Чегет-2, не более того.
И еще: все вокруг было завалено снегом – и вход в Ай, и хижина Чегет, и еще какие-то кафешки, которые появились тут за последние 24 года…
А затем случилось чудо: нам показали и Эльбрус, и Донгуз, и прочие Когутаи – кто-то просто убрал с вершин все облака и практически выключил ветер. И это было реально сказочно и вселяло надежду на завтрашний день. Особенно после того, как мы посидели в тепле и уюте в «Пирожковой» - единственной точке общепита, вход в которую не завалило снегом. Невероятно вкусные пироги с брусникой, травяной чай – и все это без какой-либо очереди…
«Надежды юношей питают»: я, правда, уже далеко не юноша, но утром 7 апреля аж подпрыгивал – во-первых, от нетерпения, во-вторых – от зенитных выстрелов. От нетерпения – потому что небо было синим, снег – белым, и его было много! Сбегал к девушкам на стойку администрации, попросил вызвать такси до Азау. И стал ждать…
Жду 15 минут, 20, 30… Машины нет. Возвращаюсь к девушкам – те говорят, что вызвали. Перезваниваю сам: в ответ мне недовольным голосом – мол, я же перезванивала, машина до Азау пойдет тогда, когда там все обстреляют. Ждем еще полчаса. Смотрю, сосед загружается в авто, интересуюсь у него про парковки. Говорит, что сам не сильно в курсе, но вроде есть. Ладно, чего там: мы и сами доедем – прыгаем в машинку и едем наверх.
С парковками в Азау сложно. Большая и бесплатная находится в самом низу, от нее нужно метров 300 идти вверх до станции подъемников. Если я ничего не путаю, то 24 года назад к нижней станции маятника можно было подъехать на автобусе и развернуться. Теперь там сложно пройти пешком, не задев что-нибудь лыжами: все застроено. Кроме того, есть много мини-паркингов – буквально на десяток авто – перегороженных цЭпочкой и охраняемых стражем парковки. Это за деньги – правда, небольшие. На одну из этих я и пытался зарулить в тот момент, когда по громкой связи было объявлено, что «курорт сегодня работать не будет – из-за опасности схода лавин». А прямо на меня вниз шла толпа тех, кто приехал раньше: люди перемещались с Эльбруса на Чегет, где подъемники вроде бы заработали…
В общем, на Чегет мы не поехали: стремительно теплело, я представил себе вполне себе «советские очереди», убойную тяжелую кашу глубиной «вам по пояс будет» - и решил не рисковать. К тому же, в глубине души еще теплилась надежда, что гору откроют – Кавказ, как известно, дело тонкое…
Как оказалось, мы сделали правильно, что не уехали сразу: подъемник таки заработал! Правда, не современный, с модными кабинами от Poma Group, а тот самый старый вагон на 25 человек, которому не так давно исполнилось полста лет…
Зато мы поднялись до Мира, попускали слюни на идеально подготовленные, безлюдные спуски, сделали несколько фото Эльбруса и окрестных пейзажей и отправились восвояси…
Похоже, что про Кисловодск придется писать отдельный рассказ, а с Приэльбрусьем пора заканчивать. Так что продолжение следует…
P.S. Про очереди на Чегете я оказался прав: на Чегет-2 народ стоял около 1,5 часов, внизу – чуть меньше. Большинство сделало за день всего один спуск.
"Большинство сделало за день всего один спуск" не столько от очередей, сколько от умения.
Я в этот день скатил 1 раз 1-ую, потом 2 раза 2-ую, заскитурил на Грандэ и там скатил. Те, кто остались, вполне себе накатались с подъёмника.
8-го числа включили все очереди. На Чегете ловить уже было нечего и поехали на Эльбрус(я там очень редко бываю). Погода опять показала "кто в доме главный" и до обеда видимость не включили. Ближе к 14 распогодилось и стало шикарно, но времени уже оставалось немного. Так и завершился этот сезон.